Изучение злаковых растений младшими школьниками

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение злаковых растений младшими школьниками

Попова А.С. 1
1МОБУ СОШ с. Самарское
Драгунова Е.Н. 1
1МОБУ СОШ с. Самарское
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы:

Злаковые растения в жизни человека играют очень важную роль. Человек выращивает злаки еще с древних времен. Муку, крупу, сахар и другие продукты получают именно из злаков. Они необыкновенно богаты питательными веществами, которые легко и полностью удовлетворяют потребности человека и способствуют накоплению энергии для нормальной жизнедеятельности организма.В зернах злаков содержатся белки, углеводы, в меньшей степени жиры и витамины, а также биологически активные вещества и минеральные соли.

Также злаковые растения используют в медицине, это почти все части культурных растений, продукты питания, полученные из зерна, например, крупяные каши, занимают важное место в диетическом питании.

Поэтому мы считаем, что каждый из нас должен изучить данную тему и уметь применить свои знания в жизни.

Объект исследования: пшеница «Тулайновская», просо «Быстрое», чечевица «Рэдкот», ячмень «Яровой Т-12»

Предмет исследования: Изучение злаковых растений

Цель: Изучить теоретический материал и, вырастив на участке злаковые растения, создать учебное мини-пособие для уроков окружающего мира в 1-4 классах по теме «Злаковые растения »

Задачи:

1)Изучить теоретический материал по теме «Злаковые растения»;

2) Подобрать участок земли для посадки злаковых растений;

3) Ухаживать за участком, осуществлять подкормку и полив участка

4) Собрать выращенный урожай и отобрать стебли с колосом для работы

5) Отобрать необходимую информацию для брошюры по теме «Злаковые растения»

6) выбрать дизайн мини-брошюры и наглядного пособия;

7) Создание учебного мини-пособия

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение источников информации

2.Практические:

анализ полученных сведений;

систематизация собранного материала;

синтез;

описание;

сравнение.

Практическая значимость:

Использование учебного мини-пособия на уроках окружающего мира во 1- 4 классах, на уроках биологии в 5-6 классах и возможно применение на внеурочных занятиях, оформление школьных тематических выставок и т.п.

При изучении мы пользовались следующими источниками информации:

1.В.В. Коломейченко. Растениеводство/Учебник. — М.: Агробизнесцентр, 2007. — 600 с. ISBN 978-5-902792-11-6.

2.Растениеводство/П.П. Вавилов, В.В. Гриценко, В.С. Кузнецов и др.; Под ред. П.П. Вавилова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1986. — 512 с.: ил. — (Учебник и учеб.пособия для высш. учеб. заведений).

3.Основы технологии сельскохозяйственного производства. Земледелие и растениеводство. Под ред. В.С. Никляева. — М.: «Былина», 2000. — 555 с.

4. https://dacha-dacha.ru/sorta/yachmen-yarovoj/t-12

5.  https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/94812/

6.https://www.agrojour.ru/ovoshhevodstvo/kultury/chechevica.html

Глава 1

История изучения зерновых культур

Сегодня археологи полагают, что в Евразии первыми культурными зерновыми были ячмень, пшеница и рис. А в Америке первые зерновые — кукуруза, амарант, киноа.

В Евразии вначале появился:

ячмень — 17 000 лет назад, а возможно, и ранее;

пшеница — около 10 000 лет назад;

подвид пшеницы — полба — около 8 000 лет назад;

рис в Юго-Восточной Азии — около 7 000 лет назад;

овес — около 3000 лет назад;

пшено (просо) — примерно 2300 лет назад.[2]

Ячмень

Культура, которую люди культивировали еще в каменном веке, задолго до появления египетских пирамид. Считается, что в самом начале это случилось на нынешней территории Сирии. Ячмень со временем распространился на всю территорию Евразии — от Атлантического побережья до Китая и Кореи.

