Семейная старо-русская традиция

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семейная старо-русская традиция

Подкорытова А.И. 1
1МАОУ "Лицей № 21" ГО г.Уфа
Юдахина А.А. 1
1МАОУ "Лицей №21" ГО г.Уфа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Тема: Семейная старо – русская традиция!

Цель проекта. Изучение истории старо-русской традиции моего поколения.

Задачи проекта:

побеседовать с членами своей семьи о традициях в нашей семье;

выяснить существует ли в нашей семье старо-русская традиция;

узнать историю возникновения традиции;

собрать фотоматериал из семейного альбома;

создать презентацию;

выступить перед одноклассниками.

Практическая значимость работы заключается:

в повышении качества образовательного процесса по духовно- нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов;

в формировании у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Актуальность: Семья в жизни человека занимает очень важное место. В семье человек растет, развивается, формируется его характер. Важную роль в формировании личности человека играют традиции семьи. К сожалению, многие современные семьи живут не дружно, редко собираются вместе, забывают о своих родителях, - у них нет совместных занятий. Отсутствие традиций в семье ведет к разобщению людей, даже самых близких.

Объект исследования: Семейные традиции.

Предмет исследования: История и традиции моей семьи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что семейные традиции делают семью крепкой и дружной. Если мы будем изучать историю своей семьи, традиции, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое, будет гордиться своими корнями.

Методы исследования:

Опрос;

Наблюдение;

Фотографирование;

Анализ литературы;

Обработка результатов опроса;

I. Теоретическая часть работы

Все люди, так или иначе, связаны друг с другом. Каждый из нас – индивидуальность, но все мы едины, поскольку принадлежим к одному и тому же человеческому роду. Существует понятие наследственности, т.е. передачи свойств живого организма от поколения к поколению. Но и в обществе каждое поколение получает в наследство опыт предшествующих поколений.

Передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколе­нию называется традицией. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда исчезать, а затем вновь возрождаться.

В каждой семье есть свои традиции. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: « Доброе утро!» и вечернее: «Спокойной ночи!», «Сказки на ночь!» — это тоже своего рода традиции. Я задумалась, как рождаются семейные традиции и как они передаются из поколения в поколение? Что нужно сделать для того, чтобы традиция прочно закрепилась в кругу семьи?

Наши семейные традиции

В моей семье, как и в любой другой, существуют традиции. Они переходят из одного поколения к другому. Это объединяет всех нас, делая нашу жизнь еще радостнее и интереснее. Традиции сближают мою семью, делая ее настоящей крепостью. Я хочу рассказать о традициях, которые сложились в моей семье. Традиция - от латинского означает "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Нашей семье 15 лет, у меня есть папа, его зовут Иван, мама Лена и моя старшая сестра Катя. У нас есть уже свои традиции, которые мы почитаем, уважаем и ценим.

Наши внутрисемейные традиции.

Одна из наших традиций называется «Как прошёл твой день?»

Каждый вечер, собираясь за ужином, мы все делимся своими впечатлениями за день. Каждый член нашей семьи рассказывает, как у него прошёл день, что у него произошло интересного и нового. Я считаю это хорошей традицией, ведь общаясь, вместе мы стаём ближе друг к другу. Ещё одна традиция нашей семьи называется: «Полезные выходные!» В выходные мы ездим к бабушке и дедушке в деревню Путилова. Там мы помогаем по хозяйству бабуле и дедуле, ходим в баню, жарим шашлыки, и печём пироги. Третья традиция: Совместные праздники. Совместные праздники объединяют родителей с детьми. Все дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне. Совместные праздники являются необходимыми для каждой семьи: это Новый Год, где папа тайком от нас превращается в Деда Мороза. Это 1 сентября - ответственный и праздничный день для нашей семьи, 8 марта, где наш папа всегда дарит нам цветы и подарочки. На праздник Светлой пасхи, мы совместно красим яйца. Очень дружно провожаем зиму, жжём чучело и встречаем весну. А так же дни рождения, к нам в гости собираются все родственники приезжая из разных городов, они у нас проходят очень дружно и весело.

В нашей семье есть еще много традиций, которые крепко закрепились в нашей семье, я очень этим горжусь!

II Практическая часть работы

Знакомство с историей возникновения старо-русской традиции

нашей семьи

Как-то вечером мы всей семьёй смотрели телевизор, где я услышала словосочетание старо - русская традиция. Меня очень заинтересовало, а есть ли в нашей семье старо - русская традиция? Я стала задавать вопросы родителям, чтобы они подумали о традициях их бабушек и дедушек. На следующий день мама вспомнила, что оказывается моя прабабушка, вяжет и плетёт коврики. Когда мы были в гостях у прабабушки, я обратила внимание, что у неё на полу лежат странные коврики, которых я никогда и нигде не видела. Я никогда не задавалось вопросом, откуда они у неё. И вот этот вопрос созрел, «Что это за коврики и откуда они взялись?» В выходные мы поехали к ней в гости, чтобы узнать и собрать максимум информации об этих ковриках.

