Введение
В современном мире тема загрязнения окружающей среды имеет особую актуальность. С ростом благосостояния и уровня жизни человечество стало подходить более ответственно к здоровью, к влиянию своей хозяйственной деятельности на живую и неживую природу. Уменьшение количества мусора, его сортировка и переработка, сокращение выбросов СО2, проблема изменения климата, контроль за вырубкой лесов и сохранением биоразнообразия, стали важными волнующими общество темами. Одним из важных, но неочевидных для большинства факторов загрязнения окружающей среды является шумовое загрязнение. Шумовое загрязнение — это раздражающий шум антропогенного характера, превышающий естественный уровень природного шумового фона. Это любой нежелательный для человека звук или сочетание звуков разной интенсивности, которое способно оказать на организм человека нежелательное воздействие и мешает его жизнедеятельности. Живя в городе, мы постоянно сталкиваемся с шумом: трассы, автомобили, предприятия, громкая музыка и даже крик, мы не задумываемся, что все это оказывает влияние на наше здоровье. Шумовое загрязнение окружающей среды не так очевидно, и на наш взгляд, мало кто уделяет должное внимание данной проблеме, именно этот факт определяет цель нашей исследовательской работы: изучить проблему шумового загрязнения города и школы, окрестностей города; определить степень осведомленности людей в данной проблеме; оценить шумовое загрязнение в школе и дома, городских зон и зон отдыха горожан. Объектом исследования является шум, как звуковое явление. Предмет исследования: воздействие шума на организм человека. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
изучить имеющуюся литературу по данной теме;
разработать план исследования;
осуществить замеры шумового загрязнения в лицее, дома, в городе и окрестностях;
провести опрос об отношении и осведомленности о данной проблеме среди жителей города Долгопрудный, а также о том, какие параметры среды важны для населения города, какие источники шума доставляют наибольшие неудобства;
проанализировать данные экспериментов и опроса, обобщить результаты;
сделать карту воздействия потенциальных источников шумового загрязнения в городе Долгопрудном и его окрестностях;
создать карту шумового загрязнения прилегающих к «Физтех-лицею» им. П.Л. Капицы кварталов.
Получение и анализ данных о шумовом загрязнении нашего города способствует не только пониманию текущей ситуации, но и разработке эффективных мер по ее улучшению, что доказывает актуальность работы. Жители города, владея информацией, могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и его последствий, если получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека и внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта, данное предположение является гипотезой нашей работы.
Шумовое загрязнение считается одним из самых опасных факторов окружающей среды, влияющих на организм человека и мы просто обязаны сделать все возможное, чтобы люди знали об экологических проблемах больше, это позволит нам сохранить свое здоровье, природу и биоразнообразие.
Анализ литературных данных
Что такое шум?
Шум — это нежелательный звук, который считается неприятным, громким или мешающим слуху. С точки зрения физики шум неотличим от желаемого звука, поскольку оба являются вибрациями в среде, такими как воздух или вода. Разница возникает тогда, когда мозг получает и воспринимает звук.
Шумы создаются звуковыми волнами, возникающими при расширении и сжатии в воздухе и других средах. Шумы могут иметь различную частоту и интенсивность.
Громкость шума зависит от силы звука и его частоты. Частота - это число колебаний в секунду. Единица измерения частоты - 1 герц (Гц), равный 1 колебанию звуковой волны в секунду. Громкость звука оценивают, сравнивая ее с громкостью простого звукового сигнала частотой 1000Гц. Уровень силы звука частотой 1000Гц, столь же громкого, как измераемый шум, называется уровнем громкости данного шума[7].
Шум имеет определенную частоту или спектр, выраженный в герцах, а также интенсивность и уровень звукового давления, измеряемый в децибелах. Для человека звук определяется в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Наше ухо чаще всего прислушивается к звукам с частотой речевой зоны 1000 - 3000 Гц. Продолжительный шум отрицательно сказывается на слухе, снижает чувствительность к звуку. Уровень шума 20 - 30 дБ практически безвреден для человека, это естественный звуковой фон. Для громких звуков допустимый предел здесь составляет около 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болезненные ощущения, а при 150 становится для него невыносимым. Даже в средние века казнили «под колокол». Грохот колокола мучил и медленно убивал осужденного[8].
Существуют опасные звуковые частоты – инфразвук - упругие волны, аналогичные звуковым, но с частотами ниже области слышимых человеком частот. Обычно за верхнюю границу инфразвуковой области принимают частоты 16—25 Гц. Нижняя граница инфразвукового диапазона неопределенна. Инфразвук содержится в шуме атмосферы, леса и моря. Источником инфразвуковых колебаний являются грозовые разряды (гром),а также взрывы и орудийные выстрелы. Действие инфразвука может вызвать головные боли, снижение внимания и работоспособности и даже иногда нарушение функции вестибулярного аппарата.
