Роботизированный театр. Представление "Новогоднее чудо"

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роботизированный театр. Представление "Новогоднее чудо"

Попова А.С. 1Ярметов З.А. 1Бессонова Ю.А. 1
1Школа интеллектуального развития Мистер Брейни
Попова Елена Евгеньевна 1
1Школа интеллектуального развития Мистер Брейни
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как часто вы ходите в театр? А может быть вы сами любите быть актером и ставите дома небольшие представления? На самом деле многие на эти вопросы ответят отрицательно. Значимость театральных постановок и живой игры актеров человек начинает ценить тем чаще, чем старше становится. Юные зрители предпочитают кинотеатры. Проблема приобщения аудитории к театру весьма актуальна. Важно понимать, что для гармоничного становления личности необходимо соприкосновение с миром искусства.

Цели проекта:

- создать и запрограммировать роботизированный театр для повышения интереса зрителей к театральным постановкам,

- создать сценарий и представить свой спектакль.

Задачи:

1) Узнать новую информацию о видах и особенностях тетаров.

2) Проанализировать, к каким современным технологиям прибегают театры для повышения интереса зрителей: декорации, механизмы, спецэффекты и др.

3) Разработать различные идеи для создания роботизированного театра.

5) Создать и запрограммировать роботизированный театр.

6) Написать сценарий для актеров роботизированного театра.

7) Представить свой спектакль.

В качестве источников информации мы использовали информационные сайты: ru.wikipedia.org, infourok.ru, dic.academic.ru, didacts.ru. При оформлении проекта мы брали идеи из большой книги «Книга идей LEGO MINDSTORMS EV3» [1], при конструировании движимых частей проекта нам помогли книги и методические пособия о простых и сложных механических передачах, подробно о зубчатых передачах [2].

Мы перед собой поставили большое количество задач. Благодаря тому, что нас в команде 6 человек (Приложение, Рисунок 1.0), мы успешно справились со всеми задачами. Мы разделились на две команды по 3 человека и изучили виды театров и их особенностей. Вместе мы сконструировали и запрограммировали наш роботизированный театр. В получившихся подкомандах по 3 человека мы написали свои сценарии театрального представления. В этой работе мы представим спектакль «Новогоднее чудо». Другие ребята из нашей команды представят спектакль «Предсказание и звезда» во второй части нашего проекта - «Роботизированный театр. Представление "Предсказание и звезда"». Эта работа также представлена в секции «Техническое творчество и изобретательство» на XVIII Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» Российской Академии Естествознания.

Глава 1. Виды театров

Драматический театр — один из основных видов театра, наряду с оперным и балетным, театром кукол и пантомимой (Приложение, Рисунок 1.1). [3,4] В отличие от оперного и балетного театров, где основой представления является музыкально-драматическое произведение — опера, балет, оперетта, — спектакль в драматическом театре всё основывается на литературном произведении — драме или сценарии, предполагающем импровизацию. Основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь, — в отличие от оперы, где содержание спектакля раскрывается в музыке и пении, и балета, где оно воплощается в музыкально-хореографических образах, танце и пантомиме.

Опера — сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец (Приложение, Рисунок 1.2).

Существуют такие жанры, как большая опера, комическая опера, романтическая опера, опера-балет и др. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.

Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов — арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен и подразделяется на акты и картины, сцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог, а в конце — эпилог. Большая роль в опере принадлежит оркестру.

Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах (Приложение, Рисунок 1.3). В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.

В балете есть три основные позиции: солисты, кордебалет (представляющий группа танцоров) и оркестр. Основу балета составляет какое-то литературное произведение, по которому пишется сценарий - либретто. В балете есть основные виды танца: классические танцы и характерный танец, а также пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их разговор между собой.

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными и плоскими куклами (куклами-актёрами, Приложение, Рисунок 1.4).

Пантомима — искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела без использования слов (Приложение, Рисунок 1.5). В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы пантомимы. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин. Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале ХХ века появилась драматическая пантомима.

