Введение
Приготовление духов из растений – один из способов использования натуральной красоты, которой обладает природа. Люди мечтали сохранить приятные им запахи природы, которые менялись в зависимости от времени года. Они поднимали настроение, добавляли шарма, успокаивали или возбуждали нервную систему.
На протяжении всей истории человечества парфюмерия была искусством, доступным далеко не каждому, а в XX веке, с развитием парфюмерной промышленности, духи появились в каждом доме. Парфюмерная промышленность не стоит на месте и активно развивается. В XX веке изменилось восприятие духов: помимо самого аромата приобрело большое значение флакон, упаковка и реклама. Именно в XX столетии духи приобрели желаемую стойкость.
Несмотря на это, парфюмеры постоянно находятся в поисках все нового аромата.
Сегодня практически у каждого человека, не зависимо женщины или мужчины, существуют свои собственные любимые ароматы.
Например, у моей мамы целая артиллерия флакончиков и пузырьков с различными ароматами духов. Среди них есть ароматы, которые мне очень нравятся, а есть те, которые мне не по вкусу. Меня заинтересовал тот факт, что духи имеют различные ароматы, а это значит, что состав духов разный.
Интересовало меня и то: «А как аромат розы, или пиона, или какого-либо другого растения попадает во флакон с духами?».
И я задался вопросом, а можно ли в домашних условиях самостоятельно приготовить духи? И каким образом из ароматных растений и цветов получают ароматическую вытяжку (эссенцию).
Как оказалось, самостоятельное изготовление духов – достаточно увлекательный процесс, который состоит из двух основных этапов: производство эфирного масла и превращение его в духи, что и явилось целью моего исследования.
Цель исследования – моделирование процесса создания духов на основе эфирных масел цветов и растений, полученных в домашних условиях.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- подготовить литературный обзор;
- изучить историю возникновения парфюма и духов;
- изучить процесс изготовления и создания парфюма в теории;
- изучить правила безопасного проведения эксперимента;
- поставить практический эксперимент по созданию эфирных масел из цветов и растений;
- поставить практический эксперимент по созданию парфюмерной композиции на основе полученных эфирных масел;
- провести анализ полученных результатов и сделать выводы по выполненной работе.
Объектом исследования являются растения и цветы.
Предмет исследования – возможность приготовления духов в домашних условиях.
В качестве гипотезы исследования выбираем утверждение: в домашних условиях действительно можно смоделировать процесс создания духов на основе эфирных масел из растений и цветов
В работе применялись следующие методы исследования:
1. Для теоретической части – изучение литературы, данных из интернета, анализ найденной информации;
2. Для практической части – сравнение, наблюдение, эксперимент.
Работа состоит из теоретической и практической частей. Эксперимент разделен на пять частей:
- Составление парфюмерных композиций и приготовление духов из специального набора «Юный парфюмер»;
- Приготовление эфирного масла из лепестков роз и хризантем, кожуры цитрусовых;
- Составление парфюмерной композиции на основе эфирных масел, полученных из лепестков роз и хризантем, кожуры цитрусовых;
- Приготовление духов на основе полученных практическим путем эфирных масел лепестков роз и хризантем, кожуры цитрусовых;
- Экспериментальные поиски идеальной парфюмерной композиции на основе эфирных масел различных растений и цветов
В заключении представлены результаты проведенного практического опыта и выводы по всему исследованию. К работе приложен фотоотчет.
Глава 1. Литературный обзор по теме исследования
История возникновения парфюма
История парфюмерии уходит своими корнями в глубокую древность, но точную дату ее возникновения назвать никто не может. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских «per» – через и «fumum» – дым. Из происхождения этого слова можно сделать вывод, что впервые парфюмерия появилась в виде дыма: древние люди догадались, что при сжигании дерева и смолы пища становится вкуснее и ароматнее.
Древние египтяне использовали различные пряности, деревья, их плоды и смолу в качестве ароматических материалов для окуривания богов и при изготовлении мазей и бальзамов. Потом на замену простым веществам пришли специальные смеси. Египетские женщины применяли парфюмированные масла для омоложения кожи, которые также были неотъемлемым атрибутом макияжа.
Древние греки приписывали ароматам божественное происхождение и активно использовали их не только в повседневной жизни, но и в религиозных церемониях: усопших бальзамировали и погребали обязательно вместе с ароматическим флакончиком.
