РЕЦЕНЗИЯ
на научный проект ученицы 4 «Б» класса ГУ «Гимназии №3 для одарённых детей» г. Павлодара Балашовой Екатерины – «Революция мусора».
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как понятие раздельный сбор мусора сегодня превратилось в одну из важнейших проблем двора, города, страны. В работе затронуты основные проблемы сортировки мусора и утилизации. Произведена исследовательская работа, задачей которой было изучить проблему бытовых отходов и пути ее решения, провести анкетирование среди учащихся на тему «Что вы знаете о сортировке мусора», познакомить учащихся гимназии с правилами сортировки и утилизации мусора. Рассказать о проблемах утилизации и вторичной переработки мусора, и показать способы решения этой проблемы.
В работе предоставлены сравнительные характеристики в виде диаграмм знание ребят о понятии «Раздельный мусор». Для закреплений знаний, полученных в результате исследовательской работы, был разработан буклет «Раздельный сбор мусора – мой выбор», в котором даны общие рекомендации, как родителям, так и ученикам по сортировке и утилизации мусора. Был разработан Лепбук как пособие для детей с информационно образовательным материалом и играми.
В целом, работа имеет четкую структуру и является научно-исследовательской. Работа может быть рекомендована в качестве дополнительного материала на уроках Познание мира.
Аннотация
«Мусорная революция», ГУ «Гимназия № 3 для одаренных детей» города Павлодара
Автор: Балашова Екатерина, ученица 4 «Б» класса
Научный руководитель: Филонова Алёна Владимировна,
учитель начальных классов.
Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме бытовых отходов, которая уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения, поскольку большинство мусорных полигонов не соответствуют нормам безопасности и являются источником загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха.
Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними увеличиваются и объемы утильсырья, однако большинство не спешит задуматься, куда попадает мусор, оставшийся в мусорном контейнере после использования. В данной работе я ставлю перед собой цель показать, что раздельный сбор мусора имеет положительное влияние на природу. Я провела большую работу – изучила литературу о влиянии бытовых отходов на окружающий мир, рассмотрела проблему и способы утилизации бытовых отходов в Павлодарской области и пути ее решения, провела исследование, в котором было выявлено, что наше общество способно содействовать сохранению ресурсов, которые неумолимо уходят на наши нужды. Для осведомления о нынешней экологической ситуации школьников мною был разработан плакат «Разделяй и умножай», листовки, буклеты с советами как уменьшить отходы, лепбук с информационно – образовательной информацией, а также занимательной игрой. Игра привлекает внимание к экологической проблеме переработки мусора и учит грамотному обращению с отходами, формирует сознание, что разделяя мусор, мы умножаем, т.е. улучшаем экологию. Кроме того, был проведен опрос одноклассников, с целью рассмотрения отношения к проблеме утилизации отходов. В результате проведения социального опроса было выявлено, что, по мнению большинства респондентов, они готовы сортировать мусор, т.к. видят в нынешней ситуации, проблему, которая сложилась из-за переполненных свалок. Несмотря на свою готовность, многие попросту не имеют возможности для реализации раздельного сбора мусора.
В дальнейшем я планирую и дальше развивать эту тему.
Содержание
Введение |
||
1 Теоретическая часть |
||
Что такое твердые бытовые отходы Проблема бытовых отходов и пути ее решения Технология раздельного мусора Система раздельного сбора отходов в разных странах Проблема решения отходов в городе Павлодар |
||
2. Исследовательская часть 2.1 Экскурсия на мусорную свалку 2.2 Сортируй правильно 2.3 Сортировка отходов во время пандемии 2.4 Сбор мусора в домашних условиях 2.5 Анкетирование учащихся гимназии на тему « Что вы знаете о сортировке мусора» 2.6 Создание Лепбука «Революция мусора» и Интерактивной игры «Эко-мишки против мусора» 2.7 Повторное анкетирование Рекомендации |
||
Заключение |
||
Список литературы Дневник научного исследования |
||
Приложение 1 |
||
Приложение 2 |
||
Приложение 3 Приложение 4 |
Введение
Из космоса трудно разглядеть следы человека на Земле, а ровно и то, как мы относимся к истощаемым ресурсам нашей планеты. Оттуда все выглядит идеально. Только присмотревшись повнимательнее, мы начинаем замечать результаты жизнедеятельности человека. И в части тот, о котором говорят редко – мусор.
