Спортивное плавание-вид спорта и залог вашего здоровья

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Спортивное плавание-вид спорта и залог вашего здоровья

Малова И.И. 1
1МОУ СОШ Среднеобразовательная школа №63
Алексеева Т.В. 1
1МОУ СОШ Среднеобразовательная школа№63 г. Магнитоогрск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я решила выбрать эту тему, так она мне очень близка и интересна. В моей семье брат спортсмен, он хоккеист, у него много медалей и кубков. Поэтому я решила продолжить спортивную традицию - занялась плаванием. Плавать я научилась в 5 лет. В 7 лет я поступила в Детскую юношескую спортивную школу- плавание. Теперь я хочу добиться больших успехов в плавание, заинтересовать и привлечь своих друзей к этому виду спорта.

Плавание – одиниз наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде работают практически все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений.  Всем, кто имеет хоть какое-то отношение к плаванию (просто купаются и плавают в свободное время, или регулярно тренируются и выступают на соревнованиях), оно приносит не только удовольствие, но и приносит пользу. Плавание помогает в закалке. Регулярные занятия плаванием благотворно влияют на организм: лучше работает сердце, больше кислорода поступает в легкие, укрепляется нервная система. Воздействие солнечных, воздушных и водных ванн вместе с ритмическими движениями и дыханием улучшает обмен веществ. Те люди, которые занимаются плаванием меньше болеют, у них улучшается желание работать.

Актуальность темы: Тему которую я выбрала считаю актуальной, потому что занятие плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, делают человека стройнее и красивее.

Цель исследования:Изучить один из самых популярных видов спорта – плавание.Формировать убеждения о необходимости активно заниматьсяспортивным плаванием.

Задачи проекта:

1.Изучить историю развития плавания.

2.Познакомить участников проекта с разнообразными видами плавания.

3.Изучить как плавание влияет на организм человека.

Гипотеза: Плавание- это не только вид спорта, но и залог вашего здоровья.Узнав о многообразии видов спортивного плавания, надеюсь, что мои сверстники изменят своё отношение к данному спорту, заинтересуются им и возможно начнут заниматься спортивным плаванием.

1.История развития плавания.

Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры, и известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс. В то время плавание носило чисто прикладной характер при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле.

В Древней Греции плавание стало использоваться как важное средство физического воспитания .

Занимаясь охотой рыбалкой, спасаясь от врагов, человек в плавь преодолевал водные преграды. В конце 19 века, когда началось строительство бассейнов, спортивное плавание приобрело широкую популярность в различных странах мира. В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию. В 1896г.плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр. Участники первых олимпийских соревнований плыли способом брасс. В начале 20 века появился новый стиль плавания, оказавшийся самым быстрым – кроль.

2. Стили плавания:

1. Кроль– это самый быстрый и популярный способ, используется при игре в водное поло и при плавании в водоемах.

2. Баттерфляй.

3. Плавание на спине.

4. Брасс

5. Эстафета

Вольный стиль (кроль на груди ) До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, то есть пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Так как способ кроль на груди является самым быстрым, то пловцы используют именно его.  Кроль на груди  – стиль плавания на груди, при движении которым пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно правой и левой руками, и одновременно постоянно выполняет удары ногами в вертикальной плоскости (по принципу работы ножниц). Лицо спортсмена при этом почти постоянно находится; периодически, во время одного из гребков он поворачивает голову в сторону, поднимая лицо из воды для того, чтобы сделать вдох

Баттерфляй (дельфин)  - стиль плавания на груди, при плавании которым спортсмен выполняет одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Обеими руками пловец совершает мощный широкий гребок, при выполнении которого верхняя часть корпуса приподнимается над водой, одновременно выполняя симметричные удары ногами "от таза". Способ плавания дельфин является скоростной разновидностью стиля баттерфляй. Техники плавания способом дельфин отличается движением ног: они движутся в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). В классическом баттерфляе ноги работают брассом. Дельфин считается вторым по скорости после кроля.

 Плавание на спине (кроль на спине). Кроль на спине  похож на перевернутый кроль на груди - спортсмен также выполняет попеременные гребки руками и одновременно совершает попеременные удары ногами в вертикальной плоскости (вверх-вниз). Лицо спортсмена практически постоянно (за исключением старта и поворотов) находится над водой. Исключая момент выполнения поворота, спортсмен должен плыть все время на спине. Старт при способе плавания на спине осуществляется из воды (в заплывах вольным стилем, баттерфляем и брассом – старт осуществляется с тумбы). Кроль на спине - третий по скорости способ спортивного плавания.

Брасс - стиль плавания на груди, в котором руки подаются одновременно симметрично вперёд, а ноги совершают одновременный толчок в горизонтальной плоскости. Цикл движений при плавании брассом на груди состоит из одного симметричного и одновременного движения руками, движения ногами и одного вдоха и выдоха ртом. Брасс - самый медленный спортивный способ плавания.

