Введение
Недавно я отдыхала в санатории «Сосновый бор», доктор назначил процедуру - галотерапия, странное название, прихожу к кабинету, а там написано- «спелеокамера» ничего не понимаю, зашла в комнату, а там соляная пещера! Я удивилась! Ведь, это же просто соль!!! Как соль может лечить? В ней нет ничего дорогого и чудесного! Я её вижу в магазине и каждый день использую для приготовления еды. Пришла в номер рассказала маме, она спросила: «Что такое соль, какие чудеса в ней скрыты, какое значение имеет для организма, где её используют и откуда она берётся?» Я не смогла ответить на все вопросы. Позвонила другу по парте и предложила провести исследование на тему: «Соль».
Актуальность работы: «Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы не все знаем».
Цель: изучить соль и её свойства.
Задачи: изучитьсведения о соли;
узнать применение;
провести исследование: анкетирование, опыты, интервью;
обобщить материал и сделать выводы.
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: свойства соли и применение.
Проблема: каждый день употребляем в пищу соль и не знаем, чем она полезна.
Гипотеза: предположим, что соль не только незаменимый продукт питания, но и главный минерал в жизни.
Практическая направленность - исследуя свойства соли, мы расширяем кругозор, развиваем логическое мышление и тренируем интеллект. Полученные знания можно использовать в жизни.
Методы исследования: анализ литературы, интернет;
- эмпирические (сравнение, анализ, проведение соцопроса);
- экспериментальные (проведение опытов, экспериментов, интервью).
Глава 1 Соль
1.1 Важный минерал
Жизнь каждого человека так или иначе связана с этим минералом. В древности он считался почти драгоценностью. В античные времена им выплачивали зарплату воинам и выдавали паёк чиновникам. За пару кирпичиков этого минерала в Древнем Риме можно было купить раба, а в Центральной Африке его меняли по весу на золото один к одному. Из-за его отсутствия или внезапного повышения цен на кристаллики этого дара природы случались бунты и менялись правительства. Подсчитано, что в год человек съедает около 6-8 килограммов этого жизненно важного химического соединения, а всё человечество – около 20-25 миллионов тонн. Потребность современной промышленности в нём в разы больше – около 100 миллионов тонн ежегодно. Фактически нет такой сферы жизни, где люди не использовали бы этот минерал. Мировые геологические запасы его практически неисчерпаемы. В настоящее время, по оценке Геологической службы США, мировая добыча этого минерала составляет примерно 200 миллионов тонн в год, и ведётся более чем в 100 странах. Его выкапывают, собирают с поверхности земли, выпаривают, добывают шахтным способом. Известно более чем 1500 видов производств, где он применяется. Если и есть на земле что-то, что невозможно заменить или дублировать – так это он. Хлористый натрий – обыкновенная соль, ежедневно употребляемая в пищу всем человечеством.
1.2 Что такое поваренная соль?
Поваренная соль- это распространенный пищевой продукт. Её называют «пищевой солью». Представляет измельченные бесцветные кристаллы.
Соль от древнегреческого «гальс» или «галит». В природе поваренная соль встречается не только под землёй. Очень много её содержится в морской воде, а также в воде солёных озёр. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. Химическая формула NaCl.
Таблица 1. Свойства поваренной соли
Состояние (твёрдое, жидкое) |
твёрдое |
Плотное, рыхлое или сыпучее |
сыпучее |
Цвет |
белый, бесцветный |
Прозрачность |
непрозрачная |
Блеск |
блестит |
Горючесть (узнать у учителя) |
не горючая |
Другие свойства |
хорошо растворяет |
1.3 Области применения соли
Поваренная соль — одно из лучших консервирующих средств. Она убивает многие микроорганизмы и подавляет действие ферментов, вызывающих распад и разложение белковых веществ. Поэтому соление издавна применяется как один из важнейших способов сохранения пищи.
В пищевой промышленности хлорид натрия используется для консервирования мяса, рыбы, для квашения и соления овощей. В кулинарии хлорид натрия потребляют как важнейшую приправу. Соль имеет характерный вкус, без которого пища кажется человеку пресной. Такая особенность соли обусловлена физиологией человека.
