Введение
Прошлым летом, находясь в пришкольном лагере «Иволга», наш отряд посетил выставку Интерактивного музея музыки "Музhouse. Здесь были и классические, и редко встречающиеся, а также уникальные, представленных только здесь, музыкальные инструменты. Табличек "Экспонаты трогать запрещено" здесь не было. Мы смело играли на барабанной установке, ксилофоне, а также на самых необычных, почти космических инструментах. Например, терменвоксе, глюкофоне или же тапкобарабане. Каждый мог экспериментировать и раскрыть богатство своих музыкальных фантазий, получить незабываемые, яркие впечатления.
Павленко Роман
Нам с детства очень нравится музыка, и мы занимаемся на классических музыкальных инструментах: Ярослава на фортепиано, а Роман на гитаре.
Колягина Ярослава
На выставке мы поняли, что мир полон самых разных, удивительных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию. Всему миру известны фортепиано, гитара, барабан, скрипка, но, оказывается, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию.
Тема необычных музыкальных инструментов нас настолько увлекла, что мы захотели разобраться в ней и даже создать свой музыкальный инструмент. Мы решили написать проект.
Цель проекта:
Раскрыть роль необычных инструментов из стекла в жизни человека и создать свой музыкальный инструмент «Бутылофон».
Задачи проекта:
Познакомится с видами музыкальных инструментов.
Провести анкетирование.
Собрать информацию о музыкальных инструментах из стекла.
Изготовить бутылофон.
Проанализировать свойства бутылофона, провести опыты.
Научиться играть мелодию.
Методы: сбор и анализ информации, интервьюирование, анкетирование, проектирование, апробация, анализ деятельности.
Объект исследования: удивительные инструменты из стекла.
Предмет исследования: Структура, состав и алгоритм изготовления музыкальных инструментов из стекла.
Предметные области - музыка, история, литература.
Гипотеза исследования - знания о необычных инструментах из стекла помогут познать красоту звучания музыкальных инструментов в целом.
Глава 1. Знакомство с музыкальными инструментами
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. Этим инструментом был…человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения мелодичных звуков самые разные предметы - камышовую дудочку и флейту из трубчатых костей зверей, натянутую тетиву охотничьего лука. Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров.1
Мы изучили разные источники информации (библиотека, интернет) и узнали следующее.
Существует разделение музыкальных инструментов на несколько основных групп по способу звукоизвлечения, материалу изготовления и источнику звука.
Семейство струнных смычковых инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас. По тембру эти инструменты ближе всего к человеческому голосу. Закрыв глаза, можно даже иногда представить себе, что играет один инструмент, а не четыре разных – так незаметен бывает переход от одного к другому.
Семейство струнных щипковых инструментов возглавляет, разумеется, арфа. Её родственниками являются гитара, мандолина, домра, балалайка и гусли – все те инструменты, звук из которых извлекается защипываем струн.
Медно-духовые – труба, валторна, тромбон, туба - в голосе которых слышен поющий металл.
Деревянно-духовые возглавляет флейта. Звук поющего дерева – гобоя, кларнета, фагота – мы довольно быстро отличаем от голоса поющей меди.
Ударные инструменты – их еще называют самозвучащие. К ним относятся барабаны, бубны, тарелки, колокола, металлические и деревянные пластины, из которых звуки извлекаются ударами молоточков, и многие другие.2
На протяжении веков у музыкантов всегда было стремление к разнозвучию. Они создали десятки всевозможных инструментов, которые способны вылепить из звука тысячи разнообразных музыкальных фигур.
Волгоградский областной краеведческий музей
Музыкальная гостиная
Мы посетили Волгоградский областной краеведческий музей, экспозицию «Музыкальная гостиная». Увидели разнообразие музыкальных инструментов в Царицыне 19 века. Сотрудницы музея представили целое костюмированное действие, они не только играли для нас на бережно сохраненных музыкальных инструментах времен 19 века, но и пели красивые старинные романсы.
