Роботизированный театр. Представление "Предсказание и звезда"

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роботизированный театр. Представление "Предсказание и звезда"

Седых П.А. 1Георгиев А.О. 1Симон З.Д. 1
1Школа интеллектуального развития Мистер Брейни
Попова Елена Евгеньевна 1
1Школа интеллектуального развития Мистер Брейни
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как часто вы ходите в театр? А может быть вы сами любите быть актером и ставите дома небольшие представления? На самом деле многие на эти вопросы ответят отрицательно. Значимость театральных постановок и живой игры актеров человек начинает ценить тем чаще, чем старше становится. Юные зрители предпочитают кинотеатры. Проблема приобщения аудитории к театру весьма актуальна. Важно понимать, что для гармоничного становления личности необходимо соприкосновение с миром искусства.

Цели проекта:

- создать и запрограммировать роботизированный театр для повышения интереса зрителей к театральным постановкам,

- создать сценарий и представить свой спектакль.

Задачи:

1) Узнать новую информацию о видах и особенностях тетаров.

2) Проанализировать, к каким современным технологиям прибегают театры для повышения интереса зрителей: декорации, механизмы, спецэффекты и др.

3) Разработать различные идеи для создания роботизированного театра.

5) Создать и запрограммировать роботизированный театр.

6) Написать сценарий для актеров роботизированного театра.

7) Представить свой спектакль.

В качестве источников информации мы использовали информационные сайты: ru.wikipedia.org, infourok.ru, dic.academic.ru, didacts.ru. При оформлении проекта мы брали идеи из большой книги «Книга идей LEGO MINDSTORMS EV3» [1], при конструировании движимых частей проекта нам помогли книги и методические пособия о простых и сложных механических передачах, подробно о зубчатых передачах [2].

Мы перед собой поставили большое количество задач. Благодаря тому, что нас в команде 6 человек (Приложение, Рисунок 1.0), мы успешно справились со всеми задачами. Мы разделились на две команды по 3 человека и изучили виды театров и их особенностей. Вместе мы сконструировали и запрограммировали наш роботизированный театр. В получившихся подкомандах по 3 человека мы написали свои сценарии театрального представления. В этой работе мы представим спектакль «Предсказание и звезда». Другие ребята из нашей команды представят спектакль «Новогоднее чудо» во второй части нашего проекта - «Роботизированный театр. Представление "Предсказание и звезда"». Эта работа также представлена в секции «Техническое творчество и изобретательство» на XVIII Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» Российской Академии Естествознания.

Глава 1. История театра

Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотреть, видеть) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств (литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других) и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр. [3] Театр играет огромную роль в истории человечества. Желание театрализовать мир, преобразовать его, возникало у самых разных народов с самой глубокой древности.

Античный театр

Самый первый каменный театр возник в 52 году до нашей эры в Риме.

Годом рождения мирового театра считается 534 г. до нашей эры, когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актёра считалась престижной (Приложение, Рисунок 1.1), а в Риме — позорной.

Европейский театр. Средневековье.

После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб (Приложение, Рисунок 1.2).

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах. К искусству гистрионов восходит фарс, ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений.

Русские средневековые актёры — скоморохи — известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь речь идёт о медведях, которых выводили для потехи).

Европейский театр. Эпоха ренессанса.

Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre. Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты-гуманисты — Фео Белькари, Луиджи Пульчи и сам Лоренцо Медичи. Увлечённые античной литературой и философией гуманисты поначалу прививали, насколько это было возможно, античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов, в частности мифа об Орфее.

Параллельно развивалась другая тенденция: в 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр, — со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки, Плавта и Теренция. Опыт Лета быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык. Две формы итальянского театра — античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты — постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения.

В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр.

Театр в России

В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действо и Шествие на осляти. Эти обряды совершались не позднее, чем с начала XVI столетия. Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича; города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, — театр в Россию был импортирован из Западной Европы. В 1672 году был создан первый придворный театр, однако он просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра» — театра при духовных учебных заведениях; первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием». В 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, при которой также был создан театр.

Глава 2. Разработка идеи роботизированного театра

2.1 Кукольный театр: особенности конструкции кукол и механизмы управления

Перед разработкой идеи создания роботизированного театра мы решили изучить информацию о том, как люди управляют куклами, какие механизмы используют, какие бывают декорации в театрах, где актерами являются не люди, и какие спецэффекты в таких театрах используют. Для изучения этих моментов мы взяли знания о Кукольном театре, подробнее рассмотрели Театр марионеток и Театр теней.