1.2. Шум в природе и цивилизации
Для всех живых организмов, включая человека, звук является одним из важных факторов воздействия окружающей среды на организм. В природе громкие звуки редки, шум относительно слабый и непродолжительный, естественные звуки приятны для нас, и мы можем использовать их, чтобы расслабиться. Техногенные звуки намного громче. Развитие цивилизации приносит в нашу жизнь множество громких шумов, для которых наш организм эволюционно неприспособлен[9].
Наша среда стала намного шумнее. Сейчас трудно назвать область технологий, производства и повседневной жизни, в которой бы не было шума. Звуки повреждают слуховые органы, нервные центры, могут вызывать боль и шок у людей и сделать окружающую среду непригодной для жизни людей и животных.
1.3. Основные виды шумов
По виду источника шумы разделяются на естественные и антропогенные. К первым относятся природные звуки вроде ударов грома, шелеста листвы, камнепада и т.д. В ходе эволюции все живые организмы приспособились к ним, поэтому данный вид нельзя считать загрязнением.
По распространению оно может быть локальным (территория одного предприятия) или глобальным (территория города с множеством автодорог, аэропортом, железной дорогой и т.д.)
По продолжительности воздействия шумы бывают кратковременными (гудок локомотива) и постоянными (круглосуточно работающий станок в цехе).
По частоте звуки делятся на низко- средне- и высокочастотные.
По характеру спектра различают тональные (неравномерное распределение звуковой энергии) и широкополосные (непрерывный спектр, ширина более 1 октавы) шумы.
По природе появления они делятся на механические (перфоратор), аэро- и гидродинамические (свист пуль, завихрения воды на ГЭС) и электродинамические (гул электромотора троллейбуса).
1.4. Источники возникновения шума
Эпицентрами шумового загрязнения выступают города, особенно крупные промышленные центры с развитой транспортной сетью. Помимо них, нехарактерные для природы звуковые колебания создают большие корабли, подводные лодки (особенно с включенным гидролокатором), загруженные междугородние шоссе, промышленные объекты, а также бытовая деятельность людей[10].
Транспортные средства
Характерной чертой этого вида воздействия является глобальный и продолжительный характер: автомобильный транспорт распространён во всех частях города, движение не прекращается в течение дня. Поезда и самолёты движутся круглосуточно.
Самые распространённые транспортные средства по уровню громкости при движении:
самолёт при взлёте — 140 дБ;
поезд — 100 дБ;
поезд метро — 95 дБ;
моторный катер — 90 дБ;
трамвай — 85 дБ;
автобус — 80 дБ;
легковой автомобиль — 60 дБ.
Особенности планировки города
Мегаполис подвержен круглосуточному звуковому загрязнению. Особенно остро оно ощущается в часы пик, когда на улицах движется максимальное количество транспорта, и из-за заторов на дорогах к шуму работающих двигателей добавляются гудки, сирены и звуки торможения[4]. Планировка большинства населённых пунктов не подразумевает вывод автодорог за пределы центра города, поэтому наиболее заселённые районы становятся самими шумными.
Если в черте города расположен аэропорт или ЖД вокзал, это серьёзно увеличивает уровень звукового воздействия на окружающую среду. Изначально такие объекты строились на окраинах, но быстрый рост городов привёл к тому, что они оказались окружены жилыми районами.
В городах, расположенных на равнинах (большая часть Европы, США, России и других развитых регионов) уровень шумового загрязнения выше, так как рельеф не останавливает звуковые волны.
Строительные и ремонтные работы
Проблема особенно актуальна для районов новостроек, где люди живут по соседству с возводимыми многоквартирными домами. Уровень шума при работе сваебойной машины достигает 110 дБ. Громкие звуки издаёт и другая строительная техника.
Шум распространяется через перекрытия и стены, проходя через весь дом. В некоторых случаях, например, при работе перфоратора, его уровень достигает 90 дБ.
Источники внутри жилых помещений
Современную бытовую технику делают с учётом норм по уровню издаваемого шума. Как правило, он не превышает безопасные 40 дБ. Однако старые модели не отвечают строгим требованиям.
Пылесосы и стиральные машины в режиме отжима издают шум в пределах 70 и 85 дБ соответственно. Уровень шума от включённого мощного компьютера достигает 55 дБ.
В сельской местности основными источниками звукового загрязнения окружающей среды выступают фермерские хозяйства, сёла и расположенные на удалении предприятия. Среди источников загрязнения выделяют:
громко работающие станки;
звуки, издаваемые тракторами,
крики людей;
звуки, издаваемые животными, например, мычание коров в стаде, крики петухов в деревнях.
