ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и, в тоже время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития.
Баскетбол является одной из любимых и доступных спортивных игр современной молодежи.
Мы задались вопросами о значении баскетбола для развития личностных качеств студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», о возможности формирования толерантности во время игры в баскетбол. Воспитание толерантности является одной из приоритетных задач педагогики в XXI веке, так как в современном мире на первый план выходят материальные ценности при невысоком уровне жизни людей. Повысилась агрессивность людей, нетерпимость, увеличивается количество стрессовых ситуаций. Выработать умение вести себя, управлять своими эмоциями позволяет комфортно чувствовать себя в обществе.
Понятие толерантность в социологическом аспекте представляется умением взаимодействовать, с разными людьми для достижения коллективной цели.
Новизна работы заключается в подходе к исследованию уровня толерантности у студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», увлекающихся игрой баскетбол.
Методы: наблюдение и описание, логический и социологический методы (опрос), компьютерная обработка данных.
Актуальность исследования заключается в том, что толерантность – это качество, обусловленное волевыми качествами личности, которые необходимо каждому человеку, для полноценной счастливой жизни в обществе.
Целью исследования является возможность формирования толерантности у студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» при игре в баскетбол .
Задачи:
1.Изучить литературу и Интернет–источники по теме.
2.Дать характеристику толерантности и игре баскетбол.
3.Провести тестирование ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и проанализировать полученные результаты.
4.Сделать выводы, сформулировать полученные результаты.
Гипотеза: При игре в баскетбол формируются не только физические качества, двигательные навыки и умения, но и нравственно-волевые качества личности, в том числе толерантность.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при проведении бесед о значении игровых видов спорта в жизни студентов.
Работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основная часть состоит из двух глав, заключения, списка использованных Интернет-источников и литературы, приложения.
ГЛАВА 1. Баскетбол и толерантность.
Понятие толерантность.
Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» — терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толера́нтность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.
Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.
Толерантность как принцип коммуникации в различных сферах человеческого взаимодействия представляет собой возможность для достижения взаимопонимания и установления связи между людьми, учитывая их социальные, психологические и другие особенности.
Понятие, введенное В.В. Бойко, интерпретируется как «характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию»
Толерантность в общении является, с одной стороны, неотъемлемой характеристикой профессионализма и зрелости личности, при взаимодействии в рамках «человек-человек».
Понятие «толерантность» варьируется в зависимости от того, в каком аспекте этот термин используется. В социальном подходе толерантность проявляется в стремлении личности достичь взаимного понимания с участниками процесса для достижения поставленной цели без насилия, агрессии.
1.2 Правила игры в волейбол и толерантность
15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила новой игры, которая получила название «баскетбол» (от английских слов basket – корзина и ball – мяч). Вот эти правила:
1.Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
2.Мяч может быть отбит в любом направлении одной или двумя руками.
3.Игрок не может бежать с мячом. Игрок должен бросить мяч с того места, где он его поймал, с допущением броска, когда игрок получает мяч на хорошей скорости и пытается остановиться.
4.Мяч нужно держать кистями рук; нельзя использовать руки или тело для удержания мяча.
5.Нельзя никаким образом толкать, бить, держать, опрокидывать и подрезать оппонента. Первое нарушение этого правила любым игроком должно считаться фолом; после второго нарушения игрок удаляется с площадки до следующего забитого мяча или, если была очевидная попытка травмирования оппонента, до конца игры. Замена запрещается.
6.Удар по мячу кулаком является фолом, так как нарушает третье и четвертое правила, и наказывается тем же способом, который описан в пункте 5.
7.Если одна из команд совершает три последовательных фола, не прерываемых при этом фолами противника, то это считается забитым противником голом.
8.Забитым мячом считается мяч, когда он брошен или отбит с земли в корзину и не выпал, если защитники не касались мяча и не мешали попаданию. Если мяч покоится на краях, и защитник двигает корзину, это считается забитым мячом.
