Пути сохранения окружающей среды

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пути сохранения окружающей среды

Соколова А.А. 1
1ГБОУ СОШ №422
Шлендова М.А. 1
1ГБОУ СОШ №422
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Очевидно, что в современном мире проблема загрязнения окружающей среды стоит очень остро. Помимо того, что ежедневно в окружающую среду поступает огромное количество отходов промышленного производства, люди непрерывно используют различные предметы быта, а потом избавляются от получающихся отходов, т.е. от мусора. Некоторые из нас не считают необходимым утилизировать мусор правильно и выкидывают его куда попало. А ведь люди используют огромное количество продуктов, которые разлагаются сотни лет! К тому же, даже если утилизировать отходы, верно, их все равно остается очень и очень много. Тот же одноразовый пластик, который население планеты использует в огромных количествах, лежит на свалках веками.

Обычные люди (которые не являются владельцами крупных производств) имеют мало возможностей повлиять на количество промышленных отходов, но состояние почвы, например, зависит также от наличия или отсутствия свалок с мусором, которые люди создают, просто-напросто выкидывая бытовые отходы. Я убеждена, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение здоровья Земли, и это не так уж и сложно: можно сортировать дома пластиковые и другие отходы, сдавать их в переработку, повторно использовать продукты, привлекать друзей и знакомых к ответственному потреблению или вовсе отказаться от использования пластика в некоторых случаях. Именно поэтому я и выбрала для своего проекта тему «Вклад землян в здоровье родной планеты».

Цель:

Создать агитационный плакат с целью привлечь внимание людей к экологическим проблемам, с которыми мы сталкиваемся сейчас, разработать руководство по изготовлению авоськи своими руками для распространения экологичной альтернативы одноразовым пакетам и провести среди сверстников мастер-класс по созданию такой авоськи.

Задачи:

- сфотографировать мусор на улицах города и пункты приема отходов;

- узнать, в чем заключается вред бытовых отходов;

- изучить правила сортировки бытовых отходов;

- узнать, в каких случаях есть возможность отказаться от использования продуктов, отходы которых долго перерабатываются;

- провести анкетирование и проанализировать его результаты.

Актуальность темы.

Мы живем в такое время, когда сама планета ждет нашей помощи. Существует масса примеров гибели растений, редких животных, загрязнения воды и атмосферы. Люди смогут выжить только тогда, когда начнут беречь место, где они родились.

У всех всегда на слуху глобальные загрязнения в мировом океане, реках и других водоемах, в атмосфере. Но то, что касается бытовых отходов, находится прямо у нас под носом: в любом городе можно увидеть запущенные мусорные свалки, скопления мусора в непредназначенных для этого местах. (Приложение 1) Каждый хотя бы раз видел брошенный на дорогу пластиковый пакет. Даже у нас в Кронштадте можно заметить мусор на улицах. (Приложение 2) А ведь он будет разлагаться несколько столетий!

Я считаю, что тема моего проекта актуальна, ведь сейчас мы везде можем наблюдать загрязнения, а самое главное — это то, что мы можем это изменить.

Объект исследования — бытовые отходы.

Предмет исследования — способы экологически правильного использования и переработки бытовых отходов.

Глава I. Информационная часть. Вред бытовых отходов и способы его снижения

1.1. Поиск информации об объекте и предмете исследования

По происхождению отходы делятся на отходы производства (промышленные) и отходы потребления (коммунально-бытовые). Объектом и предметом моего исследования являются бытовые отходы — те, которые образуются в результате бытовой деятельности человека.

Бытовой мусор в огромном количестве присутствует в жизни каждого из нас. Развернули и съели конфету, купили в автомате кофе, сходили за продуктами и сложили покупки в полиэтиленовый пакет, пожалуйста: вы счастливый обладатель единицы бытового мусора, то бишь ненужного фантика, стаканчика или пакета.

Вред бытовых отходов

Бытовые отходы приносят не меньше вреда, чем промышленные. Человеком были изобретены соединения, которые не разлагаются. Надолго оставаясь в природе, они выделяют пагубные вещества: от загрязнения страдают атмосфера, гидросфера, почва, ведь существуют разные способы "избавления" от бытовых отходов или их захоронения.

То, что мы сами чаще всего видим в повседневной жизни - огромные свалки мусора на поверхности. Их вред заключается в том, что в результате разложения органических отходов выделяется так называемый свалочный газ, который содержит в своем составе метан CH4 и углекислый газ CO2. Свалочный газ не только имеет крайне неприятный запах, но и способствует образованию парникового эффекта на нашей планете, т.е. удерживанию тепла на поверхности Земли без возможности его возвращения в космос. Нагревание поверхности Земли, в свою очередь, может привести к глобальному потеплению.

