Уменьшим количество мусора и отходов вместе

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уменьшим количество мусора и отходов вместе

Гилязов Р.Р. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Белова Т.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

На сегодняшний день существует очень много информации о том, что наша планета испытывает большую экологическую нагрузку из-за огромного количества мусора, который ежедневно образуется в результате жизнедеятельности человека. При этом очень мало говорится о том, что может сделать каждый из нас для того, чтобы помочь нашей планете и уменьшить количество вредных отходов. Проблема образования большого количества мусорных отходов сегодня стоит очень остро. Я решил глубже ее изучить и попробовать найти решения.

Цель работы: формирование у школьников экологических привычек, которые помогают уменьшить количество отходов и мусора на благо будущего нашей планеты.

Задачи:

- познакомить с моделью поведения REACT;

- изучить принципы концепции REDUSE;

- изучить состав и преимущества различных видов упаковки;

- научить играть в игру «Экологическое Бинго!»

Методы решения поставленных задач:

- актуализация проблемы с помощью цифр, определений и примеров из повседневной жизни;

- проведение интерактивных опросов аудитории для большего вовлечения учащихся;

- разработка и реализация игры «Экологическое Бинго».

Люди все чаще стали задаваться вопросом: Что мы хотим оставить после себя?

В ответ мы рисуем в голове образы здоровой, чистой, живой природы, свободной от источников загрязнения. Так называемое «Зеленое будущее». Но мало кто задумывается о том, что же мы, не смотря на наши желания, совершенно точно оставим?

И здесь уже возникают совершенно другие образы! Каждый человек оказывает существенное влияние на экологию. Ежегодно от одного человека образуется 450 кг отходов! Если умножить это количество на среднюю продолжительность жизни 73 года, то получается каждый человек за свою жизнь образует почти 33 тонны отходов. А площадь всех мусорных полигонов уже достигла площади целого государства Швейцарии!

Но эту проблему можно и нужно решать.

Жизненный цикл товара.

Для того, чтобы понять, как мы можем влиять на количество образования отходов, я рассмотрел жизненный цикл любого товара. Он состоит из трех частей – «Производство», «Использование» и «Утилизация» (рис.1).

Производство – это все, что связано с процессом создания продукта или товара.

Использование – это непосредственное применение товара по назначению. Этот процесс в широком смысле начинается еще в магазине с момента принятия решения о покупке и выбора товара.

Утилизация – это безопасное уничтожение или переработка для дальнейшего полезного использования в промышленности или быту отходов товаров.

Именно на этапах «Использование» и «Утилизация» каждый из нас может оказывать значимое влияние. И я расскажу, как это сделать.

Собственная ответственность и модель поведения «REACT».

Экологисты (люди, которые ведут экологичный образ жизни, берут на себя ответственность за свои действия и повседневные привычки, стремясь минимизировать вред окружающей среде) ввели понятие «собственная ответственность» и модель поведения «REACT». В переводе с английского языка «REACT» означает «реагировать, создавать общественный спрос». Чем больше людей будут вовлечены в процесс, тем эффективнее результат!

Модель поведения подразумевает собственную ответственность каждого из нас и состоит из трех основных постулатов (рис.2):

REduce (Редьюз) – сокращать образование отходов

REuse (Реюз) – использовать повторно

REcycle (Ресайкл) – сдавать на переработку

В своей работе я подробно остановлюсь на первом пункте, а именно REduce (Редьюз).

Reduce. Сокращать образование отходов.

Все мы знаем, что большинство проблем необходимо решать не путем борьбы с последствиями, а путем влияния на сам процесс возникновения этой проблемы. Это правило работает и в нашем случае. Каждый из нас в силах сократить образование отходов в своей обычной жизни.

Принцип Reduce предполагает, что перед тем, как что-то купить или использовать, нужно ответить на три вопроса:

a) Нужно ли мне это на самом деле?

б) Если все-таки нужно, то какую выбрать упаковку?

в) Можно ли одноразовое заменить многоразовым?

Разберемся с каждым вопросом отдельно.

