Забытые игры бабушек и дедушек (игра «Бирюльки»)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытые игры бабушек и дедушек (игра «Бирюльки»)

Носков Н.Н. 1
1МБОУ " СОШ № 6" 9Б
Шварева С.В. 1
1Преподаватель Мбоу " СОШ № 6"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Игра — высшая форма исследования

Альберт Эйнштейн [6]

Однажды у своих родственников в деревне я увидел интересные санки. Они абсолютно не походили на наши современные. Мне сказали, что им около ста лет и они самодельные. Их фотографию можно увидеть в Приложении № 1. А ведь в XX веке, особенно в первой половине, в семьях не было ни телевизоров, ни телефонов. А как же тогда проводили свободное время мои ровесники, дети и подростки десяти – шестнадцати лет? Это время, когда мои бабушки и дедушки были еще детьми.

Современные дети и подростки своими любимыми занятиями считают компьютерные игры, переписку в социальных сетях, просмотр любимых передач по телевизору. Мы совсем не играем в уличные игры, а если и гуляем на улице, то просто ходим по любимым местам города. Получается, что с появлением новых технологий и гаджетов дети незаметно исчезли из дворов больших городов, а вместе с ними исчезла культура дворовых игр и настольных игр.

Сейчас около домов появились хорошие детские площадки, но на них можно увидеть только самых маленьких детей, их родителей или бабушек. А по рассказам взрослых, те самые забытые игры — это чудесное, веселое время, когда играли целыми дворами, много времени проводили на улице, общались.

Я выдвинул гипотезу: многие игры второй половины XX века вызовут интерес у моих сверстников.

Мне стало интересно узнать, как играли дети в прошлом веке, какие игры были особенно любимы и какие игры дожили до наших дней. Так появилась тема моего исследования «Забытые игры бабушек и дедушек».

Цель: создание игры бирюльки, продолжение семейных традиций, распространение интересных игр среди своих ровесников.

Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. И не просто рассказать, а организовать в классе группу ребят, которых научить этим играм.

Передо мной встали следующие задачи:  

Опросить своих близких и знакомых с целью сбора информации об играх.

Провести все этапы исследования (эксперимента) по знакомству с играми и их обучению.

Развитие товарищеских качеств, умения действовать вместе, разумно распределять обязанности, принимать коллективные решения, понимать ответственность перед другими, когда участвуешь в общей игре.

Распространять и продолжать традиции предков, сохранять накопленный годами опыт коллективных игр.

Создать собственный продукт –игру "бирюльки"

Актуальность. Находясь дома за компьютером, мои ровесники почти не умеют общаться друг с другом, а совместные игры смогут помочь в решении этой проблемы. И наконец, важно сохранить традиции наших предков, передать другим поколениям то, что было интересно. Игра выступает здесь как «веков связующая нить».

Объектом исследования является старинная игра бирюльки.

Предмет исследования – особенность игры.

Теоретическая значимость. В последние десятилетия наблюдается особый интерес к прошлому. В СМИ появляются ностальгические воспоминания о СССР и обо всем, что тогда было. Современный человек должен знать свою историю, а игра – это часть истории страны, её культуры, традиций. Моя работа расширит знания о той пользе, которую приносили игры детям.

Практическая значимость измеряется в прикладной ценности полученных результатов. Среди игр встречаются такие, в которые можно играть, например, в классе на перемене. Для них не нужно много места. Тогда мои одноклассники смогут еще больше подружиться, а кое-кто наконец оторвется от своих телефонов.

Основная часть

Что такое игра?

Найдем объяснение слова «игра» в толковых словарях.

В словаре Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. у многозначного слова «игра» имеется пять значений. Нас интересует следующее: «Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная играСпортивные игрыАзартные игры [2]».

В Википедии имеется научное объяснение слова: «Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе». [3]

Также в Википедии читаем определение: «Детские игры — игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Существует мнение, что детские игры полезны как для физического, так и умственного развития детей». [4]

«Дворовые игры – это игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого. Дети старшего возраста являются хранителями и носителями знаний о дворовых играх. Они учат младших играм и контролируют выполнение правил. При этом младшие играют наравне со старшими», - такое определение было найдено в статье о дворовых играх. [5]

Опираясь на данные определения, можно сделать обобщающий вывод, что игра – это действие, которое возникает чаще всего по инициативе детей. Важен сам процесс игры, а не результат. Игры развивают физические, психологические, умственные навыки. При коллективной игре стираются возрастные рамки.

