Введение
Материалом для нашего исследования стал цикл произведений о Геральте и Цири (иначе – «Сага о ведьмаке») польского писателя А. Сапковского. Этот выбор обусловлен не только возможностью рассмотреть использование структуры и мифологем Артурианы на материале массовой литературы жанра фэнтези ХХ–XXI вв., но и привлечь к интерпретации научно-популярные работы автора «Пируг, или Нет золота в Серых горах» (1993) и «Мир короля Артура» (1995), расширяющие возможности анализа.
Цель работы – анализ структур и мифологем, благодаря которым произведение польского писателя можно назвать современной интерпретацией Артуровской легенды.
Актуальность исследования обусловлена популярностью в современной культуре жанра фэнтези, сюжетные схемы которого в большинстве случаев воспроизводит сюжеты Артурианы и тесно связанной с ней кельтской мифологии.
Анджей Сапковский — польский писатель-фантаст и публицист, автор популярной фэнтези-саги «Ведьмак». Произведения Сапковского изданы на польском, чешском, русском, немецком, испанском, финском, литовском, французском, английском, португальском, болгарском, белорусском, итальянском, шведском, сербском, украинском и китайском языках. По заявлениям издателей, Сапковский входит в пятёрку самых издаваемых авторов Польши.
Глава 1. «Сага о ведьмаке»
Исследование творчества Анджея Сапковского.
Исследованием творчества Анджея Сапковского занимаются как польские исследователи, так и наши соотечественники. Общие направления исследований затрагивают, в первую очередь, вопросы жанровой идентификации и классификации образов романов. Все работы данного ряда можно разделить на две группы. Представители первой рассматривают «Сагу о ведьмаке» как новаторское произведение в области «славянского фэнтази» и делают акцент на том, что Анджея Сапковский создает авторский миф, используя материал славянской мифологии. Немало исследований посвящено влиянию «Саги о ведьмаке» на массовую культуру, при этом рассматривается не только литературное воплощение истории о ведьмаке Геральте и Цири, но и экранизации, игроизации, театральные постановки и т.д.
В «Сагу о ведьмаке» вошли восемь книг, написанных в промежутке между 1990 и 2013 годами. Произведения оказали заметное влияние на массовую культуру: по их мотивам был снят телесериал и планируется выпуск полнометражного фильма, выпущены три компьютерные игры, написана и поставлена рок-опера, изданы комиксы о похождениях Геральта и других героев книг. Сага рассказывает нам о ведьмаке-мутанте, специально изменённом человеке, выращенном для убийства чудовищ. В ходе странствий ведьмак сталкивается с ребенком-Предназначением. (Здесь А. Сапковский обращается к сказочному мотиву расплаты за спасение, когда спаситель просит у сказочного героя: «Дашь мне то, чего не ожидаешь застать дома», или «Дашь мне то, что уже имеешь, но о чем не знаешь».) [5, с. 27].
Ребенок-Предназначение Геральта – принцесса и наследница трона Цири – еще до появления на свет была втянута в политическую игру и оттого стала целью преследования заинтересованных монархов и магов.
Герои саги о ведьмаке к концу повествования приходят к пониманию Предназначения как указующего, но не неизбежного пути: «Предназначение – не приговор Провидения, не свитки, написанные рукой демиурга, не фатализм. Предназначение – это надежда» [4, с. 251].
Фэнтезийный мир Ведьмака напоминает средневековую Центральную Европу. Первыми разумными существами, населявшими Континент за тысячи лет до рождения Геральта из вымышленной Ривии (главного героя фэнтезийного литературного цикла «Ведьмак»), были гномы, а затем дварфы, согласно рассказу карлика Геральта - Ярпена Зигрина Цири в «Крови Эльфов», 1-м романе о Ведьмаке. Позже эльфы прибыли на Континент из иных мест и сражались с другими его нечеловеческими обитателями. Таинственное бедствие, называемое Соединением Сфер, в итоге, привело параллельные миры в соответствие с безымянным миром, на котором существует Континент. «Впоследствии люди перебрались на эту планету после разрушения их родного мира», - рассказывает один эльф Геральту в 4-й книге Сапковского о Ведьмаке - «Башня Ласточки».
Эти недавно прибывшие люди вели войну против эльфов и других нелюдей и, в конце концов, основали Северные королевства. Люди построили города на эльфийских руинах. На юге возвысилась Нильфгаардская империя. К тому времени, когда начинается история «Ведьмака», многие нелюди в Северных королевствах ассимилировались в человеческое общество, хотя они и жили в гетто, и с ними обращались как с низшим классом. Некоторые нелюди жили в дикой природе, чтобы избежать человеческого контроля. Эльфы, дварфы и халфлинги, восставшие против людей, формируют партизанские отряды скоятаэлей, которые совершают насильственные террористические акты. [6, с. 71].
Глава 2. Общество в произведении «Ведьмак».
2.1. Фантастический сюжет книги.
Насколько бы фантастическим не казался нам сюжет какого-либо художественного произведения, при вдумчивом прочтении оказывается, что независимо от уровня развития мира и героев есть то, что объединяет его с нашей реальностью – необходимость регулирования общественных отношений и общества в целом, как единого организма, части которого взаимозависимы и могут правильно и полноценно работать только в тесной связи друг с другом.
Отсюда следует, что весьма важным качеством общества, независимо от того, функционирует оно в утопической вселенной или в постапокалипсисе, состоит из людей или гномов, орков или эльфов, развивается в условиях постоянной войны или стабильного мира, является организованность и упорядоченность образующих жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
Действие книг происходит в вымышленном мире, напоминающем Восточную Европу времён позднего средневековья, в котором помимо людей обитают эльфы, краснолюды и различные магические твари, большинство из которых относятся к любому человеку крайне негативно, а Геральт из Ривии — один из последних ведьмаков, осуществляющих охоту и истребление таких существ.