Разговоры, крики людей можно рассматривать как один из источников звукового загрязнения. Возводимые людьми сооружения косвенно влияют на изменение звукового фона. Например, между близко расположенными высотными зданиями появляются завихрения ветра, издающие характерный воющий звук[3].
1.5. Способы измерения шума
Для измерения шума обычно применяются шумомеры. В них шум воспринимается широкополосным микрофоном. Устройство преобразует звуковые волны в электрические колебания, которые в усиленном виде подаются на измеритель. Электронный экран показывает уровень шума в децибелах.
1.6. Влияние и последствия шумового загрязнения на людей
По санитарным нормам полностью безопасным уровнем громкости для человеческого уха считают 55 дБ. Продолжительное воздействие более сильного шума может вызвать раздражение, повышение артериального давления, агрессию, усталость или бессонницу. Долгое воздействие громких звуков приводит к нарушениям слуха вплоть до глухоты.
Наносимый вред также зависит от частоты звука. Самым опасным является диапазон 3-5 тысяч герц [1]. Негативному воздействию громких звуков в наибольшей степени подвержены пожилые люди, дети, а также больные (по этой причине в больницах введены строгие нормы по соблюдению тишины). Женщины, как правило, воспринимают громкие звуки хуже мужчин.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 1,1 миллиарда людей во всем мире в настоящее время подвержены риску потери слуха из-за шума. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году от потери слуха из-за сильного шумового загрязнения будет страдать каждый четвертый человек на планете[5].
Такие заболевания, как гастрит, язвы желудка и кишечника, встречаются чаще у людей, которым приходится жить и работать в шумной обстановке. Также под воздействием шума происходит устойчивое снижение частоты и глубины дыхания. Под воздействием шума изменяется обмен углеводородов, жиров, белков, солей, что отражается на изменении биохимического состава крови[11], [12].
1.7. Воздействие на окружающую среду
Человек может приспосабливаться к жизни в условиях шумового загрязнения, но животный мир к этому не приспособлен. Из-за отсутствия тишины сдвигаются ареалы обитания, происходит нарушение экосистем. Иногда животные дезориентируются в пространстве (пример: птицы, разгоняемые ультразвуковыми сиренами в районах аэропортов)[6]. В воде также присутствует шумовое загрязнение. Звуки в воде распространяются даже быстрее, чем в воздухе. Шум является важной причиной нарушений в морских экосистемах и наносит значительный ущерб жизни морских млекопитающих, рыб и беспозвоночных. Крупные торговые суда, морские гидролокаторы, подводные взрывы (ядерные) и сейсмические исследования, проводимые в водной и газовой промышленности, загрязняют окружающую среду шумом. Радары могут сбивать с толку дельфинов и других животных, которые используют эхолокацию для обнаружения хищников и жертв. Известны случаи, когда использование гидролокатора приводило к массовым выбрасываниям китов на берег.
Растения нуждаются в опылении, но если пчёлы покидают места обитания из-за шумового загрязнения, эту функцию некому выполнять. Мелкие грызуны и птицы, разносящие семена, так же покидают неблагоприятные регионы. В результате растения не могут эффективно размножаться, их популяция сокращается[2].
Описание и особенности места проведения исследования
В своей работе мы проводили замеры шума в городе Долгопрудный Московской области и его окрестностях. Город расположен в 18 км на север по железной дороге от Савеловского вокзала, в непосредственной близости от Москвы. На юге и востоке город практически сливается с северными окраинами Москвы (районы Северный, Дмитровский и Западное Дегунино), с запада ограничен каналом имени Москвы (на противоположном берегу канала — город Химки), а с севера — рекой Клязьмой и Клязьминским водохранилищем.
В состав города были в разное время включены:
посёлок Хлебниково,
село Павельцево,
рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.
Население — 117 77 чел. (2021).
В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт, предприятия машиностроительной (ПАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», судоремонтный завод) и химической (завод тонкого органического синтеза) отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия (Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), кирпичный завод и др.), фабрика театральных принадлежностей, Долгопрудненское пассажирское автотранспортное предприятие «Мострансавто».
На железной дороге Москва — Савёлово в городской черте расположены платформы Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская. В непосредственной близости от города расположен международный аэропорт «Шереметьево».
Экспериментальное исследование
3.1. Ход работы
Для проведения экспериментальной части мы использовали цифровой измеритель уровня шума Мегеон 92130. Прибор представляет собой уникальное сочетание технических характеристик, практичности и удобства использования, показатель погрешности не превышает 1.5 дБ, имеет расширенный диапазон измерений и соответствует международным стандартам. Данный шумомер разработан для применения в области техники безопасности и здравоохранения для контроля уровня шума окружающей среды на заводах, в офисах, на дорогах и т.п. С его помощью, нами была произведена оценка щумового загрязнения в городе Долгопрудный, его окрестностях и лицее, где мы учимся.