Здесь представлены такие музыкальные инструменты, как граммофон, старинное циммермановское фортепиано, скрипка, баян, фисгармония. Мы смогли послушать звуки старинного циммермановского фортепиано и фисгармонии. Последний инструмент очень нас удивил, ему более 200 лет, по внешнему виду подобен миниатюрному пианино, а по звучанию схож с баяном и даже напоминает орган. Мы испытали невероятное ощущение, когда нам разрешили сыграть на старинном пианино.
Кроме того, в Волгограде есть еще один интересный музей - Музей музыкальных инструментов Евгения Пушкина. Но нам не удалось посетить, т.к. он закрыт из-за пандемии, но мы не теряем надежду на то, что его все-таки откроют всем посетителям.
В сети Интернет мы увидели много необычных музыкальных инструментов, но нас заинтересовали сделанные из стекла. И продолжили свое исследование.
Глава 2. Практическая часть
Познакомившись с разнообразным материалом о музыкальных инструментах, мы рассказали о своих открытиях одноклассникам на уроке музыки. Познакомили их с основными группами музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные).
Нам захотелось узнать мнение наших одноклассников и педагогов о значимости музыкальных инструментов в их жизни, что они знают о необычных музыкальных инструментах. Нами проведено анкетирование, где основной целью являлось выяснить, какие стеклянные музыкальные инструменты им известны. Вопросы нашей анкеты и результаты анкетирования представлены в приложении № 1.
Итоги анкетирования показали, что уровень изученности данной темы не высок. Для подтверждения гипотезы требуются практические доказательства. Исследование подтвердило тот факт, что услышать «поющий» бокал может каждый, все зависит от интереса и желания человека.
Глава 3. Стеклянные инструменты
В современном мире существует множество необыкновенных музыкальных инструментов. Человек не может даже предположить об их существовании и истории возникновения. Считаем необходимым провести анализ музыкальных инструментов, созданных из стекла, после чего, получив достаточный уровень знаний, самостоятельно изобрести из подручных материалов музыкальный инструмента из стекла
. В своей жизни человек стекло использует регулярно, а вот в музыке стекло встретить достаточно сложно. Однако некоторых из них нам известны, такие как стеклянная арфа, веррофон, стеклянная гармоника и стеклянная флейта3.
3.1. Стеклянная арфа
Стеклянная арфа
Уже в начале 17 века человек попробовал своими руками сделать музыкальный инструмент. Так, он провел кончиком пальца по краю влажного бокала и смог получить тонкое, мелодичное звучание. В связи с тем, что тонкое стекло стоило очень дорого, способ получения музыки таким образом был доступен не всем.
Так и возникла стеклянная арфа. С момента появления ее именовали «ангельский орган». На сама деле, это комплект бокалов, примерное количество которые варьировалось от 20 до 50 штук, который были наполнены водой. Основная закономерность появления звука заключалась в том, чем больше наполнен бокал водой, тем издаваемый звук получался выше. Музыкантами было опробовано использование разных по форме, размеру, а также количеству бокалов, что помогло получить различные тона трех октав. Получается, что на музыкальной арфе может играть каждый дома, просто выстройте из ровных без сколов бокалов ряд и попробуйте играть.4
3.2. Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника
В 1757 году в Лондоне американский ученый и дипломат Бенджамин Франклин решил сделать так, чтобы музыкальные инструменты, созданные из стекла, стали более доступными и на них смог играть любой музыкант. Музыкальный инструмент Франклина – гармоника, был создан из комплекта стеклянных полусфер, которые насажены на металлический вал. При нажатии ногой на ножной рычаг, напоминающий рычаг на швейной машинке, металлический вал вращался без остановки, а нижняя часть стеклянных полусфер была опущена в воду. Так, при соприкосновении пальцев музыканта с верхней частью полусферы, свободной от воды, издавался протяжный, мелодичный звук. Расположение так называемых клавиш было аналогичным музыкальной клавиатуре фортепиано.