Ни кто не знает точно, сколько отходов мы производим. Известно только то, что нас 7 миллиардов, и мы производим больше мусора, чем когда-то либо в истории. Но знает ли кто-нибудь, что происходит с этим мусором? Как он влияет на Землю, воздух, воду, моря и на нас самих.
Исторически сложилось так, что мусор закапывали. Но теперь мы так не поступаем – мы просто сваливаем его в кучу. Начиная с 1972 года, мусор вывозится на свалки и просто сваливается в кучу. То, что было, когда то лугостепью, сейчас превратилось горный полигон, так как ежедневно сюда свозится мусор со всего города.
Ежегодно мы выбрасываем 200 миллиардов пластиковых бутылок. 58 миллиардов одноразовых стаканчиков и миллиард пластиковых пакетов.
Свалки быстро разрастаются по всему миру. Так, например, Британия занимает 1 место по количеству мусорных свалок. 80% населения Британии живут около полигонов.
В Пекине уже нет места для мусора. За последние десятилетия в некоторых странах свалки заполнены до отказа. Общество производит огромное количество мусора. Это всеобщая проблема.
Актуальность
Из книг и интернета узнала, что с каждым годом в Павлодарской области увеличивается количество свалок. Это связано с тем, что нет механизмов регулирования процессов сбора, транспортировки и утилизации отходов. Переработка и сортировка мусора в регионе не регулируется. Из интернета прочла, что за последние 6 месяцев собрано 138 тысяч тонн мусора. Только 3% переработано. В последние два года, в условиях пандемии, возникла еще одна проблема. «Как правильно собирать и утилизировать маски» Есть ли решение этих проблем и как мы маленькие жители нашего города можем помочь спасти экологию нашего края? Поэтому тему своего проекта считаю актуальной.
Цели исследования:
Изучить проблему бытовых отходов и пути ее решения,
Рассмотреть положительное влияние раздельного сбора мусора, и как сформировать ответственное отношение детей и взрослого населения к отходам
Провести наблюдение о порядке переработки мусора в Павлодарской области.
Провести анкетирование среди учащихся на тему «Что вы знаете о сортировке мусора»
Познакомить учащихся гимназии с правилами сортировки и утилизации мусора. Рассказать о проблемах утилизации и вторичной переработки мусора, и показать способы решения этой проблемы.
Выпустить Лепбук (пособие для детей) на тему «Мусорная революция».
Задачи исследования:
изучить понятие о твердых бытовых отходах и способов переработки мусора
провести наблюдение о порядке переработки мусора в Павлодарской области.
провести анкетирование одноклассников;
подготовить презентацию «Разделяй с нами» и познакомить с учащимися полученной информацией;
создать буклет «Сборник советов для юных экологов или вторая жизнь вещей»;
выпустить Лепбук «Революция мусора» (пособие с информационно образовательным материалом и игрой для детей);
Гипотеза
Если каждый человек научится правильно сортировать мусор, то это облегчит переработку и утилизацию последнего, и улучшит экологическую обстановку в городе и стране.
Метод исследования
Анкетирование, сбор, анализ, наблюдение, исследование.
Объект исследования
Способы сортировки и утилизации мусора
Предмет исследования
Бытовой мусор
1.Теоретическая часть.
По данным Министерства экологии ежегодно в Казахстане производится около 5 миллионов тонн отходов. Из этого объема 82% – отходы которые отправляются просто на свалку и лишь 18% на переработку. Ежегодно один житель нашей страны производит в среднем около 470 кг мусора. А вот куда он исчезает – никого не волнует, хотя каждый из нас вносит в эту гигантскую цифру свой вклад. В Казахстане существует более 20 полигонов для отходов, 15 тыс. санкционированных свалок, 17 тыс. несанкционированных свалок и 13 тыс., где накоплено 120 миллионов тонн мусора. При этом большинство мусорных полигонов не соответствуют нормам безопасности и являются источником загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха.
Переработка отходов позволяет во много раз снизить загрязнение окружающей среды не только за счет того, что меньше мусора будет выбрасываться на полигоны, но и потому, что сократятся объемы промышленных отходов. Людям не нужно будет добывать, и обрабатывать новые природные ресурсы для получения материалов. Готовые материалы они будут получать из старых вещей.
Таким образом, переработка отходов – это важное направление, которому в нашей стране пока не уделяется достаточное внимание. На сегодняшний день в Казахстане перерабатывается не более 5% бытовых отходов.