Театр кукол - вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой [4]. Театральные куклы бывают двух видов - верховые (находятся выше актера) и низовые (соответственно ниже - актер кукольник управляет куклой сверху). Верховые - это перчаточные, тростевые, теневые куклы. Низовые - это марионетки и планшетные куклы (Приложение, Рисунок 2.1.1).

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень — гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла — самая распространенная в кукольном театре.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла — марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера — вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это — мимирующие куклы.

Теневая кукла — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

2.1.1 Театр марионеток

Марионетка управляется нитями или штоком из проволоки, прикрепленными к основной форме, либо только нитями, идущими от отдельных сочленений к ваге. [5] Известны ваги вертикальные и горизонтальные (Приложение, Рисунок 2.1.1.1). Вертикальные используются для вождения кукол, которые ходят на двух ногах, а горизонтальные — для четвероногих. Мы рассмотрели подробнее два вида.

Простейшая вага для управления вертикальной марионеткой состоит всего из четырех деталей: 1) основной шток, за который актер держит вагу; 2) подвижное коромысло — им управляются ноги куклы; 3) неподвижная планка, на которой крепятся нити: идущие к плечам куклы — плечевые, голове — височные, к рукам — ручные. Поясная (спинная) нить крепится к нижнему концу основного штока; 4) крючок, чтобы подвесить вагу с куклой в нерабочее время.

Ваги со съемным коромыслом используются в том случае, когда кукле требуются очень подвижные ноги (чаще всего в сценах танцев). Съемное коромысло может быть сделано и для рук. Принципиальных отличий данная вага не имеет, но актер, ведущий куклу на такой ваге, должен держать ее по-другому. Поэтому для среднего пальца, на который ложится вся нагрузка, делают упор. Для спинной нитки иногда делают выносную планку перпендикулярно штоку или под углом. На этой же планке удобно крепить пяточные нити от ног и другие второстепенные тяги, которые подвешиваются без натяжения.

2.1.2 Театр теней

Для человека тень – это олицетворение чего-то мистического и потустороннего. [6, 7] В то же время именно теневой театр можно считать первым и самым простым в истории человечества. Ведь обычный жест при помощи костра, отбрасываемый на стену, уже нес за собой множество образов, рождавшихся в умах первобытного человека.

Этот древний вид искусства родился больше двух тысяч лет назад. Но театр теней – это немного искаженное название, потому что мы имеем дело не просто с тенями, а скорее с силуэтами изображений (Приложение, Рисунок 2.1.2.1). В мире различают несколько видов теней: китайская, русская и испанская.

Китайская тень получается при использовании тростевой куклы. Для работы с ней нужен экран и источник света. Фигуру плотно прикладывают к поверхности экрана и управляют ей при помощи тростей (Приложение, Рисунок 2.1.2.2), которых обычно не больше трех. Куклы делали из кожи, и выделка была настолько тонкая, что напоминала больше пергамент, – после чего уже красили.

В Европе работали в основном с китайскими куклами, а русскую знали мало. До сих пор она популярна только в нашей стране. У нее нет тростей, вместо этого – сложная система рычагов. Артист манипулирует куклой только при помощи коромысел, которые находятся на центральной палочке. Сама кукла находится все время на весу. При этом ее необязательно прикладывать к экрану, а, наоборот, в зависимости от того, насколько она близко или далеко расположена от полотна, может меняться для зрителя и ее размер (Приложение, Рисунок 2.1.2.3). Также русская кукла, в отличие от восточных, может двигаться в разных направлениях.

Но самое главное изобретение в теневом театре – экран, который ни при каких обстоятельствах не должен прогибаться.

На артиста театра теней нигде не учат. Работать приходят артисты, получившие диплом по специальности кукольного театра, а новая профессия приобретается уже на месте.

Тень человека (испанская) – это третий вид теневого театра, когда артисты находятся за экраном (Приложение, Рисунок 2.1.2.4). Во времена инквизиции театр был под запретом, и актеры шли на любые ухищрения, чтобы продолжить выступать перед зрителями. Они стали играть за полотном, где видны были только силуэты.

2.2 Современные виды декораций, механизмов, спецэффектов в театрах

Эффекты сценические (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии полетов, проплывов, наводнений, пожаров, взрывов, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений. Сценические эффекты применялись уже в античном театре. [8, 9, 10]

В современном театре сценические эффекты делятся на звуковые, световые (светокинопроекционные) и механические.

При помощи звуковых (шумовых) эффектов на сцене воспроизводятся звуки окружающей жизни - звуки природы (ветер, дождь, гроза, пение птиц), производственные шумы (завод, стройка и т. п.), транспортные шумы (поезд, самолет), батальные шумы (движение кавалерии, выстрелы), бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).

