Введение
Перестают танцевать не потому, что стареют,
стареют, потому что перестают танцевать.
Джесси Ньюберн
Самым понятным языком мира является язык танца. У танца нет границ и ограничений. У танца нет возраста. Танцевать можно и нужно в любом возрасте! Танец – один из самых доступных способов поддерживать активность, гармонию души и тела.
Танцы возникли с появлением человечества. В древнем мире танцевальные движения были частью ритуалов, позже превратившись в изящное искусство. Занятия танцами способствуют физическому и эмоциональному здоровью, заряжают энергией и оптимизмом.
С четырех лет я занимаюсь танцами, сейчас танцую в ансамбле танца «Юность». На протяжении этих лет я познакомилась с разными видами танца. Чтобы танец был красивым, необходимо затрачивать много энергии и физических сил. Когда я стала изучать физику, то поняла, что танцевальные элементы могут быть отточены, если буду использовать законы физики.
В своем проекте я планирую обосновать актуальность выбранной темы, опираясь на личный опыт и богатый опыт педагогов по хореографии.
Цель проекта: доказать, что танец неразрывно связан с физическими понятиями, как равновесие и инерция.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Выяснить какие физические явления присутствуют в основных танцевальных упражнениях.
Разобраться что такое равновесие и от чего зависит.
В домашних условиях с помощью подручных материалов собрать модель для демонстрации равновесия.
Гипотеза: знание законов физики и применение их в работе танцовщиков поможет в исполнении различных танцевальных элементов и уменьшит вероятность травматизма. Для подтверждения гипотезы проекта необходимо рассмотреть следующие понятия: равновесие, вращение, поддержки, прыжки.
Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1. История танца
История зарождения танца началась еще в глубокой древности. В подтверждение этому можно упомянуть, что первые изображения этого действия содержатся в наскальных рисунках, датированных 6-8 веком до нашей эры.
Стоит отметить, что изначально танец носил далеко не развлекательный и культурный характер. Это был некий способ общения, самовыражения, просвещения и даже способ массового внушения. В древние времена люди все самые важные события (любовь, война, охота и т.д.) выражали в ритуальных плясках, которые часто копировали повадки различных животных. Сюжеты танцев носили в основном бытовой характер – с их помощью люди обращались к богам, выражали свои чувства и поднимали боевой дух перед сражением и охотой. В то время танец имел магическое значение.
С развитием человечества развивался и танец, ведь он был неотъемлемой частью жизни. С изменениями культуры набор движений обретал «форму», концепцию, наполнялся смыслом и гармонией.
1.2. Танцевальные направления в хореографическом искусстве
В хореографическом искусстве можно выделить следующие танцевальные направления: балет, бальные танцы, народный танец, современная хореография, эстрадный танец. ниже представляю основные характеристики и отличия направлений хореографического искусства.
Балет. Все ныне существующие виды танцев в той или иной мере основаны на балете. Это искусство официально отделилось от общей хореографии в 17 веке, когда возникла первая Французская балетная школа. В балете хореография неразрывно связана с музыкой и мимикой выступающих. Балет делится на три категории: романтический, классический и современный.
Бальные танцы. Бальные танцы – это особый вид спорта, в котором сочетаются художественная образность, эмоциональное содержание музыки, выразительность и пластичность человеческого тела и физические качества танцоров. Бальные танцы характеризуются парностью, причем пару составляют мужчина и женщина. Танец двух партнеров состоит из единства музыки, внутреннего пространства, движений тела и эмоциональной насыщенности.
Народный танец. Танец был неотъемлемой частью любых народных праздников. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце.
Современная хореография. Современный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве. В него входят такие виды танцев как бальный, джаз, модерн, контемпорари и другие менее популярные виды современного танца. Каждое направление имеет свои особенности, что делает современный танец богатым и ярким.
Эстрадный танец. Вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера. Построена на лаконичных средствах хореографической выразительности. Истоки эстрадного танца – в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах, на народных гуляньях (с середины 19 в.). В начале 20 в. на эстраде появился сценический жанр в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, от которого началась традиция комедийного номера на фольклорной основе.
1.3. Семь причин заняться танцами
Танцы – это не только очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и это очень важно – ведь дети тоже испытывают много негативных эмоций, не меньше, чем взрослые. Кроме того, танцы довольно экономный вид досуга, если дети танцуют просто для себя, то ничего и не надо.