Опыт самых развитых стран показывает, что участие каждого жителя вносит значительный вклад в развитие культуры грамотного обращения с отходами и помогает сделать процесс избавления от мусора безопасным и эффективным. На сегодняшний день решение «мусорной» проблемы состоит в налаживании раздельного сбора и переработки отходов, об этом я и хочу рассказать в своей работе.
Что необходимо сделать, чтобы нам стало понятно, что отходы – дело каждого, а культура обращения с отходами – это то, что позволит нам, создать чистое будущее, в котором потребление разумно, а окружающая среда благоприятна для жизни? Начать менять привычки и действовать разумно прямо сейчас. Ведь каждый из нас своим поведением, своими привычками и активными действиями каждое мгновение влияет на будущее и создаёт его.
1.1 Что такое твердые бытовые отходы
Твёрдые бытовые отходы (ТБО)— непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребление.
В состав твёрдого бытового мусора входят следующие виды важных отходов:
бумага (картон);
крупногабаритные материалы;
пищевые (органические) отходы;
пластик;
металлы;
резина;
кожа;
стекло;
дерево и прочие.
К опасным ТБО относятся:
попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы;
электроприборы;
краски и косметика;
удобрения и ядохимикаты;
бытовая химия;
медицинские отходы;
ртутьсодержащие термометры;
барометры;
тонометры;
лампы.
Экологическое положение и без того находящиеся в тяжелом состоянии усугубляется тем, что вместе с пищевыми отходами, бумагой, стеклянной, полимерной, и металлической тарой, выбрасываются разбитые ртутьсодержащие люминесцентные лампы и термометры, лекарства с просроченным сроком годности, тара с остатками лаков, красок, ядохимикатов и т.п. Все это под видом обычных малоопасных бытовых отходов вывозится на свалки, которые обычно устраивают в оврагах, выработанных карьерах, и прочих неприспособленных для этого местах, что совершенно недопустимо с эколого-гигиенической точки зрения.
Грунтовые воды под воздействием фильтрата, который проходит через толщу отходов, обогащается ядовитыми веществами, входящими в состав отходов или являющимися продуктами их разложения. В нем сосредотачиваются органические и неорганические соединения и тяжелые металлы. Далее, свободно стекая по рельефу, фильтрат попадает в почву, поверхностные и подземные воды. Фильтрат, проникающий в почвы и воды, приводит к опасному загрязнению окружающей среды не только вредными соединениями, но и патогенными микроорганизмами.
Так же, свалочный газ оказывает губительное воздействие на растительность.
Помимо этого, полигоны ТБО представляют санитарную опасность, так как являются благоприятной средой для жизни патогенной микрофлоры (туберкулез, дизентерия, брюшной тиф и пр.) а так же, паразитической фауны, переносчиков инфекционных заболеваний грызунов и мух.
Прочла о времени разложения бытовых отходов в природе.
Материал |
Срок разложения |
Стекло |
1000 лет |
Метал |
10—500 лет |
Пластик |
150—400 лет |
Пищевые отходы |
1 месяц |
Бумага |
1—24 месяцев |
1.2 Проблема бытовых отходов и пути ее решения
Данная проблема определяет экологическую ситуацию. Раньше вся процедура утилизации для людей заключалась в выбросе ненужных материалов на свалку. Никто не задумывался о вреде, наносимом окружающей среде, а потом оказалось, что места для свалок остается мало, а мусор не желает гнить. Когда состояние экологии значительно ухудшилось, люди задумались над вопросом утилизации отработанных материалов. Для этой цели стали появляться всевозможные организации, практикующие утилизацию и переработку отходов. Свалки стали проектировать в ХХ веке. Их стихийное образование карается штрафами. Увы, количество уличных свалок из-за таких санкций меньше не становится. Захоронение, являясь самым дешевым вариантом, не стало выходом из положения — испарения и яды уходили в почву и тем самым отравляют ее. По этой причине хозяйственные угодья страдают от нехватки земельных участков, пригодных для посева и выгула скота.
Проблема утилизации бытовых отходов может быть решена при наличии контроля над правильностью выполнения процедуры. Для большего удобства за границей принят раздельный сбор утиля — есть специальные контейнеры для разных видов мусора. Предполагается ручная или механическая сортировка. Благодаря такому подходу, можно сильно сократить количество вывозимого на свалку мусора. Если вовремя провести сортировку, то можно заново использовать ТБО. Например, ПЭТ-бутылки могут стать частью цикличного безотходного производства, точно так же, как и любая упаковочная тара.