Другой способ захоронения бытовых отходов — выбрасывание их в море, по-другому называющееся дампингом (от англ. dumping). Мусор, попавший в мировой океан, свободно дрейфует на его поверхности, собираясь в мусорные острова (например, Большое тихоокеанское мусорное пятно), или покоится на дне. Самая распространенная проблема, вызванная дампингом — гибель животных, которые принимают плавающие отходы за пищу. Животные могут проглатывать бутылки, банки, крышки, которые перекрывают пищеварительную систему животного, вызывая смерть. (Приложение 3) Животные также могут запутываться в пластиковых пакетах и сетках, которые ограничивают их свободное передвижение. Помимо этого, бытовые отходы, находящиеся в океане, выделяют вредные вещества, которые могут привести животных к гибели даже без непосредственного контакта с мусором [7].

Еще люди избавляются от отходов посредством их сжигания. Несмотря на то, что у такого метода есть свои плюсы (уменьшение объема и массы отходов, что уменьшает требуемую площадь для захоронения мусора; обезвреживание отходов, снижающее риски загрязнения окружающей среды; возможность использования сжигаемого мусора в качестве топлива), при сжигании отходов все равно происходит загрязнение [3]. Процесс ведет к выбросу опасных газов, содержащих тяжелые металлы (кадмий, ртуть, свинец), которые способны поступать в организм человека и вызывать негативные биологические эффекты.

Информацию о вреде, которому подвержены почва, гидросфера и атмосфера, можно представить в виде таблицы:

Среда

Способ захоронения отходов в среде

Что происходит при захоронении отходов в среде

Последствия

Почва, поверхность Земли

Свалки мусора на поверхности

Выделение свалочного газа, который содержит метан CH4 и углекислый газ CO2

Загрязнение почвы; парниковый эффект, который может привести к глобальному потеплению

Гидросфера

Выбрасывание мусора в море (дампинг)

Дрейф отходов, образование мусорных островов

Гибель животных

Атмосфера

Сжигание мусора

Выброс опасных газов, содержащих тяжелые металлы (кадмий, ртуть, свинец)

Негативное влияние газов с металлами на организм человека

Правильная сортировка отходов и их переработка

Один из самых эффективных способов снижения вреда от бытовых отходов — повторное использование отходов в промышленности, т.е. их переработка. Большую часть бытовых отходов нельзя использовать повторно напрямую, но можно переработать и использовать в качестве сырья для новых изделий. Например, консервная банка не может быть повторно использована в промышленности в качестве упаковки для пищи, но может быть переработана и в дальнейшем использована для производства новой консервной банки или другого металлического изделия.

Переработка отходов является экологичной альтернативой захоронению, потому что она позволяет сохранить потенциально полезные ресурсы, такие как энергия и первичное сырье. Но перед самим процессом переработки есть еще одна значительная ступень - сортировка отходов, подлежащих переработке.

Сортировкой отходов занимаются как на специализированных предприятиях, так и в домашних условиях. Главное — знать правила и порядок сортировки бытовых отходов. Эти правила можно разделить на два пункта: первое — это сама сортировка мусора, второе — его сдача в специальные места, где принимают отсортированные отходы.

Шаг 1. Непосредственная сортировка. Коды переработки

Основное, что нужно знать при сортировке бытовых отходов — что из себя представляют коды переработки. Коды переработки — это специальные знаки, находящиеся на промышленных изделиях [5]. Эти знаки сообщают потребителю о материале этого изделия, тем самым упрощая процесс сортировки отходов. Чаще всего коды переработки выглядят как треугольники из трех стрелок. Внутри треугольника расположено число (код материала), под треугольником расположена надпись из нескольких букв (идентификатор материала). Коды переработки имеют и пластмассы, и бумага, и металлы, и стекло. Кодов переработки существует очень много, в качестве примера можно привести встречающиеся чаще всего. (Приложение 4)

Во время работы над этим проектом мы со моей семьей неоднократно раскладывали мусор на группы благодаря кодам переработки. (Приложение 5)

Шаг 2. Сдача отсортированных отходов в специальные пункты

После того, как мусор был отсортирован, его необходимо сдать в пункт по приему бытовых отходов. Сейчас существует довольно много таких пунктов, и их количество стремительно растет. Момент, на который нужно обратить внимание перед походом в один из таких пунктов, заключается в том, что не все пункты принимают тот или иной тип отходов. Какие-то материалы не перерабатываются на территории России вообще. По этой причине перед тем, как нести свой мусор на раздельный сбор, нужно посетить этот пункт и спросить, какие отходы там принимают, а какие нет.