Такое изобретение Франклина, а также данные им концерты на своем музыкальном инструменте, вызвали невероятные эмоции у слушателей. Так, стеклянная гармоника стала очень популярной, что доказывается тем, что более чем 100 лет являлась обязательной частью симфонического оркестра. К примеру, одним из лучших произведений является произведение В.А. Моцарта «Адажио и рондо для стеклянной гармоники и квартера», которое было создано им по заказу слепого музыканта Марианны Кирхгеснер. 5
Время не стояло на месте и к середине 19 века концерты, которые раньше проводились в гостиных (бальных) комнатах, стали проводиться в больших оперных залах, где звук музыкальной гармоники терялся. Поэтому уникальный инструмент, который еще и отличался высокой стоимостью постепенно начал терять свою популярность.
К началу 20 века создание стеклянных гармоник вообще прекратилось. Однако, одна из гармоник, на которой играл сам Франклин, сохранилась и до настоящего времени и находится в музее Баккен в США.
Стеклянная гармоника возродилась вновь только лишь в 1984 году благодаря немецкому мастеру Герхарду Финкенбайнеру, который используя сохранившиеся схемы создания стеклянной гармоники Франклином, сумел создать подобный музыкальный инструмент, и гармоника зазвучала вновь.
Во истоке Семнадцати столетия, если индивид обучился формировать с стекла крайне изящные продукта, кто именно-в таком случае отметил, то что в случае сли осуществить перстом согласно кромке сырого фужера, в таком случае прозвучит тончайший, мелодично-протяжный звучание. Безусловно, подобные отдых существовали легкодоступны только адептам верховного сообщества — ювелирное автостекло заслуживало недешево.
Таким Образом возникла пустая сито — либо, равно как ее сначала именовали, «ангельский рган». Согласно сущности, данное попросту комплект фужеров (30−40 единиц), заполненных водою. Указ простой — нежели глубже фужер, этим больше звучание. Варьируя масштабы фужеров, их конфигурацию также число вода, артисты достигали спектра во 3 октавы! Мелодическую арфу несложно сконструировать здания — которые фужеры отыщутся, эти также применяйте. Основное, для того чтобы регион был равномерный, в отсутствии отколов также в отсутствии глазури.
3.2. Пустая баян
Самым известным музыкантом на сегодняшний день, играющим на стеклянной гармонике, является француз Тома Блош, который с 1992 года исполняет даже рок и джаз. Сегодня же, стеклянные гармоники изготавливают только лишь по специальному заказу всего несколько человек в мире.
Во 1757 г. во Город Дождей пришел величайший североамериканский деятель науки также политик Бенджамин Единица. Некто желал совершить застекленный механизм наиболее легкодоступным — для того чтобы в немой имел возможность исполнять каждой музыкант. Баян Франклина презентовала собою комплект пустых полусфер, низанных в стальной ось. Ось регулярно крутился присутствие поддержки ножного рычага (равно как во прежних портновских автомобилях), но тельные половинки полусфер существовали погружены во водичку. Исполнитель имел возможность попросту ставить щупальцы в эту либо другую полусферу — также расступался длительный, гармоничный звучание. Размещение «клавиш» отвечало обыкновенной клавиатуре рояля.
Открытие Франклина также ряд сведений им выступлений побудили во Европе подъем пустой гармошки, возлюбленная наиболее нежели в 100 года сделалась обязательной составляющей симфонического оркестра. Один с наилучших сочинений подобного семейства — «Адажио также шрифт с целью пустой гармошки также квартета» Во.Но.Моцарта, прописанное им намеренно с целью незрячий музыкантши Марианны Кирхгеснер.