1.3 Технология раздельного сбора мусора
Разделение мусора и выборочный сбор отходов — действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения.
Разделение мусора делается в целях избежание смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
Переработке могут быть подвержены те отходы, материал которых пригоден для оптимального повторного использования.
1.4 Система раздельного сбора отходов в разных странах мира
Например, жители Германии выкидывают на помойку около 68 тонн мусора в минуту. В 1996 году в силу вступил общенациональный закон, регулирующий обращение с отходами.
Сейчас переработка мусора в Германии является выгодным бизнесом. Суммарный оборот всех немецких фирм, занимающихся сбором мусора в стране, составляет примерно 50 млрд. евро в год.
К сохранению окружающей среды в Японии жители относятся чрезвычайно бережно. В настоящее время в Японии существует развитая система раздельного сбора отходов. Как правило, существует несколько категорий отходов: сжигаемый и не сжигаемый мусор, пластик, бумага, стеклянная и пластиковая тара, пригодная для повторного использования, и крупногабаритные отходы.
Япония является одним из мировых лидеров по переработке пластмассы. Промышленный мусор, который трудно подвергнуть переработке, используется в качестве строительного материала. Международные аэропорты Тюбу (недалеко от города Нагоя) и Кансай (Осака) были построены на искусственных островах, созданных из измельченных промышленных отходов.
Решение проблемы отходов в городе Павлодаре
На сегодняшний день в Казахстане функционирует 218 предприятий и 3 завода. При этом свалками заняты семь миллионов гектаров земли. В Павлодарской области на местные свалки ежегодно вывозится около 650 тыс. тонн мусора, а на данный момент накоплено уже более 5,2 млн тонн твердых бытовых отходов.
С данной проблемой в Павлодарской области борется ТОО «Теренколь Тазалык». Теренколь это первое село на территории Павлодарской области, где наладили сортировку мусора. Здесь по отдельности калибруют стекло, металл, резину, полиэтилен, бытовые отходы.
2. Исследовательская часть.
2.1. Экскурсия на мусорую свалку
Летом мы с семьей, в целях изучения изнутри проблему мусора в Павлодарской области, сьездили в село Теренколь и посмотрели работу ТОО «Теренколь Тазалык». В результате экскурсии, узнала о том, что:
Рис.1 Дорога к ТОО «Теренколь Тазалык»
ТОО «Теренколь Тазалык» еженедельно собирает мусор со свалки г.Павлодара, Экибастуз, Аксу.
Рис.2 фото свалки в г.Павлодар.
2. Далее мусор сортируется на следующие фракции: пластик, стекло, металл, автомобильные шины.
Рис.3 процесс сбора мусора с городов
До этого местная свалка представляла собой постоянно разрастающуюся кучу мусора. Около 50 лет местные жители скидывали в одно место все подряд.
После сортировки мусора ТОО «Теренколь Тазалык» отправляют на переработку.
Рис.3 процесс сбора мусора с городов
Далее сортированный мусор отправляется в электрический пресс и дробилку.
Рис.4 дробильный аппарат
Есть вид мусора, который не подержит дроблению, например, пластик, его формируют в тары и в последующем отправляют на переработку в город Нур-Султан.
Также в планах в следующем году организовать участок для захоронения не подлежащих переработке отходов, а в течение последующих трех лет сделать собственную переработку. Пока же отсортированный мусор будут отвозить на мусороперерабатывающие заводы в Павлодар и Нур-Султан. Чтобы приучить местных жителей сортировать мусор, в Теренколе поставили специальные контейнеры для перерабатываемых и не перерабатываемых отходов, а также пункты по приему пластика, стекла, бумаги, металла. Всего в Павлодарской области на местные свалки ежегодно вывозится около 650 тыс. тонн мусора, а на данный момент накоплено уже более 5,2 млн тонн твердых бытовых отходов.
Вывод: Посетив данное предприятие, я еще более утвердилась в выбранной теме, и решила рассказать об этом своим одноклассникам и призвать их к раздельному сбору мусора. Что бы таких организаций и заводов стало больше, необходимо начать сортировать мусор!
2.2. Сортируй правильно
Очень часто мы слышим даже от самых сознательных граждан о том, что сортировать мусор очень сложно, не понятно с чего начать и как это делать и куда нести мусор, чтобы это точно переработали, а не просто выбросили на свалку.