К световым эффектам относятся:

1) все виды имитаций естественного освещения (дневного, утреннего, ночного, освещения, наблюдаемого при разнообразных природных явлениях - восходе и закате солнца, ясном и облачном небе, грозе и т. п.);

2) создание иллюзий льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д.

К механическим эффектам относятся различного рода полеты, провалы, мельницы, карусели, корабли, лодки. Полетом в театре принято называть динамическое перемещение артиста (т. н. типовые полеты) или бутафории выше планшета сцены. Полетное устройство на тросовой дороге состоит из горизонтальной тросовой дороги, натянутой между противоположными сторонами сцены, полетной каретки, полиспастного блока и двух приводов (один для перемещения каретки по дороге, другой - для подъема и спуска артиста). Полетное устройство с резиновым амортизатором основано на принципе маятника, раскачивающегося и одновременно опускающегося и подымающегося. Резиновый амортизатор предотвращает рывки и обеспечивает плавную траекторию полета.

Кулисные машины

Основа кулисной машины, так называемый кулисный станок, представляет собой деревянную или металлическую раму с ходовыми колесами в нижней части (Приложение, Рисунок 2.2.1). Катки станка катаются по рельсам, проложенным по полу первого трюма, а рама постоянно находится в прорези — щели планшета сцены.

Поворотный круг является одним из самых распространенных способов механизации сцены. Первое применение круга на европейской сцене преследовало довольно простую цель — быструю смену строенных декораций. В современном театре применение круга дает возможность развертывать действие в меняющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана. Динамика круга часто используется для построения особо выразительных мизансцен, усиления эмоционального воздействия. В некоторых случаях для этого даже не требуется декорационное оформление, а достаточно вращения самой сцены.

2.3 Создание эскиза модели роботизированного театра

Мы изучили информацию о механизмах и способах управления неживыми актерами. Выделили для себя главные механизмы – рычаги. Они используются для управления любой куклой, особенно марионетки, в театре теней рычаги помогают управлять предметом на расстоянии. Кроме того, мы отметили, что некоторые декорации являются подвижными, остановили свое внимание на механизме поворотного круга у кулисной машины.

Таким образом, мы решили создать конструкцию роботизированного театра на базе конструктора LEGO Mindstorms EV3 и определили для себя следующие задачи:

для выхода актеров на сцену использовать систему рычагов;

для точного управления системой рычагов использовать понижающую механическую передачу, например зубчатую;

для появления декораций или дополнительных предметов над сценой использовать круговую реечную передачу;

управлять актерами с помощью пульта, на котором установить датчики.

Перед началом конструирования нашего роботизированного театра мы создали эскиз модели, опираясь на поставленные задачи (Приложение, Рисунок 2.3.1)

Глава 3. Создание и программирование роботизированного театра.

3.1 Конструкция робота

Мы взяли за основу набор LEGO MINDSTORMS EV3. Вся роботизированная установка РОБО-ТЕАТР состоит из трех частей: сцена с актерами, высокая опора с поворотным кругом для появления 5 актера (предмета) и пульт управления (Приложение, Рисунок 3.1.1).

Для игры героев мы использовали два сложных механизма: понижающая зубчатая передача и система рычагов. Эти два сложных механизма запускаются большим мотором. На системе рычагов могут быть два героя. Другие два героя запускаются вторым большим мотором и такие же механизмами.

Для пятого героя (предмета) мы создали высокую подставку, на которой установили круговую реечную передачу, которую приводит в движение средний мотор. Таким образом, пятый герой выдвигается на высоте на сцену.

Задний план стены мы оформили из LEGO DUPLO: зелёный – земля, голубой – небо, желтый – солнце.

В пульте управления мы установили 2 датчика касания, большой мотор в режиме считывания значений энкодера, ультразвуковой датчик и блок EV3. Датчики касания установлены для управления героями: при нажатии датчика герои на рычагах появляются на сцене, при отпускании датчика – герои уходят с цены. С помощью энкодера мы управляем средним мотором и выплывающим пятым героем (предметом). Ультразвуковой датчик мы установили для дополнительных звуковых эффектов.

3.2 Программа

В основную программу входят 4 подпрограммы. Первые две подпрограммы приводят в движение два больших мотора и героях на рычагах (Приложение, рисунок 3.2.1). Эти программы активируются по датчику касания: когда датчик нажат, герои выплывают к центру сцены, когда датчик отпущен – возвращаются на край сцены за кулисы. Крайнее положения вперед и назад проверяется и фиксируется встроенным энкодером.

Третья подпрограмма приводит в движение средний мотор и круговую рейку пятого персонажа (Приложение, Рисунок 3.2.2). Мы использовали на пульте большой мотор для управления средним мотором, который приводит в движение круговую рейку и пятого персонажа. Для передачи данных от большого к среднему мы использовали переменную и математический блок.