Ко половине 19 столетия выступления с бальных палат перенеслись во большие оперные залы. В Отсутствии отличного усилителя плохой звучание гармошки попросту никак не был слышен — также оригинальный механизм стал утрачивать известность. Помимо этого, отображалась недоступность прибора.
Ко истоку Двадцатый столетия мастерство формирования пустых гармоний существовало целиком потеряно. К Слову, один с гармоний, в каковых исполнял непосредственно Единица, достигла вплоть до наших суток также находится во музее Баккен во Миннеаполисе, состав Штат, соединенных штатов америки.
Пустая баян ожила только во 1984 г.. Германский специалист Отважный Копьеносец Финкенбайнер в первый раз из-за 100 со излишним года основал механизм, воспользовавшись сохранившимися экземплярами также узорами наиболее Франклина. Также баян грянула.
В настоящий период наиболее известным «гармонистом» является преподаватель Тамара Блош. Включая со 1992 годы некто выполняет в пустой гармошке наиболее различные работы — в том числе и рок-н-ролл также буги-вуги. На Сегодняшний День пустые гармошки совершают в целом ряд индивид во обществе — согласно особому заказу.
Увлекательные данные, об пустых мелодических приборах во полном я рассказали во дополнении №2.
Интересные факты, о стеклянных музыкальных инструментах в целом мы изложили в приложении №2.
Стеклянный орган
Стеклянный орган появился гораздо позже гармоники — это инструмент XX века. Его сконструировали в 1952 году два француза —— братья Бернар и Франсуа. Он состоял из 54 тонких стеклянных трубочек, расположенных вертикально. Основной идеей братьев было создание стеклянного инструмента, который бы звучал громко и мог принимать участие в серьезных концертах. Поэтому вибрация каждой трубочки (по которой музыкант проводил пальцем) передавалась на что-то вроде металлических раструбов-усилителей. Звук органа Баше напоминал стеклянную гармонику.6
Сегодня орган Баше используется крайне редко.
Веррофон
В 1983 году немецкий мастер Саша Рекерт спроектировал и построил веррофон. Выглядит он как обыкновенный орган, только стеклянные трубы у него наполнены водой. Впрочем, остается принцип работы обычной стеклянной арфы. Благодаря высоте трубочек и их объему стеклянный орган и веррофон звучат сильнее и громче.
Саша Рекерт известен и как мастер лучших на сегодняшний день профессиональных стеклянных инструментов. Его наборы идеально настроены и не требуют долива воды. 7
3.4. Флейты и ударные
Стеклянный ксилофон
Кроме названных инструментов существует еще ряд кристаллофонов. В первую очередь это стеклянные «ударные». Вообще, они отличаются от своих стальных и деревянных собратьев только материалом изготовления. Например, широко используется стеклянный ксилофон (или маримба), а также гласкорд, где удары по стеклянным емкостям с жидкостью производятся посредством клавиатуры.8
В тайской музыке используется инструмент «ранат каэо», в котором музыкант деревянным молоточком стучит по подвешенным стеклянным палочкам.
Стеклянная флейта
Ранат каэо
Стеклянная флейта, в принципе, представляет собой обыкновенную пан-флейту, только сделанную из стекла. Естественно, она гораздо больше обычной флейты — в слишком тонких стеклянных трубках звук будет не таким сильным.
3.5. Стеклянные инструменты в России
3.3. Застекленный аппарат также веррофон.
Застекленный аппарат возник значительно позднее гармошки — данное механизм XX столетия. Его сконструировали во 1952 г. 2 француза —— братья Перевал также Франсуа. Некто заключался с 54 нетолстых пустых трубочек, находящихся в вертикальном положении. Главной мыслью братьев существовало формирование пустого прибора, что б бряцал звонко также имел возможность осуществлять содействие во основательных постановках также выступлениях. По Этой Причине пульсация любой трубочки (согласно каковой исполнитель коротал перстом) переходила в то что-в таком случае наподобие металических раструбов-усилителей. Звучание органа Баше походил пустую гармонию.