Прибором мы сначала измерили уровень шума в квартире, находящейся в многоквартирном доме, в черте города, потом – в подъезде, на придомовой территории, а также в частных домах, один из которых находится за чертой города - в микрорайоне Хлебниково, второй – в поселке Грибки. Измерения проводили 3 раза в день, утром, днем и вечером (8.00, 15.00, 22.00), измеряли по три раза в каждой точке, далее находили среднее значение. Таким же образом и по такому же принципу мы произвели замеры на пригородной территории (Дмитровское шоссе, эстакада «Водники», эстакада «Хлебниково», Лихачевский проспект), далее измерили шум непосредственно в городе, в разных точках (Приложение 2).
После этого мы сделали замеры в нашем лицее как во время урока, так и во время перемены, в местах общего пользования и в некоторых точках на территории лицея. Здесь мы делали замеры только в дневное время, так как нам был важен уровень шума непосредственно в часы обучения. И еще мы решили измерить шум в квартале, который находится близко к нашему учебному учреждению (Приложение 3). Там мы проводили измерения тоже только в дневное время, так как этого было достаточно для понимания того, где более шумные места. Замеры производили так, чтобы окружающие об этом не знали и не меняли своего поведения. После всех измерений мы занесли все данные в таблицы (приложение 2), потом сравнили эти данные с нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96, с требованиями, указанными в ГОСТ 12.1.036-81, сравнили полученные значения с данными ВОЗ о воздействии шума на человека. И так же мы провели опросы про отношение людей к данной проблеме.
3.2. Анализ полученных данных
Данные, полученные в исследовании, мы сравнили с нормами, указанными в СанПиН 1.2.3685-21. Допустимым уровнем шума в квартире в дневное время считается уровень до 40 дБА, а в ночное время - до 30 дБА, а максимально допустимым - 55 дБА в дневное время и 45 дБА в вечернее время. Для школы мы взяли нормы, указанные в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», мы использовали норму для творческой и научной деятельности, которая составляет 50 дБ.
П. 6.3 Свода правил СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003. Защита от шума" устанавливает максимальный уровень звука для территорий, прилегающих к жилым домам и составляет – 65дБА утром, 73 - днем и 60 дБА ночью. Результаты анализа данных говорят о высоком уровне шумового загрязнения в нашем городе как в жилых помещениях, так и на улице. Данные, полученные в результате измерений, мы можем обобщить и сделать определенные выводы. В квартире, а также в частных домах, участвовавших в исследовании, наиболее шумное время и места – это кухня в обеденное время, гостиная и утром, и вечером, а также территория во дворе в утреннее и вечернее время. В частных домах уровень шума по общим показателям оказался немного ниже, нежели в квартире, даже в некоторых случаях соответствовал верхней границе нормы. Это логично, так как частные дома находятся за чертой города, уровень шума там немного ниже. Из замеров, проведенных в нашем лицее, ни одно значение, к сожалению, не находится в пределах нормы. То есть, даже на уроке, казалось бы, практически в полной тишине, шум превышает нормы. Но это не говорит о том, что там шумно очень, просто речь учителя тоже влияет на показатели уровня шума. Но, если на уроке дети решают контрольную работу, то уровень шума находится в пределах нормы. На самой территории лицея повышенный уровень шума встречается после окончания занятий, а также во время занятий физкультурой на поле, что вообщем то логично.
Исследовав квартал в непосредственной близости у лицея, в котором много многоквартирных домов, можно сделать вывод, что самые шумные точки, превышающие норму, находятся рядом с проезжей частью, тогда как внутри дворов достаточно тихо и спокойно в дневное время.
Посмотрев на данные, характеризующие места, находящиеся за пределами города, мы видим, что самые шумные из них в основном находятся на трассе, в оживленных местах, таких как Дмитровское шоссе, эстакады, съезд с эстакады Новодачная, проезд мимо Долгопрудненского кладбища. Там очень большое скопление машин, которые создают повышенный шум. Но, на наш взгляд, это не так страшно, потому что это не жилые районы и в основном мы находимся в этих местах в транспорте с закрытыми окнами, поэтому повышенный шум там не так сильно влияет на наше здоровье. Гораздо важнее шумовое загрязнение в черте нашего города.
Проанализировав все данные, полученные в ходе измерений отдельных мест нашего города, мы выявили наиболее шумные места с высокими показателями шума, а также места, которые соответствуют норме. Повышены нормы на значимых перекрестках автомобильных дорог в районе ТЦ «Конфитюр», особенно в утреннее и вечернее время; в районе проспекта Пацаева, у магазина «Пятерочка» (там шумно в любое время); на перекрестках, находящихся на Новом бульваре. Так же повышенный шум наблюдается у станции «Долгопрудная», особенно в утренние и вечерние часы, у центрального входа в администрацию города. Самые «тихие» точки нашего города – это парк на Молодежной, парк в микрорайоне Новые Водники (у воды), территория у детской поликлиники, у городской больницы. В городском парке культуры и Отдыха не все места соответствуют норме. Конечно не удивительно, что в районе детских площадок, а также на площади у центрального фонтана и у памятника матросу Железнякову более шумно, нежели в районе скульптуры лошадей в начале парка, а также в глубине парка, где в основном и гуляют мамочки с колясками, так как там наиболее тихие места.
