Можно ли изучать историю России в процессе игры?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Можно ли изучать историю России в процессе игры?

Рау М.С. 1
1МАОУ Средняя школа № 150 имени Героя Советского Союза В.С. Молокова
Фролова Н.В. 1
1МАОУ СШ № 150 имени Героя Советского Союза В.С. Молокова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 4 классе на уроках окружающего мира мы начали изучать историю России. Я заинтересовалась историей и задалась вопросом: можно ли изучать и узнавать какие-то факты из истории в процессе игры.

Именно поэтому я решила разработать настольную игру об истории нашей страны, так как мне самой интересна эта тема. Кроме того, я люблю играть в настольные игры и считаю, что в процессе игры можно узнать и запомнить новую информацию.

Это и стало актуальностью моей работы.

Так как всю историю России вместить в формат одной игры не представляется возможным, я решила создать игру о правителях России.

Цель проекта: разработка настольной игры «Правители России»

Задачи проекта:

- сбор необходимой информации;

- опрос-анкетирование учащихся параллели 4-х классов;

- разработка настольной игры;

- презентация игры в школе.

Гипотеза: историю России можно изучить в процессе игры.

Игра как метод обучения

Попробуем разобраться, действительно ли игра способствует обучению. Начальная школа открывает для ребёнка мир новых знаний, новых занятий, новых друзей и игр. Думаете, игры и начальная школа несовместимы? Наоборот! Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод, считают педагоги.

В соответствии с ФГОС нового поколения, важную роль в обучении играют активные методы. Одним из активных способов является интерактивный метод обучения. Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Игры – это не только способ отдохнуть и развлечься, но и хороший способ получения знаний и развития.

Роль настольных игр заключается в том, что они позволяют получать знания в легкой и не обязывающей форме. Именно поэтому нужно включать настольные игры в процессе развития детей. Все настольные игры позволяют развивать концентрацию внимания, улучшают память, обогащают знаниями. Таким образом, применяя в обучение разные настольные игры, можно получить разнообразные знания.

Почему важно изучать историю России

Изучение истории-процесс трудоемкий, сложный, но вместе с тем невероятно интересный. Знать историю своей страны, помнить ее необходимо также хорошо, как и историю своей семьи. Но зачем? Давайте разберемся.

Наша история воспитывает нас, учит мудрости, рассудительности, патриотизму. Множество изобретений, которые мы используем в повседневной жизни пришло к нам из опыта прошлых лет. На примере прошедших событий мы учимся не совершать ошибок наших предков, которые повлекли за собой множество трагических событий. Причины, послужившие развязыванию многочисленных войн, показывают нам, как лучше не поступать. Мы начинаем осознавать, что является настоящей любовью к своей Родине, на что готовы люди ради свободы, чистого, спокойного неба, счастья своих близких и суверенности своего Отечества.

Обратившись к высказыванию Михаила Васильевича Ломоносова о том, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего», хочется сказать, что, конечно, слова выдающегося российского ученого актуальны во все времена. Прошлое, будущее и настоящее связаны между собой.

Миллионы людей по всему миру до сих пор грезят о путешествиях во времени и о чудо-машине, которая бы могла позволить им перемещаться из одного века в другой, даже не предполагая о том, что у них уже есть эта возможность.

Вы спросите, какая? Ответ прост – история. Именно ее изучение дает нам шанс прикоснуться к прошлому.

Учеба должна приносить удовольствие, но, к сожалению, огромное количество детей не получают его, они не могут проследить связь между просвещением и развлечением, отчего желание учиться пропадает. Поэтому я решила разработать игру, чтобы дети, играя в нее и узнавая исторические факты, заинтересовывались и продолжали читать и изучать историю России дальше.

Практическая работа по созданию игры «Правители России»

Результаты анкетирования учащихся 4 –х классов школы № 150 показали, что детям нравиться изучать историю России и большинство опрошенных любят играть в настольные игры. (см. Приложение № 1)

Убедившись, что игра используется как метод обучения, я приступила к изучению теории и подборке материала по истории России для включения в игру.

Прочитав литературу по истории России и изучив информацию о правителях России, я выбрала 24 правителя России: от Рюрика до Владимира Путина, за время правления которых произошли значимые события в истории России.

Список правителей России, включенных в игру:

Рюрик (862-879 гг. правления);

Княгиня Ольга (945-969 гг. правления);

Владимир Красно Солнышко (978-1015 гг. правления);

Ярослав Мудрый (1015-1054 гг. правления);

Владимир Мономах (1113-1125 гг. правления);

Юрий Долгорукий (1113-1157 гг. правления);

Александр Невский (1236-1263 гг. правления);

Дмитрий Донской (1359-1389 гг. правления);

Иван Грозный (1533-1584 гг. правления);

Михаил Романов (1613-1645 гг. правления);

Петр I (1689-1723 гг. правления);

Елизавета (1741-1761 гг. правления);

Екатерина (1762-1796 гг. правления);

Александр I (1801-1823 гг. правления);

Николай I (1823-1855 гг. правления);

Александр II (1855-1881 гг. правления);

Николай II (1894-1917 гг. правления);

Владимир Ленин (1917-1924 гг. правления);

Иосиф Сталин (1924-1953 гг. правления);

Никита Хрущев (1953-1964 гг. правления);

Леонид Брежнев (1964-1982 гг. правления);

Михаил Горбачев (1985-1991 гг. правления);

Борис Ельцин (1991-1999 гг. правления);

Владимир Путин (2000-2008 гг., 2012-по настоящее время)

Так как на игровом поле невозможно разместить большое количество информации, мною были созданы 24 карточки, которые используются в процессе игры. На каждой карточке размещено изображение и годы правления одного из правителей России, а также интересный факт, связанный с его правлением. (см. Приложение № 2)

Вся информация, указанная на карточках и игровом поле, была взята из используемой литературы.