Четвертая подпрограмма нужна для звукового эффекта «Чудо» (Приложение, Рисунок 3.2.3). В момент, когда мы подносим руку к ультразвуковому датчику ближе чем на 15 см, издается звук.

3.3 Принцип работы роботизированного театра

В момент представления ведущий и актеры озвучивают роли, операторы управляют актерами с помощью пульта. Мы разделились, наши операторы: Захар Симон, Захар Ярметов, Юля, роли озвучивают: Анна, Пётр, Андрей.

Задача операторов – вывести на сцену героев вовремя в момент озвучки и привести в движение на сцене. Задача тех, кто озвучивает роли – ярко и эмоционально говорить за героев и автора.

Глава 4. Представление «Предсказание и звезда»

Мы решили создать сценарий с ярким запоминающимся событием и обязательно с волшебством. Мы создали сценарий спектакля «Предсказание и звезда» (Приложение, Рисунок 4.1). Затем нарисовали и вырезали героев спектакля из картона (Приложение, Рисунок 4.2), приклеили к подвижным частям робота. Провели представление перед родителями (Приложение, Рисунок 4.3). Всем очень понравился спектакль.

Заключение

Мы узнать новую информацию о видах и особенностях театров. Проанализировать, к каким современным технологиям прибегают театры для повышения интереса зрителей: декорации, механизмы, спецэффекты и др. Решили применить некоторые механизмы в своей модели – систему рычагов, понижающую зубчатую передачу, круговую реечную передачу и звуковые эффекты.

Мы создали эскиз желаемой модели роботизированного театра и по ней собрали конструкцию сцены, героев и пульта управления. Мы считаем, что наша идея новая в мире Театра. В мире все чаще появляются роботы. Привлекая роботов к постановке спектаклей, мы смогли повысить интерес зрителей, а также сами с удовольствием окунулись в мир искусства! Мы написали первые сценарии и представили свои спектакли нашим родителям.

Наш проект может быть использован при изучении механических передач на занятиях по робототехнике, на факультативных занятиях по театральному мастерству и сценической речи.

Список используемой литературы:

Йошохито Йocoгава, Книга идей LEGO MINDSTORMS EV3: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. О.В.Обручева]. – Москва, Издательство «Э», 2017. - 232 с.;

Курс «Робототехнический Центр», курс «Соревновательная робототехника», Школа интеллектуального развития «Мистер Брейни», - Режим доступа - https://mrbrainy.ru/;

Интернет источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

https://didacts.ru/termin/kukolnyi-teatr.html

https://www.liveinternet.ru/users/5091134/post358745936/

https://porusski.me/2018/10/29/09-moskovskij-detskij-teatr-tenej/

https://dzen.ru/a/XBziwgJ3AQCuvlax

https://scenapro.ru/lp/mehanika-dlya-scen

https://studopedia.ru/7_120678_glava-.html

https://studopedia.net/7_21825_vspomogatelnoe-oborudovanie-stseni.html

Приложение

Рисунок 1.0 Команда KosmoBoom Школы Мистер Брейни, г.Тюмень 2023 год.

Рисунок 1.1 Греческий театр в Таормина, Сицилия

Рисунок 1.2 Английский средневековый театр, гравюра XIX в.

Рисунок 2.1.1.1 Разновидность ваг кукол марионеток

Рисунок 2.1.1 Виды кукол в Кукольном театре

Рисунок 2.1.2.1 Тень – силуэт изображения

Рисунок 2.1.2.2 Тростевая кукла для получения Китайской тени

Рисунок 2.1.2.3 Русская тень: размер тени меняется в зависимости как близко или далеко кукла от экрана

Рисунок 2.1.2.4 Тень человека – испанский вид теневого театра

Рисунок 2.2.1 Основа кулисной машины – кулисный станок: рама или поворотный круг с ходовыми колесами в нижней части

Рисунок 2.3.1 Эскиз составных частей роботизированного театра.
Начало сборки модели по эскизу

Рисунок 3.1.1 Процесс создания модели роботизированного театра. Конструкция и основные механизмы.

Рисунок 3.2.1 Первые две подпрограммы для больших моторов, приводящих в движение рычаги центральных актеров

Рисунок 3.2.2 Третья подпрограммы для управления средним мотором и круговой рейкой с пятым персонажем.

Рисунок 3.2.3 Четвертая подпрограмма для звукового эффекта «Чудо».

Рисунок 4.1 Сценарий Спектакля «Новогоднее чудо»

Рисунок 4.2 Герои спектакля «Предсказание и звезда»

Рисунок 4.3 Презентация спектакля «Предсказание и звезда»

Просмотров работы: 11