На Сегодняшний День аппарат Баше применяется весьма крайне редко, при этом во главном композиторами-авангардистами.
В 1983 г. германский специалист Александра Рекерт запроектировал также создал веррофон. Смотрится некто равно как обычный аппарат, только лишь пустые трубы около него заполнены водою. Однако, остается правило деятельность обыкновенной пустой арфы. Вследствие возвышенности трубочек также их размеру застекленный аппарат также веррофон бряцат больше также звучнее.
Александра Рекерт популярен также равно как специалист наилучших в настоящий период высококлассных пустых приборов. Его комплекты безупречно настроены также никак не призывают долива вода.
3.4. Флейты также результативные
Помимо вышеназванных приборов имеется еще несколько кристаллофонов. Во главную очередность данное пустые «ударные». В Целом, они различаются с собственных металлических также древесных братьев только лишь использованным материалом производства. К Примеру, обширно применяется застекленный металлофон (либо ксилофон), но кроме того гласкорд, в каком месте удары согласно пустым емкостям со жидкостью выполнялняются с помощью клавиатуры.
Во тайландской музыке применяется механизм «ранат каэо», во коем исполнитель древесным молоточком барабанит согласно подвешенным пустым палочкам.
Пустая свирель, во убеждении, предполагает собою обычную господин-флейту, только лишь совершенную с стекла. Безусловно, возлюбленная значительно более обыкновенной флейты — во очень нетолстых пустых трубках звучание станет никак не подобным плотным также мощным.
3.5. Пустые приборы во Российской Федерации
В Настоящее Время во Российской Федерации имеется ряд обществ, использующих пустые приборы. Наиболее знаменитый – Crystal Trio . Данный оригинальный комплекс выполняет различную музыку в специальных приборах с стекла: данное пустая сито, веррофон также пустая господин-свирель, звучащая равно как голос. Во комплексе 3 высококлассных артиста: Гоша Скляров, Вова Перминов также Вова Попрас..
Сейчас в России есть несколько коллективов, использующих стеклянные инструменты. Самый известный – Crystal Trio . Этот уникальный ансамбль исполняет разнообразную музыку на особых инструментах из стекла: это стеклянная арфа, веррофон и стеклянная пан-флейта. В ансамбле три профессиональных музыканта: Игорь Скляров, Владимир Перминов и Владимир Попрас..9
Федор Григорьев
Также мы познакомились с уличным музыкантом из Санкт-Петербурга, достигшим совершенства в игре на бутылофоне Федором Григорьевым. Он своими руками создал необычный инструмент из стеклянных бутылок и бамбуковых трубок. На таком инструменте он исполняет известные музыкальные произведения и привлекает свои творчеством аудиторию во многих городах мира. Идея создания бутылофона пришла к нему после занятий на ударных в музыкальном училище им. Римского-Корсакова.
Беседа с Федором Григорьевым посредством ZOOM
Нам представилась уникальная возможность взять у Федора интервью.
Глава 4. Создание своего музыкального инструмента «Бутылофона»
Основа для бутылофона
Изучив тему стеклянных инструментов, мы поставили задачу самостоятельно попробовать изготовить инструмент «бутылофон» или, как его еще называют - «литрофон».
Итак, для изготовления бутылофона мы нашли на даче подходящую перекладину, веревку, несколько стеклянных бутылок и воду. Надежно закрепив конструкцию мы подвесили бутылки рядком на перекладину и настроили. В этом нам помогал дедушка. Настройка производится с помощью воды - чем больше воды в бутылке, тем выше звук. Для этого, конечно же, необходимо знать основы начального музыкального образования и обладать музыкальным слухом.
