1. Введение
Не бойтесь делать немного, бойтесь не делать ничего! Эта фраза точно описывает ту мысль, которую я буду пытаться донести в этой исследовательской работе.
Мы живем в окружении бумаги, но зачастую не задумываемся об этом. Представьте на секунду жизнь без нее. Как минимум, вы бы не смогли прочитать эту работу, потому что ее невозможно было бы напечатать.
Бумага повсюду, это не только очевидные нам книги, тетради, газеты, но также и кассовые чеки, коробки и обертки, настольные игры, книжные закладки, ресторанные меню, скидочные купоны, крафт-бумага, почтовые конверты, официальные документы, одноразовые салфетки, средства личной гигиены, географические карты, афиши, пазлы - список можно продолжать еще долго. Все это мы используем в повседневной жизни и после отправляем в мусор, который составляет треть от всего нашего мусора. Весной в новостях я услышала, что каждую секунду на Земле исчезает лес, размером с целое футбольное поле. И при этом, каждый день крупный город выбрасывает на свалку тонны ненужной бумаги. Я была удивлена и поняла, что бумага и практически вся бумажная продукция может быть собрана и повторно переработана.
Актуальность данной темы в том, что потребление бумаги и бумажной продукции с каждым годом растет вместе с вложенными в ее изготовление природными ресурсами, затраты которых могут быть уменьшены благодаря сбору и переработке макулатуры. Но проблема заключается в том, что потребители не понимают, зачем нужно сдавать макулатуру и не имеют стимулов для сбора. Свою исследовательскую работу я решила посвятить этой теме, а целью моей работы стало изучение возможного вклада каждого в сохранение окружающей среды путем сдачи макулатуры.
Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретическую литературу и видеоматериалы по данному вопросу
Создать сайт с анкетированием на тему осведомленности об использовании вторичного бумажного сырья
Провести эксперимент по сбору макулатуры с помощью учеников моего класса
Проанализировать количество собранной макулатуры и сделать расчет на школу
Сдать собранную макулатуру, за которую можно получить кедрокоины
Обменять кедрокоины на дерево и посадить его на территории школы
Объектом моей работы является сбор и переработка макулатуры, предметом исследования вклад младших школьников в сохранение окружающей среды.
Моя гипотеза основана на том, что люди не предполагают, что вклад каждого важен, сбор макулатуры является несложным, но в масштабе может привести к сокращению использования природных ресурсов и сохранению окружающей среды.
Методами исследования, которые я использовала в данной работе, являются теоретическое изучение литературы и материалов сети Интернет, анкетирование, проведение эксперимента, анализ полученных данных.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные результаты могут привлечь внимание к сбору макулатуры и улучшить экологическую ситуацию в нашем регионе.
При написании данной исследовательской работы мной были использованы учебно-методическая литература и источники в сети Интернет. Основным источником теоретической информации стало справочное издание «Все о бумаге», в котором подробно рассмотрены вопросы от истории бумажного производства до экономного использования бумаги. Данное издание создано в сотрудничестве с компанией «Дискавери», которая занимается распространением научно-популярных знаний по всему миру. Также я пользовалась информацией из сети Интернет, где много общей информации о макулатуре, а также есть экспертные мнения и статьи на данную тематику.
В написании работы мне согласилась помогать моя мама.