А) Нужно ли мне это на самом деле?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно понимать, что большинство из того, что мы видим и хотим приобрести – это результат работы профессиональных маркетологов (люди, которые занимаются созданием рекламы товаров и услуг). Для того, чтобы не попасть в их «рекламные» сети, перед покупкой необходимо спросить себя:

- Действительно ли я это хочу?

- Сделает ли эта покупка меня счастливее?

- Действительно ли у меня есть эта потребность или она навязана (реклама, общество, интернет)?

Ответив на эти вопросы, вы с большей вероятностью воздержитесь от покупок, которые вам на самом деле не нужны.

Вопрос аудитории:

Как еще можно оградить себя от незапланированных покупок?

Правильный ответ – писать списки! Все маркетологи мира бессильны против списка покупок! Это позволит избежать ненужных покупок, а значит уменьшит количество отходов и мусора!

Б) Если все-таки нужно, то какую выбрать упаковку?

Второй принцип концепции Reduce заключается в необходимости правильно выбирать упаковку товара. Помните, что лучшая упаковка – это ее отсутствие. Многое сегодня можно купить на развес или на розлив. Это, например, овощи, фрукты, бытовая химия, орехи, конфеты и многое другое. Этим нужно непременно пользоваться.

Но что же делать, если упаковка неизбежна?

На фотографии (рис.3) изображены примеры «избыточной упаковки». Покупать товары в такой упаковке ни в коем случае нельзя!

Вопрос аудитории:

А теперь на примере попробуем разобраться, какая упаковка самая экологичная? (рис.4)

- Пластиковая канистра

- Стеклянная бутылка

- Многослойная упаковка Тетра-пак

- Пластиковая бутылка

Вот как надо правильно делать выбор:

На первом месте по экологичности – стекло. Этот материал безвреден для человека, он может много раз перерабатываться и имеет низкий экологический след от производства!

На втором месте пластиковая канистра и бутылка. Они легко и эффективно перерабатываются и практически безвредны для человека. Но они оставляют достаточно большой след от производства, за счет чего они и уступают стеклянным бутылкам.

На третьем месте в нашем примере стоит многослойная упаковка типа «Тетра-пак». Не смотря на внешнюю экологичность, такая упаковка состоит их нескольких слоев. Я изучил строение этой упаковки и предлагаю нам с Вами также посмотреть на нее и изучить из чего же она состоит (изучаем состав и строение упаковки). (Рис.4)

Как мы видим, упаковка типа «Тетра-пак» состоит из трех частей – картона, полиэтилена и алюминия. Переработка такой упаковки – это сложный процесс, так как необходимо отделить все эти три слоя друг от друга. В России такая упаковка практически не перерабатывается. Этим занимается всего 4 завода по всей стране, поэтому в большинстве городов такую упаковку на переработку не принимают вообще.

На схеме (рис.5) изображена инструкция по выбору экологичной упаковки.

Каждый из видов упаковки оценивается по трем параметрам:

- Экологический след от производства

- Безопасность для человека

- Возможность и эффективность переработки

Самая экологичная, как мы уже выяснили – это стекло!

Самая худшая это упаковка типа «Тетра-пак» и прочий неперерабатываемый пластик.

Поэтому продукты, которые вы не планируете долго хранить (более полугода) не стоит покупать в упаковке типа «Тетра-пак» (молоко, соки и прочее). Лучше отдать предпочтение стеклянным или пластиковым бутылкам.

В) Можно ли одноразовое заменить многоразовым?

Третий способ уменьшить количество отходов – это заменить одноразовое многоразовым!

Я знаю, что многие наши школьники, как и я сам, уже используют для воды многоразовые стаканчики или бутылочки! (рис.6) Я хочу отметить, что это очень экологично, и тем самым мы помогаем защитить нашу планету от лишних отходов!

Вот лишь несколько примеров:

Ежеминутно в мире выбрасывается 1 млн пластиковых бутылочек от воды.

Ежедневно в Москве выбрасывается 1 млн бумажных стаканчиков из-под кофе.

А теперь еще одна викторина. Вопрос аудитории:

Какой пакет выбрать в магазине?