Звук извлекается, стуча палочкой, молоточком, или даже чайной ложкой по бутылкам. Дзынь-дзынь! Необходимо контролировать силу удара, чтобы не разбить бутылку. Стучать можно по краю или боковой части бутылки. Можно использовать совместно с другими музыкальными инструментами, например, кастрюльными барабанами
Глава 5. Анализ свойств бутылофона
5.1. Сбор дополнительной информации для изучения свойств бутылофона
Для расширения своих знаний о таком необычном музыкальном инструменте, мы посетили Детскую музыкальную школа №1 г. Волгограда отделение ударных инструментов и попробовали поиграть на классической барабанной установке.
Колягина Ярослава и Павленко Роман в Музыкальной школе № 1
Ударная установка состоит из набора барабанов и тарелок. Тарелкой называется круглый музыкальный инструмент, издающий резонанс, когда по нему играешь.10
Сходство: и бутылофон и ударная установка относятся к одной группе музыкальных инструментов – ударные. Звук из которых извлекается ударом (молоточков, колотушек, палочек и тому подобного) по звучащему предмету (мембране, металлу, дереву и другому).
Различие: внешний вид, издаваемая музыка. Барабанные партии более громкие, сильные, с энергичными переходами, в отличии от бутылофона, звучащего более мелодично и нежно.
Вывод: бутылофон относится к группе ударных музыкальных инструментов. Однако, музыка, издаваемая при игре мелодичная и нежная, имеет строй.
5.2. Проведение опытов со стеклом и водой для извлечения музыки.
Опыт №1: «Зависимость высоты звука от толщины и формы бокала»
Нам потребовались бокалы различной толщины и формы, а также простая питьевая вода.
Бокалы мы расставили на столе на небольшом расстоянии друг от друга, затем взяли палочки и начали потихоньку стучать по каждому из них. Четкий и звонкий звук исходил из бокала, сделанного из тонкого стекла. Бокал с толстыми стенками издавал более низкий и глухой звук.
Затем, мы решили изменить тон звука в бокалах с помощью питьевой воды. Мы налили небольшое количество в один из бокалов и стукнули палочкой, затем добавили воды – звук стал ниже.
Далее мы решили извлечь звук из бокалов с помощью пальцев. Мы тщательно вымыли руки, смочили средний палец в воде и начали водить по краю бокалов. При вращении начал исходить звук. Громкость и звучание было различным на разных бокалах.
Вывод: высота звука зависит от толщины и формы бокала, а также от способа ее воспроизведения.
Опыт №2: «Угадай мелодию»
В первом опыте мы выяснили, что тон звука в бокале можно настроить с помощью определенного количества воды. Нам захотелось попробовать воспроизвести простую мелодию с помощью бокалов с водой.
Для проведения опыта мы использовали 9 бокалов. Для настройки тона каждого бокала мы регулировали количество воды. С помощью палочек воспроизводили звук и выстраивали бокалы на слух в нужном нам порядке. В результате, мы смогли сыграть знакомую всем мелодию из мультфильма про Фиксиков «Часики».
Вывод: на бокалах или бутылках с водой можно играть мелодию.
Заключение
В результате проделанной работы мы подтвердили выдвинутую гипотезу. Действительно, знания о необычных инструментах из стекла помогают познать красоту звучания музыкальных инструментов в целом.
Мы узнали много нового о разнообразии музыкальных инструментов, об их основных видах. Составили словарь новых слов (Приложение 3). Провели анкетирование, чтобы узнать мнение наших одноклассников и педагогов о значимости музыкальных инструментов в их жизни, что они знают о необычных музыкальных инструментах. Обратили внимание на необычные музыкальные инструменты из стекла. Создали бутылофон, изучили его свойства, экспериментировали в извлечении музыки из стекла и воды, научились играть простую мелодию.
Нам кажется, что время кристаллофонов еще наступит. Существуют сотни разновидностей инструментов из дерева, металла — неужели у стекла меньше возможностей? Современные стеклодувы создают изделия удивительного изящества и сложности — значит, впереди новые открытия в области стеклянных инструментов, новые звуки, новые тона. Жалко, что нот всего 12 — и нельзя сказать «новые ноты».