В нашем районе тоже есть подобные пункты. Я со своими родителями ездила туда сдавать наш отсортированный мусор. (Приложение 6)

Способы повторного использования отходов

Кроме промышленной переработки отходов существует также вторичное использование— творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду. В отличие от промышленной переработки, такое преобразование отходов не требует дополнительных производственных затрат: люди сами берут накопившийся мусор и создают из него нечто новое и уникальное. Созданная из мусора или ненужных предметов вещь в конечном итоге превосходит по своим функциональным и эстетическим качествам исходный материал. Вторичное использование бесспорно является творчеством, у которого есть разные формы:

- Трэш-арт, или джанк-арт (Trash art и junk art в переводе с англ. — «мусорное искусство») — направление в современном искусстве, которое связано с включением мусора в арт-объект, либо с созданием творчества исключительно из мусора. Примером служит выставка скульптур животных из отходов в Израиле из упаковок из-под напитка Coca-Cola (Приложение 7). Даже в моем городе Кронштадте есть прекрасные "мусорные" арт-объекты, находящиеся в Уличном музее скульптуры из мусора (Приложения 8, 9).

- Производство одежды из старой одежды.

Например, проект «КЭШ Авторские джинсовые куртки». Выпускница Алтайского государственного университета Анастасия Купцова разработала свой бренд джинсовок. Настя понимала, какое огромное количество природных ресурсов тратится на создание одной пары джинс (лишь одной воды уходит примерно 11000 литров) и не хотела продолжать убивать окружающую среду, поэтому нашла идеальный выход. Она собирает старые джинсы, тщательно отбирает необходимые материалы и создает уникальные куртки. (Приложение 10)

- Производство бытовых изделий из отходов.

Например, Алёша Беляков. Дизайнер шьет рюкзаки и сумки из автомобильных ремней, рекламных баннеров, грузовых тентов и рабочих жилетов. (Приложение 11)

Случаи, когда есть возможность отказаться от использования продуктов, отходы которых долго перерабатываются

Помимо сортировки отходов и их повторного использования есть еще один способ уменьшить вред от бытового мусора: отказаться от использования хотя бы некоторых бытовых вещей, отходы которых долго разлагаются. Кроме этого, можно также просто заменить те продукты, которые разлагаются долго, на те, скорость разложения которых больше, и наносимый природе вред меньше.

Приведем простые в исполнении примеры замены одних продуктов на другие:

- Замена одноразовых пластиковых бутылок на многоразовые [1]. Несмотря на то, что многоразовая бутылка тоже изготовлена из пластика, она будет служить в сотни раз дольше чем пластиковые бутылки, которые мы выкидываем, выпив содержимое.

- Замена пластиковых пакетов для продуктов многоразовыми сумками. Хоть многие из нас используют пакеты из продуктовых магазинов больше одного раза, все равно они быстро рвутся, при этом каждую неделю в магазине нам выдают все новые и новые пластиковые пакеты, копящиеся у нас дома. Их можно легко заменить на шопперы (прямоугольные тканевые сумки) или авоськи (вязаные из ниток сетки-сумки), с которыми можно приходить в любой магазин и не брать на кассе пластиковый пакет. (Приложение 12)

-Замена пакетированного чая на заварной. Чайные пакетики смотрятся безобидно, как будто они состоят из бумаги, но на деле в них довольно много пластика. По этой причине хорошим решением является использовать вместо чая в пакетиках ситечко и развесной чай. Ситечки бывают разных форм для удобства, и все они точно могут служить довольно долго.

- Замена пластиковых пакетов на многоразовые пластиковые коробки и фруктовки (по-другому экомешочки). Покупая продукты на развес (фрукты, орехи, крупы, молочные продукты и т.д.) люди часто приобретают их в маленьких пластиковых пакетиках. Вместо этого в магазин можно приходить со своим многоразовым контейнером или многоразовым экомешочком. Продавцы не откажут вам и просто положат товар в ваш контейнер/фруктовки вместо одноразового пакетика.