Древние римляне также широко использовали парфюмерные мази и бальзамы как в повседневной жизни, так и в религиозных ритуалах. Смешивая ароматические вещества с лечебными, жители Рима применяли эти смеси в медицине.
А вот арабы, в отличие от европейцев, больше ориентировались не на применение, а на торговлю пряностями. Они привозили душистые вещества с островов Цейлон, Суматра и с Малаккского полуострова.
Было время, когда и российскую парфюмерию тоже уважали и ценили не только в нашей стране, но и за рубежом. Всему миру были известны такие имена, как Константин Веригин и Эрнст Бо.
Российская парфюмерная отрасль всегда немного отставала от европейской. Это было связано с тем, что Россия долгое время оставалась аграрной страной, в которой большинство населения жило в деревнях и не нуждалась в предметах роскоши, в частности, в парфюмерии. Расцвет российской парфюмерии пришелся на конец XIX — начало XX века, тогда как в Европе парфюмерная промышленность зародилась еще на рубеже XVII-XVIII веков.
Основной особенностью российской парфюмерии являлась ее тесная связь с аптекарским делом. С давних пор различные косметические средства (белила, румяна, благовония) продавались бок о бок с травами и лекарствами.
Синтетическим сырьем для производства парфюмерии стали пользоваться только во второй четверти XX века. До этого использовались только натуральные компоненты, в первую очередь цветы, поэтому первые духи и одеколоны носили незамысловатые названия — «Сирень», «Нильская лилия», «Гелиотроп», «Васильки», «Дивный ландыш». Кроме моноароматов создавались и сложные композиции - «Букет Ниццы», «Флорентийский букет», «Любимый букет императрицы» (праобраз знаменитых духов советского времени «Красная Москва»).
Большой вклад в российскую парфюмерию внесли и иностранцы, пожелавшие связать свою судьбу с Россией. Таков был потомственный парфюмер Генрих Брокар. Он начал свою деятельность в году на одном из московских парфюмерных заводов, но уже через три года основал собственное дело — фирму «Брокар и Ко», которая через 10 лет удостоилась звания поставщика Великой Княгини Марии Александровны. Именно «перу» Брокара принадлежит знаменитый аромат «Любимый букет императрицы», созданный к трехсотлетию Дома Романовых.
Еще раньше, в 1843 году, Альфонс Ралле основал в Москве, в районе Бутырского хутора, фабрику «А. Ралле и Ко». Это было самое «продуктивное» парфюмерное производство того времени - его ассортимент состоял из 160 наименований. Вместе с тем, это была единственная российская компания, которая четыре раза получала Государственный герб России высшую награду, присуждавшуюся предпринимателям за высокое качество продукции.
Необычная судьба была у другой известной «парфюмерной» личности - Адольфа Су. Начинал он как кондитер - его фабрика располагалась в Москве сразу за Тверской заставой, недалеко от сегодняшнего Белорусского вокзала. Имея довольно приличный доход от кондитерского бизнеса, Су имел возможность экспериментировать, поэтому его парфюмерия считалась элитной, или, как тогда говорили, «высокой». Например, он выпускал духи под названием «Свежее сено». Наверное, даже сегодня не сякая женщина осмелилась бы «носить» такой аромат.
Вот таким интересным и нестандартным было развитие российской парфюмерной отрасли.
Теоретические основы процесса получения эфирных масел из растений и цветов
Эфирные масла - это смеси душистых веществ, относящихся к различным классам органических соединений. В их состав входят как душистые, так и недушистые вещества, вырабатываемые эфиромасличными растениями и обладающие характерным запахом, присущим душистой части данного растения. До конца роль эфирных масел в обмене веществ растений не ясна. Ряд авторов предполагают, что эфирные масла необходимы для защиты растений от вредителей и животных; для закрытия ран в древесине, коре и предохранения их от попадания влаги, заражения грибковыми заболеваниями, а также для привлечения насекомых-опылителей и др.
За летучесть и способность перегоняться с водяным паром эфирные масла названы эфирными, а за внешнее сходство с жирными маслами - маслами.
Большинство эфирных масел хорошо растворимы в жирных маслах, восках.
Существуют разные способы получения эфирного масла из растений. Это вытяжка, отжим, дистилляция и наиболее редкий из-за дороговизны – анфлераж. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки. И эфирные масла, полученные разным способом, имеют различные свойства.
