Изучение морских ракушек Черного и Азовского морей

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение морских ракушек Черного и Азовского морей

Ащепкова А.И. 1Худайбердина А. 1
1МОБУ СОШ с. Самарское
Драгунова Е.Н. 1
1МОБУ СОШ с. Самарское
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы:

Мы все живем в разных местах нашей большой планеты: кто-то ни разу не видел снега, кто-то - тропических ливней, кто-то ни разу не видел красоту лесостепи , степи, кто-то – морских красот.

Мы считаем, что необходимо каждому из нас постоянно расширять свой кругозор, где бы мы не жили и не находились.

В одной из книг американского писателя и философа НассимаТалеба есть такая фраза: “Чем шире ваш кругозор, тем больше у вас появляется полок с непрочитанными книгами”.

У человека с хорошим уровнем кругозора много интересов, он видит одновременно несколько точек зрения, умеет мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Таким образом, мы считаем, что будет целесообразно в нашей работе изучить разновидности морских ракушек и создать наглядное пособие для детей младшего школьного возраста для уроков окружающего мира в нашем регионе.

Объект исследования: Венерка, скафарка, морской гребешок, мидии, морской жёлудь.

Предмет исследования: Изучение морских ракушек Черного и Азовского морей.

Цель: Изучить теоретический материал и создать учебное мини-пособие для уроков окружающего мира в 1-4 классах по теме « Морские ракушки»

Задачи:

1)Изучить теоретический материал по теме «Морские ракушки Черного и Азовского морей»;

2) Отобрать необходимую информацию для брошюры по теме «Морские ракушки Чёрного и Азовского морей»

3) Отобрать ракушки по названиям, используя теоретический материал для работы;

4)Найти средства и материал для изготовления пособия;

5)Выбрать дизайн пособия;

6) Подготовить ракушки, материал для основы к работе

7) Изготовить учебное мини-пособие;

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение источников информации

2.Практические:

анализ полученных сведений;

систематизация собранного материала;

синтез;

описание;

сравнение.

Практическая значимость:

Использование учебного мини-пособия на уроках окружающего мира во 1-4 классах, на уроках биологии в 5-6 классах и возможно применение на внеурочных занятиях, оформление школьных тематических выставок и т.п.

При изучении мы пользовались следующими источниками информации:

1. Наталья Московская «Раковины Мира» − И: «Аквариум-Принт» 2008.

2. Ершов В.Е. « Чарующий мир раковин» − И: «Курсив» Москва 2005.

3. Ершов В.Е., Кантор Ю.И. Морские раковины. Краткий определитель – И:

Москва «Курсив» 2008.

4. Подводный мир. Полная энциклопедия Москва «Просвещение» 2010.

5. rakushki.ru

6. kakProsto.ru

7. muzej-morckix-rakovin.ru

8. Большая энциклопедия «МАХАОН» Море – И: «Азбука-Аттикус».

ГЛАВА 1

История морских ракушек

Конхиология[1](конхология [2]; конхилиология[1]; от др.-греч. κόγχη, κογχύλιον — «раковина» и λόγος — «учение») — раздел зоологии, изучающий раковины организмов (преимущественно моллюски и брахиоподы). В широком смысле — это научное и любительское (коллекционирование раковин) изучение раковинных организмов.

Что такое морские ракушки

Морская ракушка, также известная как морская раковина является защитным внешним слоем, который был создан морским существом.

В раковине живет любопытное существо — моллюск. Оно умеет строить дом из собственной слюны, которая, застывая витками вокруг моллюска, образует раковину. На раковинах образуются годовые кольца, по которым можно определить их возраст. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину. Семьсот литров морской воды пропускает через свое тело моллюск, чтобы добыть из воды нужный ему для раковины кальций и тем самым участвуют в очистке водоемов, в которых они живут. Моллюски имеют мягкое тело без позвоночника, таскают на себе домик-раковину и на брюшке имеют особенный вырост, с помощью которого они передвигаются, - ногу.

Тело моллюсков состоит из трех отделов: голо­вы, туловища и ноги. На голове расположены органы чувств (пара глаз и щупальца), а также ротовое отверстие. Нога — мускулистый орган движения, расположенный на брюшной стороне тела.

Туловище — мешковидный вырост спинной стороны тела — окружено складкой покровов — мантией. Между мантией и телом моллюска на­ходится мантийная полость, сообщающаяся с окружающей средой. В ней расположены органы дыхания, в нее открываются кишечник, отверстия выделительной и половой систем.