1.2. Проведение анкетирования

Я составила анкету с вопросами об отношении людей к проблеме бытовых отходов. На вопросы анкеты отвечали в основном ученики девятых классов моей школы и некоторые люди старше. (Приложения 13, 14)

На все вопросы анкеты можно было дать лишь один ответ из предложенных. Из ответов участников опроса видно следующее:

- 56,8% опрошенных часто задумываются о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, остальные 43,2% задумываются редко или иногда (0% опрошенных, которые не задумываются никогда);

- 56,8% опрошенных либо не обращают внимание на материал упаковки продукта, либо обращают только иногда;

- 72,7% опрошенных либо никогда занимаются раздельным сбором мусора, либо лишь изредка;

- 65,9% опрошенных либо никогда не использует упаковки от продуктов вторично, либо лишь иногда;

- 45,5% опрошенных никогда не берут в магазин многоразовые мешочки и контейнеры для продуктов;

- 63,6% опрошенных считает, что основная причина загрязнения окружающей среды заключается в промышленном мусоре и отходах сырья.

Из обработанных и представленных в виде диаграмм ответов участников очевидно, что многие, но далеко не все задумываются о существовании этой проблемы. А из тех, кто задумывается, не каждый использует многоразовую тару или практикует раздельный сбор бытовых отходов. Таким образом, результат анкетирования подчеркивает актуальность цели моего проекта —показать сверстникам, что, если приложить усилия, мы можем сохранить природу, которая нас кормит.

Глава II. Практическая часть

2.1. Создание плаката "Ты разделяешь мусор?"

В качестве первого продукта своего проекта я выбрала плакат. В графическом виде можно ярко и эффективно донести до людей главную мысль моего проекта (наше здоровье находится в зависимости от нашего же отношения к окружающей среде), к тому же я люблю рисовать иллюстрации и умею это делать, но еще ни разу не пробовала нарисовать агитационный плакат-призыв.

В самом начале работы я выбрала образ, который хотела запечатлеть на плакате. Мне понравилась идея использовать в качестве примера для подражания известные советские плакаты, так как они очень узнаваемы. Я выбрала два самых известных: "Родина-мать зовет" и "Ты записался добровольцем?". (Приложение 15) После этого я сделала черно-белый и цветной эскизы своего плаката. (Приложение 16) Я стремилась к тому, чтобы передать характерную позу женщины с плаката "Родина-мать зовет" и интересную цветовую палитру с плаката "Ты записался добровольцем?". Главный герой моего плаката — девочка-девятиклассница. Несмотря на свое решение ориентироваться на советские плакаты, я хотела, чтобы героиня выглядела как наша современница, ведь именно сейчас, в 21 веке, экологические проблемы стоят особенно остро. Я нарисовала ее с мусорным пакетом в руках. На заднем плане иллюстрации изначально были нарисованы лишь деревья (Приложение 17), затем я добавила ряды мусорных баков для раздельного сбора отходов. Лозунг плаката является видоизмененной фразой "Ты записался добровольцем?": "Ты разделяешь мусор?" (Приложение 18)

Я планирую использовать свой плакат и в дальнейшем, ведь я считаю, что он яркий и привлекает внимание к проблеме моего проекта.

2.2. Создание руководства "Авоська. Вязание крючком"

Создав плакат-призыв, мне захотелось сделать еще один продукт, который люди смогут использовать для того, чтобы самостоятельно создать что-то, что может внести вклад в улучшение экологической ситуации на Земле. Я выбрала сделать руководство по созданию авоськи — замечательной (и простой в изготовлении) замене одноразовых пластиковых пакетов.

Сначала я сделала эскиз руководства: что будет на обложке, что внутри, что за обратной стороне. (Приложение 19) Поскольку моя мама уже не раз вязала авоськи крючком, я попросила ее дать мне схему самой простой авоськи. Я решила, что мое руководство не будет описывать азы вязания крючком, вместо этого оно будет предназначено для начинающих, которые уже умеют вязать простые изделия крючком.

Рядом с описанием схемы вязания я поместила на внутреннюю сторону руководства фотографии разных авосек (все фотографии из архива моей семьи). Также я написала, что представляет из себя авоська и для чего ее можно использовать.

Руководство получилось красочным и информативным. (Приложение 20). Думаю, что оно сможет помочь любому человеку, который захочет сделать авоську своими руками.

2.3. Проведение мастер-класса по созданию авоськи

Создав руководство, я решила провести в своей школе мастер-класс с целью рассказать сверстникам о пользе авосек и научить ребят их изготавливать.