Хлорид натрия имеет слабые антисептические свойства — 10-15 %-ное содержание соли предотвращает размножение гнилостных бактерий. Этот факт обусловливает её широкое применение как консерванта.
В химической промышленности из хлорида натрия получают соду, гидроксид натрия, хлор и многие другие вещества. Некоторые домохозяйки используют соль для окон, чтоб не было инея.
В больших количествах соль вредна организму. При ее избытке изменяется строение сосудов, стенки их становятся хрупкими, утолщаются, плохо проводят кровь. Чтобы излишки соли не откладывались в наших костях, необходимо делать физические упражнения. Медики установили, что в организме человека без соли не происходит обмена веществ, прекращается пищеварение.
Глава 2 Исследование свойств и особенностей соли
2.1 Результаты анкетирования «Употребление поваренной соли в нашей школе»
Нам стало интересно, сколько сверстников любят соленую пищу. Мы задали несколько простых вопросов учащимся 3 классов нашей школы.В опросе приняли участие 44 человека.
Таблица 2. Результаты опроса
Вопросы анкеты |
Да (чел.) |
Да (%) |
Нет (чел.) |
Нет (%) |
Не знаю, (чел.) |
Не знаю, (%) |
Вы любите солененькое? |
25 |
57 |
7 |
16 |
12 |
27 |
Вы не любите соленую пищу? |
22 |
50 |
13 |
30 |
9 |
20 |
Вы всегда досаливаете еду? |
18 |
41 |
21 |
48 |
5 |
11 |
Вы часто болеете? |
11 |
25 |
18 |
41 |
15 |
34 |
Вы страдаете хроническими заболеваниями? |
8 |
18 |
25 |
37 |
11 |
25 |
Мы задумалась, не связано ли употребление соли с заболеваниями обучающихся школы? Как видно из таблицы, те кто любит «солененькое», часто болеют, а некоторые страдают различными хроническими заболеваниями.
Так же стало интересно, какие продукты с содержанием поваренной соли предпочитают мои сверстники. Данные опроса представлены в таблице.
Таблица 3 Результаты анкетирования
Какие из перечисленных продуктов предпочитаете: |
Количество человек |
Процент от опрошенных |
Чипсы |
38 |
86 |
Кириешки, соленые сухарики |
40 |
91 |
Жареные семечки с солью |
25 |
57 |
Арахис соленый |
20 |
45 |
Сыр |
18 |
41 |
Колбаса копченая |
20 |
45 |
Соленая рыба |
10 |
23 |
Вывод: большинство моих сверстников любят соленую пищу (чипсы) и не задумываются, что это может привести к различным заболеваниям организма.
2.2 Результаты исследования потребления соли в нашей семье
В семье 4 человек. Мы решили узнать, сколько соли съедает в день семья. Одну пачку соли (1кг = 1000г) используют в течение 60 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится: 1000 г :4 (членов семьи): 60 дня = 4.2 г (соли из пачки).
Вывод: каждый член семьи в сутки получает 4.2 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г).
2.3 Опыты
Опыт № 1 «Свойства соли» (Приложение 1)
Рассмотреть соль, лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовать соль, на запах, вкус, рассмотреть в микроскоп.
Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру.
Опыт № 2 «Растворимость соли» (Приложение 2)
Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде.)
Опыт №3 «Как соль влияет на рост растений» (Приложение 3)
Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.
Вывод: в стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.
Опыт №4 «Выращивание кристаллов соли» (Приложение 4)
Постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне. Продолжая нагревать раствор, подсыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма будет неправильной. Если раствор охлаждать медленно, то кристаллы образуются правильные.
Вывод: При нагревании соль растворяется быстрее, может кристаллизоваться (образовывать кристаллы).
Опыт № 5 «Действие соли на лед» (Приложение 5)
Взять две чашечки с водой комнатной температуры. В одну добавить столовую ложку соли, в другую –нет. Приготовить два кубика льда. Опустить в чашки одинаковые кубики льда. Через 5 минут мы увидели, что лёд в чашке с солёной водой тает намного быстрее, чем в несолёной воде.
Вывод: соль ускоряет таяние льда.