Пшеница

Родина злака — юго-восточная Турция. Культивируется с самого начала неолита. Полагают, что вначале люди употребляли недозревшую пшеницу, так как, едва созрев, дикая пшеница немедленно осыпается. Эта особенность была преодолена во время окультуривания злака — в течение многих сотен лет отбора тех растений, которые, созрев, не осыпались.
С пшеницей связана и рожь. Отдельные семена ржи встречаются в найденных археологами зернохранилищах древних народов за тысячу лет до н.э., но в качестве самостоятельной зерновой культуры она проявилась по мере миграции человеческих племен на север. В условиях более сурового климата, когда пшеница уже не могла плодоносить, рожь давала устойчивые урожаи. Благодаря своей выносливости рожь стала культивироваться у праславян как самостоятельная зерновая культура.
Просо, пшено и чумиза

Пшено появилось на столе у человека примерно 2300 лет назад, с территории северного Китая и Монголии. Просо пришлось по вкусу людям. С приходом христианства пшенные каши начали употреблять в России в постные дни, а также — на Рождественский и Великий Пост. В Китае очень уважают головчатое просо, или чумизу. Почти то же самое пшено, из которого делают кашу. Полезная и диетическая пища.[5]

Виды злаковых культур

К зерновым культурам (семейство Мятликовые - Poaseae) относятся:

пшеница мягкая

пшеница твердая

рожь

ячмень

тритикале (гибрид ржи и пшеницы)

кукуруза

просо

сорго веничное

сорго зерновое

сорго сахарное

рис

Мягкую пшеницу еще называют летней. Это однолетний вид травянистых растений рода Пшеница, семейства Злаки, или Мятликовые. Этот вид растения активно выращивали в СССР. Несмотря на название, мягкая пшеница трудно обмолачивается, но из муки получается качественный, вкусный хлеб. Делится на два типа – озимую и яровую.

Основное предназначение мягкой пшеницы – изготовление муки. Культура имеет широкий, но короткий колос, короткую ость, которая отсутствует у некоторых сортов. Главное преимущество – большое содержание белка в составе.

Несмотря на то, что пищевое применение – главная сфера использования мягкой пшеницы, она пригодна и для хозяйственных целей. Из сена делают подстилки на зиму для домашнего скота и заготовки грубого корма.

Крахмал и клейковина позволяют использовать эту культуру при изготовлении картона, бумаги, упаковочного материала. Из сухих стеблей народные мастера плетут соломенные шляпы и корзины.

Мягкая пшеница выводит из организма токсины, лечит различные заболевания: расстройства ЖКТ, болезни дыхательной системы, нарывы на коже и др.

Пшеница твердых сортов по строению намного плотнее, зерна не высыпаются при созревании. Снаружи каждый колосок обтягивает упругая пленка, которая дает насыщенный желтый оттенок и приятный запах. Чаще всего эти сорта пшеницы используют для изготовления макарон и манной крупы.

В муке из твердых сортов много клейковины, крахмальные крупинки твердые и маленькие. Для замеса теста требуется много воды. Из такого злака делают все виды пасты и крупы. В муке из мягкого злака крупинки крахмала больше и мягче, меньше клейковины, воды требуется мало. Такая пшеница подходит для приготовления пышного теста.

Овес издавна считался целебным продуктом. Зерна улучшают состояние внутренних органов, наполняют организм пищевыми волокнами, витаминами и микроэлементами. Эти вещества очищают почки от камней, песка и инфекций, поддерживают работу мочевыделительной системы. 

В древние времена Гиппократ говорил, что овес – продукт долголетия. А англичане доказали это на практике. Овсяная каша – традиционный завтрак в Великобритании, а средняя продолжительность жизни англичан выше, чем в других странах, – 81 год.

Продукт богат витаминами А, Е, РР, К, Н, группы В, которые необходимы для здоровья кожи и внутренних органов. В овсе есть магний, калий, натрий, кальций, фосфор и железо. Эти микроэлементы приносят пользу кровеносной системе и пищеварению.

Рожь культурная или посевная — однолетнее растение семейства злаков.

Считается, что посевная рожьпроисходит от сорно-полевого вида, произрастающего в предгорьях Кавказа, Малой и Средней Азии. На территории России в основном выращивают более урожайную озимую рожь. Яровую высевают только в Забайкалье, Якутии и Центральной Сибири, где по причине низких зимних температур озимая рожь вымерзает.

Ячмень используют как фуражную и продовольственную культуру (из зерен вырабатывают перловую и ячневую крупу), а также применяют как основное сырье в пивоваренной промышленности.

Ячмень — одно из древнейших окультуренных растений. Считается, что во времена неолита его ввели в культуру в разных местностях независимо друг от друга.

Как выглядят зерна :

Основное место в земледельческом хозяйстве в Башкортостане занимало полеводство. Огородничество было развито слабо. Садоводства вообще не было. По мере дальнейшего развития и распространения земледелия люди сеяли рожь, овес, ячмень, гречиху, полбу, просо, горох, пшеницу.