Если заглянуть на 500–600 млн. лет назад, в доисторическое прошлое Земли, тогда в древнем Океане на мелководьях жили самые разнообразные черви, тело которых было поделено на членики – колечки. Среди этих кольчатых червей были пожиратели водорослей, хищники, фильтраторы, добывающие себе пищу из воды, пропуская ее через себя, и те, что питались органическими остатками, находящимися в грунте. Одни нападали, другие защищались и прятались. И вот внутри этого мирка выделилась группа червеобразных существ, у которых на наружных покровах тела появились сначала известковые иглы, потом пластинки и, наконец, цельная броня. Панцирь, который стал служить им и органом пассивной обороны, и наружным скелетом одновременно. Так возникла у моллюсков раковина. Но есть учёные, которые считают, что именно всплеск содержания кальция в Океане соответствует времени появления первых существ, имевших раковины. Однако и те, и другие пришли к выводу, что оба этих фактора могли повлиять на образование раковины у моллюсков. За прошедшие сотни миллионов лет моллюски завоевали всю Землю. По количеству видов моллюски занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тыс. видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тыс. видов вымерших. С ними связаны многочисленные истории и легенды. И недаром древние называли раковины «узелками вечности». На меняющейся Земле они по-прежнему прекрасны.[2]

1.1 ВИДЫ РАКУШЕК

Класс Двустворчатые

Это исключительно водные животные.Однако некоторые виды могут оставаться без воды долго. Размеры и масса тела различны.У всех двустворчатых раковина состоит из двух створок , крепко соединенных между собой эластичной связкой.

Характерная особенность строения двустворчатых – отсутствие головы.Они могут вести как подвижный , так и сидячий образ жизни, прикрепляясь к каменистому дну или к раковинам других моллюсков.

Класс Брюхоногие

Это наиболее многочисленный класс моллюсков. Представители его встречаются в глубинах океана, в прибрежной зоне морей, в пресных водах, в горах и пещерах,каменистыхпустынях.Раковина у этих моллюсков цельная , часто ассиметричная.Слизни,например, раковину не имеют .Тело подразделяется на голову, туловище и ногу.

Среди брюхоногих есть фильтраторы и трупоеды, а также паразиты и хищники. Но в основном эти моллюски растительноядные .

Среди них есть вредители садов и огородов – улитки, слизни и др.

Класс Головоногие

Это наиболее развитые моллюски.Тело большинства головоногих лишено наружной раковины. Нога преобразована в щупальца, т.е. ноги , окружающие голову( отсюда и название).

У головоногих хорошо развиты органы чувств. Строение глаз ,как у развитых животных.

Некоторые моллюски в случае опасности способны менять окраску или выбрасывать чернильное вещество.

Почти все они хищники: каракатицы, осьминоги, кальмары и т.п.[4]

1.2 Виды ракушек Черного и Азовского морей

По словам известного русского палеонтолога Павла Фролова в Черном и Азовском морях :« Сразу бросаются в глаза мидии, они съедобные и очень вкусные;

также есть в большом количестве сердцевидки, они получили это название , потому что если сложить две створки, то они образуют форму сердца».

Довольно больших размеров встречается Мия Оренария

Длина раковины достигает 13 мм.

Окраска раковины варьируется от грязно-белой до желтоватой

В 1960-е годы вселился в Чёрное и Азовское моря, где вид стал доминирующим.

Из Индийского океана в Средиземное море ,а затем в Черное и Азовское попала раковина Анадарка.

Анадара относится к виду двустворчатых моллюсков семейства Арок. Чаще всего его можно встретить в Индийском и Тихом океанах. Есть его представители в Средиземном, Адриатическом и Азовском морях. В XX веке они были обнаружены в Чёрном море. В России, кроме черноморского  побережья, источниками ловли стали моря Дальнего Востока, где водится дальневосточная анадара.

Этот представитель моллюсков достаточно крупный:

длина – до 7 см;

ширина – до 9 см;

вес – от 100 до 250 г.

Очень редкая ракушка в настоящее время Морской Черенок или Ноготь русалки

Раковины этого моллюска прямоугольной формой до 12 см. длины на самом деле очень напоминают ногти.
Самое интересное, что ракушки эти сохранились до наших дней с глубокой древности. Всего науке известно около 150 их видов. 80 из них ископаемые.