Мюзикл — вид музыкального театра, где соединяются диалоги, песни, музыка, танцы. Чтобы сыграть в спектакль, нужно написать пьесу (Приложение, Рисунок 1.6). Сюжет в основном берется из известных литературных произведений мировой драматургии и реализуется режиссёром-постановщиком, балетмейстером, специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др. По форме мюзикл представляет собой, как правило, двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики отличается от классического музыкального жанра: голоса не должны звучать «по-оперному», а танец — выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец должны быть в одной линии сценического поведения.

Оперетта - вид музыкального театра, в переводе с итальянского означает «маленькая опера» (Приложение, Рисунок 1.7). Опереточная школа зародилась в Вене (Австрия) в 60-е годы XIX века. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога виноделия, веселья, оргий и религиозного экстаза Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой.

Уличный театр. Люди в любой зоне на улице танцуют поют и т. д. там нет правильных актёров, потому что актёры смешиваться с толпой прохожих (Приложение, Рисунок 1.8). [5]

Театр теней - вид театр, зрелища, в котором сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей, Приложение, Рисунок 1.9). [6] Куклы освещаются сзади, контражуром — на экране появляется черно-белое или цветное изображение. Театр теней распространён главным образом у народов Азии и Ближнего Востока. Для Театра теней характерно обращение к эпосу, фольклору, традиционное сохранение сюжетов. Образы индийского классического эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» остаются в представлениях бродячих кукольников Индии и Индонезии и во 2-й половине 20 в. Один из старейших Театров теней. — индонезийский. Представление ведёт один человек (даланг), рассказывающий в сопровождении оркестра (гамелана) о событиях, развёртывающихся на экране.

Глава 2. Разработка идеи роботизированного театра

2.1 Кукольный театр: особенности конструкции кукол и механизмы управления

Перед разработкой идеи создания роботизированного театра мы решили изучить информацию о том, как люди управляют куклами, какие механизмы используют, какие бывают декорации в театрах, где актерами являются не люди, и какие спецэффекты в таких театрах используют. Для изучения этих моментов мы взяли знания о Кукольном театре, подробнее рассмотрели Театр марионеток и Театр теней.

Театр кукол - вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой [7]. Театральные куклы бывают двух видов - верховые (находятся выше актера) и низовые (соответственно ниже - актер кукольник управляет куклой сверху). Верховые - это перчаточные, тростевые, теневые куклы. Низовые - это марионетки и планшетные куклы (Приложение, Рисунок 2.1.1).

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень — гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла — самая распространенная в кукольном театре.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла — марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера — вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это — мимирующие куклы.

Теневая кукла — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

2.1.1 Театр марионеток

Марионетка управляется нитями или штоком из проволоки, прикрепленными к основной форме, либо только нитями, идущими от отдельных сочленений к ваге. [8] Известны ваги вертикальные и горизонтальные (Приложение, Рисунок 2.1.1.1). Вертикальные используются для вождения кукол, которые ходят на двух ногах, а горизонтальные — для четвероногих. Мы рассмотрели подробнее два вида.

Простейшая вага для управления вертикальной марионеткой состоит всего из четырех деталей: 1) основной шток, за который актер держит вагу; 2) подвижное коромысло — им управляются ноги куклы; 3) неподвижная планка, на которой крепятся нити: идущие к плечам куклы — плечевые, голове — височные, к рукам — ручные. Поясная (спинная) нить крепится к нижнему концу основного штока; 4) крючок, чтобы подвесить вагу с куклой в нерабочее время.

Ваги со съемным коромыслом используются в том случае, когда кукле требуются очень подвижные ноги (чаще всего в сценах танцев). Съемное коромысло может быть сделано и для рук. Принципиальных отличий данная вага не имеет, но актер, ведущий куклу на такой ваге, должен держать ее по-другому. Поэтому для среднего пальца, на который ложится вся нагрузка, делают упор. Для спинной нитки иногда делают выносную планку перпендикулярно штоку или под углом. На этой же планке удобно крепить пяточные нити от ног и другие второстепенные тяги, которые подвешиваются без натяжения.

2.1.2 Театр теней

Для человека тень – это олицетворение чего-то мистического и потустороннего. [9, 10] В то же время именно теневой театр можно считать первым и самым простым в истории человечества. Ведь обычный жест при помощи костра, отбрасываемый на стену, уже нес за собой множество образов, рождавшихся в умах первобытного человека.

