Краски своими руками

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Краски своими руками

Шириев Р.Р. 1
1МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Садыкова Р.М. 1
1МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Ягодой можно рисовать?!. А, значит, можно попробовать сделать краски для рисования. Я задумалась: «Какие ещё растения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели?» Моя тема актуальна тем, что не у многих есть возможность рисовать химическими красками.

Цель исследования: выявить красящие способности различных растений, узнать, возможно ли получить растительные краски в домашних условиях, и можно ли рисовать такими красками, изготовить растительные краски в домашних условиях.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

1)проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования

2) расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок.

3) попробовать получить природные краски в домашних условиях

4) узнать мнение профессионалов (художника) о возможности использования природных красок в наше время

5) провести социологический опрос среди детей и взрослых, чтобы узнать их мнения по теме исследования

6) создать коллекцию колера природных красок

7) нарисовать рисунки, используя природные краски

8) провести для одноклассников мастер класс по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов

Объект исследования – «растения – красители»

Предмет исследования – их способность окрашивать

Гипотеза – предположили о том, что все растения имеющие способность окрашивать, можно использовать, как краски

Теоретическая значимость изучение и систематизация материала по данной теме

Практическая значимость работа может быть использована на уроках изо и во внеклассной работе

Методы исследования:

- изучение специальной литературы;

- опрос;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- качественный или количественный анализ полученных данных и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Краски. Исторические сведения

I.1 Самые первые краски

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую.

Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска? Мы достали словари, сходили в городскую детскую библиотеку, обратились к поисковой системе «Google» в сети интернет.

I.2 Что такое краски

Много книг я пересмотрела и выяснила, что «Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета» [1, 47]. Краски могут быть масляные, клеевые или водяные; краски сухие, карандаши.

Но краски — это просто вещества. А что же значит красить?

В толковых словарях я нашла определение слову красить.

Красить что, украшать, придавать краску, делать пригожим, изящным, приятным для вида

Окрашивать — покрывать какою-либо краскою, цветить, мочить или варить в краске. [2, 84].

Мне стало интересно узнать, а кто же первый изобрел краски?

Самым первым художником был древний человек. В это же время появилось искусство - на стенах пещер и на скалах человек начал рисовать зверей и людей ( Приложение 1). Самые древние картины найдены в Иране. Их возраст более 40000 лет. Несмотря на примитивные технологии того времени, краска, изготовленная нашими далекими предками для этих картин не выцвела и не поблекла[3, 78].

I.3. Классификация природных красителей

Согласно литературному источнику 5 природные красители - это окрашенные соединения, которые могут быть произведены либо посредством переработки природного сырья (растений или животных), либо посредством микробиологических процессов с использованием бактериальных клеточных культур или грибов.

Согласно литературному источнику природные красители – органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами и окрашивают животные и растительные клетки и ткани. Они широко распространены и крайне многообразны.

Существует множество классификаций природных красителей.

Наиболее важной группой природных красителей являются производные антрахинона, содержащиеся в корнях некоторых растений, в тканях и секретах насекомых и млекопитающих.

I. Природные красители по природе происхождения делят на

Минеральные – получают из минерального сырья: цветные «земли» (охры, сиены, умбры).,железные руды(гематит),цветные камни.

Органические растительные - Получают из частей некоторых растений: плодов, листьев, цветов, древесины, коры, корней, и корнеплодов.

Органические животные – выделяют из органической клетчатки или ее сжигают (кармин из высушенных насекомых , пурпур – из морской раковины пурпурницы, индийскую желтую – из выделений коров).

II. Природные красители широко распространены в природе и крайне многообразны. Часто в различных природных источниках встречаются одни и те же или близкие по строению природные красители.