Экспериментальная часть.

1 этап. Составление классификации.

Попробуем составить классификацию игр, для этого предлагаю взять следующие критерии, по которым определим универсальность игр.

Подвижные – застольные.

Всесезонные – определенное время года.

Ограничение по возрасту.

Развивающие физические навыки: ловкость, координацию движений, глазомер, смелость, уверенность и силу в руках и ногах, меткость ит.п.

Развивающие психологические процессы: память, внимание, логическое мышление, а также скорость реакции, умение нестандартно мыслить.

Развивающие умственные навыки: познавательные способности, готовность отвечать за свои поступки, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше, развитие речи, умение быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Затем выделим универсальные игры (те, которые чаще всего встречаются) и предложим их для изучения экспериментальной группе.

Критерии

Наименования игр

Подвижные – застольные

Подвижные

«Вышибалы»

«Города» (подвижная)

«Городки»

«Двенадцать записок»

«Двенадцать палочек»

«Жмурки»

«Казаки-разбойники»

«Классики»

«Колечко»

«Кошки – мышки»

«Краски»

«Лапта»

«Море волнуется»

«На златом крыльце сидели» «Невод»

«Нитки» (паутинка)

«Прятки»

«Резиночки»

«Ручеек»

«Секретики»

«Холодно – горячо»

«Цепи кованные»

«Чехарда»

Застольные

"Вопрос-ответ"

«Города» (слова)

«Испорченный телефон»

«Съедобное – несъедобное»

«Я знаю пять имен…»

«Я садовником родился»

" Бирюльки"

Вывод

Большая часть рассмотренных вариантов представляет собой активные, подвижные игры. В некоторые (7 игр) можно играть, не вставая с места, то есть – застольные.

Всесезонные – определенное время года

Всесезонные

"Вопрос-ответ"

«Вы поедете на бал?»

«Вышибалы»

«Города» (подвижная)

«Города» (слова)

«Двенадцать записок»

«Жмурки»

«Испорченный телефон»

«Казаки-разбойники»

«Кошки – мышки»

«Краски»

«Лапта»

«Море волнуется»

«На златом крыльце сидели» «Невод»

«Нитки» (паутинка)

«Прятки»

«Ручеек»

«Съедобное – несъедобное»

«Холодно – горячо»

«Цепи кованные»

«Чехарда»

«Я садовником родился»

" Бирюльки"

Определенное время года

«Городки»

«Двенадцать палочек»

«Классики»

«Колечко»

«Пробки»

«Резиночки»

«Секретики»

Вывод

В большую часть игр можно играть во все времена года, но если игры перенести в помещение, то играть можно во все собранные мною игры.

Ограничение по возрасту: есть – нет

нет

Вопрос-ответ

«Вышибалы»

«Города» (подвижная)

«Города» (слова)

«Городки»

«Двенадцать записок»

«Двенадцать палочек»

«Жмурки»

«Испорченный телефон»

«Казаки-разбойники»

«Классики»

«Колечко»

«Кошки – мышки»

«Краски»

«Лапта»

«Море волнуется»

«На златом крыльце сидели» «Невод»

«Нитки» (паутинка)

«Пробки»

«Прятки»

«Резиночки»

«Ручеек»

«Секретики»

«Съедобное – несъедобное»

«Холодно – горячо»

«Цепи кованные»

«Чехарда»

«Я знаю пять имен…»

«Я садовником родился»

" Бирюльки"

есть

«Ножички»

Вывод

Во все игры можно играть в любом возрасте. Просто у младших детей будет другой темп игры, что-то будет проще. Любую игру можно адаптировать под конкретный возраст. И только игру в «Ножички» можно рекомендовать более старшим детям, чтобы избежать травм. Для этой игры раньше брали небольшие перочинные ножички. Поэтому и старшим детям надо рекомендовать небольшие и не остро наточенные ножички.

Развивающие физические навыки

«Вышибалы», «Города» (подвижная), «Городки», «Горячая картошка», «Двенадцать записок», «Двенадцать палочек»,

«Жмурки», «Казаки-разбойники», «Классики», «Колечко», «Кошки – мышки», «Краски»,

«Лапта», «Море волнуется», «На златом крыльце сидели», «Невод», «Нитки» (паутинка), «Прятки», «Резиночки», «Ручеек», «Секретики», «Цепи кованные», «Чай - чай выручай», Чехарда»

Вывод

Большая часть игр развивает физические навыки: ловкость, координацию движений, глазомер, силу, в руках и ногах, меткость и т.п. Эта сторона игр особенно полезна современным детям и подросткам, так как из-за гаджетов многие ведут сидячий образ жизни.

