Микрокосмос Гжели

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Микрокосмос Гжели

Водопьянов Е.А. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13" города Калуги
Шепелева С.Н. 1
1МБОУ ДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Живописный подмосковный регион Гжель славится на весь мир своей керамикой. Здесь проявились высшие достижения народного искусства, основной центр русской керамики с которым ассоциируется красота и гармония. Народный характер гжельского промысла несёт в себе черты русского неповторимого образа, это расписанные сине-белыми красками керамические изделия. Современная Гжель является отражением русских традиций. Микромир Гжели пропитан космическим содержанием, промысел живет, развивается, передается из поколения в поколение. Сюжеты Гжельской росписи все чаще имеют космическое звучание, в особенности в нашем городе – «колыбели космонавтики». В авиационной и космической технике присутствуют травной, сюжетный стиль.

Гипотеза: изучение гжельского промыслапозволяетпознакомиться с культурным наследием России и в сюжетном стиле сочетать гжельские узоры с космосом.А такжепробуждать интерес к русской национальной культуре на международной арене.

Актуальность: Знание гжельского промысла помогает изучить культурное наследие России. Сочетать Гжель с космосом в сюжетном стиле росписи.

Цель исследования: Раскрытие микрокосмоса Гжели, через изучение развития гжельского промысла и его сочетания с космосом в авторских работах.

Задачи:

сделать исторический анализ гжельского промысла;

изучить технологию гжели;

отразить слияние гжельской росписи с космосом в авторских работах.

Предмет исследования: Гжель, как промысел.

Объект исследования: Развитие гжельского промысла и его возможность сочетания с космосом в авторских работах.

Новизна: впроцессе исследования были изготовлены авторские работы по мотивам Гжельской росписи на космическую тему.

Методы исследования:

теоретический: анализ литературы.

практический: создание авторских работ на космическую тему.

I. Развитие гжельского промысла

1.1. Искусство Гжели в XIV - XVIII веках

В 60 км юго-восточнее Москвы находится Гжель - большой район бывших Броницкого и Богородского уездов Московской губернии, который охватывает около 30 деревень. Название район получил от деревни Гжель - старинная волость, известная с XIV века, сложившимися условиями для возникновения гончарного ремесла. В разные времена Гжель была удельной, то “государственной” вотчиной, поставлявшей сырье для “дела алхимической посуды”. Во второй половине XVIII века в развитии керамического производства Гжели произошел скачек связанный с деятельностью первой русской керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Само слово “Гжель” пришло из седой старины, целый район с многочисленными разноименными деревнями называли Огжель, Акжель, Жгель, Гжель, из знаменитых гжельских глин получалась крепкая звонкая посуда. Ее расписывали звонкими красками и продавали в Москве. Такую посуду москвичи называли “Гжель”[1; С.28]. В 40-х годах XVIII века, трубочный завод переходит на изготовление майолики. Народные мастера брали сюжеты из живой природы. Первые майоликовые мастерские в Гжели появляются в 50-е годы XVIII века. Роспись достаточно условная, образная, декоративная. Гжельская пластика покоряет непосредственностью, ясностью замысла, наивностью, искренностью в передаче образов. Первые майоликовые мастерские в Гжели появляются в 50-е годы XVIII века. Уже через десять лет они создают заметную конкуренцию заводам Гребенщикова, братьев Сухаревых и Чапочкина. В 70-е годы XVIII века в Гжели работает уже двадцать пять заводов. Прекращение деятельности завода Гребенщикова в 1773 году позволило Гжели стать единственным производителем этого вида керамики. Расцвет деятельности многих гжельских мастерских приходится на 70-80-е годы XVIII века. В 90-х годах качество изделий падает, сбыт ухудшается. В этот же период в Гжели начали производить полуфаянс.

1.2. Исторический обзор Гжельского промысла XI X века

Во втором десятилетие XIX века полуфаянс, фарфор и позже тонкий фаянс, окончательно вытеснили майолику в Гжели. В 1820 году мастера начали изготавливать тонкий фаянс, используя не только местную глину и опоку (известь), но и глуховскую фарфоровую крошку, известный гжельский камень. Тонкий фаянс выпускали фабрики: П.Фомина, Ф.Андреева, братьев Тереховых. В 50-е годы XIX века керамический район переживал состояние промышленного кризиса. В условиях быстро развивающегося после реформы 1861 года капитализма и конкуренции в конце века со стороны двух огромных фирм М.С. и И.Е. Кузнецовых многие гжельские фабрики разорились, на некоторых значительно сократилось производство. На крупных предприятиях Барминых и Храпунова-Нового декорирование изделий были механизированы. С 1876 по 1899 год мелкие производства разоряются, кустари уходят на крупные фарфоро-фаянсовые заводы [2; С.56].

