Бинокулярное зрение

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бинокулярное зрение

Чечеткина В.С. 1
1МБОУ-школа №9 г. Жуковский
Черненькая Н.Н. 1
1МБОУ-школа №9 г.Жуковский
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Люди получают информацию с помощью органов чувств. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени. И вот я решила больше узнать о зрении. Мне эта тема показалась интересной потому, что она связана со здоровьем человека. В современном мире, к сожалению, хорошее зрение бывает не у всех. Мне стало интересно, зачем человеку нужны два глаза? Почему бы не иметь один глаз? Можно ли прожить с одним глазом, и как при этом изменится восприятие мира. На эти вопросы я попыталась ответить в своем проекте «Бинокулярное зрение»

Цель проекта: Узнать что такое бинокулярное зрение

Задачи исследования:

познакомиться с литературой по теме;

выяснить, для чего нужны человеку два глаза;

узнать интересные факты о бинокулярном зрении;

проверить бинокулярное зрение с помощью метода Соколова

провести исследования;

сделать 3D очки в домашних условиях.

Практическая ценность:

В домашних условиях можно выявить нарушение бинокулярного зрения.

Гипотеза: Я обладаю бинокулярным зрением; в домашних условиях можно сделать 3D очки.

Объект исследования: человеческий глаз.

Предмет исследования:свойства глаза

Этапы проекта

1-й этапподготовительный.

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, определены объекты и предмет исследования. Сбор информации.

2-й этаписследовательский.

Практическая деятельность по решению проблемы, экспериментирование.

3-й этапобобщающий.

Анализ проектной деятельности и выводы.

4-й этапПрезентация проекта.

1. Подготовка к исследованию

1.1 Бинокулярное зрение

Все, что мы видим одним обыкновенным глазом, напоминает плоскую картину на холсте.

Монокулярное зрение – это возможность видеть только одним глазом.

Бинокулярное зрение – это возможность видеть одновременно двумя глазами.

Только бинокулярное зрение позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность, определять расстояния между предметами. Зрение одним глазом - монокулярное - дает представление о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве. Кроме того, при бинокулярном зрении повышается острота зрения. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий - водители, летчики, хирурги и т.д. Бинокулярное зрение формируется до 12-14 лет.

1.2 Виды зрения

При бинокулярности в процессе зрения участвуют сразу оба глаза.

Бинокулярное зрение с ведущим правым глазом

Бинокулярное зрение с ведущим левым глазом

Бинокулярное зрение без ведущего глаза

2. Проведение исследования

2.1 Проверка бинокулярного зрения у одноклассников (метод Соколова )

В случае нарушения бинокулярного зрения человеку трудно ориентироваться в пространстве, снижается цветовое восприятие, ухудшается качество и острота зрения. В некоторых случаях появляется близорукость, косоглазие или другие зрительные патологии.

Чтобы проверить бинокулярное зрение у одноклассников, я применила метод Соколова. [Фото 1].

Место проведения МБОУ школа №9, 2 "В" класс. В классе присутствовали 21 ученик. Я познакомила ребят с инструкцией.

Инструкция: Посмотреть одним глазом в картонную трубочку. Поместить руку с трубочкой, ладонью к себе. Открыть оба глаза.

Все ребята, кроме одного, увидели в руке "дырку".

Каждый глаз передает в мозг разную картинку. Они перемешиваются, и получается странное изображение.

Таблица1

Результат

Количество детей, шт.

Процент, %

"Дыра в ладони"

20

95

"Отсутствие дыры в ладони"

1

5

Диаграмма 1

Вывод: У некоторых детей могут быть проблемы с бинокулярным зрением.

2.2 Методы исследования бинокулярного зрения

А теперь я расскажу о своих экспериментах.

1. «Два в одном» [Фото 2].

Я разрезала рисунок (4см – ширина, 6см – длина) на две части. Поместила их с разных сторон от пунктирной линии. Приблизила лицо к рисунку: появилась целая картинка.

Вывод: Каждый мой глаз передал картинку в мозг и он их соединил.