9.Когда мяч выходит за пределы площадки, он должен быть вброшен или отбит в игровое поле первым коснувшимся игроком. В случае спора арбитр должен вбросить мяч прямо в площадку. На вброс мяча игроку дается пять секунд. Если он держит мяч дольше, мяч отдается оппоненту. Если одна из сторон продолжает задерживать игру, то арбитр засчитывает ей фол.
10.Арбитр должен следить за игроками, отмечать фолы и уведомлять судей, когда случаются три последовательных фола. Он вправе удалять игроков в соответствии с правилом 5.
11.Судья должен следить за мячом и решать, когда мяч находится в игре, в стадии вбрасывания, чья сторона им владеет, и должен следить за временем. Он должен определять, когда команда забивает мяч и вести счёт, исполняя также любые другие процессуальные обязанности.
12.Игра должна длиться два тайма по пятнадцать минут с пятиминутным перерывом между ними.
13.Победившей считается команда, забившая большее количество очков.
Оригинал рукописи правил баскетбола Нейсмита 1892 года, одна из самых дорогих существующих рукописей, хранится в университете штата Канзас.
Действующие сегодня всемирные правила баскетбола были подтверждены 3 февраля 1974 года и вступили в силу 1 октября того же года.
Наказание в баскетболе называется персональным фолом, оно также прописано в современных правилах.. В зависимости от характера ошибки различна степень наказания — от вбрасывания мяча пострадавшей командой из-за боковой линии до 3 штрафных бросков.
Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Толчок — это персональный контакт с любой частью тела, который имеет место, когда игрок насильно сдвигает или пытается сдвинуть соперника.
«Неигровые» фолы это нарушения, не связанные с выполнением приемов по отбору мяча у соперника. Различают технический фол, неспортивный («умышленный») фол, дисквалифицирующий фол.
Технический фол объявляется за неспортивное поведение.
Дисквалифицирующий фол - самое тяжелое наказание в баскетболе. Он объявляется за серьёзное нарушение и влечет за собой дисквалификацию игрока и удаление его с площадки до конца игры.
Желание выиграть стимулирует игроков играть не нарушая правил игры в баскетбол, учит управлять эмоциями, уважать соперников и быть терпимыми к ошибкам игроков своей команды. Это и есть воспитание личности, формирование толерантности.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ
Привлекательность баскетбола для молодежи и студентов
Баскетбол – коллективная игра двух команд. Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению ориентированности в пространстве. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. У играющих развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Баскетбол – это очень динамичная и волевая игра. Чтобы хорошо играть надо знать правила и много тренироваться, быть здоровым. Баскетбол развивает координацию движений и меткость, учит быстро ориентироваться и принимать решения. Надо постоянно контролировать ситуацию на площадке.
Баскетбол – захватывающая игра. Она проходит на очень высокой скорости. Играя в баскетбол, учишься быть членом команды, работать на общий результат, терпимо относиться к своим ошибкам и ошибкам товарищей по команде, с уважением - к соперникам.
Баскетбол – это труд, азарт, горечь поражений и радость побед.
Баскетбол - одна из самых популярных игр не только в нашей стране, но и в мире. Баскетбол по своей стремительности, эмоциям, страсти и накалам борьбы лучше всех видов спорта соответствует нынешнему времени. Молодые люди, играя в баскетбол, воспитывают в себе личностные качества, которые есть у великих спортсменов - лучших игроков планеты. Баскетбол-это прекрасное средство быть здоровым, бодрым, уверенным в себе. Играя в баскетбол, человек развивается не только физически, но и воспитывает в себе такие качества как дисциплина, ловкость, выносливость, силу и толерантность - способность взаимодействовать на площадке с друзьями по команде и соперниками без агрессии и жестокости.
Этому способствует дух красивой, техничной, эмоциональной и честной игры в баскетбол.
2.2. Уровень толерантности у студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
В ходе исследования уровня толерантности у студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» в качестве социологического метода был выбран опрос, который провели по тесту «Коммуникативная толерантность» (Приложение 1).
