Введение
Кто же не любит игры? Их любят все и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время, к сожалению, традиции игры утрачиваются, но на смену им приходят новые - виртуальные.
Мы решили провести расследование и расспросить своих взрослых родственников: родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, а затем рассказать о них вам.
Со слов наших родителей, бабушек и дедушек всего 40 - 60 лет назад дворы наших городов были совершенно не похожи на современные. Сейчас на них можно увидеть лишь молодых мам, присматривающих за малышами, а тогда дети всех возрастов с весны до осени и в солнечные зимние дни проводили свободное время вне дома. Что они там делали без телефонов, планшетов и специально оборудованных игровых площадок? Общались, играли в догонялки, в прятки, в футбол. Дети прошлых поколений умели себя развлечь при помощи простых предметов: мела, мяча, бельевой резинки, деревянных палочек. Они учились дружить, действовать в команде, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций.
Проблема исследования:
Нами выявлена актуальная на сегодняшний день проблема: отвлечь детей от гаджетов, компьютерных игр и вовлечь их в активные игры.
Мальчики и девочки, мы приглашаем вас познакомиться с играми, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Актуальность:
Тема нашего исследования, очень актуальна в настоящее время, так как мы, ребята, сидя у компьютеров, разучились проводить свободное от учебы время весело и дружно. Давайте поучимся у наших бабушек и дедушек отдыхать интересно, с пользой для здоровья.
Цель:
Привитие здорового образа жизни через игры наших бабушек и дедушек.
Задачи:
1. Провести анкетирование одноклассников, родителей, бабушек и дедушек;
2. Выявить, в какие игры любят играть наши одноклассники, и в какие игры играли родители, бабушки и дедушки.
3. Выпустить сборник, в который войдут все изученные нами игры
4. Разучить с одноклассниками новые игры.
Гипотеза:
Если мы познакомимся с играми наших бабушек и дедушек, научимся играть в них сами и научим других ребят, то перемены в школе будут проходить интереснее и с пользой.
Объект исследования: бабушки и дедушки.
Предмет исследования: игры.
Методы исследования:
Подбор и изучение материала по теме в интернете, книгах, журналах, энциклопедиях.
Опрос в форме анкетирования бабушек, дедушек, родителей.
Опрос в форме анкетирования одноклассников.
Этапы исследования:
Провести анкетирование бабушек, дедушек. родителей;
Провести анкетирование одноклассников;
Найти информацию о любимых играх бабушек, дедушек;
Разучить игры на переменах одноклассниками;
Сделать выводы.
Основная часть
Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.
Куклы, роботы, трансформеры, конструктор «Лего» - это наши современные игрушки. А моя бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные и делали их дети своими руками. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из ниток, а глаза рисовали углём. Своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчики мастерили из дерева автоматы, буксовалки, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.
В то время было мало магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую. А вот интересно, в какие подвижные игры играли наши бабушки и дедушки? Оказывается, в такие же как и у нас: «съедобное - несъедобное», «испорченный телефон», «дочки-матери», «классики». Но есть и такие игры, с которыми мы с вами не знакомы или игры, в которые мы с вами не играем так, как мы про них забыли.
Практически все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу поиграть в любимую игру.
1.1. Анкетирование
Мы провели опрос на улицах города Нефтекамска среди людей преклонного возраста, всего в опросе приняли участие 13 человек. Всем респондентам, задавались два вопроса: любили ли они в детстве играть, если да, то в какие игры.
Название игр |
бабушки (кол-во чел.) |
дедушки (кол-во чел.) |
Лапта |
2 |
5 |
Городки |
3 |
3 |
Казаки-разбойники |
6 |
7 |
12 палочек |
4 |
5 |
Прятки |
4 |
1 |
Войнушка |
1 |
7 |
Дочки-матери |
6 |
0 |
Классики |
6 |
3 |
Резиночка |
6 |
2 |
Футбол |
4 |
6 |
Все 13 опрошенных взрослых сказали, что в своем детстве очень любили играть на свежем воздухе.
Самые интересные игры опрошенных бабушек это – казаки-разбойники, дочки-матери, классики, резиночки.
У дедушек любимые игры: казаки разбойники, войнушки, футбол, 12 палочек и лапта.
