Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияния (Генри Адамс)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияния (Генри Адамс)

Иванова К.А. 1
1МОБУ СОШ с. Авдон МР Уфимский район Республики Башкортостан
Петрова В.В. 1
1МОБУ СОШ с. Авдон
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

«Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияния» (Генри Адамс)

Вечерняя прогулка. Тепло,уютно. Мы с одноклассницей делимся планами на будущее – 11 класс все-таки. Поднимаем глаза на ясное небо. На иссиня –черном фоне витают мириады звезд. Вот Полярная звезда.А в ее окружении еще много-много светящихся точек . Вдруг в голову приходит мысль о том, что эта большая путеводная звезда- это учитель. Множество звездочек (ярких,бледных,желтых,серебряных) , сливающихся в созвездия,– это дети. Упрямые Козерожки и Овны,скромные Девы,харАктерные Скорпиончики,медлительные Рачки,отважные Львята,шустрые Рыбешки,загадочные Близнецы,задумчивые Тельцы,непосредственные Водолейчики…Учитель,наставник ,дети- вот вечные составляющие жизни каждого человека на Земле.

Прочла недавно интересное высказывание американского писателя и историка Генри Брукса Адамса о том,что учитель влияет на вечность.Смысл данного умозаключения я вижу в том, что должность учителя ответственна и высока, учитель и впрямь находит продолжение в делах своих учеников, от него зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества в целом.

Я полностью согласна с автором цитаты, что влияние учителя вечно, так как душой и сердцем воспитания и обучения является учитель. От него зависит будущее мира.

Как учитель связан с вечностью? Кто же такой Учитель? И почему именно о нем сказано: «он прикасается к вечности»? Для того чтобы разобраться в этом, обратимся к энциклопедическому словарю педагога: «Учитель — это посредник между общекультурным опытом человечества и новым поколением». [1,215] В толковом словаре С.И.Ожегова: «Учитель – глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь». [4,533]

К появлению профессии учителя и учебных заведений, как полагают историки, привела необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям. Многие педагогические термины, которые используются по сей день: «педагогика», «риторика», «дидактика» и другие появились в Древней Греции, где людей, которые занимались педагогической деятельностью, называли-педагог (от греч. Paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение»-воспитатель).

Сегодня педагог — это специалист, формирующий учебно-воспитательный процесс. На педагога возложена особая миссия - воспитывать достойных людей, способных приумножить достижения человеческой цивилизации.

Исключительную роль учителя можно выразить словами великого педагога Я.А.Коменского: «Следующий век будет именно таким, какими, будут воспитанные для него граждане» [2,24] Таким образом, Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего прогресса человечества и что будущее нашей страны и общества напрямую зависит от педагога.

В.А.Сухомлинский считал, что: «Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». [3,66] Учитель-творец человеческих душ. Очень важно, что и как вложит учитель в ученика в начале его жизненного пути. Ведь именно полученные в школе опыт и знания формируют судьбу личности.

Влияние учителя на становление личности, на благополучие каждого ребенка велико. Примером данного утверждения может послужить повесть

Ч. Айтматова «Первый учитель». То влияние, которое оказывает на своих подопечных главный герой Дюйшен ,просто неоценимо. Будучи уже взрослыми, они с большим чувством благодарности вспоминают, как он смог повлиять на их судьбы. В произведении Валентина Распутина «Уроки французского» мудрая учительница Лидия Михайловна сыграла важнейшую роль в жизни автора. Она помогла скрасить его тяжелое существование. Так уроки французского становятся уроками жизни, великодушия, человечности. Благодаря этим воспоминаниям, которые остались с детства, появился этот поучительный рассказ.

Сколько бы времени ни прошло, школьные годы всё равно остаются в памяти человека. А вот что именно сохранится в памяти, во многом зависит от учителя, который встретился на жизненном пути ребёнка. Об этом когда-то прекрасно сказал Ю.В.Завельский: «Как важны для ребенка первые школьные шаги! Потом они невольно отзовутся, несмотря на их затухание с годами, во всей последующей жизни человека». [5,21]

Таким образом, учитель обладает уникальной возможностью прикоснуться к вечности. Результат труда учителя виден не сразу, а через продолжительное время. Ещё В.А.Сухомлинский в своем труде говорил об «идеи отсроченного влияния учителя на ученика». И действительно никто не знает, где заканчивается это влияние.

Учителя, создавая настоящее, одновременно оказывают влияние на будущее общества, ведь они учат и воспитывают тех, от кого будет зависеть развитие человечества в дальнейшем.

На современном этапе развития нашего общества приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в области образования являются: доступность качественного образования, нравственное и гражданское воспитание подрастающего поколения в условиях постоянно изменяющегося общества.

Исходя из вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что проблема, затронутая Г. Адамсом актуальна во все времена. Учитель — это тот, кто оказал на кого-то сильное влияние. Это влияние выходит далеко за рамки предмета, которому учит учитель, преобразуя всю духовную сферу ученика. Чувство этого глубокого влияния на внутреннюю жизнь ученика остается в нем на всю жизнь, даже когда многое выученное им в школе забыто.

Список литературы:

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. Синонимы

Коменский Я.А. Великая дидактика: (Отрывки): Шк. парк. -2001.-№1.-С.11-12;23-25.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Концептуал,2018 г.-320с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений.- 4-е изд., М.,1997.-944с.

Завельский Ю.В.Еще раз об учителе: Мысли вразброс.-М.: Прометей,2017.-58с.

Просмотров работы: 391