2. «Сложно прицелиться» [Фото 3].

Я взяла коробочку. Села на расстоянии 70см от нее. Закрыла один глаз и давала указания маме, чтобы она бросала пуговицу точно в коробку. Было сложно это сделать. С двумя открытыми глазами сделать это было проще.

3. «Какой глаз первый» [Фото 4].

Я вырезала круг диаметром 3см на прямоугольном листке бумаги. Вытянула руку вперед и посмотрела на игрушку через отверстие . Не отрывая глаз от игрушки, медленно приблизила листок к лицу. У меня листок оказался около правого глаза.

Вывод: Мозг поочередно обрабатывает изображения, получаемые от глаз. Мой мозг обрабатывает в первую очередь изображения правого глаза. Правый глаз у меня видит первым.

4. Метод Кальфа [Фото 5].

Я взяла два фломастера: один держала в горизонтальном положении, другой - в вертикальном. Постаралась прицелиться и соединить вертикальный фломастер с горизонтальным.

Я сделала это упражнение без затруднений.

Вывод: Ориентация в пространстве хорошо развита, бинокулярность не нарушена.

2.3 Изготовление 3D очков

Как сделать 3D очки, я прочитала в книге «Занимательные эксперименты и опыты».[1]

Мне понадобилось: картон (13х5см), ножницы, клей, прозрачная бумага зеленого и красного цветов.

Инструкция:

Вырезала контур оправы

Приклеила зеленую обертку справа, а красную – слева

Посмотрела через очки на картинку сов. [2]

Изображение получилось объемным.

Вывод: Каждый глаз воспринимает немного смещенное изображение, а мозг преобразует их в объемную картинку.

При изготовлении 3D очков я попробовала подобрать линзы других цветов. [Фото 6].

Получились очень интересные сочетания: левый глаз – оранжевый и правый глаз - синий, левый глаз – красный и правый глаз - зеленый, левый глаз – оранжевый и правый глаз - зеленый

Изготовила, так же, 3D очков из пластиковых защитных очков. Для этого я фломастером зеленого цвета раскрасила левую сторону, а красным - правую. [Фото 7, 8].

Получила очень красивые объемные изображения картин в книге. [2]

3. Профилактика нарушения зрения

При работе над проектом «Бинокулярное зрение» я узнала, что одним глазом невозможно определить расстояние, на котором находится предмет. Именно бинокулярное зрение позволяет нам видеть объемные изображения. Бинокулярное зрение надо беречь!

Для этого надо соблюдать следующие правила:

рабочее место должно быть хорошо освещено;

регулярно принимать витамин С;

регулярно пополняйте организм комплексом необходимых минералов;

нельзя читать книги лежа;

следует регулярно обследоваться у офтальмолога,

придерживаться здорового образа жизни,

разгружать глаза и не позволять им уставать,

сократить использование гаджитов,

выполнять гимнастику для глаз,

своевременно лечить глазные заболевания.

Заключение

Цель и задачи моего проекта достигнуты. Моя гипотеза подтвердилась! Я поделилась знаниями о бинокулярном зрении с друзьями. Рассказала о значении бинокулярного зрения, и что бинокулярное зрение надо беречь. Научилась сама и научила ребят делать 3D очки в домашних условиях.

Вывод: Два глаза нужны человеку не только для четкого распознавания предмета целиком. Дело в том, что один зрительный орган легко повредить в результате травмы, что может привести к различным воспалительным заболеваниях или даже к полной слепоте. Именно благодаря наличию двух глаз человек способен воспринимать мир в более ярких деталях и красках.

Приложение

Фото 1

Фото 2.

Фото 3

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Список литературы

Занимательные эксперименты и опыты / [Ф. Ола и др.]. - М.: АЙРИС - 3-28 пресс, 2016. - 128 с.: цв. ил. - (Внимание дети!).

Ширли Бардер "Сказки на ночь и приключения Тигра Тома". Издание на русском языке, Мозаика - Синтез, 2007. Перевод В.Морозова.

Просмотров работы: 124