I.4. Использование растений - красителей

Кроме того, в литературе мне встретилось словосочетание натуральные пищевые красители — это группа природных красителей, пригодных для окрашивания пищевых продуктов; красящие вещества, выделенные из растительных источников. Традиционно в качестве пищевых красителей использовали окрашенные соки растений, сок плодов, измельчённые цветки и части цветков, экстракты и настои (из корней, листьев, околоплодников и т. д.). Такими красителями можно красить и продукты питания, и различные напитки. Так, с красками для напитков, мы очень часто сталкиваемся в жизни. Все мы делали морс из воды и ягодного или фруктового варенья. Ну, чем вам не натуральные краски, да еще какие яркие и разные! [3, 57]

Естественные пищевые красители содержат в своем составе не только красящие вещества, но и витамины, микроэлементы полезные для здоровья человека. А также имеют различные ароматы. Поэтому их использование в пищевой промышленности не только насыщает цветом готовые продукты, но и повышает их пищевую ценность.

Изменить цвет волос или их оттенок в настоящее время не составляет никакого труда. Выбор краски для волос в магазинах очень большой.

К тому же, у современных женщин нет нужды просиживать часами на крыше и отбеливать волосы на солнце, как это делали женщины в Древнем Египте или в Европе. Купил нужный тебе оттенок краски и покрасил волосы.

Но в настоящее время все большее количество женщин предпочитает окрашивать волосы красителями, приготовленными на основе натуральных растительных компонентов. Они не оказывают вредного влияния на волосы и кожу головы. С помощью натуральных красителей еще древние парикмахеры умели получать различные оттенки волос. Среди наиболее часто применяемых натуральных природных красителей можно назвать басму, хну, луковую шелуху, ромашку аптечную (Приложение 2).

Выводы по главе I

Мы выяснили, что самая первая краска, изобретенная древним человеком, жившим на просторах современной Африки, Европы и Азии, использовалась для украшения своего жилища. Красками на основе глины можно было не только рисовать, а также красить шкуры убитых животных, а потом ткани и нитки. Еще в Древней Руси окрашенная одежда считалась наиболее красивой. Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, черника. Наиболее важной группой природных красителей являются производные антрахинона, содержащиеся в корнях некоторых растений, в тканях и секретах насекомых и млекопитающих.

Оказывается, краски находятся вокруг нас, стоит только присмотреться. Сама природа дарит их нам. Бери и пользуйся, как это делал древний человек.

Чем больше мы об этом читали, слушали взрослых, тем нам всё больше хотелось сделать краски самим. Интересно было: получатся у меня краски из природных компонентов или нет, можно ли на самом деле ими рисовать и на чём?

Глава II. Какие у природы краски?

II.1 Растения – красители в природе

Для проверки первых двух гипотез, гуляя по городу и за городом, бывая на дачном участке, стали подмечать какие разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод). Вот черная и красная рябина, ярко оранжевая облепиха, огненно-красные калина и малина, темно-синяя смородина, красивые кроваво-красные ягоды боярышника!( Приложение 3)

А какие разные цвета у овощей на дачном участке! Одних только луков росло три вида: белый, золотистый и фиолетовый.

II.2 Невероятные краски.

Провести эксперимент №1. Чудо - растения

Собрали разные ягоды: рябину красную и черную, калину, облепиху и др.

2. Мы через сито выжали сок из этих ягод. Он был очень ярким, поэтому ткань окрасилась в яркие цвета, бумага окрасилась, но сильно размокла (Приложение 5)

3. Сделали отвары из луковой шелухи (золотистый лук и фиолетовый) Когда чистила шелуху фиолетового лука, то руки стали темно-синего цвета (Приложение 6).

4. В этом луковом отваре покрасили белые яйца и белую хлопчатобумажную ткань. Получилось не хуже, чем синтетическими красками (Приложение 7). Но я думала, что ткань и яйца будут синего цвета, а они получились ярко-коричневого цвета.

5. Сделали отвар из еловых веток. И в этом отваре выкрасили белую ткань. Получился красивый серый цвет.

Таким образом, проводив эксперимент, мы узнали, что из растении можно получить разные краски и использовать их при рисовании рисунков и при окрашивании пасхальных яиц.