Мы знаем, что играть на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке.
Звук «поющего» стекла несравним со звуками других музыкальных инструментов – это неземное и волшебное звучание.
Каждый из нас может послушать уникальную виртуозную игру профессионалов на «поющих» бутылках, бокалах в своем телефоне или компьютере. Удивительно, но данной игре не обучают в музыкальных школах. Все имеющиеся знания получены из личного опыта конкретных людей. В дальнейшем мы хотели бы научиться игре на бутылках и увидеть своими глазами стеклянный орган.
Считаем, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, для бесед на классных часах.
Эта работа позволила нам приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой, средствами массовой информации, ресурсами интернета, ну и самое главное, опыт общения с одноклассниками и педагогами.
Всей душой хотелось слиться,
В звуках этих раствориться…
Музыка во мне, в тебе,
Музыка в «стекле»…
Список используемой литературы:
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.
Купинский К.М. Школа игры на ударных инструментах - Москва - Музыка - 2000 г. - 208 с.
Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. 1 год обучения., 2007;
Игра на бокалах, почти всерьез. «Поющие бокалы»Ольга Шотландия [Электронный ресурс]// [сайт] «Варга. Акустические музыкальные инструменты» // URL: http: // vargan.ru/ litrophone/ index.shtml.
Музыка в стекле: стеклянные инструменты. Тим Скоренко[Электронный ресурс] // Интернет - журнал «Популярная механика», № 11 Ноябрь 2009. URL: http:// www.popmech.ru/design/9593-muzyka-v-stekle.
Почему хрусталь поет? Сергей Денисевич.[Электронный ресурс]// Познавательный интернет - журнал «ШколаЖизни.ру» // URL: http: // shkolazhizni.ru/culture/articles/3669.
Совет 1: как играть на стаканах[Электронный ресурс] // [сайт] «Как просто!» URL: http: // www.kakprosto.ru/ kak-103981-kak-igrat-na-stakanah.
Стекляннаягармоника [Электронныйресурс] // [сайт] «ВикипедиЯ» // URL: http: // ru.m.wikipedia.org/ wiki/ Стеклянная_гармоника.
Тимофей Винковский: маэстро хрустальных симфоний. [Электронный ресурс] // Личный блог Тимофея Винковского. URL: http:// crystal-harmony.ru/offer
Приложения
Приложение № 1
Анкетирование обучающихся 2 класса
Анкета:
Играете ли вы на музыкальных инструментах?
А. Да (на каком?)
Б. Нет
Какие необычные инструменты вам знакомы?
_____________________________________________________________
Знаете ли вы какие-либо музыкальные инструменты из стекла? Назовите их_______________________________________________________
Знаете ли Вы, что на бутылках можно играть мелодию?
А. Да
Б. Нет
Пробовали ли вы «играть» на бутылках или бокалах?
А. Да, у меня получилось
Б. Да, но ничего не вышло
В. Нет, никогда не пробовал (а)
Г. Не верю, что это возможно
Какие музыкальные инструменты из стекла Вам известны?_____________________________________________________
Было опрошено 34 учащихся нашего класса и 5 педагогов.
Результаты опроса показали, что 67% человек знают о том, что на бутылках и бокалах можно играть различные мелодии, 33 % - ответили, что не слышали о такой игре.
Как оказалось, 56 % ребят проводили дома опыты по изучению звуков с помощью стеклянных бокалов или бутылок. Из них 36 % отметило, что у них получилось услышать звуки стекла. 42 % опрошенных никогда не пробовали «играть» на бокалах или бутылках. А 2 % ребят вообще не поверили, что это возможно.
75% учащихся не знают о профессиональных стеклянных музыкальных инструментах. 20 % указали, что таковыми являются бокалы и лишь 5 % смогли назвать редкие инструменты из стекла, такие как гитара, скрипка, флейта, саксофон, стеклянная гармоника.