Этот древний вид искусства родился больше двух тысяч лет назад. Но театр теней – это немного искаженное название, потому что мы имеем дело не просто с тенями, а скорее с силуэтами изображений (Приложение, Рисунок 2.1.2.1). В мире различают несколько видов теней: китайская, русская и испанская.

Китайская тень получается при использовании тростевой куклы. Для работы с ней нужен экран и источник света. Фигуру плотно прикладывают к поверхности экрана и управляют ей при помощи тростей (Приложение, Рисунок 2.1.2.2), которых обычно не больше трех. Куклы делали из кожи, и выделка была настолько тонкая, что напоминала больше пергамент, – после чего уже красили.

В Европе работали в основном с китайскими куклами, а русскую знали мало. До сих пор она популярна только в нашей стране. У нее нет тростей, вместо этого – сложная система рычагов. Артист манипулирует куклой только при помощи коромысел, которые находятся на центральной палочке. Сама кукла находится все время на весу. При этом ее необязательно прикладывать к экрану, а, наоборот, в зависимости от того, насколько она близко или далеко расположена от полотна, может меняться для зрителя и ее размер (Приложение, Рисунок 2.1.2.3). Также русская кукла, в отличие от восточных, может двигаться в разных направлениях.

Но самое главное изобретение в теневом театре – экран, который ни при каких обстоятельствах не должен прогибаться.

На артиста театра теней нигде не учат. Работать приходят артисты, получившие диплом по специальности кукольного театра, а новая профессия приобретается уже на месте.

Тень человека (испанская) – это третий вид теневого театра, когда артисты находятся за экраном (Приложение, Рисунок 2.1.2.4). Во времена инквизиции театр был под запретом, и актеры шли на любые ухищрения, чтобы продолжить выступать перед зрителями. Они стали играть за полотном, где видны были только силуэты.

2.2 Современные виды декораций, механизмов, спецэффектов в театрах

Эффекты сценические (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии полетов, проплывов, наводнений, пожаров, взрывов, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений.Сценические эффекты применялись уже в античном театре. [11, 12, 13]

В современном театре сценические эффекты делятся на звуковые, световые (светокинопроекционные) и механические.

При помощи звуковых (шумовых) эффектов на сцене воспроизводятся звуки окружающей жизни - звуки природы (ветер, дождь, гроза, пение птиц), производственные шумы (завод, стройка и т. п.), транспортные шумы (поезд, самолет), батальные шумы (движение кавалерии, выстрелы), бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).

К световым эффектам относятся:

1) все виды имитаций естественного освещения (дневного, утреннего, ночного, освещения, наблюдаемого при разнообразных природных явлениях - восходе и закате солнца, ясном и облачном небе, грозе и т. п.);

2) создание иллюзий льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д.

К механическим эффектам относятся различного рода полеты, провалы, мельницы, карусели, корабли, лодки. Полетом в театре принято называть динамическое перемещение артиста (т. н. типовые полеты) или бутафории выше планшета сцены. Полетное устройство на тросовой дороге состоит из горизонтальной тросовой дороги, натянутой между противоположными сторонами сцены, полетной каретки, полиспастного блока и двух приводов (один для перемещения каретки по дороге, другой - для подъема и спуска артиста). Полетное устройство с резиновым амортизатором основано на принципе маятника, раскачивающегося и одновременно опускающегося и подымающегося. Резиновый амортизатор предотвращает рывки и обеспечивает плавную траекторию полета.

Кулисные машины

Основа кулисной машины, так называемый кулисный станок, представляет собой деревянную или металлическую раму с ходовыми колесами в нижней части (Приложение, Рисунок 2.2.1). Катки станка катаются по рельсам, проложенным по полу первого трюма, а рама постоянно находится в прорези — щели планшета сцены.

Поворотный круг является одним из самых распространенных способов механизации сцены. Первое применение круга на европейской сцене преследовало довольно простую цель — быструю смену строенных декораций. В современном театре применение круга дает возможность развертывать действие в меняющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана. Динамика круга часто используется для построения особо выразительных мизансцен, усиления эмоционального воздействия. В некоторых случаях для этого даже не требуется декорационное оформление, а достаточно вращения самой сцены.