Опыт № 6 «Замерзание соленой воды» (Приложение 6)
Взять два стакана с водой. В один добавить 1 столовую ложку соли, размешать до растворения соли в воде, а в другой – нет. Поставить оба стакана в морозильную камеру. Через два часа достать из морозильной камеры оба стакана. Чистая вода замёрзла, а солёная осталась в жидком виде (не замёрзла).
Вывод: соль в воде затрудняет процесс замерзания, поэтому океан не замерзает полностью, когда погода становится холодной.
Опыт № 7 «Подводная лодка из яйца» (Приложение 7)
Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.
Опыт №8 «Содержание соли в минеральной воде» (Приложение 8)
Налить в алюминиевый ковшик минеральную воду. Выпарить раствор на очень медленном огне. Это долго, но нужно потерпеть. Что мы увидели, на стенках образовались мелкие кристаллы. Вроде бы ничего интересного, но если посмотреть в лупу, то можно увидеть кристаллы разной формы. Одни напоминают кубики, другие ромбики, а третьи – вообще не поймёшь – что.
Вывод: в минеральной воде «намешаны» разные соли. А форму кубиков имеют только кристаллы поваренной соли, которой мы солим пищу. Мы выпарили разные соли, поэтому их кристаллы имеют разную форму.
Опыт №9 «Лавовая лампа» (Приложение 9)
Заполнить на 2/3 стакан водой. Вылейте масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды, не пытайтесь смешать его с водой. Добавьте несколько капель различных красителей к воде и маслу. Медленно высыпите 1 чайную ложку соли в стакан с водой и маслом. Наблюдайте, что происходит с масляной и водной смесью.
Вывод: масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. Соль более тяжелее, чем масло. Добавляя соль в стакан, она опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и поднимается на поверхность.
Опыт №10 «Соль - чистящее средство»(Прил.10)
Насыпать соль на губку и почистить кружку, смыть всё водой.
Вывод: кружка стала чистой. С помощью соли можно почистить посуду.
2.4 Интервью со специалистами
Интервью с медсестрой школы №2 Кузьминых О. М. (Приложение11)
- Какое значение имеет поваренная соль для организма человека?
- Для организма человека польза соли неоценима, при её хронической нехватке возможен даже летальный исход. Соль служит материалом для образования в желудке соляной кислоты, благодаря чему пища переваривается, а вредные микробы погибают.
- Поваренная соль откладывается в организме человека?
- В организме, как правило, откладываются соли кальция, фосфаты, соли желчной кислоты, а поваренная соль не имеет к этому никакого отношения. То есть когда речь идет об отложении солей, то имеются в виду соли, которые содержатся в тканях, а не о поваренной соли. Чтобы излишки соли не откладывались костях, необходимо делать физические упражнения.
- Соль разрушает зубы?
- Действительно, если жевать каменную соль, то можно повредить эмаль. Поэтому лучше употреблять её в растворенном виде. Ей укрепляют зубы, полоская рот тёплой водой. Утверждение, что соль разрушает зубы – ложь.
- Соль повышает артериальное давление?
Да, избыток соли увеличивает нагрузку на сосуды и сердце, страдают почки, нарушается обмен веществ. При этом возникает отечность конечностей, появляются мешки под глазами. Избыточное потребление соли задерживает жидкость в организме, что способствует повышению давления.
Беседа с медсестрой по спелеотерапии Хайруллиной Г. Р. (Приложение 12)
- Что такое спелеокамера? (Спелеокамера (соляная шахта) - это комната, в которой создана атмосфера естественной соляной пещеры, обдающей лечебными свойствами).
- Чем она полезна? (Спелеотерапия- повышает иммунитет, нормализует сон, служит профилактикой бронхолегочных заболеваний после курса проходят головные боли).
- Какая соль используется? (Используется каменная соль, морская соль. Привозят из соляных шахт юга).
- Кому назначается спелеотерапия? (Назначается детям взрослым для лечения органов дыхания; после КОВИД для восстановления организма).
- Процедура имеет противопоказания? (Да, имеет. Это тяжелые формы астмы и гипертонии, дыхательная недостаточность и недостаточность кровообращения, а также аллергия).
Беседа с ветеринарным врачом-продавцом. (Приложение 13)
- Животные могут обойтись без соли?