А вот очень шумным местом, которое сильно превышает нормы шумового загрязнения, является район Шереметьевский, особенно территория около храма Покрова Божьей Матери, где замеры колеблются в районе 84 дБА в момент взлета самолета. Это обусловлено тем, что данный район находится вблизи аэропорта. Когда самолетов нет на горизонте, то уровень шума там соответствуют норме, как и должно быть в таком месте. Но, так как этот вид воздушного транспорта наблюдается там каждые 10 минут, то однозначно можно сказать, что это район очень повышенного шума.
Все места, шум которых мы измеряли, мы отметили точками на карте для того, чтобы понимать масштаб наших измерений.
3.3 Создание карт шумового загрязнения города Долгопрудный
На основании полученных данных нами была создана карта шумового загрязнения города Долгопрудный для наглядного отображения уровня шума в разных точках города и карта распространения шума в прилегающем к лицею квартале (Приложение4).
С помощью шумомера были сделаны замеры в разных точках города Долгопрудный, подробно замерялся участок рядом с физтех-лицеем, для создания карты шумового загрязнения данного участка, нами были получены данные, на основе которых была создана таблица в Excel, где для каждой точки замера были указаны: географическая широта, долгота, значение показателя шума в данной точке. Формат таблицы потом был подогнан под программу ArcGIS (Геоинформационная платформа ArcGIS – наиболее популярная в мире информационная система для картографии и пространственного анализа на настольных компьютерах, в корпоративных и SaaS приложениях). С помощью инструментов ArcGIS данные таблицы были привязаны к географическим точкам по заданной системе координат для проекции Mercator, небольшой участок, 37-ая зона, Север, UTM, система координат WGS-84, точкам были присвоены названия, к ним привязаны значения шумомера, выделили цветом, для отображения на карте, задали масштаб, 1:5000, для формата А4, добавили сетку координат. Далее наложили фон из сервиса Sas.Planet, был выбран источник Google снимка , сохранили и трансформировали в растровый файл, формата GeoTiff, подгрузили в проект, таким образом в качестве подложки шёл спутниковый снимок Google карты.
Эта карта была взята за основу, далее отображали на карте явления шума, столбец со значениями шума был интерполирован в системе ArcGIS. Использовался метод интерполяции "естественный сосед ", который построил область ограниченную отображением данных точек. Построенная поверхность была переведена в множество точек с известными значениями, метод интерполяции распространил явление шума на область которую мы задали (область отображения карты) для более сглаженных изолиний были применены специальные фильтры. Мы получили растр, который был отклассифицирован на 8 частей 45 до 85 децибел, с шагом 5 децибел, была задана цветовая шкала от зелёного к красному, от благоприятного к негативному значению шума, которая была отображена в легенде. Изолинии были подписаны для визуализального отображения на карте (Приложение 1).
Сделанные карты наглядно показывают насколько наш город подвержен шумовому загрязнению.
3.4. Отношение людей к данной проблеме
Мы провели опрос об отношении и осведомленности о данной проблеме среди людей, а также о том, какие параметры среды важны для людей. Опрос проводили с использованием Google forms, он состоял из 9 вопросов, опрашивались люди нашего города. Опрос прошли 352 человека.
Вопросы:
Где вам приятнее находиться, проводить свободное время, отдыхать?
Что вас раздражает во время работы/учебы?
О каких экологических проблемах вы слышали?
Оцените утверждение «Я живу в тихом районе, на улице меня практически не беспокоит шум» от 1 до 10, где 1 означает «полностью не согласен», а 10 «полностью согласен».
Оцените утверждение «В моем доме меня практически не беспокоит шум» от 1 до 10, где 1 означает «полностью не согласен», а 10 «полностью согласен».
Какой шум вас наиболее беспокоит в районе вашего проживания (на улице)?
Какой шум вас наиболее беспокоит в районе вашего проживания (в доме/квартире)?
Какие экологические проблемы вы считаете важными?
Считаете ли вы важной борьбу с шумовым загрязнением?
Опрос
1-й вопрос респонденты могли выбрать любое количество ответов.
В первом вопросе наиболее удобным местом для отдыха большинство опрошенных назвали дом, лес и пустой пляж – то есть места с низким уровнем шума. И напротив, самыми шумными местами оказались пляж, на котором много туристов, шумная улица и ресторан громкой музыкой. Они получили наименьшее количество голосов.