Современное состояние

Условия ведения сельскохозяйственного производства в республике разнообразны — от степей до горных зон. Высокая степень распаханности, волнистый рельеф, ливневый характер осадков способствуют интенсивному проявлению эрозии почв. Средне- и сильноэродированные почвы, гумусовый слой которых смыт на 30 — 50 % и более, составляют 950 тыс.га, или 11,5 % сельскохозяйственных угодий. Около 1,5 млн га занимают почвы с повышенной кислотностью. Большинство районов РБ входит в зону недостаточного и неустойчивого увлажнения. Деградированные земли с недостаточным увлажнением постепенно переводятся в кормовые угодья.

Башкирские чернозёмы, занимающие треть территории республики, глубиной до восьми метров — одни из самых плодородных в мире, и обуславливают высокие урожаи сельскохозяйственных культур.

В настоящие время в Башкортостане выращивают разные сорта пшеницы, ячменя, проса, чечевицы, ржи, овса и др.

Максимальный урожай зерновых культур за последние 20 лет был собран в 2008 году — 5 млн 6 тыс. тонн. В 2020 году урожай остальных видов культур уменьшился, в основном из-за сокращения посевных площадей.

В 2021 году из-за сильнейшей засухи в регионе вырастили лишь 2,2 млн тонн зерна.

В 2022 году в Башкирии впервые за 36 лет собрали урожай зерна больше 5 млн тонн, при средней урожайности зерновых и зернобобовых культур 29,5 ц/га. Абсолютными лидерами стали аграрии Стерлитамакского района , которые намолотили более 300 тысяч тонн зерна. А шесть районов превысили отметку в 200 тысяч тонн:Илишевский, Баймакский, Хайбуллинский, Мелеузовский, Аургазинский, Чекмагушевский.

Мы в своей работе более подробно изучили сорта злаковых культур, которые были посеяны на пришкольном участке:

Ячмень «Яровой Т-12»

Рекомендован для возделывания в зонах Предуральской и Зауральской степи Республики Башкортостан.

Растение среднерослое. Колос пирамидальный, рыхлый, с сильным - очень сильным восковым налетом.

Среднеспелый, вегетационный период 68-82 дня. Засухоустойчивость на уровне стандартов. Устойчив к полеганию ,ценный по качеству.

Яровой ячмень — важнейшая продовольственная, кормовая и техническая культура. Из его зерна изготавливают муку, суррогат кофе, перловую и ячневую крупу. Для хлебопечения ячменная мука малопригодна, иногда при необходимости ее примешивают в количестве 20—25% к пшеничной или ржаной муке. В зерне ячменя содержится от 7 до 15% белка, 2% жира, 5,0—5,5% клетчатки.

В южных районах ячмень иногда используется на зеленый корм и в качестве сена в смесях с викой, горохом, чиной и другими культурами.

Пшеница «Тулайковская»

Пшеница – травянистое, однолетнее растение, относится к семейству злаковых культур.

Пшеница – сельскохозяйственная культура высотой от 50 до 120 сантиметров с прямостоячими стеблями, которые заканчиваются узелками. С одного растения вырастает до 10 стеблей, листья узкие с шероховатой поверхностью.

Посадка семян яровой пшеницы происходит ранней весной, а созревает пшеничка в течение трех месяцев, собирают ее в сентябре.

Растение также подразделяется на мягкие и твердые сорта. Мягкий сорт отличается широким колосом. Из такой пшеницы получается отличная мука

Соцветием пшеницы является колос, состоящий из чешуек, расположенных в два ряда по обе стороны. Плод, созревающий в колосе – это зерно.[6]

Среднеспелый, вегетационный период 74-85 дней, Среднеустойчива к полеганию. Засухоустойчивость на уровне и выше стандартов. Хлебопекарные качества отличные. Сильная пшеница. В полевых условиях слабо поражалась бурой ржавчиной и мучнистой росой.

Чечевица «Рэдкот»

В нашей стране, как и во всем мире, выращивается чечевица обыкновенная (культурная). Растение однолетнее, высотой от 25 до 60 см.

Чечевица — культура среднезасухоустойчивая. Почвенную засуху до цветения она переносит хуже, чем в период цветение — созревание. Продолжительные суховеи во время налива и созревания семян резко снижают урожай. Крупносеменная чечевица более чувствительна к засухе и суховеям, чем мелкосеменная. Растения чечевицы отзывчивы на выпадение осадков после засухи, они начинают вторично цвести, образовывать плоды, чем иногда н сглаживается вредное действие засухи. При избытке влаги резко увеличивается вегетационный период, затягивается созревание.