Игровое поле разработано в формате игры-ходилки. Настольные игры-ходилки интересны тем, что ребенок в процессе игры после броска кубика перемещает фишку по полю и встречается с заданиями. Играть в компании весело, все идут друг за другом, кто-то отстает, кто-то догоняет, кто-то идет впереди.

На игровое поле нанесены факты из российской истории, которые относятся к тому или иному правителю, что способствует развитию мышления, зрительной памяти и внимания.

Первоначально макет игрового поля был нарисован мною на формате А3, продуманы ходы и информация для нанесения на поле.

Чтобы играть было интереснее, а информация запоминалась лучше, мною были предусмотрены действия с возвратом или пропуском хода.

Впоследствии игровое поле на основании макета спроектировано в программе Canva, которая используется для графического дизайна.

Игровое поле разработано для печати в формате А2, к нему прилагается кубик с фишками и 24 карточки с информацией о правителях России.

Игра рассчитана на группу, состоящую из 2 - 6 детей в возрасте от 10 лет и старше. В процессе игры участники по очереди кидают кубик и перемещают фишку на выпавшее количество шагов, при этом главная цель игрока – не первым дойти до финиша, а правильно ответить на все вопросы и запомнить предложенную информацию. Присутствие родителя, учителя или другого взрослого в качестве игрока или наблюдателя поможет сделать процесс игры более продуктивным, так как он сможет проконтролировать, чтобы ребята точно соблюдали все правила и не перемещались по полю, не изучив информацию и не ответив на вопрос, так как цель игры. Перемещаясь по полю, вы можете попасть на разные ячейки: пропуск хода, переход назад/вперед, а так же на ячейки с числом. Попав на ячейку с числом, вам необходимо взять карточку с таким же порядковым номером, прочитать вслух информацию и ответить на вопрос, заданный на игровом поле.

Первыми игроками стали члены моей семьи: родители и старшая сестра. Играли с минимальным количеством игроков, тем не менее на данном этапе мне удалось определить рекомендованную продолжительность игры – 60 минут. Этого времени оказалось достаточно для того, чтобы качественно ознакомиться со всей информацией и ответить на вопросы.

Следующую игру я провела среди одноклассников. Ребята играли увлеченно, с интересом изучали карточки и информацию на игровом поле, задавали вопросы. Самым активным игроком признан Саша Орлов.

Кроме того, я провела игру среди учеников параллели 4-х классов. Ребятам понравилась игра. Они внимательно изучали информацию на карточках и игровом поле, отвечали на вопросы, делились друг с другом уже имеющимися у них знаниями. Самым активным игроком признан Сава Курдояк из 4 «Г» класса.

Вывод

Итак, моя гипотеза подтвердилась – историю России действительно можно изучать в процессе игры.

В ходе работы над своим проектом я выполнила все поставленные перед собой задачи: собрала всю необходимую мне информацию, изучив литературу об истории России, провела анкетирование среди учащихся параллели 4-х классов, которое показало, что больше половины опрошенных учащихся не знают правителей России, что подтвердило актуальность моей работы. Изучив необходимую информацию, я разработала и презентовала свою настольную игру, а также провела несколько пробных игр: первую с членами семьи, вторую с одноклассниками и третью – с учащимися параллели 4-х классов МАОУ СШ №150.

Проведенные мною пробные игры продемонстрировали, что игра может стать не только увлекательным, но и продуктивным процессом получения и закрепления информации.

Комплект игры я передала в подарок библиотеке МАОУ СШ № 150, для того, чтобы желающие могли играть.

Кроме того, перейдя по QR- коду можно распечатать игру в рекомендуемом формате А2, распечатать карточки и так же попробовать поиграть в классе или со своими друзьями.

Приложение

Анкетирование

Участниками анкетирования стали 82 человека с параллели 4-х классов.

На первый вопрос «Нравится ли вам изучать историю России?» утвердительно ответили 67 человек – 82% от числа опрошенных.

На второй вопрос «Любите ли вы играть в настольные игры?» утвердительно ответили 72 человека – 88% от числа опрошенных.

Третий вопрос был открытым: ребятам предлагалось перечислить известных им правителей России. На этот вопрос ответило только 45 человек из всех опрошенных. Ниже приведены наиболее популярные ответы:

-Иван Грозный – 18%;

- Петр Первый – 22%;

- И.В. Сталин – 20%;

- В.И. Ленин – 20%;

- В.В. Путин – 20%.

Карточки

Список литературы

История России в комиксах: от Древних славян до Владимира Путина. – Москва: Эксмо, 2020.- 160 с.: ил. – (История в комиксах);

Моя история. Рюриковичи – М. Фонд Гуманитарных проектов, 2016. – 52 стр.;

50 Великих правителей России: иллюстрированная энциклопедия. – М.: Белый город. – 96 с.:ил.;

Просмотров работы: 196