Почему важно сортировать мусор? В среднем один житель Казахстана в год выбрасывает 500 кг мусора, только представите себе, сколько это занимает места на свалке. Но если сортировать мусор можно сократить количество до 80%.
Рис.5 количество отходов в картинках
Каждый вносит вклад в проблему мусора. Самый безлопастный способ обращения с отходами – раздельный сбор и переработка. Повторной обработке поддается 80% мусорного ведра. Кроме этого, переработка мусора позволяет сэкономить ресурсы.
10 деревьев может спасти одна тонна собранной макулатуры.
20 литров воды будет сэкономлено благодаря переработке 1 кг макулатуры
5 чашек чая можно вскипятить, сэкономив энергию на переработке 2 стеклянных бутылок
3 часа работы телевизора может обеспечить энергия, сэкономленная благодаря переработке 1 алюминиевой банки.
ВЫВОД: Сортировать мусор для многих кажется чем-то непосильным и сравнимым с собственным мини-заводом на дому. На самом деле это не так. Главное правило — начните с сортировки чего-то одного.
Например, собирайте только стекло, пластик или батарейки.
Дома с родителями мы придумали алгоритм правильного сбора мусора.
Когда вы освоите это, переходите на следующей этап — установите контейнеры для раздельного сбора и постепенно добавляйте фракции. Так вы научитесь сортировать все виды отходов, а потом сдавать на переработку. Например, у меня дома стоит три ведра: для стекла, для консервных банок и алюминиевой тары, для пищевых отходов. Коробки, макулатуру мы складываем в стопку, пластиковые бутылки мы сминаем и собираем в пакет.
Рис.6 сортировка мусора дома
Особое внимание при раздельном сборе мусора уделите предварительной подготовке фракций: емкости нужно предварительно вымыть, высушить и лучше спрессовать (этикетки, скотч с упаковки, колечки с бутылок снимать не обязательно). Важно помнить, что шансы попасть на переработку у грязных пластиковых бутылок и других емкостей минимальны.
Макулатуру, стекло, металл, пластиковые бутылки и канистры можно сдать на переработку в нашем городе. По сбору макулатуры, пластика, автомобильных шин и стекла у нас 8 организаций. Во многих дворах Павлодара стоят контейнеры для сбора пластика.
Батарейки, градусники, аккумуляторы, просроченные лекарства, бытовую химию, растворители и краски, технику нельзя выбрасывать вместе с остальными отходами, иначе вредные вещества (ртуть, свинец, никель, кадмий, щелочи) попадут в окружающую среду. Опасные отходы надо отвозить в специальные пункты приема например в СЭС.
Главное — не бояться совершать ошибок и не требовать от себя идеальной работы в первый же день. Даже одна пластиковая бутылка, отправленная на переработку, — это большой шаг.
Для того, чтобы учащиеся не забыли алгоритм сортировки мусора я разработала памятку (Приложение 2)
2.3. Сортировка отходов во время пандемии
Во время пандемии к привычным правилам сортировки вторсырья добавилось еще одно — теперь нужно собирать отдельно все, что контактирует со слизистыми. Это маски, салфетки, зубочистки, линзы.
Департамент санитарно эпидемиологической службы рекомендует складывать такие отходы в отдельный пакет. После наполнения его нужно плотно завязать и оставить на трое суток. Такая процедура поможет обезвредить отходы и снизить риск распространения вируса. После этого положите пакет в контейнер с серой наклейкой.
Если вы компостируете отходы дома, то на время карантина следует изменить правила этого процесса. Эксперты советуют не класть в компостер салфетки. На их поверхности могут быть опасные бактерии.
Также тщательно стоит подойти к предварительной подготовке вторсырья — тару рекомендуется промывать с моющим средством. Можно даже загрузить полезные отходы в посудомоечную машину вместе с посудой. Исключение составляют стаканчики от йогуртов и другая упаковка из полистирола — при температуре больше 70 градусов они могут выделять токсины.
Всемирная организация здравоохранения разработали алгоритм утилизации медицинских масок. Изучив этот алгоритм, я не только дома утилизирую маски правильно, но и показала в школе как правильно это делать.
Рис 7 Утилизация медицинской маски
Обработай руки антисептиком;
Сними маску за фиксирующие завязки;
Помести маску в пакет;
Герметично завяжи пакет;
Выброси маску в ведро.
Утилизируя маски правильно, мы не только сократим мусор на улицы, но и приостановим распространение инфекционных и вирусных заболеваний.