2-й вопрос респонденты могли выбрать любое количество ответов.
Также респонденты назвали шум одним раздражающих факторов во время работы, наряду с повышенной температурой, и отсутствием свежего воздуха.
3-й вопрос респонденты могли выбрать любое количество ответов.
Только 39,8% опрошенных слышали о проблеме шумового загрязнения, меньше слышали только о световом.
4-й вопрос респонденты могли выбрать один ответ.
5-й вопрос респонденты могли выбрать один ответ.
6-й вопрос респонденты могли выбрать любое количество ответов.
Большинство людей более всего беспокоит транспортный шум, а после - крик и речь.
7-й вопрос респонденты могли выбрать любое количество ответов.
Большинство людей дома беспокоят звуки с улицы.
8-й вопрос респонденты могли выбрать любое количество ответов.
9-й вопрос респонденты могли выбрать один ответ.
Заключение, выводы и рекомендации
Своей работой мы хотели привлечь внимание к очень важному, но, к сожалению, незаметному для многих аспекту загрязнения окружающей среды. Мы понимаем проблемы загрязнения мусором, стараемся его сортировать, покупать продукты в экологичной упаковке. Такого же ответственного отношение требует и шум. Наш крик вблизи других людей или в природе, то, какие мы выбираем наушники или громкость музыки, - все это несет последствия для нас, для окружающих и для природы. В своих замерах мы исследовали, в каких звуковых условиях живут люди в нашем городе, из чего можно сделать вывод, что мы живем в среде, которая несет опасность для нашего здоровья.
Из результатов нашего опроса понятно, что большинство людей интуитивно выбирает для отдыха наиболее тихие и спокойные места. Также наш опрос показывает, что предположение, которое мы сделали вначале о том, что эта проблема мало известна людям – верно.
Все проблемы с шумовым загрязнением уже достаточно давно известны ученным, и с 1970 годов в разных странах начали появляться законы, регулирующие шум. В 1995 году ВОЗ выпустила первое руководство по нормирующее шум в общественных местах. Последнее подобное руководство, основанное на новых исследованиях, было опубликовано в 2018 году.
На наш взгляд, проблема загрязнения окружающей среды шумом и влияние такого загрязнения на здоровье человека, малоизвестны в обществе. Например, сейчас часто даже в новостройках неправильно делают звукоизоляцию. Если бы люди знали об этом больше, в обществе возник бы спрос на решение этих проблем, и люди смогли бы более тщательно отнестись к выбору товаров и услуг.
Проблема шумового загрязнения недостаточно изучена, так как её опасность менее очевидна, чем угроза мусорного загрязнения или глобального потепления. Одним из методов контроля и снижения шума является разработка и соблюдение санитарных норм.
Что же еще мы можем сделать для улучшения ситуации? Вот наши предложения:
выпускать современную технику с учётом строгих экологических стандартов, в том числе стандартов по шумобезопасности. Этого можно достичь установкой более совершенных узлов (подшипники с меньшим коэффициентом трения, лучше подогнанные шестерни и т.п.), применением шумопоглощающих материалов;
массово сажать зеленые насаждения, чтобы деревья служили живым щитом, разрезающим звуковые волны, например, это можно сделать перед территорией нашего лицея;
устанавливать звукоизолирующие кожухи на самые громкие механизмы; перейти на с ДВС на электрическую тягу;
устанавливать шумопоглащающие экраны вдоль дорог, что делается не везде, даже можно было бы установить такой небольшой экран в нашем лицее, при переходе в лабораторный корпус;
государство должно контролировать соблюдение правил, ограничивающих шум, поддерживать развитие технологий, производство бесшумных устройств и двигателей, а также поддерживать компании, использующие такую технику;
правильное планирование города и дорог также очень важно. Замедление движения в городе, улучшение городского общественного транспорта может улучшить шумовую ситуацию;
жилые дома нужно оснащать хорошей звукоизоляцией;
индивидуально можно использовать беруши и другие средства защиты, а также устанавливать плотно подогнанные двери в квартирах и т.п.;
можно проводить пропаганду проблемы шумового загрязнения в общественном транспорте, например, разместить таблички или плакаты с информацией о том, насколько это важно для здоровья человека.
И еще хотелось добавить, что ежегодно портал недвижимости Domofond.ru проводит опрос жителей России, прося их по десятибалльной шкале оценить уровень тишины в родном городе. В 2019 году худшие оценки получили города Электросталь, Ленинск-Кузнецкий и Киселёвск. Во всех трёх городах развита тяжёлая промышленность. Самым шумным городом-миллионником признан Челябинск.