Чечевица не накапливает нитратов, токсичных элементов, радионуклидов и может считаться экологически чистым продуктом. По вкусовым качествам и питательности чечевица занимает одно из первых мест среди зерновых бобовых. Она хорошо разваривается за 40≈70 мин, имеет тонкий и приятный вкус.[6]

Среднеранний, вегетационный период - 70-93 дня. Устойчивость к полеганию, осыпанию, засухе - на уровне стандартов. Масса 1000 семян - 35-47 г. Содержание белка до 27%, отличная кулинарная оценка. Ценный по качеству. В полевых условиях корневыми гнилями поражался слабо.

Просо «Быстрое»

Раннеспелый. Высота растений до 142 см. ЗЕРНО округлое, масса 1000 зерен 5,4 – 7,2 г. Пленчатость около 17%. Выравненность 58 – 78%. Содержание белка около 14%.

Сорт интенсивного типа, высокоурожайный. Устойчивость к полеганию высокая. Сорт формирует высокую урожайность и вегетативной массы с облиственностью до 51%. Устойчивость к осыпанию семян средняя и выше средней. Послеуборочная всхожесть семян в среднем 64% до 88%. Включен в список ценных по качеству сортов.

Сорт раннеспелый, вегетационный период составляет 66-82 дня. Высокопродуктивный. Максимальная урожайность получена на Давлекановском ГСУ в засушливом 1989 году – 36,0 ц/га. Входит в список ценных сортов по качеству зерна.[4]

 Крупу из проса (пшено) получают посредством специальной обработки просяного зерна. Пшено обладает высокой питательностью, переваримостью, отличными вкусовыми качествами, повышенным содержанием белка (до 12%) и жира (до 3,5%), легкой разваримостью и хорошей усвояемостью. Зерно проса можно использовать и как высококонцентрированный корм для скота и птицы, а солому и мякину — как грубый корм для крупного рогатого скота. Просо можно высевать на сено и зеленый корм. Это растение позднего срока посева и короткого периода вегетации, что позволяет использовать его как страховую культуру для пересева погибших озимых и ранних яровых культур и в качестве пожнивной и поукосной культуры. Кроме того, просо — одно из самых засухоустойчивых и жаростойких растений, что очень важно при его выращивании в засушливых районах.

1.2. Значение зерновых культур в питании человека

Многочисленные исследования доказывают, что правильные зерновые продукты продлевают жизнь, особенно цельнозерновые. Их ежедневное употребление уменьшает риск сахарного диабета, ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, рака желудочно-кишечного тракта и повышает стойкость к респираторным заболеваниям, инфекциям. Падает и общий уровень холестерина, в том числе «плохого». А злаковые особенно полезны для корректировки цикла сна и бодрствования у детей, людей среднего возраста и пожилых, положительно влияют на настроение. Так что зерновые продукты можно назвать базой для здоровья.

Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют при энергозатратах 2500 ккал ежедневно включать в рацион разные сорта хлеба в количестве 320 г (6 кусочков), по 20 г макарон и крупы. Для гарниров из макарон есть ограничение: не больше 2 раз в неделю. Плюс как можно чаще стоит готовить блюда с цельными злаками. И добавлять их в качестве гарнира к рыбе, овощам, мясу либо в суп и другие привычные блюда.[4]

Практическая часть

Прежде чем выбрать тему нашей работы, мы вместе с классным руководителем посетили крестьянско-фермерское хозяйство «Шаяхметов А.С.»

Амир Сабирьянович нам рассказал о том, как заготавливаются семена злаковых растений, когда производят посадку , как ухаживают за посевами, какие удобрения нужны для полей нашей местности, как и в какое время идет уборка урожая. Нам стало очень интересно понаблюдать за тем, как растут злаковые растения и мы решили некоторые сорта вырастить на пришкольном участке.

Семена нам дал Амир Сабирьянович, он нас очень хорошо осведомил, как и в какое время нужно сеять зерновые культуры, мы старались соблюдать все рекомендации по посеву.

В конце апреля мы подготовили участок для посадки, подписали таблички.

Посев начали, когда земля прогрелась до нужной температуры( от+5 до+ 10 градусов)

Но у нас была трудность в посеве, потому что шли дожди, около 10 дней и нам пришлось отложить посев, произвели мы его только после 20 мая.