2. Теоретическая часть
2.1. Новая жизнь бумажных отходов
Изучив специальную литературу, я узнала, что макулатура - это отходы всех видов бумаги и картона, пригодные для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. [1]
Переработка бумаги начинается со сбора макулатуры, которая относится в пункт приема либо в специальные контейнеры для сбора макулатуры, далее она сортируется по качеству и отправляется на целлюлозно-бумажный завод. На заводах бумагу измельчают и смешивают с горячей водой для получения пульпы. На стадии очистки пульпу пропускают сквозь сито, чтобы удалить посторонние предметы, а также добавляют химикаты, чтобы растворить клей и краску. Далее пульпу из переработанной бумаги смешивают с пульпой из древесины для изготовления новой качественной бумаги либо изготавливают новую бумагу только из вторичного сырья без добавления древесины в зависимости от вида изготавливаемой бумаги. [10]
Из макулатуры чаще всего изготавливают следующие виды продукции: крафтовую бумагу, салфетки, бумажную посуду, туалетную бумагу, втулки для рулонов этого вида, теплоизоляционный материал, прессованную тару для продуктов питания, гофрокартон и др.[2]
К сожалению, бумагу нельзя перерабатывать бесконечно, так как с каждой новой переработкой волокна бумаги становятся все слабее и короче. Обычно бумага выдерживает не более 7 переработок. Так, например, упаковки для яиц изготавливают из бумаги, которая сама была произведена из вторсырья, а это значит, что из них бумага уже не получится. Продукция из бумаги, которая уже не поддается переработке, ранее отправлялась на свалку, но сейчас производители придумали, как превращать эту массу в топливо, на котором работают машины целлюлозно-бумажного производства. Процесс открытого цикла переработки бумаги представлен в Приложении 1.[10]
Производство бумаги из макулатуры мне показалось интересным, и я приготовила вторичную бумагу дома, имитируя большое производство. Результаты в Приложении 2.
2.2. Переработка бумаги и защита природы
Переработка бумаги преследует цель экономии ресурсов и их рационального использования, вторичное использование бумажной продукции позволяет спасти древесину и экономит другие ресурсы, что важно при разумном потреблении. Так, при переработке бумаги для производства новой бумажной продукции срубается меньше деревьев и экономится вода. Это связано с тем, что волокна в перерабатываемой бумаге уже достаточно мягкие и их не нужно размягчать дополнительно, следовательно, используется меньше химикатов, которые загрязняют окружающую среду и опасны для здоровья людей, животных и растений. Кроме того, вырубая деревья в лесу, человек уничтожает обширные территории, на которых живут и кормятся самые разные животные. Лишившись привычной среды обитания, обитатели леса могут погибнуть.[10]
Также при производстве бумаги из вторичного сырья экономится электроэнергия и уменьшается загрязнение воздуха и водоемов. Так, 1 тонна переработанной макулатуры сэкономит 10-15 деревьев, это небольшая рощица, 1000 кВт электроэнергии, которой было бы достаточно для одного человека на пять месяцев при среднем потреблении 200 кВт/месяц и 20000 литров воды, которой хватило бы ему же для жизни при среднем потреблении 5000 литров воды в месяц на 4 месяца.[4]
Для наглядности и более простого понимания я произвела сравнительный анализ использования ресурсов, требуемых для изготовления одной пачки бумаги и одного листа формата А4.[3] Результаты приведены в таблице в Приложении 3. Для печати данной работы использовалась бумага из вторичного волокна, поэтому ни одно дерево не пострадало.
2.3. Сбор и переработка бумаги в Омске
Появление заводов по переработке макулатуры позволило потребителям всего мира уменьшить количество выбрасываемого мусора, который загрязняет окружающую среду. В прошлом в нашей стране существовало соревновательное движение в школах, когда несколько раз в год собиралась бумажная продукция. Классы, которые были лидерами по сбору макулатуры, награждались призами. Взрослое население стимулировалось возможностью обмена макулатуры на дефицитные книги.[3] Сегодня макулатуру можно сдать практически везде в специальные пункты приема за денежное вознаграждение. Именно финансовые стимулы считаются наиболее эффективными методами для стимулирования сбора макулатуры.
В России за 2021 год было образовано около 8 млн. тонн макулатуры, из них было переработано только 5 млн. тонн. Нужно отметить, что основной объем собранной макулатуры приходится на коммерческие предприятия, которые осознают что это ценное вторичное сырье. В работе по сбору макулатуры не хватает только более активного участия населения, на чью долю как раз выпадают 3 млн. тонн макулатуры, которые оказались на свалках и стали непригодны для дальнейшей переработки.[6] Основная проблема заключается в том, что у населения нет понимания, зачем это нужно делать. Необходимо учить население собирать макулатуру. Помимо доступности пунктов сдачи макулатуры, возле домов россиян должны появиться контейнеры для сбора макулатуры и других видов вторичных ресурсов, из которых вся бумага будет целенаправленно вывозиться на перерабатывающие заводы, и введены экономические стимулы для сбора, тогда ситуация может поменяться в лучшую сторону.