Количество опрошенных составляет 26 студентов в возрасте до 17 лет, в том числе: 16 юношей, которые играют в волейбол и 10 девушек, которые занимаются физкультурой только на уроках.
По результатам тестирования, были подсчитаны набранные студентами баллы в процентном отношении к максимальной возможной сумме баллов -45. Для наглядности построены графики 1, 2, 3.
Больше 25% набрали двое юношей, все остальные юноши набрали менее 25% от возможных баллов. Это говорит о о высоком уровне толерантности. (Графики1, 2).
На графике 3 видно, что только 4 из 10 девушек имеют высокий уровень толерантности (ВД, КП, МД. ХД). Еще четыре девушки имеют средний уровень толерантности. И две девушки имеют низкий уровень толерантности.
Таким образом, играющие в волейбол юноши имеют толерантность выше чем, не играющие в волейбол девушки.
График 1. Результаты тестирования юношей (1 группа)
График 2. Результаты тестирования юношей (2 группа)
График 3. Результаты тестирования девушек
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы изучены литература и интернет-источники по теме, дано определение понятию «толерантность», изучены основные правила игры баскетбол, исследована связь между игрой в волейбол и формированием толерантности у студентов. студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Толерантность в социологическом аспекте – это «характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию»
Баскетбол привлекательная игра для современной молодежи.
Гипотеза о том, что, при игре в баскетбол формируются не только физические качества, двигательные навыки и умения, но и нравственно-волевые качества личности, в том числе толерантность. доказана.
Выводы:
1. Баскетбол-это прекрасное средство быть здоровым, бодрым, уверенным в себе.
3. Играя в баскетбол, человек развивается не только физически, но и воспитывает способность взаимодействовать на площадке с друзьями по команде и соперниками, а затем и в других жизненных ситуациях, без агрессии и жестокости.
Результаты научно -исследовательской работы:
Играющие в волейбол юноши имеют толерантность выше чем, не играющие в волейбол девушки.
При игре в баскетбол происходит формирование толерантности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие для СПО. – М.: Альфа – М, 2014.
2.Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для СПО. – М.:Академия, 2018.
3.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. / В. Даль. — М.: Рус. яз., 1982.
4.Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001
5.Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006.
6. Осипов ГВ. Социологический энциклопедический словарь /ред. -М.: Норма, 1998. — 488 с.
7.Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах: доклад на международной научной конференции ЮНЕСКО
Интернет - источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Тест: «Коммуникативная толерантность»
1. Укажите Ваш возраст
до 17 лет старше 17 лет
2.Укажите ваш пол
Муж Жен
3.Пройдите тест.
Используйте систему оценок от 0 до 3 баллов чтобы выразить, насколько суждения верны они по отношению к Вам:
0 баллов - совсем неверны;
1 - верны в некоторой степени;
2 - верны в высшей степени.
Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.
Суждение |
Количество баллов |
1 – медлительные люди обычно действуют мне на нервы. |
|
2 – меня раздражают суетливые, непоседливые люди. |
|
3 – шумные детские игры переношу с трудом. |
|
4 – оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют мне на меня отрицательно. |
|
5 – безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня. |
|
Всего: |
Оценивания поведение, образ мыслей или отдельные характеристики
Суждение |
Количество баллов |
1 – меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. |
|
2 – меня раздражают любители поговорить. |
|
3 – я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу. |
|
4 – я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. |
|
5 – мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня. |
|
Всего: |
Вы категоричны или консервативны в оценках людей.
Суждение |
Количество баллов |
1 – современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды). |
|
2 – так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством. |
|
3 – представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне. |
|
4 – есть тип мужчин (женщин), который я не выношу. |
|
5 – терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем. |
|
Всего: |
100 % - Критический уровень толерантности. Отсутствие толерантности человека по отношению ко всему окружающему.
75 % - Низкий уровень толерантности. Высокая интолерантность человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
50 % - Средний уровень. Сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
25 % - Высокий уровень толерантности. Выраженные черты толерантной личности или свидетельствуют о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.