Эстафета - плавательная дисциплина, в ходе которой спортсмены поочерёдно плывут четырьмя разными стилями.

3.Влияние плавания на организм человек

  Основная ценность плавания заключается в широчайшем спектре его благотворного влияния на организм человека, сочетающимся с крайне низкой травматичностью.

Вот основные показания для систематических занятий плаванием:

3.1.Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, позвоночника и восстановление после травм

Это обусловлено, в первую очередь, тем, что во время занятий плаванием у человека работают практически все мышцы организма, чего сложно достичь во время обычных занятий в спортзале или во время бега. Нагрузка на мышцы весьма интенсивная и, вместе с тем, щадящая, так как в воде исключаются удары и резкие толчки.

Что касается позвоночника, то плавание способствует расслаблению мелких мышц, расположенных рядом с позвоночным столбом, что наряду со снижением веса тела, препятствует возникновению остеохондроза, грыж межпозвоночных дисков и формирует правильную осанку.

 3.2.Закаливание организма

Перепады температур при занятиях плаванием нормализуют работу механизма терморегуляции, что впоследствии позволяет переносить переохлаждение организма без каких либо последствий (простуды и т.д.).

3.3.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Плавание, при использовании активных стилей, оказывает такое же воздействие на организм, как и любой другой аэробный вид спорта. Аэробная нагрузка – это нагрузка, при которой мышцы начинают потреблять максимальное количество кислорода, а легкие, сердце и сосуды стараются обеспечить его доставку к мышечным тканям. В результате аэробных тренировок стабилизируется кровяное давление, увеличивается мощность сердца и объем легких, что позволяет предупредить развитие многих заболеваний сердечно-сосудистой системы.

 3.4.Похудение

Плавание весьма эффективно для борьбы с лишним весом. Особенно это актуально для очень тучных людей, так как плавание, фактически, является единственным видом спорта, способным обеспечить низкотравматичные тренировки на выносливость. Ведь в воде суставы ног и позвоночник человека с большим весом не испытывают чрезмерных нагрузок, как, например, во время бега.

Несмотря на все преимущества плавания, существует несколько рекомендаций, которых необходимо придерживаться при занятиях в воде. Вот они:
         - исключите прием пищи за полтора часа до вхождения в воду. Во время плавания поверхность вашего тела подвергается давлению воды, которое может помешать нормальному перевариванию пищи;
         - занятия плаванием в прохладной воде временно угнетают деятельность выделительной системы, и особенно, потовых желез. Потому вывод шлаков и жидкости из вашего организма ложится на почки. Тем, кто имеет с ними проблемы, следует относиться к плаванию осторожно;
         - не допускайте переохлаждения, находясь в воде. Это может привести к простуде.

В целом, плавание следует рассматривать как идеальную физическую нагрузку, подходящую людям самых разных возрастов и телосложения, начиная от пожилых людей и заканчивая профессиональными спортсменами, многие из которых часть своего тренировочного дня проводят именно в бассейне.

3.5.Плавание считается лучшим «лекарством» против бессонницы и других спутников различных нервных заболеваний.

 Слишком вялых людей плавание взбадривает, а горячих, раздражительных — успокаивает. Однако ценность плавания заключается не только в укреплении здоровья человека. Вместе с укреплением здоровья повышается и работоспособность людей. Уже одно то, что человек, регулярно занимающийся плаванием, меньше болеет,  делает его труд более продуктивным.

К тому же в результате регулярных занятий плаванием человек становится бодрее, энергичнее. Ведь во время плавания в головной мозг поступают раздражения, которые активизируют деятельность всей нервной системы. И если занятие плаванием продолжается недолго (20—30 мин), возбужденные клетки коры головного мозга не успевают утомиться, мозг активизирует свою деятельность и настраивается на повышенный уровень работы.

Само собой разумеется, что чрезмерные занятия плаванием и частые купания могут оказывать обратное действие и вместо пользы приносить вред. Особенно большое значение имеет плавание как средство активного отдыха для людей умственного труда.

Умение плавать порой сохраняет человеку жизнь, застраховывает его от несчастных случаев на воде.

Для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает, вода — опасная стихия. Может внезапно подняться волнение на море, можно неожиданно попасть в водоворот, в холодной воде могут появиться судороги. И в каждом из этих случаев человек, плохо умеющий плавать, нередко теряет самообладание, выбивается из сил и гибнет. Неумение плавать особенно чревато трагическими последствиями в экстремальных условиях, например при аварии корабля.

          Кроме того, занятия плаванием положительно влияют на психическое здоровье. Напряженная жизнь и работа провоцируют плохое настроение, постоянные стрессы, что плохо отражается на состоянии всего организма. Именно вода снимает напряжение, помогает расслабиться и на какой-тоопределенный срок забыть обо всехпроблемах.Равномерное дыхание, плавные движения и нежный массаж всего тела – целительная сила воды.