В нашем городе по данным сервиса 2ГИС есть 153 пункта сбора макулатуры, которые я проанализировала. Из них компаний, принимающих макулатуру за денежное вознаграждение 106 и 46 контейнеров для сбора макулатуры.[7]
Данные пункты расположены по всему городу, поэтому вполне реально для себя найти близкий и удобный по расположению пункт для сдачи макулатуры. Данная карта и ссылка в виде QR-кода в Приложении 4.
3. Практическая часть
3.1. Создание сайта макультура.рф и анализ полученных данных
Далее я приступила к практической части своей работы. В данной работе мы говорим о бумаге как о ценном ресурсе, поэтому для такого метода изучения как анкетирование, мы с мамой разработали сайт и придумали интересное название макультура.рф (см. Приложение 5) , где любой желающий мог пройти опрос и внести свой вклад в изучение этой важной экологической темы. Создание сайта помогло получить данные опроса и при этом сэкономить бумагу.
В опросе участвовали 96 человек, которым предлагалось ответить на семь вопросов.
Диаграммы с результаты опроса приведены в Приложении 6.
В анкетировании участвовали несколько возрастных групп, в группе до 10 лет прошли опрос 10 человек, до 20 – 1 человек, в группе от 20 до 40 – 59 человека, от 40 до 60 – 26 человек, старше 60 - 0 . В анкетировании приняли участие 14 мужчин и 82 женщин. Все эти данные получены методом распространения сайта, мы отправляли их в групповые чаты родителей школьников, а также публиковали адрес сайта в социальных сетях с просьбой поучаствовать в опросе. Основными пользователями социальных сетей и участниками чатов как раз являются люди женского пола старше 20 лет. Также я отправила ссылку на сайт в нашу классную группу, и мои одноклассники также прошли данный опрос.
Из 96 опрошенных знают и ценят бумагу как ресурс 93, и лишь 3 человека считает иначе. На основании этих данных можно сделать вывод, что большая часть являются ответственными потребителями и осознают важность бережного отношения.
90 из 96 человек знает о возможности сбора макулатуры и все опрошенные поделились на две практически равные группы: 43 человека собирают и 53 не собирают макулатуру, что, на мой взгляд, является очень хорошим показателем.
35 опрошенных, которые собирают макулатуру, в основном делают это из побуждений сохранить окружающую среду, 8 человек из экономической выгоды.
46 человек из тех 53, кто не собирает макулатуру, ответили положительно на вопрос о желании присоединиться к сбору в будущем.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что в основном все опрошенные являются ответственными потребителями и если те, кто еще не собирает, будут обладать знаниями о том, как собирать и куда сдавать собранную макулатуру, то они присоединятся к сбору макулатуры в будущем.
Я считаю, что данные нашего опроса доказывают то, что потребители готовы заботиться об окружающей среде, так как всего 8 человек не захотели присоединиться к сбору макулатуры, а это очень маленький показатель от всего количества опрошенных.
3.2. Эксперимент по сбору макулатуры в течение месяца/анализ и пересчет на количество учеников в классе/параллели/школе
После анкетирования мы приступили к проведению эксперимента. На нашем сайте макультура.рф была опубликована памятка по правильному сбору макулатуры, которой я поделилась со своими одноклассниками и предложила собирать макулатуру в течение месяца. При этом в моем эксперименте отсутствовал соревновательный момент, нашей целью был сбор макулатуры в естественном потреблении. Эксперимент длился с 5 сентября по 5 октября. В конце эксперимента я собрала макулатуру и мы с мамой отвезли ее на пункт приема (см. Приложение 7). Данные о собранной и сданной макулатуре в Приложении 8.
В эксперименте участвовали семь семей, включая мою. Вместе мы сдали 9,05 кг. макулатуры за месяц. В семьях, которые участвовали в сборе макулатуры, разное количество человек, я посчитала их количество. Всего в семи семьях было 24 человека. То есть можно предположить, что на каждого члена семьи в месяц в среднем приходится 377 грамм макулатуры на человека в месяц.
Таким образом, несложно посчитать, что на одного человека в год приходится 4,5 кг. потенциально собранной макулатуры в год. Мои расчеты носят примерный характер, так как в моем эксперименте участвовало небольшое количество людей.
Далее я решила сделать расчеты на весь класс, параллель, все начальные классы и всю школу.