1.3. Возрождение Гжели в XX веке, современное состояние промысла

С начала 1918 года население Гжели возвращалось к кустарным промыслам. В 20-е годы в Гжели действовало шесть государственных фарфоровых завода. В 20 - 30-х годах все основные производства в Гжели специализируются на выработке кирпича, труб, кафеля, технического фарфора. Художественный фарфор не производят. Первым объединением кустарей в Гжели была артель “Вперед, керамика”, организованная в 1929 году. В 30-е годы одна за другой возникли новые артели. Но помешала война. Остановились все фарфоровые заводы Гжели. В августе 1941 года производство было законсервировано, но уже в марте 1942 года артель возобновила свою деятельность. 1944 - 1945 годы - новый этап в истории развития народного промысла [2; С.58].

К концу 60-х годов гжельские изделия усложняются, проявляется широта художественных интересов мастеров. Период 70-х годов проходит под знаком усиления декоративности гжельских изделий.

Основой развития искусства Гжели 80 - 90-х годов остаются традиционные художественные принципы.

Вывод: Современное искусство Гжели - живое, развивающееся художественное явление, которому свойственны поиски, взлеты и падения. Развитие искусства в Гжели в целом можно рассматривать как единый органический историко-художественный процесс наследования традиций и обогащения их новыми чертами. Гжельская керамика самая яркая, поэтическая, национальная традиция в истории русского искусства.

Глава II. Развитие Гжельского промысла

2.1. Технология производства Гжельского фарфора

Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, в ней мало песка. Глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмачивание, разминание, т.к. глина – живой материал! Мастер в виде карандашного наброска-эскиза «рождает» образ будущего изделия. По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий, затем изготавливается рабочая форма для их отливки. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Первый обжиг проводится при температуре – 900 градусов.

Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Кобальт – особая керамическая краска – изначально чёрный как сажа и становится ярко-синим только после обжига. Краска одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Традиционная роспись фарфора – выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности:

- наносится только вручную, что способствует уникальности каждого изделия;

- использование 3-х цветов: белого, синего и голубого.

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта).

Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при температуре – 1350 градусов. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

2.2. Стили и элементы гжельской росписи

Гжельская роспись делится на три вида.

Растительная роспись (травка, ягодки, веточки, листочки, цветки и др.).

Орнаментальная. Это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику, а также знаменитые гжельские сетки.

Сюжеты. Это природа и времена года, персонажи из русских сказок (Синие птицы, Русалки, Коты-Баюны и др.), сценки из городской и деревенской жизни и т.д.

У гжельцев есть свои секреты. Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого. Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. «Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Обязательное условие – править нельзя! Соблюдение правил технологии гжельской росписи позволяет создавать неповторимые вещи.

Самые простые и наиболее популярные графические элементы Гжельской росписи - это точка и прямая. А это – графический элемент Дуга, он может быть 6 видов. Виды дуги: 1 – простая, 2 – крутая, 3 – пологая, 4 – фигурная,5 – многослойная, 6 – скоба . Следующий элемент – бордюр. Бордюры можно изображать сверху и снизу. Следующий элемент - Спираль

Спираль может быть одной толщины, а может закругляться жирным завитком.

Следующий элемент – Капелька. Приложите кисть боком – маленькая капелька, проведите кончиком кисти тонкий мазок и в конце примакните – тоже капелька, но крупнее.

Агашка– это живописный элемент - мазок с тенью в народе. С помощью Агашки можно изобразить гжельскую розу, птицу и другие элементы орнамента или живописной композиции [5].

2.3. Авторские работы на космическую тему

Представляю свою авторскую работу на космическую тему:

Макет корабля Восток – выполнен из полеистерола и метала, расписан в травном и орнаментальном стиле.

Ход работы

1. Роспись в травном стиле гжельской росписи боковых блоков ракеты.

2. Роспись в травном стиле основного корпуса ракеты.

3,4. Изображение Гжельской розы мазком с тенью.

5-8. Роспись подставки в травном стиле гжельской росписи.

1 2 3 4

5678

Заключение

История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. Гжель сохранила свою самобытность и неповторимость. Сказочные, синие цвета Гжели будут цвести по-прежнему, в том числе и на космической технике, в гармоничном созвучии с космическими объектами в сюжетном стиле Гжельской росписи.

Список литературы

Алексахин Н.Н. «Голубая сказка» - М.: «Народное образование, 1996.

Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века» - М.: «Советский художник», 1980.

Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство» - М.: «Детская литература», 1980.

Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» - М.: «Просвещение», 1995.

Презентация Ларионовой И.Ю. "Сказочная Гжель"

Проспект Майолика Гжели -М., 1984.

Рабочая тетрадь по основам народного искусства "Сказочная Гжель" Ю.Г Дорожин 2009г.

Приложение

Приложение I

Мастер-класс в объединении Исследователь «Карандаш - волшебник»

Просмотров работы: 37