Начиная с 21 мая мы каждый день ждали всходов , через неделю появились первые всходы.

Мы решили вести дневник наблюдений за всходами :

Сорт

Первые всходы

Высота

растения

Период цветения

Появление колоса

Появление семени

Созревание

Ячмень

«Яровой Т-12»

6июня

Июнь- 10-20 см

Июль 50-70 см

Август -100см

июль

Конец июля

август

Конец сентября-нач.октября

Пшеница

«Тулайковская»

1 июня

Июнь-10-20 см

Июль 50-70 см

Август 80-90 см

июль

Конец июля

август

Конец сентября-нач.октября

Чечевица «Рэдкот»

10 июня

Июнь 3-8 см

Июль- 15-17 см

Август – 30 см

июль

Конец июля-нач.августа

середина августа

Конец сентября-нач.октября

Просо «Быстрое»

6 июня

Июнь- 30-35 см.

Июль -50-60 см

Август -1м 10 см

июль

Конец июля-начало августа

середина августа

Конец сентября-нач.октября

План работы:

1.Посадка злаковых растений на пришкольном участке (в апреле –мае)

2. Уход за участком, полив.

3.Сбор урожая (сентябрь-нач.октября)

В начале октября мы собрали наш небольшой урожай, все семена вызрели в срок :

Ячмень «Яровой Т-12»

Пшеница «Тулайковская»

Чечевица «Рэдкот»

Просо «Быстрое»

Прим.

В конце июля –колос налился,зеленый

В августе – колос налился, немного пожелтел

В конце июля образовалось семечко,зеленое

В конце июля образовались метелки с зародышами зерна

Все сорта в свое время образовали колосья

В сентябре вызрел, колосья крупные золотистого цвета

В Сентябре колос вызрел, колосья крупные золотистого цвета

В сентябре семена созрели, приобрели темную окраску

В начале сентября просо вызрело, т.к вызревает оно неодновременно, сбор урожая мы делали в конце сентября

Все сорта вовремя вызрели

4.Отбор растений для наглядного материала и оформление

5. Выбор дизайна мини-брошюры «Злаковые культуры на пришкольном участке»

6. Подбор материала для брошюры и оформление

Результат : Учебное наглядное мини-пособие «Злаковые растения»

Заключение

Изучив данную тему, мы пришли к выводу, что злаковые растения очень важны для жизнедеятельности человека.

Во-первых, именно из этих растений производят большое количество продуктов, которые используют люди в качестве пищи: мука, крупы, сахар, макароны и др.

Во-вторых, из отходов получают корма для домашних животных.

В-третьих, использование некоторых злаковых культур в медицине и в косметологии приносит большую пользу людям.( например, пшеница, овес)

Изготовив учебное мини- пособие, мы считаем, что ребятам нашего возраста очень интересно будет изучать, анализировать, сравнивать, делать выводы самостоятельно.

Мы считаем, что польза нашей работы заключается в том, что ребята, просмотрев наше пособие на уроке, заинтересуются злаковыми растениями больше, и, возможно, у кого-то из них появится желание продолжить наше исследование. А может быть, даже сформируется желание стать агрономом, ведь каждый из нас знает, что практические занятия с наглядностью дают хорошие прочные знания, которые потом легко применяются в жизни.

Мы планируем в будущем: дополнить данное пособие, в данный момент уже разрабатываем план дальнейшей работы.

Литература:

1.В.В. Коломейченко. Растениеводство/Учебник. — М.: Агробизнесцентр, 2007. — 600 с. ISBN 978-5-902792-11-6.

2.Растениеводство/П.П. Вавилов, В.В. Гриценко, В.С. Кузнецов и др.; Под ред. П.П. Вавилова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1986. — 512 с.: ил. — (Учебник и учеб.пособия для высш. учеб. заведений).

3.Основы технологии сельскохозяйственного производства. Земледелие и растениеводство. Под ред. В.С. Никляева. — М.: «Былина», 2000. — 555 с.

4. https://dacha-dacha.ru/sorta/yachmen-yarovoj/t-12

5.  https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/94812/

6.https://www.agrojour.ru/ovoshhevodstvo/kultury/chechevica.html )

7. https://agronom.expert/posadka/ogorod/zlaki/pshenitsa/chto-takoe-myagkaya-pshenitsa-chem-ona-otlichaetsya-ot-tverdoy.html

Просмотров работы: 341