В моем классе 26 учеников и учитель, всего нас 27 человек, кто мог бы собирать макулатуру. Мы взяли данные из моего эксперимента и посчитали, сколько мы можем собрать в месяц. Для более точного расчета я собрала информацию о составе семей моих одноклассников (см. Приложение 9). Получив эти данные, несложно подсчитать, сколько наш класс может собирать в месяц. 101 человек * 377 гр. = 38 кг. в месяц или примерно 456 кг. в год.
Для того чтобы посчитать, сколько макулатуры можно было бы собрать с параллели третьих классов, мы взяли за основу наш класс и умножили на пять третьих классов. Мы получили 38 кг.*5 классов, то есть 190 кг. макулатуры за месяц с параллели третьих классов или 2280 кг. в год, что составляет более двух тонн макулатуры.
В начальной школе учится четыре первых класса, пять вторых, пять третьих и четыре четвертых классов, то есть 18 классов. Если взять мои расчеты, то собирая макулатуру всей начальной школой, мы бы могли собрать 38 кг. *18 классов = 684 кг. макулатуры в месяц или 8208 кг. в год, что чуть больше восьми тонн.
В нашей гимназии №19 всего 41 класс, таким образом, используя нехитрый расчет, можно предположить, что за месяц мы могли бы собрать 1561 кг. макулатуры в месяц или 18732 кг. в год.
Все свои расчеты я вынесла в Приложение 10.
Опираясь на данные статистики, которые приведены в моей работе в теоретической части, мы с моими одноклассниками и моей бабушкой за месяц сохранили 2 дерева от вырубки, сэкономили 4000 литров воды, 200 КВт электроэнергии. И это вклад всего семи семей за месяц.
Если пересчитать на всю нашу гимназию, то мы могли бы получить следующие цифры, которые впечатляют. За год мы могли бы сохранить 187деревьев от вырубки, а это целый лес, которому требуется от 50 до 70 лет роста.
Таким образом, казалось бы, незначительный вклад в 377 гр. от одного человека в месяц в масштабе приводит к внушительным результатам.
3.3. «Кедротека» и посадка дерева
В мае 2022 года, когда мы заканчивали второй класс, я узнала о компании «Кедротека».[8] Тогда я уже знала тему своей будущей исследовательской работы и решила, что бонусом от сданной нами макулатуры может быть дерево, посаженное на территории школы. «Кедротека» - это компания по приему макулатуры, за которую можно получить как наличные деньги, так и так называемые кедрокоины, за которые можно приобрести любой саженец дерева, стоимость деревьев приведена в Приложении 11.
Я предполагала, что кедрокоинов от результатов моего эксперимента будет недостаточно, поэтому я привлекла к этому родителей и бабушку, которая сдала много ненужных ей журналов и книг. Своей семьей мы сдали 198 кг. макулатуры. В результате эксперимента по сбору макулатуры с одноклассниками мы собрали 9,05 кг., поэтому всего к 5 октября у меня получилось 207 кедрокоинов (или 207,05 кг. сданной макулатуры).
Я выбрала голубую ель, и нам предложили крупный саженец за 200 кедрокоинов.
7 октября мы забрали саженец, приобрели все необходимое для посадки, согласовали место с заведующим хозяйством нашей школы и с помощью двух моих бабушек и мамы мы посадили нашу елочку.[9] Всем классом мы наблюдали за процессом посадки и каждый, кто участвовал в сборе макулатуры в моем классе, вложил часть своих стараний в это дерево. В Приложении 12 представлен фотоотчет с нашего мероприятия. Сбором макулатуры мы не просто сохранили природные ресурсы, мы смогли частично их восстановить. Вот такой замкнутый круг получился, мы собирали макулатуру, а в итоге посадили дерево.
4. Заключение
В своей работе я хотела не просто провести анализ и эксперимент, мне бы хотелось привлечь внимание к процессу сбора макулатуры. Хотелось бы, чтобы ребята и их родители поняли, что вклад в сохранение природных ресурсов может быть сделан каждым. Грамотное обращение с бумажными отходами являются частью цивилизованного общества.