Развивающие психологические процессы

«Двенадцать записок», «Города», «Колечко», «Море волнуется», «На златом крыльце сидели», «Нитки» (паутинка), «Прятки», «Секретики», «Съедобное – несъедобное», «Холодно – горячо», «Я садовником родился» , " Бирюльки"

Вывод

Многие игры развивают психологические процессы: память, внимание, логическое мышление, а также скорость реакции, умение нестандартно мыслить. Например, казалось бы, такая простая игра как «Колечко», что может развивать? Игрокам нужно вычислить, кому положат колечко. А это развитие логики и наблюдательности. Чтобы схватить этого игрока, нужна скорость реакции.

Развивающие умственные навыки

«Вопрос-ответ», «Города», «Двенадцать записок», «Жмурки», «Испорченный телефон», «Казаки-разбойники», «Классики», «Колечко», «Кошки – мышки», «Краски», «Лапта», «Лягушка», «Море волнуется», «На златом крыльце сидели», «Нитки» (паутинка), «Пробки», «Прятки», «Резиночки», «Секретики», «Три пятнадцать», «Холодно – горячо», «Цепи кованые», «Я садовником родился»

Вывод

Перечисленные игры развивают умственные навыки:познавательные способности, готовность отвечать за свои поступки, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше, развитие речи,умение быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Многие игры повторялись многократно. Это и есть универсальные игры: «Вышибалы», «Города» (подвижная), «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Кошки – мышки», «Краски», «Лапта», " Бирюльки",

«Море волнуется», «На златом крыльце сидели», «Невод», «Нитки» (паутинка), «Прятки», «Ручеек», «Цепи кованные», «Чехарда».

Это самые-самые разносторонние игры, которые не имеют ограничений по возрасту, в них можно играть в любое время года. И наконец, они развивают физические данные, психологические процессы, умственные способности.

Эти данные получились при теоретическом анализе. Что же получится после исследования на практике?

2 этап. Первичный опрос контрольной группы одноклассников и учителей.

Прежде чем приступить к разработке и изготовлению собственного варианта игры" Бирюльки", я решил провести опрос одноклассников и учителей.

Цель опроса: выяснить, насколько известна игра в бирюльки современным детям, и не осталось ли «живых» образцов этой замечательной игры. Оказалось, что из 27 опрошенных одноклассников, никто (0%) не слышал выражения «играть в бирюльки», и тем более не знал его значения. (Приложение 5.)

Учителям выражение «играть в бирюльки» оказалось знакомым. Однако, почти все объяснили его как синоним бесполезного, «пустого» занятия. (Приложение 5.)

Единственным, кто назвал бирюльки набором для игры, оказался работник библиотеки. (Приложение 5.)

Таким образом, при выдвижении идей, разработке и проектировании своего варианта бирюлек мне пришлось опираться на проведённое теоретическое исследование, а также собственную фантазию.

3 этап. Изготовление игры.

Мои одноклассники почти все перемены сидят, уткнувшись в телефоны. Каждый на своей парте или где-то в уголочке. Мы мало общаемся, с некоторыми ребятами за день даже словом не обмолвимся. Мне захотелось как-то отвлечь их от гаджетов и, может, даже сблизить друг с другом. С этой целью я выбрал игру «Бирюльки».

При выдвижении идей, разработке и проектировании своего варианта бирюлек мне пришлось опираться на проведённое теоретическое исследование, а также собственную фантазию.

При выборе варианта бирюлек у меня была возможность опереться на образцы бирюлек-палочек, токарные образцы, бирюлек из подручных материалов.

Правила игры в бирюльки чрезвычайно просты, но для бирюлек-палочек и точёных бирюлек они отличаются.