1-й способ – Вытяжка – один из самых простых и доступных методов извлечения эфирных масел из растений. При вытяжке растительное сырье измельчается и погружается в растительное масло (миндальное масло, масло виноградных косточек, масло жожоба), в течении 3-4 недель масло впитывает в себя растворимые частицы и эфирные масла. После фильтрации масло, содержащее эфирные масла, готово.
2-й способ – отжим (прессование). Эфирные масла лимона, бергамота, апельсина и других плодов цитрусовых получают простым отжимом. Эфирное масло плодов цитрусовых содержится в их цедре. Прежде чем извлекать масло, следует срезать с корки мякоть. Затем цедру выжимали, и получалось эфирное масло с небольшим количеством сока. Полученную жидкость отстаивают, масло снимают.
3-й способ –Дистилляция - основной метод извлечения эфирных масел из растений. При дистилляции растительное сырье или погружают в воду, которую затем доводят до кипения, или кладут на сетку, расположенную над кипящей водой, так чтобы через него проходил пар. Горячая вода и пар разрывают железы растения и содержащаяся в них эссенция высвобождается в виде пара. Этот пар вместе с паром, участвующим в процессе перегонки, собирается в трубке, проходящей через охлаждающие установки, после чего вновь приобретает жидкую форму и сливается в отстойник. Пар превращается в водный дистиллят, а эссенция растения - в эфирное масло. Так как масло легче воды, оно собирается на поверхности отстойников и его легко отделить от воды.
4-й способ - Анфлераж - традиционный метод, использовавшийся для экстракции самых высококачественных растительных эссенций из нежных цветов, таких, как роза и жасмин. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому получающийся в результате продукт - абсолют - имеет высокую цену.
Процесс анфлеража происходит следующим образом. Стеклянные листы покрывают жиром, обычно очищенным свиным или говяжьим. Сверху раскладывают лепестки свежесрезанных цветов. Жир активно впитывает в себя летучие эфирные масла. Увядшие лепестки снимают и кладут свежие. Процесс длится несколько дней, а для жасмина - целых три недели, пока жир не сможет больше поглощать масло.
Затем жир собирают, очищают от несвежих лепестков или стеблей. Получаемый на этой стадии продукт называется помадой. Затем ее растворяют в спирте и энергично встряхивают в течение двадцати четырех часов, чтобы отделить жир от эфирного масла.
Масло, получаемое с помощью этого метода, называется «абсолют». Абсолют обычно представляет собой высококонцентрированную вязкую жидкость, но иногда он имеет твердую или полутвердую консистенцию, как, например, абсолют розы.
Теоретические основы процесса составления парфюмерных композиций на основе эфирных масел приготовления духов
Работа с парфюмерными композициями такая же творческая, как и труд над литературным произведением или картиной. Тут важно знать основные правила использования эфирных масел, о которых будет рассказано ниже.
По сути, парфюмерные композиции из эфирных масел могут быть самые разные по аромату и по качеству. Здесь опять же, многое зависит от человека, который работает над парфюмом.
Добавление эфирных масел
Всем известном, что парфюм имеет три ноты. Первая, которую чувствует человек – это верхняя нота, самая недолговечная и летучая. Этот запах быстро исчезает, оставляя место для основной ноты и сердца аромата. Сердце аромата – это самые уникальные компоненты, которые отражают настроение данного парфюма, его специфику. Не стоит забывать и про шлейф – это та часть парфюма, которая сохраняется надолго на коже человека. Считается, что для получения идеальных духов, сначала следует добавить основные ноты, потом сердце парфюма, а потом уже верхние ноты. Это классическая композиция, гарантирующая хороший результат.
Время изготовления
Разумеется, нельзя использовать духи сразу же после их приготовления. После того, как все компоненты были смешаны, необходимо оставить парфюм настаиваться в течение месяца. Кстати, многие специалисты утверждают, что достаточно и 15-ти дней, чтобы парфюм был готов.
Процесс создания аромата
Самое главное, это правильно использовать эфирные масла для создания аромата. Для этого необходимо нанести на пробники по одному маслу, а после выбрать те из них, что будут, по мнению самого человека, неплохо сочетаться друг с другом. После того, как выбрано несколько ароматов, которые идеально подходят друг другу, их стоит смешать в небольших пропорциях и нанести духи. если запах получился действительно качественным и интересным, можно приступать к реализации своей идеи.
Стоит отметить, что в зависимости от содержания эфирных масел в смеси, выделяют три типа ароматических композиций. Духами называют смеси, содержащие 25-30 % эфиров. Парфюмерная вода содержит 15-25 % эфирных масел, Одеколон содержит 10-15% эфирных масел.