Я распечатала десяток экземпляров руководства, подготовила наборы из подходящих крючков и пряжи, подобрала несколько готовых авосек для демонстрации. В начале мастер-класса я показала участникам, как выглядят авоськи, рассказала про возможные способы их использования, про то, что замена пластиковых пакетов подобными сумками благоприятно сказывается на окружающей среде. После этого каждый из участников приступил к вязанию, я помогала тем, у кого возникали трудности. Кому-то вязание давалось труднее, кому-то легче, но в итоге у всех участников получились свои заготовки для будущих настоящих авосек — к сожалению, целую авоську никто изготовить не успел бы из-за временных ограничений мастер-класса. (Приложения 21, 22, 23)

Во время мероприятия все получили удовольствие, а некоторые из участников продолжили работу над своими изделиями уже самостоятельно и в последующие дни показывали мне свой прогресс. Таким образом, я начала распространять среди сверстников информацию о пользе авосек и простоте их изготовления!

Обобщение и выводы

Цель моего проекта была достигнута: я нарисовала агитационный плакат, который можно использовать для привлечения внимания к волнующей меня теме, создала руководство по созданию авоськи, которое может вдохновить людей на то, чтобы перестать использовать одноразовые пакеты, а также провела у себя в школе мастер-класс по созданию такой авоськи. Плакат можно повесить на стены моей школы и других учебных заведений, чтобы обратить внимание школьников на глобальные экологические проблемы, которые присутствуют в нашем веке.

Во время работы над этим проектом я узнала много нового о бытовых отходах: об их вреде, о способах уменьшить ущерб окружающей среде, о деятельности людей, связанной с бытовыми отходами. Полученную информацию я смогу использовать в своих следующих работах.

Давайте беречь Землю! Наша планета — удивительное место, которое мы должны сохранить ради самих себя.

Список литературы

Джонсон Б. Дом без отходов. Как сделать жизнь проще и не покупать мусор. — М.: Попурри, 2019 г.

Как превратить мусор в пользу? Методическое пособие Проекта «Эко двор»

Ключарёва Н. Разделяй: книга о мусоре. — М.: ЛитРес: Самиздат, 2021 г.

Мазелли М. История мусора. От древних отходов до переработки пластика. — М.: Издательский Дом Мещерякова, 2019 г.

Интернет-ресурс Wikipedia

Интернет-ресурс Общероссийский проект «Экодвор» мойэкодвор. рф

Интернет-ресурс «Ноль отходов» zen.yandex.ru/zerowaste_ru

Интернет-ресурс Платформа для популяризации экологичного образа жизни и развития экологического сообщества России ecowiki.ru

Интернет-ресурс Экологическое движение «Раздельный сбор» rsbor.ru

Интернет-ресурс Центр экономии ресурсов centrecon.ru

Приложения

Мусор у остановки в Самаре

Мусор на улице в Санкт-Петербурге

П риложение 1

Мусор на улицах Кронштадта

П риложение 2

Останки птенца альбатроса, которому родители скармливали пластик

П риложение 3

Бумага (картон) / пластик / алюминий

Гофрированный картон

Остальные виды пластика

Полистирол

Полипропилен

Полиэтилен низкой плотности

Поливинилхлорид

Полиэтилен высокой плотности

Полиэтилентерефталат

П риложение 4

Отсортированный мусор, накопившийся у моей семьи дома

П риложение 5

Поездка с семьей на пункт раздельного сбора мусора

П риложение 6

Выставка скульптур животных из отходов в Израиле

П риложение 7

Приложение 8

 

Уличный музей скульптуры из мусора в Кронштадте

Уличный музей скульптуры из мусора в Кронштадте

П риложение 9

Работы Анастасии Купцовой

П риложение 10

Работы Алёши Белякова

П риложение 11

П риложение 12

П риложение 13

 

П риложение 14

 

Вопросы анкеты 4-6

Плакат "Ты записался добровольцем?

Плакат "Родина-мать зовет"

П риложение 15

Черно-белые эскизы плаката

П риложение 16

Цветной эскиз с деревьями на фоне

Приложение 17

Готовый плакат

Приложение 18

Эскизы руководства "Авоська. Вязание крючком"

Приложение 19

Руководство "Авоська. Вязание крючком"

(внешний и внутренний развороты)

П риложение 20

Приложение 21

Мастер-класс по созданию авосек.

Демонстрация примеров изделий

Приложение 22

Мастер-класс по созданию авосек.

Процесс изготовления

Участники мастер-класса по созданию авосек

П риложение 23

Просмотров работы: 102