Введение.
Сказки любят все, и взрослые, и дети. Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки читают мне с раннего детства, а теперь мы знакомимся со сказками на уроках литературного чтения. Я уже знаю, что сказки бывают авторскими и народными. Я хотел бы более подробно исследовать русские народные сказки.
Что русский народ передавал из поколения в поколение в своих сказках? Какие хорошие качества воспевал русский народ? Какие плохие черты высмеивал? Кто ее главные герои? Какие волшебные предметы были помощниками героев? Чему учит волшебная сказка? Какова мораль русских сказок? Ее идея?
Цель:
-Проанализировать, чему учит сказка.
-Сделать вывод о сущности русских народных сказок.
Задачи:
-Прочитать русские народные сказки.
-Провести опрос по теме среди одноклассников.
-Сопоставить сказочные и жизненные ситуации.
-Проанализировать и сделать выводы.
Гипотеза:
Мне кажется, что сказки-прекрасный учебник жизни, т.е. из каждой сказки можно вынести урок.
Объект исследования:
Главный герой сказки, основные атрибуты русских сказок.
Методы исследования:
Чтение книг, опрос, размышления, анализ результатов.
Тема исследования: «Русские народные сказки».
Название проекта: «Сказка ложь, да в ней намек…».
Основная часть.
1.1Общая характеристика сказок.
Мы знаем, что русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Есть сказки, в которых речь идет о животных, бывают занимательны волшебные повествования об удивительных приключениях героя. Бывают, также, короткие сказы о ленивых, глупых и упрямых людях, повествующих о быте и именуются бытовыми сказками.
А есть сказки героические. Это великая духовная культура народа. Через сказку раскрывается перед нами тысячи летняя история народа. Героическая сказки еще называют былинами.
Поэтому мы можем разделить их на несколько категорий:
-волшебные сказки;
-сказки о животных;
-героические сказки;
-бытовые или сатирические сказки;
А теперь более подробно остановимся на каждой категории и приведем.
1.2 Волшебные сказки.
Конечно же, по сути, все сказки являются волшебными, но к данной категории мы отнесем те сказки, действие в которых происходит благодаря какому=то волшебству.
Ярким примером являются сказки:» Морозко»,
«Царевна-лягущка», « Гуси-лебеди», и многие другие.
Приложение 1
В сказке «Царевна-лягушка», как мы знаем, лягушка превращается в прекрасную царевну, это, конечно же, волшебство, но царевич сжег лягушачью кожу и царевна перенеслась далеко, далеко в царство Кощея Бессмертного. Ради любви к Царевне, он прошел много испытаний, много трудностей преодолел. В дороге ему сопутствовала удача, благодаря его доброте, благородству и терпению, и он вызволил свою царевну из Кощеева Царства, конечно-же, не без помощи волшебства…
Приложение 2
Это сказка учит нас относится друг к другу с доверием и уважением, а уж если допустил ошибку, то надо уметь признавать свои ошибки, и главное, уметь их исправить. Самые лучшие качества- доброта, благородство и уважение помогли главному герою достичь своей цели. И жизни эти качества помогают преодолевать все жизненные трудности.
В сказке « Морозко» волшебство происходит, опять- же, с доброй, милой, кроткой и послушной Аленушкой. За эти качества Морозко одарил ее
щедрыми подарками. А злую, ленивую и завистливую старухину дочь заморозил.
И в этой сказке мы видим, что все хорошие качества делают человека счастливым, и наоборот, плохие качества приносят в жизнь одни страдания.
Сказка «Гуси-лебеди» повествует нам о том, что братец Иванушка не слушался Аленушку, из-за чего им пришлось преодолеть много трудностей. И только благодаря трудолюбию Аленушки, волшебным образом им помогали в пути печка, яблоня и река. Они отплатили добром за доброту и трудолюбие Аленушки. Из этой сказки следует сделать вывод о том, что непослушных детей поджидают неприятности, а трудолюбивым и добрым готовы всем помогать.
Приложение 3
В волшебство надо верить, и оно обязательно случится, если быть трудолюбивым, добрым, благодарным и терпеливым.
1.3 Сказки о животных.
Наши представления о многих диких животных во многом формируется под влиянием сказок. Лисичка- сестричка- рыжая плутовка, зайка- серенький трусишка, волчок- серый бочок, голодный и страшный разбойник, мишка косолапый- добрый и неуклюжий, ёж- колючая голова- сам никого не обидит и себя в обиду не даст.
Такие сказки как: «Волк и семеро козлят»,
«Теремок», »Репка», »Лиса и журавль», «Маша и медведь» и многие другие учат самых маленьких быть дружными, послушными, трудолюбивыми, гостеприимными.