По сути, в самом процессе изготовления духов все зависит исключительно от самого человека, и от его стремления к совершенству. Если у изготовителя прекрасный вкус и тонкое восприятие ароматов, он сможет без проблем воссоздать духи своей мечты и воплотить их в реальность.
Чтобы аромат получился идеальным, не нужно спешить. Лучше подробно разобраться с тем, какие ароматы будут сочетаться друг с другом, а какие нет. В таком случае, духи получатся просто прекрасными и вызовут восхищение у всех окружающих.
Глава 2. Экспериментальная часть: получение эфирных масел из цветов и растений и создание парфюмерных композиций на основе эфирных масел
2.1. Экспериментальное приготовление вытяжки
из лепестков роз и хризантем
Для практической работы по созданию вытяжки из лепестков роз нам понадобится:
- стеклянная емкость с завинчивающейся крышкой;
- лепестки роз;
- растительное масло (подсолнечное, масло из косточек винограда, миндальное), в моем случае масло косточек винограда;
- деревянная ложка;
- марля или кофейный фильтр.
Ход эксперимента:
Измельченные лепестки роз кладем в стеклянную банку с крышкой и хорошо разминаем их, чтобы лепестки пустили сок. Приготовленные лепестки я заливаем маслом косточек винограда.
Важно отметить, что масло должно полностью покрывать лепестки. Также стоит следить за тем, чтобы среди растительных частей не было пузырьков воздуха.
Спустя три недели, отфильтровываем масло. За это время масло впитало в себя растворимые в лепестках частицы, в том числе и эфирные масла.
Эфирное масло, созданное дома, готово!
Для того, чтобы повысить содержание эфирных масел в вытяжке, следует повторить процесс, используя свежие лепестки роз (хризантем) и полученную ранее вытяжку.
Аналогичные действия я провел с лепестками хризантем.
2.2. Экспериментальное приготовление эфирных масел путем отжима из кожуры цитрусовых
Для практической работы по приготовлению эфирных масел путем отжима из кожуры цитрусовых нам понадобится:
- стеклянная емкость плоская;
- кожура цитрусовых (лимон, апельсин, лайм);
- чеснокодавилка;
- контейнер для сбора эфирных масел;
Ход эксперимента:
Плоды цитрусовых фруктов хорошо моем. Очищаем плоды, сняв кожуру. После этого тонкими полосками срезаем кожуру, чтобы не попала мякоть.
После довольно кропотливого процесса отделения кожуры от мякоти, следует процесс отжима посредством чеснокодавилки.
Стоит отметить, что чеснокодавилка должна быть новой, не использованной, без посторонних запахов.
Процесс отжима так же немного трудоемкий, так как нужно добыть эфирное масло без попадания жмыха.
После завершения процесса отжима в стеклянной емкости образовалась жидкость, на поверхности проглядывалось масленичное пятно – эфирное масло, которое при помощи стекла собираем и помещаем в контейнер.
Эфирное масло, созданное дома путем отжима, готово!
2.3. Составление парфюмерной композиции на основе эфирных масел, полученных в домашних условиях
Составление парфюмерных композиций составляет вторую немаловажную часть эксперимента по созданию духов в домашних условиях.
Для практической работы по составлению парфюмерной композиции на основе эфирных масел, полученных в домашних условиях нам понадобится:
- вытяжки, полученные при эксперименте № 1, № 2, №3;
- блоттеры;
- эфирные масла
- пипетка;
Проделывая эксперимент №3, наносим на блоттеры по капле вытяжек, полученных при эксперименте № 1, № 2 оцениваем ароматы, которыми обладают вытяжки.
Затем, дополняем блоттеры еще одной каплей вытяжки другого аромата. Сравниваем ароматы, полученные при смешивании двух различных вытяжек.
В рамках продолжения эксперимента я смешивал различные эфирные масла (в том числе и приобретенные в магазине) с целью выявления самого приятного аромата, который бы пришелся мне по вкусу.
В рамках этого эксперимента я пришел к выводу, что эфирные масла цитрусовых: мандарин, лайм и эфирное масло бергамота в ансамбле удовлетворили мой вкус, оказались самыми благовонными.
2.4. Составление парфюмерных композиций и приготовление духов из специального набора «Юный парфюмер»
Для проведения этой части эксперимента мною был выбран набор по приготовлению духов «Юный парфюмер».
