В какой цвет окрашена победа

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В какой цвет окрашена победа

Князева С.Д. 1
1БМАОУ СОШ №29 "Школа на твоём берегу"
Власова Н.Н. 1
1БМАОУ СОШ №29 "Школа на твоём берегу"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя бабушка пережила войну, и мы часто с ней разговариваем о том страшном времени, но одна рассказанная ею история, поразила меня до глубины души, это письмо отца своей маленькой дочке «Девочка с Солдатского поля».

Я решила побольше узнать об этом письме, и мне захотелось не только познакомиться с их содержанием, но и меня очень заинтересовало необычное оформление.

И на занятиях в творческом кружке мы с педагогом решили изучить оформление солдатского письма, и я задалась вопросом, а какой цвет взять за основу, чтобы он в полной мере олицетворял Победу, что и определило актуальность исследования.

Цель: Исследовать цвета символов Победы и создать военное письмо-открытку.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Выделить и дать характеристику основным цветам, символизирующим Победу;

Найти всю информацию о письме и поделиться военной историей «Девочка с Солдатского поля», которая стала основой для подготовки продукта проекта (солдатское письмо отца для своей дочери);

Провести опрос, тем самым выяснить, с каким цветом школьники ассоциируют Победу;

Создать военное письмо-открытку и провести мастер-класс с одноклассниками по изготовлению военной открытки.

I. Теоретическая часть

1.1 Определение значения основных цветов победы

Изучая литературу, я узнала, что цвет воздействует на жизненные процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Так и у войны, и у победы есть свой образ, окрашенный в сознание человека в определенный цвет.

Я выделила несколько цветов, которые у меня ассоциируются с Победой:

- Красный

- Оранжевый

- Черный

- Голубой

Красный- насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует власть, огонь, кровь, войну. Цвет красного знамени.

Оранжевый-символизирует благородство. В военной тематике выступает, как символ Победы, олицетворяет пламя. Основной цвет георгиевской ленты.

Черный- символ смерти, скорби. Второй основной цвет георгиевской ленты, символизирует ДЫМ.

Голубой- воздушный, спокойный. Символизирует чистоту, разум, постоянство. Цвет мирного неба.

1.2 Изучение солдатского письма «Девочка с Солдатского поля»

Тому, кто вырос в мирное время, сложно даже представить все ужасы военной поры, но необходимо помнить тех героев, благодаря которым мы живы, мне захотелось рассказать классу про одного из таких героев.

На меня произвела огромное впечатление одно письмо, которым я хочу с вами поделиться, это история об отваге и настоящей отцовской любви, история про маленькую девочку, которая мне напомнила меня и моего папу Диму.

Солдат прислал из охваченного боями города своей дочери засушенный василек, сорванный взрывом.

Вот что он писал ей: «Моя черноглазая Мила, посылаю тебе василек. Представь себе, идет бой кругом, рвутся вражеские снаряды... кругом воронки, а здесь растет цветок... И вдруг очередной взрыв, василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком.

Гвардии майор Петраков, 18.09.1942»

Работая над проектом, я узнала, что Миле, теперь уже Людмиле Дмитриевне Фадеевой 78 лет. Информацию о том, жива она до сих пор или нет, я к сожалению, не нашла. Но я узнала много подробностей о письме.

Это письмо комиссар Петраков писал в 1942 году, в промежутке между сражениями под Сталинградом. Бойцы тогда на протяжении суток отражали вражеские атаки - под автоматными очередями, под залпами орудий шестиствольных минометов, под авианалётами. Комиссар Петраков был ранен, но василёк, сорванный на поле боя, сохранил в кармане гимнастёрки, а потом вложил его в письмо, которое отправил дочери уже из госпиталя.

Людмила Дмитриевна до старости помнила тот знаменитый василёк из отцовского письма. Дмитрий Аверьянович, ее отец до войны, школьный учитель, в ходе боя заменил убитого комбата, трижды за день поднимал батальон в штыковую, был ранен. Эвакуирован за Волгу. После излечения вернулся в свою часть и принимал участие в боях на территории завода "Баррикады", уцелел в Сталинградской битве, но погиб летом 1943 под Орлом.

Дочь Людмила так и не увидела больше своего отца, ушедшего в 41-м добровольцем на фронт, когда ей было всего 6 лет, но всю жизнь хранила отцовские письма с передовой, одно из которых увековечено сейчас в этом памятнике.

Само письмо и другие документы Дмитрия Петракова они с мамой по первой же просьбе передали в музей, который организовывали где-то в Минске.

1.3 История создания памятника в Волгограде

Когда я начала изучать историю и героев этого письма, то узнала, что есть памятник в Волгограде. Многие волгоградцы знают эту скульптуру – девочка Мила с цветком в руке и рядом треугольник того самого солдатского письма.

Поле под Волгоградом не случайно прозвали «железной землей». До середины 70-х годов оно было изрыто окопами и воронками, нашпиговано снарядами. Часть его стали засеивать хлебом, а вторую оставили напоминанием о страшных годах войны, превратив в мемориальный комплекс, где захоронены солдаты, погибшие на этом поле.