Приложение 4
Сказка «Теремок»- это пример дружбы и доброты. В сказке про репку дети узнают то, что в семье очень важна дружба и уважение. Всем вместе легче и интереснее работать. «Кто не работает, тот не ест»- гласит пословица.
«Волк и семеро козлят» учат детей быть послушными. Если бы не ослушались козлята своей мамы и не открыли бы дверь волку, то не пришлось бы их маме выручать их из беды. В сказке «Лиса и журавль» лисичка была негостеприимна. Сама слизала всю кашу, а журавль стучал, стучал носом по тарелке, да ничего в рот не попало и сама ушла от журавля не солоно хлебавши. Не зря говорят «Как аукнется, так и откликнется».
Приложение 5
В сказке « Маша и медведь»- Маша сама себе помогла вернуться к бабушке и дедушке, благодаря своему трудолюбию и смекалке. Эта сказка учит нас никогда не унывать, бороться и не сдаваться.
В сказках мир животных представлен таким же, как и мир людей. Среди зверей, как и среди людей, существуют положительные и отрицательные герои. В сказках о животных добро всегда побеждает зло.
1.4 Героические сказки.
Героические сказки еще называют былинами, т.е. считается, что прообразами героев сказок были настоящие богатыри, которые жили во времена Киевской Руси и прочно вошли в народный фольклор.
Приложение 6
Яркие образы Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и других былинных героев- славных защитников земли русской, создавались на протяжении многих веков.
Есть мнение, что герой сказок Илья Муромец жил во времена Киевской Руси в городе Муроме и прославился своими подвигами, честь и доблесть его легли в основу русских героических сказаний.
Образ Соловья-Разбойника также пришел в сказку из народа. Сохранились предания о разбойнике Могуте, который жил в лесах во времена Князя Владимира и занимался грабежом и разбоем.
Есть очень много сказаний: »Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», » Никита Кожемяка», Добрыня и змей» и много, много других. Главные герои в них богатыри-главные качества которых сила и мужество, честь и доблесть. Старания богатырей по защите родной земли проявляются в неравном бою. Подвиги богатырские прославили их далеко за пределами Киевской Руси.
«А и сильные, могучие богатыри на святой Руси! Не скакать врагам по земле Русской! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь- не качается и века простоит не шелохнется!»
Приложение 7
Эти былины и сказки: «Про дела старые, бывалые, чтобы море синее успокоилось, чтобы добрые люди послушались, чтобы молодцы призадумались, что века не меркнет слава Русская! Лучше того дела нет, чем землю родную от врагов защищать.
Бытовые сказки.
Самые поучительные и жизненные- это бытовые сказки. Появились они гораздо позднее волшебных сказок. Правда соседствует с вымыслом. Здесь все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает лодырей, жадных и обманщиков. Самый любимый герой сказки-солдат, все знающий, все умеющий, никогда не унывающий, ловкий и умелый. В бытовой сказке главный герой силы не применяет, подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит состязание ума, кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.
Одна из наиболее известных бытовых сказок- «Каша из топора». Про то, как солдат перехитрил жадную старуху и сварил кашу из ее припасов, убедив старуху в том, что сварил кашу из топора.
Приложение 8
Позавидовал барин кузнецу, решил сам завести кузницу, чтобы быстро разбогатеть, и стал кузнечить. Но ничего не вышло из этого: не умел барин трудиться! И избил его мужик, заказавший шины для телеги.
Так же известны сказки-« Мудрые ответы», « Попов работник», « Солдат и царь в лесу» и много других сказок.
В бытовых сказках сказывался оптимизм народа, его вера в будущее.
Приложение 9
Вывод.
Главная функция сказки- рассказать и показать человеческий мир и отношения в нем с хорошей или плохой стороны. Сказка не только воспитывает в нас моральные ценности, правильное мировоззрение, учит ребенка взаимодействовать с окружающим миром, но и дает массу положительных эмоций, что защищает нас от стрессов и дает возможность более рационально развиваться. Через сказку происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного растительного мира.
Все без исключения сказки говорят, в сущности об одном и том же, хотя и по- разному. Как на крыльях они уносят в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки.
Заключение.
В ходе моего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских волшебных сказок, узнал о сущности сказки. Я думаю, что моя работа не закончена, поскольку мир сказок увлекателен, интересен и безграничен.
Я думаю, что моя работа принесет пользу, так как ребята, познакомившись с ней узнают самую суть моей работы, которую я выявил в результате исследования. Ведь я не даром выбрал название для моей исследовательской работы; «Сказка ложь, да в ней намек»… Самые смелые и казалось бы неосуществимые мечты можно сделать реальностью, только благодаря упорству, труду, и бережному отношению к окружающему нас миру! Доброе сердце, вера в себя- самые могущественные волшебники!