Дальше мы провели анкетирование среди наших родителей (Приложение 1) Опрос прошли 32 человека, по его итогам можно сказать, что все родители (100%) любили играть в своем детстве, а есть и те, 8 человек, которые до сих пор
Нашим родителям были по душе следующие игры: прятки (50%), вышибалы (37%), классики (19%), резиночки (25%), прыжки на скакалке (25%).
А вот на третий вопрос, какие игры любили их родители 14 человек затруднились ответить, 56% написали игры, которые любили их родители в детстве.
Ответы наших родителей совпали с опрошенными на улицах бабушками и дедушками. К списку игр добавились: домино, путаница, царь-горы, колечко, жмурки.
По итогам анкетирования одноклассников можно сделать вывод, что играть любят все, но не в активные и подвижные игры, а в компьютерные, на телефонах, сидя каждый у себя дома (Приложение 2).
любят поиграть.
1. 2. Практическая часть
Посетили «Блошиный рынок» в селе Николо - Березовка, где собраны игрушки, посуда, предметы старины, быта, согревающие душу и относящие наших бабушек и дедушек в их далекое детство. Харипов Альберт Загитович провел увлекательную беседу по залам и рассказал о появлении некоторых экспонатов в его музее (Приложение 3).
После поездки в Николо -Березовку мы решили организовать выставку игрушек наших бабушек и дедушек, сделанные во времена СССР, куда были приглашены все желающие ученики начальной школы (Приложение 4).
Вместе с классным руководителем мы выпустили сборник закличек, считалок и игр с правилами, в которые играли раньше наши бабушки и дедушки (Приложение 5).
Так как некоторые названия игр были незнакомы, я решил найти информацию о них в школьной и центральной городской библиотеках, в сети Интернет, изучить их и правила. После изучения материала я решил перейти к практической части моего исследования и предложил одноклассникам разучить некоторые игры на переменах и уроках физкультуры. Теперь мы будем весело проводить время в школе на переменах и во дворе.
Узнавайте и вы у своих бабушек и дедушек, в какие игры играли они? И может, когда - нибудь и наши дети, внуки спросят «дедушка или бабушка, а в какие игры вы играли в своём детстве?»
Заключение
В ходе исследования мы узнали различные, давно забытые игры. Есть много интересных игр и мы не будем отказываться от них.
Игры, бег, прыжки, бросание мяча, да и просто целые дни, проведённые на свежем воздухе и под солнцем, делали наших бабушек и дедушек более выносливыми, здоровыми, готовыми к любым испытаниям. Мы уже не так стремимся во двор, ведь с друзьями можно пообщаться виртуально, а экраны телефонов и планшетов гораздо интереснее песочниц, горок и турников.
Мы с одноклассниками решили, что в мире компьютеризации необходимо оставить место настоящей активной игре.
Нам кажется, что исправить ситуацию, научить нас с удовольствием проводить время за подвижными играми могут только наши родители, своим примером вовлекая нас в игры прошлого.
Мы считаем, игры наших бабушек и дедушек будут интересны и полезны современным мальчикам и девочкам, они дают положительные результаты, исполняя своё главное назначение - доставлять детям удовольствие и радость, они дают возможность общаться, дружить, каждому чувствовать себя уверенно в детском коллективе.
Список литературы
Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977
Литвинова « Русские народные подвижные игры». – Просвещение, 1986
О. В. Кувтина, О. П. Власенко «Русские фольклорные традиции», 1990
Р. И. Сизова,Р.Ф. Селинова – «Учись создавать проект»- 2 класс
Якуб С.К.: Вспомним забытые игры. - М.: Детская литература, 1988
https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/igry-nashih-babushek-i-dedushek.html
https://fishki.net/1533974-20-ljubimyh-dvorovyh-igr-nashego-detstva.htm
Приложение 1
Анкетирование для родителей
Любили ли Вы играть в детстве?
Ваши любимые игры?
Знаете ли Вы, в какие игры играли Ваши бабушки и дедушки?
Приложение 2
Анкета для одноклассников:
Любишь ли ты играть?
Твои любимые игры?
Знаешь ли ты, в какие игры играли твои бабушки и дедушки?
Приложение 3
Приложение 4
Приложение