А в 1980-м там открыли мемориальный комплекс «Солдатское поле», сердцем которого стал памятник девочке Миле с цветком в руке. У её ног – камень треугольной формы, символизирующий солдатское письмо, на котором высечены строки письма комиссара Петракова: «Моя черноглазая Мила…» Девочка Мила на "Солдатском поле" стала символом всех детей, не дождавшихся своих отцов с Великой Отечественной. В 80-х на ее шее всегда был повязан алый пионерский галстук. Приложение 1

Создателем мемориального комплекса стал один из авторов мемориала в Хатыни, заслуженный скульптор СССР Леонид Левин. Концепция проекта долго оставалась размытой, не было главной, объединяющей идеи. Однако, главную идею проекта выработать не удавалось, и Левин был готов отказаться от работы. Но когда ему показали текст письма Дмитрия Петракова, он был потрясён и тут же согласился стать идейным автором памятника-мемориала.

II. Практическая часть

2.1 Социологический опрос «В какой цвет окрашена победа?»

Изучая этот вопрос, мне стало интересно, а какой цвет выберут мои одноклассники, подумав о победе и если им придется выбрать только один цвет, олицетворяющий ее?

Я задала всего 1 вопрос:

Какой главный цвет у победы?

По итогам опроса одноклассников я получила вот такие результаты:

9 человек проголосовали за голубой цвет, 7 за красный, оранжевый выбрали 4 школьника и только 2 отдали предпочтение черному.

Взяв за основу эти цвета, я продолжила исследовать содержание военных писем.

Я понимаю, что в этом вопросе могут помочь мои исследования в данной теме. По итогам опроса - 9 человек проголосовало за голубой цвет, 7 считают, что цвет победы красный, 4 человека отдали предпочтение оранжевому цвету и только 2 – чёрному. Опрос показал, что мнение ребят совпадает с моим. И у Победы есть своя определенная палитра. Это в большинстве случаев палитра ярких тонов. Мы видим, что Победа олицетворяется с цветом флага, крови пролитой на войне, с цветами георгиевской ленты, цветом мирного неба и цветом огня.

Результаты опроса представлены в диаграмме. Приложение 2.

2.2 Создание солдатского письма-открытки

Мне очень хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками и другими ребятами, и я решила создать военное письмо изображением василька из истории Дмитрия Петракова. С помощью белого листа, штампа из картошки, красок и изучив палитру военных цветов я постаралась показать все то, что узнала из письма.

Практическая часть моего проекта состояла из нескольких этапов:

1.Создание эффекта «помятого» и «состаренного» листа бумаги с помощью кофе;

2. Работа над штампом из картофеля (вырезание цветка - василька)

3. Оформление полученного листа с использованием штампа;

4. Сборка письма «треугольником»;

5.Оформление военного письма георгиевской лентой. Приложение 3.

И самым последним этапом работы над проектом было проведение мастер- класса по изготовлению военного письма-открытки. Приложение 4

Заключение

В ходе работы над проектом я изучила цветовую палитру, относящуюся к теме "Победа"- это красный, оранжевый, черный и голубой.

Узнала, что красный цвет, символизирует власть, огонь, кровь, а также это цвет красного знамени. Оранжевый цвет, основной цвет георгиевской ленты и в военной тематике выступает, как символ Победы. Черный цвет – символ скорби. Голубой же воздушный и спокойный цвет. Символизирует цвет мирного неба.

Провела опрос, где наглядно увидела с каким именно цветом ассоциируется Победа у моих одноклассников и это в большинстве голосов оказался голубой цвет. Что не удивительно, ведь это цвет мирного неба. Тяжело далась победа нашим бойцам, но они выставили и дали жизнь будущим поколениям.

Одним из таких мужественных бойцов оказался и Дмитрий Петраков. Именно его письмо к дочери запало мне в душу и послужило развитию этого проекта. Исследование моего проекта еще раз доказывает, что цвет Победы синий, как тот василек, который он сберег для дочки. Дочка Мила с цветком в руке и рядом треугольник того самого солдатского письма лежит основе идеи памятника «Девочка с Солдатского поля», изучила этапы создания военной открытки, освоила оформление солдатского письма и самостоятельно провела мастер-класс с одноклассниками, где рассказала о цветах Победы и научила ребят изготавливать собственное письмо-открытку.

Моя работа над проектом на этом не заканчивается. В перспективе хочу выступить в школе на классных часах и поделиться с ребятами из других классов о проделанной работе, а также в преддверии праздника 9 мая планирую в досуговом центре посёлка Старопышминск, организовать волонтёрское движение по изготовлению открыток к празднику Дню Победы для всех ветеранов и тружеников тыла.

Список литературы:

Беда Г.В. «Словарь специальных терминов в живописи»;

И. Иттен «Искусство цвета». - М.:Д. Аронов, 2004;

Л. Осипова «Военный дневник», 2002;

Ф. Степун «Из писем прапорщика-артиллериста», 2000 г

Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki

Военная история https://riac34.ru/news/94581/

Подборка писем с фронта http://gosarhro.ru/dates-events-people/the-letter/selection-of-pise/

Колористика http://iluhin.com/notes/color/

Приложение 1

Памятник девочке Миле на Солдатском поле под Волгоградом

   
   

Приложение 2

Опрос школьников «Какого цвета Победа?»

Приложение 3

Этапы работы

«Создание солдатского письма-открытки»

   
   
   

Приложение 4

Мастер-класс

Просмотров работы: 124