2.4. Сбор мусора в домашних условиях.
Три года я занимаюсь исследовательскими проектами, все мои работы были в области валеологии, медицины, где тщательно изучала и наблюдала за различными факторами окружающей среды и влияниях их на организм.
20 февраля 2020 года в нашей школе представитель ЮНИСЕФ Казахстана продемонстрировали нам фильм о проблемах загрязнения Планеты различным мусором. Эта тема меня очень сильно тронула. Сразу же я приняла участие в конкурсе рисунков ЮНИСЕФ Казахстана, где мой рисунок был размещен на официальном сайте и получил наибольшее количество оценок.
На этом я не остановилась и решила изучить эту тему изнутри. С того времени мы начали сортировать мусор и посмотреть сколько же мусора у нас получается в день, в неделю и месяц. Поначалу количество мусора было много, на рисунке 7 показана диаграмма первой недели сбора мусора в количественном числе.
Рис.8 сортировка мусора дома первая неделя
Вторую неделю мы стали более осознанно посещать магазин и выбирали те продукты, которые упакованы в экологические тары (в дальнейшем которые возможно отдать на переработку), не покупали лишнего и не нужного товара и наше количество мусора сократилось вдвое рис8.
Рис.9 сортировка мусора дома вторая неделя
Пластик, металл и макулатуру мы сдаем в организации по приему вторсырья. Остальной мусор мы выбрасываем в контейнер. Таким образом, после сортировки мусора наш мусор уменьшился.
2.5. Анкетирование учащихся гимназии на тему « Что вы знаете о сортировке мусора"
Для объективной картины понятия «раздельный сбор мусора», мною было проведено анкетирование (приложение 1) одноклассников. До презентации данной темы мною было проведено анкетирование по вопросу «Знаете ли вы, что такое раздельный сбор отходов?»,
Рис 10 анкетирование учащихся
В анкете были заданы вопросы о том, знают ли учащиеся о понятии раздельный сбор мусора? Готовы ли учащиеся сортировать мусор дома, применяют ли принцип раздельного сбора мусора и так далее.
Вывод: По данным опроса о раздельном сборе мусора осведомлены: 68% учащихся, не знают об этой теме 14%, затруднились ответить лишь 18%.
И я решила рассказать детям о том, как правильно сортировать мусор на примере собственной семьи и примерами прочитанной литературы и интернета.
Следующий шаг, презентация материала, где была представлена информация о понятии сортировка мусора, о необходимости раздельного сбора мусора.
Рис 11 Презентация работы учащимся
После презентации материала был задан вопрос: «Готовы ли вы сортировать мусор».
Таким образом, я убедилась, что выбранная мною темы очень актуальна. После презентации материала были получены следующие данные: готовы сортировать – 54%, не готовы – 30%, затруднились ответить – 16%. (см Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Следующим вопросом был: отходы образующихся у каждого дома (см. Диаграмма 2) предлагалось вспомнить весь мусор, который вы собираете дома, на даче, на отдыхе.
Как выяснилось, что большую часть мусорной корзины составляет пластик 78%, второе место занимают органические отходы70%, не мало место занимают такие отходы как мебель, старая одежда, продукты жизнедеятельности животных и т.д. (данный раздел отходов получил название – энергоемкие отходы). – такой вид отходов занимает 68%. Регулярно собирается 68% стекла, изделия из бумаги 46%.
Диаграмма 2
Вывод: Таким образом если каждый будет обдуманно подходить к покупке продуктов с биоразлогаемой, пригодной для переработки упаковки начнут сортировать и сдавать вторсырье, то мы значительно уменьшим количество мусора в своих корзинах дома, а также в окружающей среде.
Так же меня интересовало, применяют ли принцип раздельного сбора отходов в процессе своей жизнедеятельности мои одноклассники. Лишь 26% применяют, 32% не применяют, так как не занимаются вопросом сбора мусора дома, 36% применяют редко - лишь в своей комнате (так как у почти каждого опрошенного имеется корзина, куда собирается использованная бумага, остальной мусор относят в кухонное ведро), и лишь 8% затруднились ответить.
Диаграмма 3
Так же на диаграмме 3 показана кривая, где на вопрос «Даете ли вы своим вещам вторую жизнь?» (под второй жизнью подразумевается, что старые вещи – старая одежда, мебель не просто выбрасывается в мусорный бак, а отдается или отвозится в пункты приема для нуждающихся в них, сбор пластика, алюминия. Данные были следующие: заботятся о «второй жизни» своих вещей 36%, не применяют 46% и 20% затруднились ответить.