Цель моей работы достигнута, я изучила возможный вклад каждого в сохранение леса и окружающего мира путем сдачи макулатуры. Для этого я решила ряд задач, была изучена литература о вторичной переработке макулатуры, создан сайт макультура.рф с памяткой по сбору макулатуры и анкетой на тему осведомленности об использовании вторичного бумажного сырья и личного отношения анкетируемого к данной теме, проведен эксперимент по сбору макулатуры среди моих одноклассников, проанализировано количество собранной макулатуры и сделаны расчеты потенциально сданной макулатуры среди учеников всей школы, на собранную макулатуру приобретено дерево, которое было посажено на территории школы.
На основании данных, полученных из анкетирования, можно сделать выводы о том, что люди готовы собирать макулатуру, их основной целью является сохранение природы. Экологические вопросы волнуют многих людей и это приводит к тому, что макулатура и ее переработка заняли важное место в нашей повседневной жизни. Все мои одноклассники после эксперимента продолжили собирать макулатуру, осознав важность и простоту этого процесса.
К сожалению, население нашей страны не имеет определенной мотивации для сбора макулатуры. Результатом становится то, что большинство бумажных отходов попадает на свалки и не может быть переработано. Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать систему сбора макулатуры и стимулировать население.
В результате проделанной работы я бы хотела выйти с предложением в каждый класс поставить коробку для сбора макулатуры с напечатанной памяткой по правильному сбору, разработать плакат про важность сбора макулатуры и разместить его в доступном месте в школе, предложить провести конкурс по сбору макулатуры в начальной школе, организовать вывоз макулатуры с помощью услуг “Кедротеки” и в результате посадить новые деревья на пришкольном участке нашей гимназии к концу учебного года 2022/2023. В нашем классе уже появился специальный контейнер, и мы приступили к общему сбору макулатуры.
Понимание важности этой темы в раннем возрасте поможет нам стать более ответственными потребителями и, возможно, наше поколение сможет изменить статистику страны в этом вопросе уже в обозримом будущем.
В перспективе я планирую более детально изучить вопросы по переработке других видов вторичного сырья – пластика, стекла, металла.
Помните, любой, даже маленький шаг в сторону экологии лучше, чем ничего.
5. Список использованной литературы
Discovery Education Все о бумаге. – Москва.: Издательство Махаон, 2014 г.
Сэнсом И. Бумага. О самом хрупком и вечном материале. – Москва.: Издательство АСТ, 2015 г.
Интернет-сайт
https://waste-ru.ru/blog/chto_takoie_makulatura_
Интернет-сайт
https://vtor-othod.ru/makulatura/chto-proizvodyat-iz-bumagi-i-varianty-pererabotki-v-domashnih-usloviyah/
Интернет-сайт
https://kulturologia.ru/blogs/310121/48895/
Интернет-сайт
https://sobirator.ru/2021/11/11/kak-pererabotka-ekonomit-resursy/
Интернет-сайт
https://www.cardstory.ru/blog/razgovor-o-bumage---2
Интернет-сайт
https://iz.ru/1396549/sergei-gurianov/poigrat-makulaturoi-zachem-v-rossii-sobiraiut-bumagu
Интернет-сайт https://2gis.ru/omsk/search/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20(%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B)/attributeId/70000201006752147
Интернет-сайт
https://vk.com/kedroteka
Интернет-сайт
https://www.podvorje.ru/retail/shpargalki/el-posadka-i-ukhod_art.html
Приложение 1
Процесс открытого цикла переработки бумаги
Рис.1 Открытый цикл переработки бумаги
Приложение 2
Производство вторичной бумаги в бытовых условиях
Рис.2 Измельчение использованной бумаги
Рис.3 Приготовление пульпы
Рис.4 Изготовление рамки с сеткой
Рис.5 Распределение пульпы на сетке
Рис.6 Смешивание пульпы с водой
Рис.7 Сушка с помощью губки
Рис.8 Сушка с помощью утюга
Рис.9 Готовый лист из вторичного материала
Приложение 3
Сравнительный анализ использования ресурсов для производства бумаги из первичного и вторичного волокна на примере пачки офисной бумаги и одного листа А4
500 листов офисной бумаги формата А4 |
|
Из первичного волокна |
Из вторичного волокна |
130 литров воды |
51 литр воды |
7,5 кг древесины |
2,8 кг макулатуры |
Таблица 1 - Сравнительный анализ использования ресурсов для производства бумаги из первичного и вторичного волокна на примере пачки офисной бумаги
Один лист офисной бумаги формата А4 |
|
Из первичного волокна |
Из вторичного волокна |
260 мл воды (большой стакан) |
100 мл воды |
15 гр древесины |
5,6 гр макулатуры |
Таблица 2 - Сравнительный анализ использования ресурсов для производства бумаги из первичного и вторичного волокна на примере одного листа А4
Рис. 3 Карта города Омска с указанием пунктов сбора макулатуры
Рис. 4 QR-код пунктов сбора макулатуры
Рис. 5 Возраст анкетируемых
Рис. 6 Пол анкетируемых
Продолжение приложения 5
Рис. 7 Бумага как ценный ресурс
Рис. 7 Знакомы ли со сбором макулатуры?