Причина №1. Польза для здоровья. На сегодняшний день одной из распространенных проблему детей и взрослых является сколиоз – искривление позвоночника. А главной причиной является урбанизация и гиподинамия уже в школьном возрасте, когда происходит активное формирование костно-мышечной системы.
У взрослого населения основной причиной смертности остаются заболевания сердечно-сосудистой системы. Ничего не даёт такую правильную нагрузку на сердце, как танцы. Хороши танцы и для мышц, сосудов и суставов. Кроме того, танцы нетравматичны, что ими могут заниматься дети с 4 лет.
Причина №2. Заряд хорошего настроения и снятие стресса. Движение тела под музыку поднимает настроение. Потому что наше тело создано для движения. Это его естественное состояние, как и дыхание. Движение даёт дополнительную энергию. Танцуя, мы чувствуем себя в состоянии, близком к эйфории: улыбка во весь рот, глаза блестят, руки-ноги – в свободном полёте. Врачи объясняют это тем, что движение вызывает активный выброс в кровь эндорфинов – маленьких частиц, которые отвечают за хорошее настроение. Танец – это способ поднять себе настроение до максимума. Он может помочь выйти из депрессии и вести активную жизнь. А что такое – находиться в хорошем настроении? Это значит не иметь проблем. Человек в хорошем настроении смотрит на мир весёлыми глазами и всё воспринимает с радостью.
Причина №3. Красивая походка. Этому можно учить с того момента, как ребенок сделал первый шаг. И если дети научаться красиво танцевать, то красиво ходить – и подавно.
Причина №4. Общение. Не все дети ходят в детский сад, но потребность в общении есть у всех, даже у самых юных. Когда дети танцуют, им проще найти общий язык. Сближает красивая музыка и атмосфера танцкласса, сближает веселье и работа педагога. Кроме того, танцы раскрепощают. Даже если у вас скромный и стеснительный сын или дочка – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным. Взрослый человек, занимаясь танцами в студиях, заводит новые знакомства, социальные связи и открывает новые перспективы.
Причина №5.Снятие мышечных зажимов и улучшение настроения.Танцы делают человека более открытым и подвижным. Кроме того, в танце, улучшается приток крови ко всем органам, в том числе к мозгу. А соответственно, поднимается настроение.
Причина №6. Развитие чувства ритма и музыкальности. Регулярные занятия танцами учат разбираться в ритме танцев и улучшают музыкальный слух.
Причина №7. Гармоничное развитие и улучшение внешности. Многие люди только в танце становятся более красивыми и привлекательными. Если дети танцуют с ранних лет, то у них точно будет красивая фигура, грация и пластика, кроме того, они будут учиться одеваться элегантно – есть такая закономерность: дети, которые танцуют, имеют хороший вкус в одежде.
1.4. Физика в танце
Танцевальные движения неразрывно связаны с такими физическими понятиями, как равновесие и инерция. Поэтому более точные и красивые движения, которые выполняются танцорами, немыслимы без объяснения законов физики. Танцы – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
1 . Равновесие
Равновесие является важной частью станка и экзерсиса. Экзерси́с (фр. exercice – «упражнение», от лат. exercitium) – комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок. Довольно часто для начинающих танцоров удержать баланс бывает затруднительно, даже имея опору. Уверенно стоять на ногах, а зачастую даже на одной, поможет соблюдение простого правила: вертикальная проекция центра тяжести должна находиться внутри площади опоры.
Н аглядный пример этого закона – Пизанская башня, она не падает, потому что закономерность соблюдается (допустимо небольшое нарушение, поскольку она вкопана в землю).
Если же центр тяжести исполнителя смещается, то человеку приходится переступить и принять новую позу. Так же действует зависимость: чем выше центр тяжести, тем большее затруднение вызывает сохранение устойчивого положения. Так, например, в игрушках типа неваляшки он располагается очень низко, поэтому они устойчивые.
2 . Вращения
Техника вращений так же немало важна в классическом танце, как ни странно, они напрямую зависят от равновесия, но в данных случаях действуют несколько иные законы. Примеры вращений: pirouette (пируэт), fouetté (фуэте) и др. Нам удастся разобраться в том, как балерина выполняет вращательные движения с огромной скоростью, если мы проанализируем положение ее корпуса. Исполнительница вытягивается, подобно струне, и отставляет ногу или руку перпендикулярно выполняемому движению. Создается впечатление будто, она отталкивается каждый раз от невидимой стены. На самом деле главным помощником танцовщицы является закон сохранения углового момента – чтобы повысить скорость вращения, нужно снизить массу или приблизить ее к оси вращения. Это и делает, прижимая руки или ногу к телу.
