Введение
Люди получают информацию с помощью органов чувств. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени. И вот я решила больше узнать о зрении. Мне эта тема показалась интересной потому, что она связана со здоровьем человека. В современном мире, к сожалению, хорошее зрение бывает не у всех. Мне стало интересно, зачем человеку нужны два глаза? Почему бы не иметь один глаз? Можно ли прожить с одним глазом, и как при этом изменится восприятие мира. На эти вопросы я попыталась ответить в своем проекте «Бинокулярное зрение»
Цель проекта: Узнать что такое бинокулярное зрение
Задачи исследования:
познакомиться с литературой по теме;
выяснить, для чего нужны человеку два глаза;
узнать интересные факты о бинокулярном зрении;
проверить бинокулярное зрение с помощью метода Соколова
провести исследования;
сделать 3D очки в домашних условиях.
Практическая ценность:
В домашних условиях можно выявить нарушение бинокулярного зрения.
Гипотеза: Я обладаю бинокулярным зрением; в домашних условиях можно сделать 3D очки.
Объект исследования: человеческий глаз.
Предмет исследования:свойства глаза
Этапы проекта
1-й этап – подготовительный.
На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, определены объекты и предмет исследования. Сбор информации.
2-й этап – исследовательский.
Практическая деятельность по решению проблемы, экспериментирование.
3-й этап – обобщающий.
Анализ проектной деятельности и выводы.
4-й этап – Презентация проекта.
1. Подготовка к исследованию
1.1 Бинокулярное зрение
Все, что мы видим одним обыкновенным глазом, напоминает плоскую картину на холсте.
Монокулярное зрение – это возможность видеть только одним глазом.
Бинокулярное зрение – это возможность видеть одновременно двумя глазами.
Только бинокулярное зрение позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность, определять расстояния между предметами. Зрение одним глазом - монокулярное - дает представление о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве. Кроме того, при бинокулярном зрении повышается острота зрения. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий - водители, летчики, хирурги и т.д. Бинокулярное зрение формируется до 12-14 лет.
1.2 Виды зрения
При бинокулярности в процессе зрения участвуют сразу оба глаза.
Бинокулярное зрение с ведущим правым глазом
Бинокулярное зрение с ведущим левым глазом
Бинокулярное зрение без ведущего глаза
2. Проведение исследования
2.1 Проверка бинокулярного зрения у одноклассников (метод Соколова )
В случае нарушения бинокулярного зрения человеку трудно ориентироваться в пространстве, снижается цветовое восприятие, ухудшается качество и острота зрения. В некоторых случаях появляется близорукость, косоглазие или другие зрительные патологии.
Чтобы проверить бинокулярное зрение у одноклассников, я применила метод Соколова. [Фото 1].
Место проведения МБОУ школа №9, 2 "В" класс. В классе присутствовали 21 ученик. Я познакомила ребят с инструкцией.
Инструкция: Посмотреть одним глазом в картонную трубочку. Поместить руку с трубочкой, ладонью к себе. Открыть оба глаза.
Все ребята, кроме одного, увидели в руке "дырку".
Каждый глаз передает в мозг разную картинку. Они перемешиваются, и получается странное изображение.
Таблица1
Результат |
Количество детей, шт. |
Процент, % |
"Дыра в ладони" |
20 |
95 |
"Отсутствие дыры в ладони" |
1 |
5 |
Диаграмма 1
Вывод: У некоторых детей могут быть проблемы с бинокулярным зрением.
2.2 Методы исследования бинокулярного зрения
А теперь я расскажу о своих экспериментах.
1. «Два в одном» [Фото 2].
Я разрезала рисунок (4см – ширина, 6см – длина) на две части. Поместила их с разных сторон от пунктирной линии. Приблизила лицо к рисунку: появилась целая картинка.
Вывод: Каждый мой глаз передал картинку в мозг и он их соединил.
2. «Сложно прицелиться» [Фото 3].