Бирюльки-палочки (Приложение2):

При игре в бирюльки-палочки считалкой определялся игрок, который будет играть первым. Он зажимал в руке ровный пучок палочек-бирюлек, касался стола его нижним концом и резко разжимал ладонь. Бирюльки при этом должны были упасть ворохом. Выпавшие отдельно бирюльки откладывались в сторону, до следующей игры. Играющие по очереди вытаскивали по одной бирюльке из вороха, стараясь не шелохнуть другие палочки. Вытянутую правильно бирюльку игрок оставлял себе. Первой вытянутой палочкой-бирюлькой вытаскивались остальные. Если палочки шевельнулись, ход передавался другому игроку. Оставшийся пучок и выпавшие отдельно палочки проштрафившийся выбрасывал для следующего игрока. В конце игры считали число бирюлек у каждого игрока. Выигрывал тот, у кого бирюлек было больше. [4]

Точёные (резные) бирюльки(Приложение3):

Смысл игры в точенные бирюльки состоял в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Пошевеливший соседнюю бирюльку передавал ход следующему игроку. Игра продолжалась, пока игроки не разбирали всю кучу. Выигрывал игрок, собравший больше всего бирюлек, либо первым набравший заранее оговоренное количество предметов. [5]

Что развивает:внимание, логическое мышление, учит выстраивать коммуникационные навыки для общения с другими игроками, что крайне полезно для детей. Также тренируется усидчивость. Дети, играя в эту игру, учатся правильно распределять и концентрировать свое внимание.

Вывод: Принцип игры в бирюльки один: необходимо осторожно крючком вытаскивать предметы(соломинки) и не пошевелить остальные. Игрок пошевеливший бирюльку передавал ход другому игроку. Выигрывал тот, кто собирал наибольшее количество бирюлек. Для того чтобы победить игроку необходимо проявить терпение, ловкость и находчивость.

Первый вариант игры мне показался очень простым в изготовлении, поэтому не вызвал у меня интереса (Приложение № 3).

Второй вариант токарных бирюлек (Приложение № 4) наоборот был очень сложным и требовал серьезных умений и знаний в области деревообработки. В нашей мастерской нет станков, на которых можно выточить миниатюрные изделия. Поэтому мне пришлось взяться за изготовление бирюлек из подручных материалов (крахмал, клей " Титан») и выпилить с помощью ручного лобзика из фанеры. (Приложение 6)

Я поставил перед собой цель: изготовить в домашних условиях настольную игру «бирюльки».

Мои бирюльки должны были отвечать следующим требованиям:

быть легкими в изготовлении;

иметь не дорогую стоимость;

иметь красивый внешний вид.

Мне хотелось, чтобы каждый из моих одноклассников мог постоянно играть в бирюльки, поэтому изготовленный мной экземпляр игры я передам в свой класс. Теперь мои одноклассники не только узнают, но и с удовольствием будут играть в эту замечательную и интересную игру.

Результат превзошел все ожидания. Нам не хватило перемены, чтобы проиграть все карточки. Было очень весело. Так дружно мы еще не смеялись над ответами ребят. Получалось забавное сочетание вопросов и ответов. Эта игра универсальна тем, что можно периодически обновлять вопросы и ответы, и тогда она будет актуальной. В неё можно играть в любом месте и в любое время года. Она не только сумела всех развеселить, но и сблизила нас. Ребята увидели, что вместе делать какое-то дело (придумывать, оформлять, подготавливать, играть) это интересно и нужно.

4 этап. Знакомство одноклассников с описанием игры.

На классном часе я познакомил одноклассников с игрой: показал презентацию, рассказал о истории игры в России бирюльки появились около XVII века, а к XIX столетию игра настолько вошла в моду, что без нее не обходился ни один салон. Играл в бирюльки даже император Петр I«Его величество работал в токарне, играл в бирюльки», — писал в 1723 году о государе писатель Андрей Нартов., показал иллюстрации. [15] Данный материал имел у ребят живой отклик. Значит, на следующем этапе нужно сделать игру.

5 этап. Проведение игровых программ.

На двух праздниках и на классном часе мы играли в «Бирюльки». Я провел игровую программу во втором классе и познакомил ребят начальной школы с игрой. (Приложение 7) Таким образом, мои одноклассники и ребята начальной школы на практике познакомились с игрой. Она вызвала у ребят живой интерес.

6 этап. Опрос учащихся 2 класса.

После проведенных мероприятий я провел опрос ребят из 2 класса.

Какие из бирюлек вызвали больший интерес?

Научите вы играть в эту игру своих близких, друзей и знакомых?

Ответы на первый вопрос представим в виде диаграммы.