Список литературы
Berglund, Birgitta; Lindvall, Thomas; Schwela, Dietrich H; ВОЗ. Группа по гигиене труда и окружающей среде (1999). Институциональный репозиторий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для обмена информацией
Elert, Glenn. "The Nature of Sound – The Physics Hypertextbook". physics.info. Retrieved 2016-06-20
Jasny, Michael (November 2005). Sounding the Depths II: The Rising Toll of Sonar, Shipping and Industrial Ocean Noise on Marine Life Wale MA, Simpson SD, Radford AN (April 2013).
Jones IT, Stanley JA, Mooney TA (January 2020). Impulsive pile driving noise elicits alarm responses in squid (Doryteuthis pealeii). Marine Pollution Bulletin "Impulsive pile driving noise elicits alarm responses in squid (Doryteuthis pealeii)".
Статья на сайте ВОЗ https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss
Фуллер Р.А., Уоррен PH, Гастон К.Дж. (август 2007 г.) Дневной шум предсказывает ночное пение городских малиновок. Biology Letters. 3 (4): 368–70. «Дневной шум предсказывает ночное пение городских ласточек»
Руководство по уровню шума в окружающей среде для Европейского региона (2018 г.) Environmental Noise Guidelines for the European Region (2018)
https://www.euro.who.int/en/publications/abstracts/environmental-noise-guidelines-for-the-european-region-2018
Size-dependent physiological responses of shore crabs to single and repeated playback of ship noise. Biology Letters. 9 (2): 20121194. "Size-dependent physiological responses of shore crabs to single and repeated playback of ship noise".
Perillo, A, Mazzoni, LG, Figueiredo Passos, L, Goulart, VDLR, Duca, C and Young, RJ (2017) Anthropogenic noise reduces bird species richness and diversity in urban parks. Ibis, 159 (3). pp. 638-646. ISSN 0019-1019
Брошюра всемирной организации здравоохранения https://www.who.int/pbd/deafness/activities/MLS_Brochure_Russian_lowres_for_web.pdf
Влияние шума на тело человека. Грязев Н. С., Томский государственный педагогический университет им. В. С. Андреаса.
Шум и здоровье человека. Зырянов С.Б., д.т.н.; Ю.С. Каминская, ул. учитель; Н.Ю. Кожевников, ст. учитель; Л.В. Сагманов, ст. учитель; О.В. Чуваткина, ст. учитель; Уральская государственная сельскохозяйственная академия http://www.urgsha-izdom.narod.ru/monografii/04.Health_of_the_person.pdf#page=4
Приложение 1. Распространение шума на прилегающих к «Физтех-лицею» им. П.Л. Капица кварталах.
Приложение 2. Результаты замеров в разных точках города Долгопрудный, окрестностях города и лицее
Точка 1 (микрорайон Хлебниково, Полевая 17, частный дом, Лындин Олег)
Утро, 8.00 |
Обед, 15.00 |
Вечер, 20.00 |
|
Комната Олега |
38 |
43 |
51 |
Зал (общая комната) |
40 |
72 |
83 |
Кухня |
48 |
62 |
40 |
Перед входной дверью (снаружи дома) |
48 |
64 |
44 |
Сзади дома |
43 |
65 |
81 |
За воротами |
46,3 |
55,7 |
44,5 |
43,75 |
64 |
55,9 |
|
Норма |
40 |
55 |
45 |
За пределами города
Точка 2 (Хлебниково, пересечение ул. Полевой с ул. Ленинградской) |
59,8 |
65,6 |
65,3 |
Точка 3 (Железнодорожная Станция Хлебниково) |
67,2 |
65,6 |
72,8 |
Точка 4 (Эстакада Хлебниково, начало, на светофоре) |
54,4 |
61,3 |
64,3 |
Точка 5 (Пересечение эстакады Хлебниково с Новым шоссе, перед заправкой к выезду на Дмитровку) |
74,6 |
79,8 |
81,4 |
Точка 6 (ТЦ Норд, перекресток) |
59,8 |
64,3 |
66,6 |
Точка 7 (съезд с Дмитровки в районе рио) |
73,4 |
68,7 |
74,7 |