Наукой доказано, что соль животным нужна так же, как и человеку. Натрий основной макроэлемент в соли жизненно важен, так как при недостатке в организме натрия животные теряют аппетит, худеют; резко снижают удои; понижается репродуктивная функция, ослабевает иммунитет.
Интервью с поваром школы 2 Мясагутовой В.И.
- Как повару не пересолить блюдо и рассчитать количество соли?
- Пересолить блюдо, значит сильно его испортить. Многие повара это прекрасно понимают, поэтому внимательно следят за тем, чтобы не пересолить.
Для того чтобы не испортить блюдо, существует сборник рецептов, в котором указана норма продуктов закладки данного блюда. Суточное потребление соли не должно превышать 3-5 граммов. Например, для приготовления плова на 150 человек потребуется 400 граммов соли.
- Соль «друг» или «враг» дорог?
Комментарий дорожного мастера Д. Р. Гумерова:
Дорожный мастер рассказал, что при борьбе с обледенением на трассах и дорогах района используют смеси песка и соли, которые резко сокращают автомобильные аварии и травмы пешеходов при падении на скользкой дороге. Следовательно, соль-друг. В нашем районе используется песчаная смесь из-за нехватки денежных средств. Смесью посыпают проезжую часть по мере необходимости и во время снегопада, гололёда. Определять опасные места дороги помогают сотрудники ГИБДД. Специалист сказал, что соль является и врагом потому, что она портит обувь, покрышки автомобилей, приводит к коррозии кузовных частей автотранспорта.
Комментарий мастера котельной Хузина Д. С. (Приложение 14)
- Как используют соль в котельных?
- Техническую соль в котельных используют для смягчения воды. Это необходимо для предотвращения поломок оборудования и возникновения аварий из-за прорывов труб. Жесткая вода ведет к появлению накипи, что, в свою очередь, и вызывает проблемы с трубами.
Заключение.
Поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Любому пищевому продукту можно найти замену даже хлебу, без многих можно обойтись. Без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна. Именно соль регулирует и поддерживает водный баланс. Клетки просто не могут работать без соли!
В современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, имеет широкий спектр применения.
В результате исследовательской работы мы сделали следующие выводы:
- изучая исторические факты, узнали много интересного о соли: из-за нее начинались войны и менялось правительство; насколько ценным был этот минерал (даже ценнее золота), на который мы сегодня почти не обращаем внимания;
- источники информации сообщают, что мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы;
- область применения соли очень широка — это и повседневная жизнь человека, и кулинария, и производство, и медицина;
- соль очень важна и незаменима для жизни и здоровья человека;
- несмотря на пользу и важность, соль может быть очень опасной и причинять большой вред окружающей среде и здоровью человека;
- в ходе опытов практически доказали о свойства соли;
- анкетирование показало, что мои сверстники любят продукты, содержащие соль.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась полностью, соль не только незаменимый продукт питания, но и главный минерал в жизни человека.
Литература
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей, родителей. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999г.
Гарифзянов А.Р.Урок «Поваренная соль: за и против».- М., Просвещение,1999г.
Соль, хлорид натрия. –Википедия (свободная энциклопедия) - http://ru.wikipedia.org
Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – Л.: Детская литература – 1975 – 240с
http://seasalt.com.ua/interesno-o-soli/istoriya-soli - история соли
Приложение 1
Опыт № 1 «Свойства соли»
Приложение 2
Опыт № 2 «Растворимость соли»
Приложение 3
Опыт №3 «Как соль влияет на рост растений»
Приложение 4
Опыт № 4 «Выращивание кристаллов соли»
Приложение 5
Опыт № 5 «Действие соли на лед»
Приложение 6
Опыт № 6 «Замерзание соленой воды»
Приложение 7
Опыт № 7 «Подводная лодка из яйца»
Приложение 8
Опыт № 8 «Содержание соли в минеральной воде»
Приложение 9
Опыт № 9 «Лавовая лампа»
Приложение 10
Опыт № 10 «Соль - чистящее средство
Приложение 11
Интервью с медсестрой Кузьминых О. М.
Приложение 12
Беседа с ветеринаромНасрединовым Р.Г.
Приложение 13
Беседа с медсестрой по спелеотерапии
Приложение 14
В центральной котельной с. Краснохолмский