Я взяла коробочку. Села на расстоянии 70см от нее. Закрыла один глаз и давала указания маме, чтобы она бросала пуговицу точно в коробку. Было сложно это сделать. С двумя открытыми глазами сделать это было проще.
3. «Какой глаз первый» [Фото 4].
Я вырезала круг диаметром 3см на прямоугольном листке бумаги. Вытянула руку вперед и посмотрела на игрушку через отверстие . Не отрывая глаз от игрушки, медленно приблизила листок к лицу. У меня листок оказался около правого глаза.
Вывод: Мозг поочередно обрабатывает изображения, получаемые от глаз. Мой мозг обрабатывает в первую очередь изображения правого глаза. Правый глаз у меня видит первым.
4. Метод Кальфа [Фото 5].
Я взяла два фломастера: один держала в горизонтальном положении, другой - в вертикальном. Постаралась прицелиться и соединить вертикальный фломастер с горизонтальным.
Я сделала это упражнение без затруднений.
Вывод: Ориентация в пространстве хорошо развита, бинокулярность не нарушена.
2.3 Изготовление 3D очков
Как сделать 3D очки, я прочитала в книге «Занимательные эксперименты и опыты».[1]
Мне понадобилось: картон (13х5см), ножницы, клей, прозрачная бумага зеленого и красного цветов.
Инструкция:
Вырезала контур оправы
Приклеила зеленую обертку справа, а красную – слева
Посмотрела через очки на картинку сов. [2]
Изображение получилось объемным.
Вывод: Каждый глаз воспринимает немного смещенное изображение, а мозг преобразует их в объемную картинку.
При изготовлении 3D очков я попробовала подобрать линзы других цветов. [Фото 6].
Получились очень интересные сочетания: левый глаз – оранжевый и правый глаз - синий, левый глаз – красный и правый глаз - зеленый, левый глаз – оранжевый и правый глаз - зеленый
Изготовила, так же, 3D очков из пластиковых защитных очков. Для этого я фломастером зеленого цвета раскрасила левую сторону, а красным - правую. [Фото 7, 8].
Получила очень красивые объемные изображения картин в книге. [2]
3. Профилактика нарушения зрения
При работе над проектом «Бинокулярное зрение» я узнала, что одним глазом невозможно определить расстояние, на котором находится предмет. Именно бинокулярное зрение позволяет нам видеть объемные изображения. Бинокулярное зрение надо беречь!
Для этого надо соблюдать следующие правила:
рабочее место должно быть хорошо освещено;
регулярно принимать витамин С;
регулярно пополняйте организм комплексом необходимых минералов;
нельзя читать книги лежа;
следует регулярно обследоваться у офтальмолога,
придерживаться здорового образа жизни,
разгружать глаза и не позволять им уставать,
сократить использование гаджитов,
выполнять гимнастику для глаз,
своевременно лечить глазные заболевания.
Заключение
Цель и задачи моего проекта достигнуты. Моя гипотеза подтвердилась! Я поделилась знаниями о бинокулярном зрении с друзьями. Рассказала о значении бинокулярного зрения, и что бинокулярное зрение надо беречь. Научилась сама и научила ребят делать 3D очки в домашних условиях.
Вывод: Два глаза нужны человеку не только для четкого распознавания предмета целиком. Дело в том, что один зрительный орган легко повредить в результате травмы, что может привести к различным воспалительным заболеваниях или даже к полной слепоте. Именно благодаря наличию двух глаз человек способен воспринимать мир в более ярких деталях и красках.
Приложение
Фото 1
Фото 2.
Фото 3
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Список литературы
Занимательные эксперименты и опыты / [Ф. Ола и др.]. - М.: АЙРИС - 3-28 пресс, 2016. - 128 с.: цв. ил. - (Внимание дети!).
Ширли Бардер "Сказки на ночь и приключения Тигра Тома". Издание на русском языке, Мозаика - Синтез, 2007. Перевод В.Морозова.