2.3 Создание эскиза модели роботизированного театра

Мы изучили информацию о механизмах и способах управления неживыми актерами. Выделили для себя главные механизмы – рычаги. Они используются для управления любой куклой, особенно марионетки, в театре теней рычаги помогают управлять предметом на расстоянии. Кроме того, мы отметили, что некоторые декорации являются подвижными, остановили свое внимание на механизме поворотного круга у кулисной машины.

Таким образом, мы решили создать конструкцию роботизированного театра на базе конструктора LEGO Mindstorms EV3 и определили для себя следующие задачи:

для выхода актеров на сцену использовать систему рычагов;

для точного управления системой рычагов использовать понижающую механическую передачу, например зубчатую;

для появления декораций или дополнительных предметов над сценой использовать круговую реечную передачу;

управлять актерами с помощью пульта, на котором установить датчики.

Перед началом конструирования нашего роботизированного театра мы создали эскиз модели, опираясь на поставленные задачи (Приложение, Рисунок 2.3.1)

Глава 3. Создание и программирование роботизированного театра.

3.1 Конструкция робота

Мы взяли за основу набор LEGO MINDSTORMS EV3. Вся роботизированная установка РОБО-ТЕАТР состоит из трех частей: сцена с актерами, высокая опора с поворотным кругом для появления 5 актера (предмета) и пульт управления (Приложение, Рисунок 3.1.1).

Для игры героев мы использовали два сложных механизма: понижающая зубчатая передача и система рычагов. Эти два сложных механизма запускаются большим мотором. На системе рычагов могут быть два героя. Другие два героя запускаются вторым большим мотором и такие же механизмами.

Для пятого героя (предмета) мы создали высокую подставку, на которой установили круговую реечную передачу, которую приводит в движение средний мотор. Таким образом, пятый герой выдвигается на высоте на сцену.

Задний план стены мы оформили из LEGO DUPLO: зелёный – земля, голубой – небо, желтый – солнце.

В пульте управления мы установили 2 датчика касания, большой мотор в режиме считывания значений энкодера, ультразвуковой датчик и блок EV3. Датчики касания установлены для управления героями: при нажатии датчика герои на рычагах появляются на сцене, при отпускании датчика – герои уходят с цены. С помощью энкодера мы управляем средним мотором и выплывающим пятым героем (предметом). Ультразвуковой датчик мы установили для дополнительных звуковых эффектов.

3.2 Программа

В основную программу входят 4 подпрограммы. Первые две подпрограммы приводят в движение два больших мотора и героях на рычагах (Приложение, рисунок 3.2.1). Эти программы активируются по датчику касания: когда датчик нажат, герои выплывают к центру сцены, когда датчик отпущен – возвращаются на край сцены за кулисы. Крайнее положения вперед и назад проверяется и фиксируется встроенным энкодером.

Третья подпрограмма приводит в движение средний мотор и круговую рейку пятого персонажа (Приложение, Рисунок 3.2.2). Мы использовали на пульте большой мотор для управления средним мотором, который приводит в движение круговую рейку и пятого персонажа. Для передачи данных от большого к среднему мы использовали переменную и математический блок.

Четвертая подпрограмма нужна для звукового эффекта «Чудо» (Приложение, Рисунок 3.2.3). В момент, когда мы подносим руку к ультразвуковому датчику ближе чем на 15 см, издается звук.

3.3 Принцип работы роботизированного театра

В момент представления ведущий и актеры озвучивают роли, операторы управляют актерами с помощью пульта. Мы разделились, наши операторы: Захар Симон, Захар Ярметов, Юля, роли озвучивают: Анна, Пётр, Андрей.

Задача операторов – вывести на сцену героев вовремя в момент озвучки и привести в движение на сцене. Задача тех, кто озвучивает роли – ярко и эмоционально говорить за героев и автора.

Глава 4. Презентация спектакля«Новогоднее чудо»

Мы решили создать сценарий с ярким запоминающимся событием и обязательно с волшебством. Мы создали сценарий спектакля «Новогоднее чудо» (Приложение, Рисунок 4.1). Затем нарисовали и вырезали героев спектакля из картона (Приложение, Рисунок 4.2), приклеили к подвижным частям робота. Провели представление перед родителями (Приложение, Рисунок 4.3). Всем очень понравился спектакль.