Провести эксперимент №2. Получение «волшебной краски».

Цель – получение «волшебной краски».

На форуме сайта «Страна Мастеров» мы нашли интересный рецепт «волшебной краски» для рисования (Приложение 8). Хотя его безопасность сомнительна (в состав входит клей ПВА). Но мы решили попробовать приготовить такую краску .

А наша прабабушка вспомнила, что раньше им мама делала краски, используя мёд, сливочное масло, соки овощей и фруктов. Мы немедленно изготовили такие вкусные краски и попробовали рисовать ими вместе с одноклассниками .

Таким образом, у нас получилась безопасная и хорошая краска.

Провести эксперимент №3. Сравнение натуральных и химических красок при рисовании

Мы тему для создания картин взяли пейзаж и хотели посмотреть, что у нас получится. И после завершения работы я понял, что натуральные краски они не очень яркие, но они безопасные даже детям, которые страдают аллергии.(Приложение 9)

После завершения рисунков мы увидели, что синтетические краски выглядят ярко и не теряют свой цвет, а натуральные они со временем становятся по светлее, но они безопасны для здоровья.

Выводы по главе II

Все взятые соки ягод, отвары овощей и еловых веток красят белые ткани в яркие цвета. Но не все цвета получаются такими же, как цвет используемого растительного красителя. Следовательно, из них можно делать краски, но они могут получиться совсем не того цвета. Цвет красителя может измениться от взаимодействия с горячей водой или при кипячении.

Все соки ягод и отвары мы поместили на палитре для красок. Оказалось, что невозможно отличить по внешнему виду, где синтетические краски, а где наши опытные образцы (Приложение 10-11).

Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.

Для рисования такими красками не нужно быть художником и иметь большие творческие способности. Достаточно желания и можно изобразить любую свою мечту... Рисование «волшебными красками» ни на что не похоже. Мне напоминают они «жидкий пластилин».

Обычные традиционные кисти для «волшебных красок» не очень подходят. Удобнее рисовать палочками, соломкой и проч., а также пальцами, ладошкой.

Заключение

Таким образом, мы узнали, что растения имеют окраску своей надземной части, поэтому они могут окрашивать предметы в разные цвета, ими можно рисовать,

В ходе исследования выяснила, краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться по внимательнее. Среди растений нашего города есть красящие и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.(Приложение12).

А натуральные, самодельные краски нужны для художественного вдохновения, для любования природой и просто для красоты! К тому же они совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок. Но в гигиенических целях, я думаю, их есть не стоит.

Мы довольны своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что поняла, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным! А еще она нас учит, было бы желание учиться.

Список литературы

1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?»М.: Советский художник.1973 г. Орлова Н.Г.

2. Бродская Н. импрессионизм. Открытие света и цвета М.: Аврора,2009

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.

4. Детская энциклопедия, Что? Зачем? Почему?- Минск: «БЭСТ»,2008.-257 с.

5. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.

6.Титова И.М. «Вещества и минералы в руках художника», М.,2001 г.

7. Энциклопедия для детей: искусство-Часть-2,-М.:Авант,2005 г.

Тезаурус

Басма - природный краситель (серовато-зеленый порошок), который получают из высушенных листьев тропического кустарника индигофера. Из этого растения получают два основных красителя - индиго (ярко-синяя краска), которым с давних времен красили ткани и басму.

Сангина — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.

Сажа - чёрный налёт от неполного сгорания топлива, оседающий на внутренних частях печей и дымоходов.

Хна — краска из высушенных листьев лавсонии неколючей. Она традиционно используется для украшения тела в Индии, Пакистане, Северной Африке и многих арабских странах.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Для приготовления 5-6 цветов необходимо 1 кружка муки, 1-2 ст. ложки соли, 1-2 ст. ложки растительного масла (любого), 1,5 ст. ложки клея ПВА. Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины...

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Просмотров работы: 58