Пируэт (pirouette). Начиная пируэт, танцовщик ставит опорную стопу на носок, отталкивается рабочей ногой от пола, сообщая себе вращательный импульс. За долю секунды он принимает необходимую позу, которой соответствует момент инерции, поэтому первоначальна быстрота вращения исполнителя достаточно низкая. Танцор прижимает руки и опускает ногу. Момент инерции сокращается в 7 раз, на столько же увеличивается угловая скорость – благодаря чему танцор делает несколько быстрых оборотов на носке, а для того чтобы прекратить крутиться, он опять поднимает ногу и руки, скорость уменьшается, и танцовщик останавливается.
Фуэте (fouetté). При выполнении fouetté действуют два принципа – проявления закона сохранения момента импульса. Известно, что момент импульса – это направленный перпендикулярно (в нашем случае вертикально вверх) и пропорционально скорости углового вращения вектор. Существует прием, который используется при совершении фуэте: танцовщица поднимает руки в 3 позицию, благодаря этому она начинает вращаться быстрее. Это так же осуществляется из-за того же закона.
Итак, мы можем сделать вывод: все шокирующие вращения – это правильное применение закона сохранения момента импульса и вращательного импульса.
3. Прыжки.
Прыжки – это наиболее трудоемкая часть урока классического танца. Подготовка к прыжкам занимает огромное количество времени, для того чтобы укрепить мышцы и наработать силу ног. Ускорение танцоров во время прыжка сравнимо с результатами лучших спортсменов (прыгунов в высоту). Тело танцора во время прыжка развивает скорость до 4,5 м/с примерно за 0,25 с. Разделим 4,5 м на 0,25 с, и получим ускорение равное 18 м/с2 (2g). Для сравнения, лифт, начиная движение, имеет перегрузку от 1,3 до 1,6 g.
Чтобы взметнуться вверх, исполнителю необходимо приложить как можно больше усилий для того, чтобы изменить горизонтальную составляющую набранной скорости в вертикальную. Горизонтальная скорость танцора составляет примерно 8 м/с, а вертикальная – 4,6 м/с.
Г ранд Жете(Grand jetе). Как танцоры достигают «иллюзии полета»? Исполняя grand jetе, танцовщица будто бы летит над сценой, но на самом деле её центр тяжести описывает дугу, как и любой объект во время падения руководствуется исключительно гравитационной силой. Но тело человека изменяет конфигурацию во время полета. Прыгая, балерина расширяет ноги и руки. Такой манёвр делает приземление (падение) практически незаметным и создает ощущение невесомости исполнительницы.
П адеШа (Pas de Chat). Другой прыжок, создающий подобную иллюзию – Pas de Chat (шаг кошки). Танцовщица делает pliе, а во время нарастания шага резко поднимает по очереди колени, получается, что на момент самого высокого положения ноги находятся в воздухе в одно время. Танцовщица будто бы замирает в воздухе на долю секунды. Приземляясь, она опускает ноги также по очереди, что делает падение мягким и плавным. Способность балерины держать положение в воздухе называют баллон. Приземление очень важная часть прыжка. Тяжелое приземление разрушило бы всю иллюзию легкости, а, может быть, и травмировало танцовщицу. Секрет решения проблемы – это пол, разработанный для поглощения удара. Также балерина сгибает колени (plié) и растягивает ногу от пальцев до пятки. Это нужно не только для артистического замысла, но и для безопасности исполнительницы. Эту технику должны преподавать компетентные преподаватели. Чтобы справляться со своей партией, балерина будто бы бросает вызов земному притяжению, работая на максимум. Основы физики и науки человеческого восприятия обеспечивают понимание того, как это достигнуто.
4. Поддержки
П оддержка – один из красивейших элементов балетных номеров. В цирке, например, один артист может удержать целую группу, немного балансируя, для того, чтобы центр тяжести всей «конструкции» проходил внутри площади опоры. Танцовщику балета вряд ли приходится удерживать более одной партнерши. Поэтому он легко соблюдает устойчивость при исполнении различных поддержек, следя лишь, чтобы общий центр тяжести исполнителей всегда находился точно над его ступнями.
2. Практическая часть. Опыты.
Проанализировала теоретическую часть проекта, благодаря чему могу выполнить несколько опытов на равновесие.