- Бумажный

- Биоразлагаемый (так называемый экопакет)

- Пластиковый (полиэтиленовый)

А теперь посмотрим, как правильно делать выбор (рис.7). Давайте вместе изучим каждый из видов пакета (изучаем строение и состав различных видов пакетов).

На первом месте по экологичности находится пластиковый пакет. Он безопасен для человека, его можно использовать повторно, и он легко перерабатывается множество раз!

На втором месте бумажный пакет. С виду он очень экологичный, но для его производства уничтожаются живые деревья, а не макулатура, как нам заявляют производители, его сложно использовать больше одного раза, так как он рвется и теряет форму, и он не очень охотно перерабатывается заводами, так как имеет много клея в своей основе.

На третьем месте – биоразлагаемый пакет. Он отличается от пластикового тем, что в его составе есть вещество, которое под воздействием воздуха расщепляет его на микропластик, собрать который уже не представляется возможным. Такой микропластик в дальнейшем разносится по планете и отравляет животных.

Итак, мы разобрались, как правильно выбирать пакеты в магазине, но лучше всего завести себе какую-нибудь красивую сумочку для покупок и всегда ходить с ней!

Заключение.

Жить без отходов невозможно, но нормой должно стать постепенное снижение количества мусора. Каждый из нас должен осознавать свое влияние на количество отходов, которое мы ежедневно создаем. Так формируется собственная ответственность. Но одного осознания недостаточно для того, чтобы решить проблему. И тут на помощь приходит модель поведения «REACT». Это те простые действия, которые помогают значимо сократить образование отходов. Три простых принципа, лежащих в основе этой модели (нужно ли мне это, какую выбрать упаковку и можно ли одноразовое заменить многоразовым), формируют у нас привычки, которые в долгосрочной перспективе позволят решить проблему переизбытка отходов и приведут нас в желаемое «Зеленое будущее»!

Используя такие методы как примеры из жизни, интерактивы, исследования, нам удалось решить поставленные задачи. Мы познакомились с концепцией REDUCE, научились различать и выбирать экологичную упаковку товаров в магазине. В результате такой экологической работы у детей развивается познавательная, творческая и общественная активность, и как следствие формируются экологические привычки, которые помогают уменьшить мусорный след.

Моя цель - формирование у школьников экопривычек, которые помогают уменьшить количество отходов и мусора на благо будущего нашей планеты – смотрится очень амбициозно и достичь ее в рамках одного учебного проекта не так просто.

Поэтому я разработал игру «Экологическое бинго», которая является логическим продолжением моей проектной работы (Раздаточный материал Рис.8)

Играйте в «Бинго», отмечайте на карточке выполнение заданий, чтобы приобрести экопривычки и делитесь своими результатами с друзьями! По завершении всех заданий участник получает «Паспорт экологиста»! (рис.8)

Я смастерил два контейнера для нашего класса, куда можно приносить и складывать использованные крышечки. (рис.9) По мере их наполнения я буду относить эти отходы в пункты приема. Каждый также может делать это самостоятельно. Ближайший пункт приема товаров на переработку находится рядом с нашей школой по адресу: г.Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 55 (вход со стороны ул. Братьев Кашириных, справа от магазина Ozon).

Уменьшим количество мусора и отходов вместе!

Список литературы.

В работе использовались материалы с сайтов:

https://sobirator.ru/ - ведущая экологическая компания в России

http://www.publiclibrary-ngo.ru/ - публичная библиотека Новоуральского гороского округа;

https://spravochnick.ru/ - Статья «Цель и задачи экологического воспитания» Ромашкиной Д.М.

Приложения

Рис.1 Жизненный цикл товара:

Рис.2 Модель поведения REact:

Рис.3 Примеры избыточной упаковки:

Рис.3 Какая упаковка экологичнее?

Рис.4 Изучаем строение упаковки:

Рис.5 Инструкция по выбору экологичной упаковки:

Рис.6 Заменяем одноразовое многоразовым:

Рис.7 Как правильно выбрать пакет в магазине:

Рис.8 Игра «Экологическое Бинго»!

Рис.9 Экоконтейнеры в классе и пункты приема:

Просмотров работы: 56