Продолжение приложения 5
Рис. 8 Собираете ли вы макулатуру?
Рис. 9 Цель сбора макулатуры
Продолжение приложения 5
Рис. 10 Хотите ли присоединиться ко сбору макулатуры?
Приложение 6
Сайт макультура.рф
Рис.11 Визуализация сайта макультура.рф
Приложение 7
Фотоотчет о сданной макулатуре, собранной в ходе эксперимента
Рис.12 Макулатура Ученика 1.
Рис.13 Макулатура Ученика 2.
Рис.14 Макулатура Ученика 7.
Рис. 15 Макулатура Ученика 3.
Рис.16 Макулатура Ученика 4.
Рис.17 Макулатура Ученика 6.
Рис.18 Макулатура Ученика 5
Рис.19 Кедрокоины
Рис.20 Я и дополнительная макулатура
Приложение 8
Результаты эксперимента по сбору макулатуры среди учащихся моего класса
ФИ |
Количество собранной макулатуры, кг |
Количество человек в семье |
Ученик 1. |
2,25 |
5 |
Ученик 2. |
0,5 |
2 |
Ученик 3. |
1,05 |
3 |
Ученик 4. |
1,6 |
3 |
Ученик 5. |
0,8 |
4 |
Ученик 6. |
2,15 |
4 |
Ученик 7. |
0,7 |
3 |
ИТОГО |
9,05 |
24 |
Таблица 3 - Результаты эксперимента по сбору макулатуры среди учащихся моего класса
Приложение 9
Данные о составе семей моих одноклассников
ФИ |
Количество человек в семье |
Учитель |
4 |
Обучающийся 1 |
4 |
Обучающийся 2 |
4 |
Обучающийся 3 |
4 |
Обучающийся 4 |
4 |
Обучающийся 5 |
4 |
Обучающийся 6 |
3 |
Обучающийся 7 |
4 |
Обучающийся 8 |
4 |
Обучающийся 9 |
3 |
Обучающийся 10 |
4 |
Обучающийся 11 |
6 |
Обучающийся 12 |
2 |
Обучающийся 13 |
4 |
Обучающийся 14 |
3 |
Обучающийся 15 |
4 |
Обучающийся 16 |
4 |
Обучающийся 17 |
3 |
Обучающийся 18 |
4 |
Обучающийся 19 |
3 |
Обучающийся 20 |
5 |
Обучающийся 21 |
4 |
Обучающийся 22 |
2 |
Обучающийся 23 |
4 |
Обучающийся 24 |
4 |
Обучающийся 25 |
3 |
Обучающийся 26 |
4 |
Итого |
101 |
Таблица 4 - Данные о составе семей моих одноклассников
Приложение 10
Расчеты потенциально собранной макулатуры
Участники |
Количество человек (ориентировочное) |
Потенциально собранная макулатура, кг./месяц |
Потенциально собранная макулатура, кг./год |
3-2 класс |
101 |
38 |
456 |
Параллель третьих классов |
505 |
190 |
2280 |
Начальная школа |
1818 |
684 |
8208 |
Гимназия №19 |
4141 |
1561 |
18732 |
Рис.21 Прайс-лист на приобретение деревьев за кедрокоины
Приложение 12
Фотоотчет с мероприятия по посадке голубой ели на территории школы
Рис.22 Фотоотчет с мероприятия по посадке голубой ели на территории школы