О том что, бытовой мусор может быть опасен знают 58%, не знают об этом 32%, и лишь 10%. На диаграмме 4 предоставлены данные.
Диаграмма 4.
Следующий вопрос, который интересовал, готовы ли дети сдавать мусор в организации по утилизации бесплатно. На диаграмме 5 мы видим, что готовы 60%, не готовы 32%, платно согласны 82% не готовы 8%, 10% респондентов в двух вариантах затруднились ответить.
Диаграмма 5.
Изучив опросный лист мною была сделана сводная диаграмма 6.
Где мы видим, что большая часть опрошенных (90%) знает о раздельном сборе отходов, 54% готовы собирать отходы раздельно, но только треть опрошенных (26%) в настоящее время применяет принцип раздельного сбора отходов и даёт бытовым отходам "вторую жизнь".60% опрошенных готовы сдавать отходы бесплатно и 82% - за небольшую плату. Очевидно, что население морально готово к внедрению опыта раздельного сбора отходов, однако для реализации данного проекта нет условий.
Диаграмма 6.
2.6. Создание Лепбука «Революция мусора» и интерактивной игры
«Эко-мишки против мусора»
Для того, чтоб закрепить полученные знания о сортировке мусора я решила создать Лэпбук – интерактивную книгу для учащихся (приложение 4). От постоянного контакта с книгой учащиеся будут усваивать материал просто великолепно и без всяких усилий, в игровой форме расширят знания о сортировке мусора и необходимости утилизации. Закрепят полученные знания с помощью игры.
Рис 12 создание лэпбука и интерактивной игры
При призентации Лэпбука учащимся было не только интересно получить новые знания, но так же и играть в приложение игры.
Рис 13 демонстрация Лэпбука
2.7. Повторное анкетирование учащихся
Я убедилась, что моя работа не прошла даром. По повторному анкетированию видна динамика роста количества учащихся нашей школы, возросли знания о раздельном сборе мусора, начали применять сортировку мусора дома.
Диаграмма повторного анкетирования
Рекомендации
Качество разделения мусора зависит от активности и сознательности участников процесса на всех этапах. Разделение мусора находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны.
В самом деле, чтобы система выборочного сбора мусора приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. Без этого, применение системы местными органами власти будет неэффективно.
Разделение мусора также требует определенного времени и приложения усилий для обучения жителей. Переработке могут быть подвержены те отходы, материал которых пригоден для оптимального повторного использования. Для переработки мусора необходимы:
производства, которые имеют возможность трансформирования отходов в ходе повторного использования;
разработанные технологии и процессы переработки;
существование производств, нуждающихся во вторсырье;
добросовестная работа центров по разделению мусора.
Что же нам дает технология по раздельному сбору и сортировке мусора? В первую очередь улучшается экологическая обстановка, меньше отходов попадает на полигон, постепенно ликвидируются свалки, которые отрицательно влияют на здоровье людей, животных, окружающей природы. Во вторую очередь выделяются полезные фракции, которые, после переработки могут повторно использоваться в технологических процессах. В третьих у населения появляется возможность получения дополнительных доходов от сдачи бутылок, картона, макулатуры, и т.д.
Заключение.
В результате своего исследования выяснено, что идея раздельного сбора отходов нацелена в первую очередь на сохранность экологии, а также на сокращение использования природных ресурсов, заменяя их переработкой использованных материалов.
Думаю, что, живя на Земле и пользуясь ее ресурсами, каждый человек несет ответственность перед ней. Сегодня тоннами добываются ресурсы, которые идут на благо человечеству, из которых создаются необходимые нам каждый день вещи и предметы - от еды до одежды и бытовой химии.
Однако ресурсы Земли не безграничны. И наша задача состоит в том, чтобы находить способы экономии ресурсов путем переработки использованной продукции, используя различные способы утилизации отходов.
По моему мнению, в человеке необходимо формировать и развивать экологическую культуру. Пока я еще учусь в начальной школе и являюсь маленьким гражданином своей страны и могу пока только учиться и помогать другим детям воспитывать в себе бережное отношение к природе.
Цели, поставленные вначале работы достигнуты, изучена проблема бытовых отходов и пути ее решения. Проведено анкетирование и сделаны выводы. Рассмотрено положительное влияние раздельного сбора мусора, показаны пути воспитания в себе ответственного отношения к экологии.