Заключение

Мы узнать новую информацию о видах и особенностях театров. Проанализировать, к каким современным технологиям прибегают театры для повышения интереса зрителей: декорации, механизмы, спецэффекты и др. Решили применить некоторые механизмы в своей модели – систему рычагов, понижающую зубчатую передачу, круговую реечную передачу и звуковые эффекты.

Мы создали эскиз желаемой модели роботизированного театра и по ней собрали конструкцию сцены, героев и пульта управления. Мы считаем, что наша идея новая в мире Театра. В мире все чаще появляются роботы. Привлекая роботов к постановке спектаклей, мы смогли повысить интерес зрителей, а также сами с удовольствием окунулись в мир искусства! Мы написали первые сценарии и представили свои спектакли нашим родителям.

Наш проект может быть использован при изучении механических передач на занятиях по робототехнике, на факультативных занятиях по театральному мастерству и сценической речи.

Список используемой литературы:

Йошохито Йocoгава, Книга идей LEGO MINDSTORMS EV3: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. О.В.Обручева]. – Москва, Издательство «Э», 2017. - 232 с.;

Курс «Робототехнический Центр», курс «Соревновательная робототехника», Школа интеллектуального развития «Мистер Брейни», - Режим доступа - https://mrbrainy.ru/;

Интернет источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

http://tc.edu.severodvinsk.ru/meropr/it/2019/5/types.html

https://infourok.ru/kakie-bivayut-teatri-vidi-teatrov-3586932.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138588/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

https://didacts.ru/termin/kukolnyi-teatr.html

https://www.liveinternet.ru/users/5091134/post358745936/

https://porusski.me/2018/10/29/09-moskovskij-detskij-teatr-tenej/

https://dzen.ru/a/XBziwgJ3AQCuvlax

https://scenapro.ru/lp/mehanika-dlya-scen

https://studopedia.ru/7_120678_glava-.html

https://studopedia.net/7_21825_vspomogatelnoe-oborudovanie-stseni.html

Приложение

Рисунок 1.0 Команда KosmoBoom Школы Мистер Брейни, г.Тюмень 2023 год.

Рисунок 1.1 Здание драматического театра

Рисунок 1.2 Опера Жюля Массне «Манон», 24 апреля 2007 года, Берлин, Германия

Рисунок 1.3 Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский

Рисунок 1.4 Кукольный спектакль «Приключение в старом замке»

Рисунок 1.5 Марсель Марсо в Театре Geffen

Рисунок 1.6 Мюзикл «Поющие под дождем»

Рисунок 1.7 La MetOpera представляет La Viuda Alegre на выставке Cine Colombia

Рисунок 1.8 Уличный театр

Рисунок 1.9 Театр теней

Рисунок 2.1.1.1 Разновидность ваг кукол марионеток

Рисунок 2.1.1 Виды кукол в Кукольном театре

Рисунок 2.1.2.1 Тень – силуэт изображения

Рисунок 2.1.2.2 Тростевая кукла для получения Китайской тени

Рисунок 2.1.2.3 Русская тень: размер тени меняется в зависимости как близко или далеко кукла от экрана

Рисунок 2.1.2.4 Тень человека – испанский вид теневого театра

Рисунок 2.2.1 Основа кулисной машины – кулисный станок: рама или поворотный круг с ходовыми колесами в нижней части

Рисунок 2.3.1 Эскиз составных частей роботизированного театра.
Начало сборки модели по эскизу

Рисунок 3.1.1 Процесс создания модели роботизированного театра. Конструкция и основные механизмы.

Рисунок 3.2.1 Первые две подпрограммы для больших моторов, приводящих в движение рычаги центральных актеров

Рисунок 3.2.2 Третья подпрограммы для управления средним мотором и круговой рейкой с пятым персонажем.

Рисунок 3.2.3 Четвертая подпрограмма для звукового эффекта «Чудо».

Рисунок 4.1Сценарий Спектакля «Новогоднее чудо»

Рисунок 4.2 Герои спектакля «Новогоднее чудо»

Рисунок 4.3 Презентация спектакля «Новогоднее чудо»

Просмотров работы: 8