С помощью своей ноги ногти русалки не только быстро зарываются в песок со скоростью 1 см в секунду, но и двигаются, и даже совершают скачки. Если смотреть на морской черенок со стороны, то трудно заподозрить в нём такую прыть.
Самый главный враг морского черенка – рапан, который с удовольствием поедает его.

Рапана – это хищник, В Черное море попала в 1940-х годах с Тихого океана, съела всех черноморских устриц.
Обитают рапаны в прибрежной полосе (с отмели до пятидесятиметровой глубины). Живут морские улитки до 15 лет, выбирают своим домом скопления ила и скалы.

Есть в Черном и Азовском морях семейство Венериад(венерка)

Это небольшие округло-треугольные ракушки, преимущественно белой и серо-желтой окраски.Раковины часто встречаются с узорами в виде полос, пятен,зигзагов.

Обитают они в прибрежных зонах и на глубинах до 70 метров. Иногда попадаются черные ракушки – эти моллюски попадали в сероводород в Черном море, который и окислял раковину, меняя ее цвет.

Также в этих морях водятся тритии.

Считается широко распространенным видом. Она хорошо известна рыбакам, ловящим рыбу в Черном и Азовском морях, под разными местными названиями. Эту улитку называют то вершей, то ракушкой, то червем, то пиявкой. Трития чрезвычайно затрудняет рыболовство в тех местах, где ее особенно много, так как моментально съедает насаженную на крючок наживку. Этот маленький моллюск размером 20—30 мм, обладает чрезвычайно красивой раковиной светло-желтой окраски с проходящими по желтому фону голубовато-черной и коричневой полосками, причем вся поверхность украшена слегка извилистыми продольными ребрами, которые пересекают глубокие спиральные бороздки, иногда ярко окрашенные.

Практическая часть

Изучив теоретический материал по теме «Морские ракушки Черного и Азовского морей, мы отобрали необходимую информацию для брошюры по теме.

Затем отобрали и очистили ракушки от загрязнения, распределили по названиям, используя теоретический материал для работы, подобрали материал для изготовления пособия.

Придумали дизайн мини- брошюры:

Оформили два варианта, но дизайн выбрали один:

Ракушки Черного и Азовского морей

На заранее подготовленную основу, мы наклеили виды ракушек Черного и Азовского морей, подписали названия, и наш продукт – наглядное пособие для уроков окружающего мира готов.

Здесь представлены целые ракушки и разрушенные ракушки под воздействием почвы, воды, солнца.

К нашему наглядному материалу мы сделали приложение: мини-брошюру , которая содержит информацию о морских ракушках, представленных в пособии.

( брошюра прилагается к работе)

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время в мире технологий много возможностей увидеть морской берег и его обитателей, мы считаем, что детям нашего возраста и старше все же лучше увидеть своими глазами, и потрогать морские ракушки, пусть не на морском берегу, а хотя бы на уроках окружающего мира.

Мир ракушек и других моллюсков очень захватает нас своей красотой, необычностью форм, окраски, размеров и т.п.

Мы считаем, что наше мини- пособие будет очень полезным при проведении уроков окружающего мира и биологии, обучающиеся будут с большим интересом изучать данную тему.

Изучив разновидности морских ракушек, будет интересно уже узнать их значение в жизнедеятельности человека. Мы, например, выяснили, что прессованные ракушки являются прочным строительным материалом именно на побережье Черного и Азовского морей, также всем, известно, что некоторые моллюски употребляются человеком в пищу, в них очень много полезных микроэлементов для организма человека.

В будущем мы планируем разработать целую серию интересных мини- наглядных пособий.

Список литературы

1. Наталья Московская «Раковины Мира. История, коллекционирование, искусство» − Москва: Аквариум-Принт, 2008.- 256с

2. Ершов В.Е. « Чарующий мир раковин» − И: «Курсив» Москва 2005.

3. Ершов В.Е., Кантор Ю.И. Морские раковины. Краткий определитель – И:

Москва «Курсив» 2008.

4. Подводный мир. Полная энциклопедия Москва «Просвещение» 2010.

5. rakushki.ru

6. kakProsto.ru

7. muzej-morckix-rakovin.ru

8. Большая энциклопедия «МАХАОН» Море – И: «Азбука-Аттикус».

Просмотров работы: 296