Гипотеза «Если каждый человек научится правильно сортировать мусор, то это облегчит переработку и утилизацию последнего, и улучшит экологическую обстановку в городе и стране» - доказана.
Список литературы
1. Иванов, С.Н. Технология бумаги / С.Н. Иванов. – М.: Лесная промышленность, 206. -696с.
2. Лаптев, Л.А. Практикум по технологии и оборудованию целлюлозно-бумажного производства: учеб. Пособие для техникумов /Л.А. Лаптев. – М.: Экология, 1991. – 208 с.
3. Примаков, С.Ф.Производство бумаги /С.Ф. Примаков. – М. : Экология , 1991. – 324 с.
4. Фляте, Д.М. Технология бумаги и картона/Ф.А Шитов. - М.: Высшая школа, 1998.- 372с.
5. Бурдин Н.А., Кашуба В.В. Технический уровень производства в лесозаготовительной промышленности [5, с 19] / Лесная промышленность. М., 2000. С.19-25. 4. Бурдин Н.А., Шлыков В.М., Рыженков А.И. Основные направления реструктуризации лесопромышленного комплекса России. /Лесной экономический вестник. 1998.
6. Давыдов Г. Е. Организация производства на предприятиях деревообрабатывающей промышленности [6 , с. 46] / Московский государственный университет леса. М., 2009. С.46-54.
7. Королькова Е.М. Реструктуризация предприятий / Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 7. Макарова В.В. Формирование механизма лесопользования в регионе. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Библиотека БГУЭиП. Иркутск. 1999.
8. Передельский Л.В., Коробкин В.И. Экология в вопросах и ответах. – Ростов, 2002.
9. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – M.: Логос, 2001. – С. 70-73
10.Шитов, Ф.А Технология бумаги и картона /Ф.А. Шитов. – М.: Высшая школа, 1998.-372с.
П риложение 1
Анкета
Знаете ли вы, что такое раздельный сбор отходов?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Готовы ли вы разделять отходы дома?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Какие отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека у вас больше в %
|
||
пищевые отходы |
||
|
||
|
||
|
||
|
Применяете ли вы дома принцип раздельного сбора отходов
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Даете ли вы своим отходам вторую жизнь?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Знаете ли вы, что бытовые отходы опасными?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Готовы ли вы сдавать мусор бесплатно?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Готовы ли вы сдавать мусор платно?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Дневник наблюдения
Тема исследования: Мусорная революция
Ф.И. ученика Балашова Екатерина
Гимназия №3 для одаренных детей г. Павлодара
Ф.И.О. научного руководителя Филонова Алена Владимировна
№ |
Дата |
Содержание работы |
Подпись руководителя |
1 |
12.02.2022 |
Выбор темы |
А. В. Филонова |
2 |
20.20.2022 |
Формулировка цели, задач, гипотезы, выбор предмета и объекта исследования |
А. В. Филонова |
3 |
10.03.2022 |
Подбор материала по теме исследования |
А. В. Филонова |
4 |
14.04.2022 |
Анализ литературы по теме исследования |
А. В. Филонова |
5 |
14.06.2022 |
Написание теоретической части исследования. |
А. В. Филонова |
6 |
05.09.2022 |
Работа над выводами теоретической части |
А. В. Филонова |
7 |
16.09.2022 |
Проведение практического исследования (эксперимента) |
А. В. Филонова |
8 |
18.09.2022 |
Работа с материалами эксперимента |
А. В. Филонова |
9 |
16.09.2022 |
Написание экспериментально- практической части |
А. В. Филонова |
10 |
18.09.2022 |
Подготовка схем, рисунков, иллюстраций исследования |
А. В. Филонова |
11 |
19.09.2022 |
Дополнение и обобщение основной части |
А. В. Филонова |
12 |
19.09.2022 |
Обработка экспериментально- практической части |
А. В. Филонова |
13 |
19.09.2022 |
Проверка, дополнение, обобщение практической части |
А. В. Филонова |
114 |
19.09.2022 |
Проверка общего содержания, достоверности приведенных фактов в исследовательской работе. |
А. В. Филонова |
15 |
20.09.2022 |
Написание вывода |
А. В. Филонова |
16 |
16.09.2022 |
Систематизация литературы |
А. В. Филонова |
17 |
21.09.2022 |
Подготовка к защите проекта |
А. В. Филонова |