Точка 8 (ТЦ РИО) |
66,5 |
69,8 |
73,7 |
Точка 9 (Эстакада Новодачная, в город, светофор) |
68,4 |
70,8 |
77,5 |
Точка 10 (Эстакада Водники, съезд в город) |
79,3 |
75,1 |
80,2 |
Точка 11 (пруды на Дмитровке) |
102,3 |
96,2 |
104,5 |
Точка 12 (съезд с Дмитровки в районе Новодачной) |
80,2 |
75,0 |
84,7 |
Точка 13 (эстакада Новодачная) |
95,7 |
90,3 |
96,8 |
Точка 14 (кладбище в районе Новодачной) |
66,5 |
61,4 |
64,0 |
Точка 15 (поворот на Лихачи после кладбища) |
78,8 |
67,4 |
80,1 |
Норма |
70 |
75 |
60 |
Город |
|||
Точка 16 (Конфитюр, светофор) |
75,2 |
71,3 |
76,1 |
Точка 17 (лицей, светофор) |
70,1 |
67,5 |
69,3 |
Точка 18 (въезд на Салют) |
82,3 |
80,0 |
76,8 |
Точка 19 (стоянка на Салюте) |
55,2 |
56,6 |
59,7 |
Точка 20 (Салют на поле, тренировка) |
69,8 |
73,0 |
76,4 |
Точка 21 (администрация вход) |
73,3 |
66,5 |
64,7 |
Точка 22 (светофор перед станцией) |
75,4 |
70,1 |
77,1 |
Точка 23 (станция круг) |
88,5 |
80,3 |
89,1 |
Точка 24 (городская больница) |
55,4 |
51,1 |
50,2 |
Точка 25 (парк лошади) |
56,1 |
60,6 |
62,7 |
Точка 26 (парк, центральная детская площадка) |
64,7 |
72,4 |
68,5 |
Точка 27 (парк фонтан) |
72,4 |
74,8 |
75,8 |
Точка 28 (памятник Железнякову) |
64,1 |
61.3 |
65,2 |
Точка 29 (поликлиника детская) |
66,8 |
64,3 |
60,7 |
Точка 30 (Новый бульвар, светофор) |
75,6 |
70,3 |
77,2 |
Точка 31 (Долхлеб) |
71,0 |
66,4 |
70,2 |
Точка 32 (муз школа) |
47,6 |
50,1 |
52,7 |
Точка 33 (перекресток Пацаева Пятерочка) |
82,4 |
78,5 |
85,4 |
Точка 34 (ТЦ Полет) |
54,2 |
57,0 |
62,8 |
Точка 35 (Парк Молодежная стоянка) |
50,3 |
51,1 |
53,8 |
Точка 36 (в парке на Молодежной) |
44,3 |
46,2 |
49,7 |
Точка 37 (Новые водники у воды) |
49,7 |
54,4 |
58,4 |
Точка 38 (Новые водники у дороги возле парка) |
69,6 |
66,0 |
71,3 |
Точка 39 (Хлебниково церковь) |
45,0 |
43,2 |
42,4 |
Точка 40 (Хлебниково у церкви самолет) |
79,8 |
84,4 |
81,3 |
Норма |
65 |
73 |
60 |
Точка 41 (Лихачевский проспект Дом 72, к.2, 3 подъезд)
Утро 8.00 |
Обед 15.00 |
Вечер 20.00 |
|
Комната Дианы |
42 |
45 |
52 |
Кухня |
43,7 |
49,2 |
45 |
Гостиная |
60 |
55 |
68 |
Норма |
40 |
55 |
45 |
Подъезд |
58 |
57 |
50 |
Двор |
67 |
84 |
73 |
Норма |
65 |
73 |
60 |
Точка 42 (Дмитровское Шоссе, деревня Грибки, Улица Дружбы Дом 28)
Утро 8.00 |
Обед 15.00 |
Вечер 20.00 |
|
Комната Трофима |
40,7 |
52 |
39,2 |
Зал |
45,4 |
50,1 |
61,2 |
Кухня |
49 |
56,8 |
63,4 |
Во дворе |
54,3 |
57,7 |
52,4 |
За пределами двора (улица) |
55,8 |
52,1 |
46,2 |
Норма |
40 |
55 |
45 |
Территория лицея
Точка 43 (У лицея во время урока) |
55,5 |
Точка 44 (После окончания уроков) |
75,4 |
Точка 45 (ФОК во время тишины) |
46,9 |
Точка 46 (ФОК Во время занятий на поле) |
67,8 |
Точка 47 (Здание вдоль дороги) |
59,7 |
Норма |
65 |
В лицее
Во время урока |
59,0 |
У глобуса |
66,7 |
Раздевалка |
79,1 |
Перемена в классе |
80.7 |
Столовая |
79,6 |
Проход в ФОК |
71,4 |
За пунктом охраны |
68,6 |
Норма |
50 |
Квартал у лицея
Точка а |
53,2 |
Точка b |
48,7 |
Точка c |
59,3 |
Точка d |
57,2 |
Точка е |
83,5 |
Точка f |
80,1 |
Точка G |
65,4 |
Точка h |
48,0 |
Точка I |
50,2 |
Точка J |
54,6 |
Точка K |
57,8 |
Точка L |
67,7 |
Точка M |
62,4 |
Точка N |
85,2 |
Точка O |
79,1 |
Точка P |
75,4 |
Норма |
73 |
Приложение 3. Определение шумового загрязнения в школе, городе и окрестностях
Приложение 4. Самые шумные места в окрестностях города Долгопрудный