4. Интересные факты.

Многочисленные научные исследования о влиянии занятий плаванием на здоровье показали, что

люди, регулярно занимающиеся плаванием значительно реже болеют, по сравнению с людьми, ведущими более пассивный образ жизни.

систематические занятия плаванием помогают развивать дыхательную мускулатуру, расширять грудную клетку. В следствие чего увеличилась жизненная ёмкость лёгких

несмотря на большой расход энергии на тренировках, плавание мне помогает легко и хорошо учиться в школе, быть более работоспособным.

В воде человек ощущает себя на 90% легче.

После травм и проблемах позвоночника рекомендуют плавание.

Новорожденного можно обучать плаванием уже на третьей недели жизни.

Плавание – второй вид спорта после бега на лыжах

 Таким образом, моя гипотеза о том, что заниматься плаванием полезно для здоровья – подтвердилась.                                                                                  

На основании проведённого исследования я пришёл к следующим выводам:

1. При плавании получают минимум травм, ушибов и растяжений, за счет этого его рекомендуют детям и пожилым людям.

2. плавание оказывает прекрасное закаливающее действие, снижает риск получения простудных заболеваний.

7

3. Благотворно влияет на дыхательную и кровеносную системы.

4. Развивает мускулатуру.

5. Улучшают психическое здоровье.

6. Повышают работоспособность и помогают легко и хорошо учиться.

Заключение.

 Плавание является одним из важнейших звеньев в системе закаливания и физического воспитания любого человека. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости. Во время плавания создаются прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения: увеличивается количество кислорода, поглощаемого всеми органами и тканями организма, усиливается венозный отток от ног, сокращаются почти все мышцы тела. Плавание развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы и в значительной степени укрепляет весь организм.

Плавание полезно как здоровым, так и больным людям. Здоровые получают прекрасную закалку, улучшают свои физические возможности, а те, кто страдает различными заболеваниями, находят в плавании и водных процедурах прекрасное дозированное лечебное средство. Плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления.

Плавание увеличивает общую выносливость организма, повышает иммунитет и общий тонус организма. Плавание способствует закаливанию организма, человек становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Список литературы.

1. Учеб.пособие / физкультура.

2. Викулов А.Д. Плавание пресс.2004г.

3. Хрестоматия по физической культуре. Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И.Пономарева, В.И. Григорьева.- СПб: изд-во СПБГУЭФ,2001г.

4. http://www.russwimming.ru/data/list/olimpijskaya­_istoria_2.html

5. http://wikipedia.org/wiki/плавание.

Приложение

Памятка для посетителей бассейна.

Виды плавания

Паспорт проекта обучающегося МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска

План работы над проектом

 

1

Название проекта, год разработки

«Спортивное плавание- вид спорта и залог вашего здоровья»

2

ФИО разработчика проекта, класс

Малова Иветта Игоревна,ученица 5 «А» класса

3

ФИО руководителя проекта,должность

Алексеева Татьяна Васильевна, учитель физической культуры

4

Направление, в рамках которого выполнен проект:

Здоровый образ жизни.

5

Обоснование проекта

Занятие плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, делают человека стройнее и красивее.

6

Идея проекта

Узнав о многообразии видов спортивного плавания, надеюсь, что мои сверстники изменят своё отношение к данному спорту, заинтересуются им и возможно начнут заниматься спортивным плаванием.

7

Цель проекта

Изучить один из самых популярных видов спорта – плавание.Формировать убеждения о необходимости активно заниматьсяспортивным плаванием.

8

Задачи проекта

1.Изучить историю развития плавания.

2.Познакомить участников проекта с разнообразными видами плавания.

3.Изучить как плавание влияет на организм человека.

9

Тип проекта:

Исследовательский

 

9.1.По доминирующей деятельности

Исследовательский

 

9.2.По предметно-содержательной области

Монопредметный проект

 

9.3.По количеству участников проекта

индивидуальный

 

9.4.По широте охвата содержания

11 страниц

 

9.5.По длительности выполнения

Долгосрочный 2-3 месяца

10

Проектный продукт

Памятка для посетителей бассейна

11

Ресурсы,источники информации,использованные в процессе выполнения проекта

1. Учеб.пособие / физкультура.

2. Викулов А.Д. Плавание пресс.2004г.

3. Хрестоматия по физической культуре. Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И.Пономарева, В.И. Григорьева.- СПб: изд-во СПБГУЭФ,2001г.

4.http://www.russwimming.ru/data/list/olimpijskaya¬_istoria_2.html

5. http://wikipedia.org/wiki/плавание.

12

Форма представления результатов проектов(презентации)

Доклад ,презентация, продукт.

13

Уровень представления проекта

Школьный

Просмотров работы: 4453