Приложение № 2
Интересные факты, о стеклянных музыкальных инструментах
Литрофон – самый простой «неофициальный» музыкальный инструмент из стеклянных бутылок, подвешенных на веревках.
В 17 веке многие считали, что стеклянная гармоника вредна для человека, может привести к расстройству рассудка и сильно действует на душевное состояние людей.
В опере «Руслан и Людмила» русского композитора М. Глинки стеклянная гармоника озвучивала чудеса, которые творил колдун Черномор для Людмилы8.
В Японии создана уникальная стеклянная скрипка из особого, прочного стекла. Разбить ее практически невозможно. Стоимость данного инструмента 50 тысяч долларов.
В Канаде производят специальные музыкальные бокалы Armonica, стоимость одного бокала от 4500 тысяч рублей.
В России лучшим исполнителем на хрустальных бокалах является выдающийся музыкант мирового уровня Тимофей Винковский, его приглашают на различные мероприятия и торжества. Стоимость музыкальной программы Тимофея составляет от 30 000 рублей в час.9
Приложение № 3
Словарь
Бутылофон (литрофон) - самый простой «неофициальный» музыкальный инструмент из стеклянных бутылок, подвешенных на веревках.
Веррофон (стеклянная гармоника) – редкий музыкальный инструмент, состоящий из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на горизонтальную вращающуюся металлическую ось.
Звуковые волны – механические колебания, которые распространяясь и взаимодействия с органом слуха, воспринимаются человеком.
Кристаллофон (стеклянная арфа)- композиция из хрустальных бокалов, расположенных в определенной последовательности.
Металлический вал – деталь цилиндрической формы с круглым или квадратным сечением.
Музыкальный ряд – последовательность звуков расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке.
Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку, оценивать высоту звука, а также тембр его источника и другие характеристики.
Полусфера–это геометрическое место точек в пространстве, равноудаленных от некоторой заданной точки (центра сферы), половина шара.
Стеклодув – мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы с помощью выдувания.
Симфонический оркестр– большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки.
Стеклянный ксилофон – представляет собой ряд из стеклянных трубочек разной величины, настроенных на определенные ноты
Стеклянная флейта– музыкальный инструмент имеющий форму цилиндрической трубки из стекла с отверстиями и клапанами
Тон звука–определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны). Чем выше частота, тем выше звучание.
Ударная установка - набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика.
1Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. 1 год обучения. М. Шорникова, 2007 стр. 5-7;
2 Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.
3Музыка в стекле: стеклянные инструменты. Тим Скоренко[Электронный ресурс] // Интернет - журнал «Популярная механика», № 11 Ноябрь 2009.
4Игра на бокалах, почти всерьез. «Поющие бокалы»Ольга Шотландия [Электронный ресурс]// [сайт] «Варга. Акустические музыкальные инструменты»
5Стеклянная гармоника [Электронныйресурс] // [сайт] «ВикипедиЯ» // URL: http: // ru.m.wikipedia.org/ wiki/ Стеклянная_гармоника
6Почему хрусталь поет? Сергей Денисевич.[Электронный ресурс]// Познавательный интернет - журнал «ШколаЖизни.ру»
7 Стеклянная гармоника [Электронныйресурс] // [сайт] «ВикипедиЯ» // URL: http: // ru.m.wikipedia.org/ wiki/ Стеклянная_гармоника.
8 Тимофей Винковский: маэстро хрустальных симфоний. [Электронный ресурс] // Личный блог Тимофея Винковского. URL: http:// crystal-harmony.ru/offer
9Музыка в стекле: стеклянные инструменты. Тим Скоренко[Электронный ресурс] // Интернет - журнал «Популярная механика», № 11 Ноябрь 2009.
10 Купинский К.М. Школа игры на ударных инструментах - Москва - Музыка - 2000 г. - 208 с