В состав набора вошли:
- Эфирное масло «Бергамот»
- Эфирное масло «Мандарин»
- Эфирное масло «Мята»
- Фенилэтиловый спирт
- Вода
- Парафин
- Полисорбат-20
- пробирки стеклянные
- Пипетка Пастера
- Флакон спрей
- Контейнер для твердых духов
- Блоттеры
- Инструкция
Экспериментальная часть состояла из двух составляющих:
Приготовление духов на основе полисорбата;
Приготовление твердых духов на основе парафина.
Духи на основе полисорбата - 20.
Определив для себя нужную пропорцию соотношения эфирных масел и основы (полисорбата), принимаем решение о приготовлении духов.
Начало эксперимента я начал с составления парфюмерной композиции из эфирных масел.
Взяв блоттеры, наносим по капле эфирных масел, после чего добавляем дополнительно другие эфирные масла. Полученные композиции оцениваем и продолжаем опыт до того, пока полученный результат не удовлетворит наш вкус.
Методом проб мы выявили нужную пропорцию эфирных масел, парфюмерный букет, который я отобрал для составления духов.
Алгоритм действий при приготовлении духов
С помощью пипетки помещаем в пробирку 2 мл. полисорбата-20;
После расчета объема эфирной композиции, с помощью пипетки добавляем необходимое количество в пробирку, где уже находится полисорбат-20;
Завершаем создание духов добавлением воды в необходимом количестве.
Взболтал пробирку с полученным продуктом и ставим её в темное место на 3 недели.
Через каждые два дня достаем пробирку, встряхиваем её и с помощью пипетки удаляем образовавшуюся пену на поверхности духов после встряхивания.
Через три недели аромат был готов!!!
Твердые духи на основе парафина.
Начинаем эксперимент с составления парфюмерной композиции из эфирных масел, как и в первой части своего эксперимента.
Алгоритм действий при приготовлении твердых духов:
Предварительно готовим смесь эфиров.
Топим парафиновый воск, поместив воск в эмалированный ковш и поставив на газовую плиту (процесс занял не больше минуты);
Растопленный воск переливаем в контейнер;
Добавляем к парафину 1-2 мл. масла косточек винограда;
Добавляем приготовленную эфирную композицию;
Тщательно перемешиваем и даем смеси остыть;
Твердые духи на основе парафина готовы.
Заключение
В соответствии с поставленными целью и задачами моего исследования подготовлен литературный обзор.
Проведенный эксперимент позволил подтвердить гипотезу исследования:
В домашних условиях действительно можно смоделировать процесс создания духов на основе эфирных масел из растений и цветов
В ходе проведения эксперимента удалось:
- самостоятельно получить вытяжку эфирных масел из лепестков роз и хризантем;
- самостоятельно путем метода отжима получить эфирные масла из кожуры цитрусовых;
- самостоятельно на основе полученных эфирных масел из лепестков роз, хризантем и кожуры цитрусовых составить парфюмерную композицию;
- самостоятельно приготовить духи на основе полученных эфирных масел.
В результате выполнения практических занятий со специальным набором «Юный парфюмер» удалось:
- провести эксперимент по созданию духов на основе полисорбата;
- провести эксперимент по созданию твердых духов на основе парафина.
В ходе проведения эксперимента были получены, как положительные, так и отрицательные результаты, на основе которых можно сделать выводы:
- процесс создания благовонной парфюмерной композиции из эфирных масел достаточно долгий, требующий проведения сравнительных опытов. Этот вывод нам позволил сделать отрицательный результат, полученный при проведении эксперимента по созданию твердых духов, когда была приготовлена неблаговонная парфюмерная композиция.
- наличие воздуха между растительными частями и маслом, при приготовлении вытяжки эфирных масел из растений, может привести к процессу гниения. Этот вывод нам позволил сделать отрицательный результат, полученный при проведении эксперимента по приготовлению вытяжки эфирных масел из лепестков роз. Выводы учтены, эксперимент проведен повторно, результат положительный.
Данную работу можно продолжить и дополнить опытами по приготовлению эфирных масел из цветов и растений Пермского края, из цветов, выращенных самостоятельно. Создать экологически чистый продукт – «Духи Прикамья».
Список литературы
Патриция Девис. Ароматерапия от А до Я
Аринштейн А.И., Радченко Н.М., Петровская К.М., Сергкова А.А. «Мир душистых растений» М., 2003.
Интернет ресурсы
http://www.soapdream.ru/
http://sdama.ru/