Диаграмма № 1. Какие из бирюлек вызвали больший интерес?

 

Цветные

Не раскрашенные

Все

Описание диаграммы. Из данной диаграммы видно, что после проделанной мной работы второклассникам понравилась игра. Самыми популярными оказались «Цветные бирюльки» (22 человека), «Не раскрашенные бирюльки» (3 человека), «Все» (3 человека). Таким образом, знакомство с игрой прошло успешно. (Приложение 8)

На второй вопрос ответили 100 %, что научат играть в эту игру своих близких, друзей и знакомых.

Таким образом, и теоретический аналитический метод, и практический подтвердили актуальность многих старинных игр.

Заключение

Мне очень понравилось работать над темой моей исследовательской работы. Ведь не только идея была интересной, но и процесс работы был очень увлекательным. Мне пришлось тщательно продумать эскизы каждой бирюльки, подобрать размеры, толщину изделия, внешний вид. К тому же изготовление миниатюрных деталей требовало от меня особого мастерства, точности, аккуратности.

Изделие получилось очень оригинальным, интересным, отвечающим основным характеристикам игры.

Поэтому изготавливая бирюльки дома вы:

экономите время и деньги,

знакомитесь с русскими -народными играми;

развиваете в себе ловкость, сноровку, аккуратность;

интересно и весело проводите время;

обладаете уникальным и единственным экземпляром игры на всей планете!

Народная мудрость гласит: «Новое – это хорошо забытое старое». Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные. Собирая материал, я изучил 16 источников. У меня получилось 8 Приложений, в которых я поместил дополнительный материал. я выдвинул гипотезу: многие игры второй половины XX века вызовут интерес у моих сверстников.

Ещё Альберт Эйнштейн утверждал: «Игра — высшая форма исследования».

Это значит, что моя работа может быть продолжена в дальнейшем и что можно найти в игре новые этапы для исследования.

 

Библиография

Ожегов С.И.Словарь русского языка, -М. изд. «Русский язык», 1990.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/209838

Игра. https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра

Значение словосочетания детские игры. Что такое...

https://kartaslov.ru/значение-слова/детские+игры

Забытые дворовые игры.https://school-science.ru/5/18/35428

МУДРЫЕ МЫСЛИ (МудМыс). http://времясоветов.рф/?page_id=1513

20 любимых дворовых игр нашего детства. https://fishki.net/1533974-20-ljubimyh-dvorovyh-igr-nashego-detstva.html

Дворовые игры советского детства. https://pisez.com/2015/05/dvorovye-igry-sovetskogo-detstva.html

9.В СССР мы играли в пробки. https://zen.yandex.ru/media/id/59ddecf3e86a9e76146d78f3/v-sssr-my-igrali-v-probki-video-5da3010a43fdc000adac651d

10.Детские развлечения и игры без компьютера. https://bosichkom.com/

11. Игра на развитие внимания — Я садовником родился. https://iigry.ru/igra-na-razvitie-vnimania-ya-sadovnikom-rodilsya/

12.Правила игры в «Кошки-мышки». https://inteltoys.ru/articles/cat4/article669.html

13. Подвижная игра «Краски». https://gamejulia.ru/podvizhnaya-igra-kraski.html

14. Подвижные игры. Коллекция подвижных игр для детей всех возрастов. https://outdoor-play.ru/игра-черевички-стоп/

15.Что значит «Играть в бирюльки» ?Отвечает ПолинаПендина,
автор портала «Культура.РФ». https://www.culture.ru/s/vopros/biryulki/

16. Занятие –практикум: «Забытые игры 20 века».

https://урок.рф/library/zanyatie_praktikum_zabitie_igri_20_veka_065344.html

Приложения

Приложение 1

Самодельные сани (начало ХХ века)

Приложение 2

Дети/подростки за игрой в бирюльки. 19-20 вв.

Приложение 3

Внешний вид бирюлек-палочек

Приложение 4

Внешний вид резных бирюлек.

Приложение 5

Количество опрошенных, знающих о русской -народной игре «бирюльки»

Приложение 6

Изготовление игры.

Приложение 7

Знакомство с игрой

Приложение 8

Самыми популярными оказались

«Цветные бирюльки» (22 человека)

«Не раскрашенные бирюльки» (3 человека), «Все» (3 человека)

«Не раскрашенные бирюльки» (3 человека),

Просмотров работы: 128