2.1. Практическая работа. Нахождение центра тяжести у тел правильной формы.
Цель: научиться определять центр тяжести тела правильной формы.
Приборы и материалы: фломастер, нитка, скотч, книги.
Ход работы:
1) Нитками отметим диагонали у тела правильной формы (учебника).
2) Точка пересечения диагоналей будет являться центром тяжести (фото 1).
3 ) Найдя центр тяжести, мы можем поместить учебник на длинную опору с маленькой площадью (фото 2,3).
Фото 1 Фото 2 Фото 3.
2.2. Практическая работа. Нахождение центра тяжести у тел неправильной формы.
Цель: научиться определять центр тяжести тела неправильной формы.
Приборы и материалы: ручка, фигура из картона, нитки, груз, карандаш, линейка.
Ход работы:
1) Прикрепим фигуру из картона к нити.
2) К нити прикрепим грузик (отвес).
3) С помощью линейки и карандаша проведём линию по отвесу.
4) Прикрепим фигурку с отвесом за другую произвольную точку (фото 1).
5) Повторим пункт 3.
6) Точка пересечения диагоналей будет являться центром тяжести. Для нахождения центра тяжести необходимо как минимум 2 линии (фото 2).
7) Найдя центр тяжести, мы можем поместить фигуру на длинную опору с маленькой площадью. Фигура будет находиться в равновесии (фото 3).
Фото 1, 2, 3
2.3. Практическая работа. Изготовление игрушки для демонстрации равновесия.
Цель: научиться находить центр тяжести для демонстрации равновесия на моделях.
Приборы и материалы: картон, пластилин, пластиковые крышки, скотч, скрепки.
Ход работы:
1. Классическая неваляшка (фото 1,2)
Четверть пластиковой крышки заполняем пластилином – это будет центр тяжести
Из картона вырезаем любого персонажа. Основное требование – нижняя часть фигурки должна быть полукруглой и совпадать по диаметру с крышкой.
Приклеиваем картонную фигурку к крышке. На этом этапе нужно внимательно следить, чтобы центр тяжести был строго по центру основания, иначе игрушка будет стоять не ровно.
2. Бабочка-балансир (фото 3,4)
Рисуем на картоне бабочку (форма крыльев роли практически не играет, основное требование, чтобы крылья были длиннее головы), раскрашиваем ее и вырезаем по контуру
Из обычной скрепки делаем хоботок и скотчем фиксируем к обратной стороне туловища.
С помощью двух скрепок уравновешиваем крылья
Фото 1. Фото 2. Фото 3. Фото 4.
Общий вывод по практическим работам: 1) Устойчивое положение создается центром тяжести. 2) С помощью равновесия можно удержать сложную конструкцию на одной опоре. 3) Устойчиво то тело, у которого площадь опоры больше.
Заключение
Выполняя проект, я проверила справедливость выдвинутой гипотезы. Действительно, знание законов физики и применение их в работе танцовщиков поможет им в исполнении элементов и уменьшит вероятность травматизма. Умея управлять центром тяжести своего тела, я смогу более уверенно выполнять сложные элементы классического танца и избежать вероятность получения травмы. Умение использовать законы физики напрямую связано с профессиональными возможностями танцора.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что танцор – это не только физически подготовленный человек, но и в какой-то степени физик. Ведь каждый номер должен быть идеально отработан, а без знаний физики — это достаточно затруднительно. Таким образом танцор – это не только «атлет от Бога», как сказал выдающийся учёный Альберт Эйнштейн, но и в какой-то степени физик.
Список использованных источников и литературы
«Балет. Мини-энциклопедия для детей». Александрова Н.А. Изд-во BHV., 2016 г.
«Урок русского народного танца». Богданов Г.Ф. Изд. Молодая гвардия, - М., 1995 г.
«Танцы». Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г
«Театральная энциклопедия. Классический танец», - М., Советская энциклопедия- 1964 г.
http://deto4ka.com/148-polza-tancev-dlya-detej-ili-7-prichin-otdat-rebenka-na-tancy.html
www.letopis.info
https://medklinika.spb.ru/o-kompanii/stati/statistika-po-rasprostraneniyu-skoli
https://www.nsprus.ru/blog/bad-pitanie-zdorove/v-chem-prichina-serdechno-sosudistih-zabolevaniy
https://tavika.ru/2014/05/butterfly-2.html
http://class-fizika.narod.ru/