На первый взгляд, «Ведьмак» и право – очень далекие друг от друга вещи, однако «право неожиданности», ни один раз изменившее сюжет саги и повлиявшее на каждого из основных героев этой серии книг, является ничем иным, как обычаем. Именно таким, каким его определяет современное право и правоприменительная практика.
Право неожиданности — обычай, известный на территории Северных королевств фантастического мира «Саги о ведьмаке». Любой человек или существо вправе потребовать за какую-нибудь услугу с незнакомца право неожиданности. Несмотря на видимую условность, это право гарантирует его обладателю получение желаемого даже через огромный промежуток времени. При этом оплатой за услугу может оказаться богатый урожай, жеребенок, щенок, неожиданное наследство и что угодно иное.
2.2. Связь «Ведьмака» и фольклорного сюжета.
В целом право неожиданности - не открытие «Ведьмака», а стандартный славянский фольклорный сюжет. Он встречается в русских народных и авторских сказках, и точно знаком вам по фильму «Варвара-краса, длинная коса» с кошмаром детства в виде руки из любого водоема: озера, колодца и банного таза, с криком «Должок!» [2, с. 134].
Главное значение этого обычая содержится в формулировке даваемой клятвы. Варианты могут несколько различаться:
Один обещает отдать другому то, что первым встретит на пороге его дома.
2. Один обещает отдать другому то, что не знает и не ожидает увидеть у себя дома.
3. Один обещает отдать другому то, что уже имеет, но о чём ещё не знает по возвращению домой.
Помимо клятвы необходимо соблюдение ещё одного условия. Если такой неожиданностью окажется ребёнок, рожденный в отсутствие отца-«должника», то лишь согласие первого подтверждает клятву и доказывает наличие Предназначения – магической связи между этим ребенком и другой стороной обязательства - «кредитором».
Последствия неисполнения обязательств, появившихся вследствие использования права неожиданности, дважды описаны в «Саге о ведьмаке».
В первый раз – король Цинтры применил данный обычай, когда был спасен от гибели рыцарем Йожем. Вернувшись домой он узнал о рождении дочери Паветты, однако после смерти короля его жена, королева Калантэ, выступила против исполнения условий клятвы.
Здесь мы можем отметить ещё один интересный момент – данное обязательство не прекратилось со смертью «должника». Однако такая установка действует в мире Ведьмака лишь потому, что в случае с ребенком возникает «правовая» связь не только между «должником» и «кредитором», но и между самим ребенком и «кредитором».
Современное право, к счастью, лишает всех желающих возможности использовать такие обычаи на практике, существует правовая аксиома – «обязательство не должно создавать обязанностей для третьих лиц». Однако в мире саги нежелание исполнять обязательство привело к кровопролитию и проявлению разрушительных магических способностей у принцессы Паветты.
Такие последствия наглядно показывают значение добросовестного исполнения обязательств и указывают на обычай, как возможное основание их появления. К счастью для мира саги, это поняли не только читатели, но и её герои. Спустя 15 лет после дачи клятвы право неожиданности было реализовано, принцесса Паветта и рыцарь Йож заключили брак, осуществив Предназначение.
В центре событий вновь была недовольная обычаем королева Калантэ, и снова это обязательство досталось ей в качестве наследства. На этот раз ребенком-неожиданностью оказалась её внучка Цирилла, а «кредитором» - главный герой саги – ведьмак Геральт. И он тоже не рвался воспользоваться своим правом, не желая обременять свою свободную и полную опасных приключений жизнь заботой о ребенке. Последствием такого бездействия с обеих сторон стало разрушение нескольких государств, кровавая война с узурпатором и гибель тысяч невинных людей.
На этом моменте раскрывается ещё одна особенность права неожиданности – не только «должник» не может отказаться от исполнения обязательства, но и «кредитор» не имеет права принять такой отказ. А как же диспозитивность? Приобретение и осуществление прав своей волей и в своем интересе? Свобода в установлении своих прав и обязанностей? Мы можем только порадоваться, что в российском Гражданском кодексе эти положения есть, и посочувствовать магическому миру.
Заключение.
Что ж, надеюсь, после такого взгляда на «Ведьмака», вы не только сядете перечитывать этот цикл книг или пересматривать сериал от Netflix, но и задумаетесь над значением обычая как источника права, необходимостью добросовестного исполнения взятых на себя обязательств и, конечно, о том, что стоит подробнее узнавать все особенности, условия и возможные негативные последствия перед заключением сделки даже в устной форме.
Да, магия – не главная защита и оружие человека в нашей серой реальности, и, оказывается, это замечательно! Ведь последствия недобросовестного исполнения этого обязательства герои саги расхлебывали вплоть до её логического завершения.
Литература
Корецкая М.А. Экранизация мифа: трудности перевода // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2010. №1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. т. 1. М., 1998.
Плавание Брана, сына Фебала / пер. Смирнов А. // Ирландские саги. М.; Л.: Гос. Изд-во худ. лит., 1961.
Сапковский А. Башня Ласточки / пер. Вайсброт Е.П. М.: АСт, 2007.
Сапковский А. Владычица озера / пер. Вайсброт Е.П. М.: АСт,1999.
Сапковский А. Меч предназначения / пер. Вайсброт Е.П. М.: АСт, 2004.
Сапковский А. Нет золота в Серых Горах. Мир короля Артура. М.: АСт, 2001. http:// www.kulichki.com/tolkien/arhiv/palata/pirug1. shtml.
Сапковский А. Сезон гроз / пер. таубес Л., Рубин А., Синеокая Г.М.: АСт, 2014.