История возникновения ковриков

У меня был прапрадедушка Битюгин Николай Федорович и прапрабабушка Елена Ивановна это были родители моей прабабушки. Когда они вышли на пенсию, им стало скучно, и они совместно решили заняться изготовлением ковриков. Начали собирать вещи, которые уже не носили родные. Затем они начали резать из ткани ленточки нужной ширины, например – четыре сантиметра, складывали по ширине вдвое и прошивали на машинке. Затем подбирали ткань по цвету, сшивали её в длину до одного метра и только потом начинали плести косичку из трёх, четырёх, шести и даже девяти ленточек. Длина могла достигать до 15 метров. Далее нужно сшивать косички в ковёр, как круглой, так и овальной формы. Как рассказывает прабабушка, коврики они высылали почтой всем своим родным, а они им вещи для ковров.

Татаринова Раиса Николаевна – моя прабабушка ей 85 лет, она всю свою жизнь работала учителем начальных классов, получила нагрудный значок - отличник народного образования. В 1986 году моя прабабушка решила вспомнить занятие – плетение ковриков в память о своих родителях, она продолжила их традицию. Сделала несколько ковриков, получилось неплохо. На этом она не остановилась и решила освоить вязание ковриков крючком. Оказывается, есть два разных способа получить такой коврик. Первый способ это плетение ковра из ленточек, они между собой сшиваются вручную. Второй способ – это вязание крючком, для меня он оказался самым сложным способом, который я ещё не смогла освоить. Вязание крючком начинается тоже с нарезания ткани, затем нужно смотать ленточки в клубок. Клубки сматываются по цветам. Затем вяжут крючком, начинается с нескольких петель кругом, прибавляя их всё больше. Важно следить за тем, чтобы не стягивалась середина коврика. Самая главная задача это придумать рисунок. Моя прабабушка даже вязала именные коврики, на которых были написаны имена, в основном на ковриках изображены яркие цветы.

Вот уже на протяжении 36 лет моя прабабушка занимается этим увлекательным ремеслом, ездит на выставки, где получает грамоты, благодарственные письма и подарки.

Изготовление косы для коврика

Изучив различные техники, мы решили изготовить плетёный коврик, т.к. эта техника мне стала ближе. С крючком пока дружбу не нашла, как это делает моя прабабушка, но я думаю у меня всё ещё впереди. В субботний вечер мы собрались у прабабушки и стали нарезать ленточки из старой одежды, затем выбрали цвета ленточек и началась совместная работа, где участвовала вся семья. Прабабушка нас научила плести косу из четырёх ленточек, как оказалось, я очень хорошо освоила плетение такой косы из четырёх ленточек (приложение 1). Это было очень интересно и увлекательно, это занятие сплотило нашу семью, мы даже не заметили, как прошло время. На следующий день мы стали сшивать косы в коврик, получился наш первый, совместный шедевр (приложение 2). Нам очень понравилось это занятие!

III Заключение

Работая над этой темой проекта, я узнала точное определение семейных традиций, рассказала вам о наших семейных традициях, познакомилась с историей возникновения нашей старо - русской традицией, которая передаётся из поколения в поколение. Я с уверенностью могу сказать, что в нашей семье возникла ещё одна традиция, которая будет передаваться из поколения в поколение - это изготовление ковриков! Этот проект воспитал во мне чувство любви и гордости за свою семью, уважения моих родственников. Развил интерес к истории своей семьи и семейным традициям.

Таким образом, данный проект доказывает, что семейные традиции делают семью крепкой и дружной. Моя гипотеза подтвердилась.

А закончить я хочу русской пословицей «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Список литературы

1.Репринцева Г.И., Азизова Н.Р., Семейные традиции воспитания детей в культуре и в быту народов России – Москва: Форум, 2019. – 304 с.

2. Давыдов Д. А. Система семейных ценностей – неотъемлемый фактор сохранения и развития общества в современных условиях//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013.

3. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Избранное. Сост. О. Морозова. – М.: ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», 2016. – 544 с.

4. Семейные традиции http://f-journal.ru/semejjnye-tradicii/ (дата обращения 07.07.2022).

5. Большая психологическая энциклопедия https://psychology.academic.ru/2680/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения 07.07.2022).

Приложение 1

Приложение 2

Просмотров работы: 178