Введение
Актуальность
Мы заметили, что учащиеся Монтессори-Лицея DA VINCI во время обеда ежедневно выкидывают килограммы качественной и вкусной еды. А ведь, кому-то может не хватить порции обеда.
Мы задумались, а возможно ли «спасать еду» от выкидывания и как сократить количество пищевых отходов в Лицее.
Цель работы: сократить количество пищевых отходов в Монтессори-Лицея DAVINCI.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие «пищевых отходов»;
выявить причины увеличения пищевого мусора в Лицее;
разработать способы рационального распределения пищевых ресурсов в Лицее;
составить памятку «Еда – не мусор!».
Объект исследования: пищевые отходы.
Предмет исследования: методы распределения пищевых ресурсов.
Гипотеза: каждый может научиться осознанно распределять пищевые ресурсы.
Методы исследования: поисковый, сравение, сопоставление, анализ, опрос.
Межпредметные связи: окружающий мир, экология, математика, история, финансовая грамотность, социология.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Понятие «пищевые отходы»
Мы называем мусором или отходами всё, что больше не нужно. Однако «мусор» и «отходы» — это разные понятия.
Мусор — это все вещи и предметы, которые больше не имеет применения в быту или назначения и от чего нужно избавиться. [1]
Отходы — это то, что выбрасывают, но может быть повторно использовано. Предметы следует рассматривать как мусор только в том случае, если они не могут быть переработаны повторно.
Пищевые отходы - продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессах их производства, переработки, употребления или хранения.[2]
Пищевые отходы – это продукты, которые утратили свои свойства. Образуются во время приготовления еды, вследствие порчи, а также в случаях, когда пища не была использована, неправильно хранилась.
1.2. Причины увеличения пищевого мусора
В мусор уходит около трети всех произведенных продуктов в мире.
В России ежегодно накапливается 17 млн тонн пищевых отходов на 1,6 трлн рублей. Спасти их значило бы «прокормить 30 млн чел. и избавиться от 2,4 млн тонн метана и других газов, образующихся на свалках». [1]
Мы спросили у учащихся, почему они выкидывают пищу не только в Лицее, но и дома. Ниже представлена диаграмма с результатами опроса (рис.1).
Рис.1. Причины выбрасывания пищи
47% учащихся следят за сроком годности на этикетке продукта, волнуясь, что продукт употреблять становится небезопасно. 25% опрошенных выкидывают еду в том случае, если им не нравится вкус. 10% учащихся покупают слишком много продуктов, которые в дальнейшем употреблять не хотят. 13% учеников признаются, что берут себе слишком большую порцию, которую не в силах съесть.
Ниже мы прикрепляем ссылку на просмотр нашего видеоролика «Масштаб проблемы в стенах Лицея»: https://drive.google.com/file/d/1Z6jMrqHcBKMJ1VIgg7-HfYgzYw8Ax0tF/view?usp=share_link
Этот видеоролик мы показали ребятам, выявив проблему нерационального распределения пищевых ресурсов Лицея DA VINCI, которое сопровождается высоким уровнем (бездумным) выбрасывания продуктов питания.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Способы «спасения еды»
Увидев такой масштаб проблемы, мы решили «спасать выброшенную еду». Так как Лицей находится на территории деревни, мы без труда нашли неподалеку семью, которая содержит кур и кроликов. Хозяйка познакомила нас с животными, которых мы с удовольствием накормили пищевыми отходами, оставшимися после завтрака и обеда. Это был потрясающий опыт, с которым мы поделились в стенах Лицея.
Человек, который выкидывает еду, является фудвейстером. [1]
Как не быть фудвейстером? Мы предлагаем следующие способы.
Ходите в магазин за продуктами после приёма пищи. Так вы купите действительно только самое необходимое.
Рассчитывайте срок годности продуктов.
Прежде, чем употреблять в пищу незнакомое вам блюдо, попробуйте его. Если оно придётся вам не по вкусу, всегда можно найти альтернативу.
Бывают такие моменты, когда хочется «съесть слона». Держите себя в руках. Для начала положите себе небольшую порцию еды. Тщательно прожевывайте пищу. Если чувствуете, что организм не насытился, возьмите дополнительную порцию.
Кормите домашних и бездомных животных или компостируйте отходы, то есть получайте из них удобрения для почвы.
Продлевайте срок годности (замораживать и хранить «до лучших времён»), дополнительно обрабатывайте продукты с истекшим сроком и применять их в кулинарии.
Присоединяйтесь к движению фудшеринг — делитесь лишней едой с теми, кто в ней нуждается.
Ниже мы прикрепляем ссылку на просмотр нашего видеоролика «Спасение еды»: https://drive.google.com/file/d/1omSVQpp4WMzQi40GFgsnLDNIpBq6adjW/view?usp=share_link
Этот видеоролик мы также показали ребятам. И уже в этот день количество пищевых отходов в стенах Лицея значительно сократилось и не увеличивается по сей день.
2.1. Результаты исследования
В качестве результата исследования была создана памятка «Еда – не мусор!». Мы замечаем, что ребята стали осознанно распределять пищевые ресурсы Лицея. Некоторые классы последовали нашему примеру и теперь также кормят пищевыми отходами домашних животных.
Также мы подсчитали количество денег, которые раньше «выкидывали» за обедом в школе. В начале учебного года школьники выкидывали 30% еды, что составляло 3220 рублей в день, 64400 рублей в месяц, 772800 рублей в год (рис.2). Сегодня же эта сумма в 8 раз меньше. Конечно, невозможно сократить пищевые отходы до 100%. Но ведь все великие дела начинаются с мелочей!
Рис.2. Статистика
Исходя из вышесказанного, предложенные нами способы «спасения еды» помогло не только решить масштабную проблему Лицея, но и сократить расходы.
Заключение
В ходе исследования цель, поставленная в работе, была достигнута, все поставленные задачи – выполнены.
При проектно-исследовательской деятельности были использованы различные информационно-технологические издания.
Было изучено понятие «пищевых отходов».
Были выявлены причины увеличения пищевого мусора с помощью социального опроса.
Были разработаны и представлены способы рационального распределения пищевых ресурсов в Лицее.
Была составлена памятка Еда – не мусор!».
Не производить остатков вовсе – это самый правильный подход. Рассчитывать свой аппетит, брать не много, а часть и потом брать добавки, смотреть меню и спрашивать состав. Но для этого нужна сознательность, об этом нужно задумываться.
Мы считаем, что созданная нами памятка поможет людям рационально использовать пищевые отходы, сокращать свои расходы, помогать животным и нуждающимся.
Список используемой литературы
https://laboratoria.by/stati/musor
https://www.ecoindustry.ru/dictionary.html?t=%CF%E8%F9%E5%E2%FB%E5%20%EE%F2%F5%EE%E4%FB
https://ecowiki.ru/articles/food-waste-recycling/
Эрика Файви «Мусорная революция: свалка о двух концах». – М.:Пешком в историю.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка «Еда – не мусор»
Ходите в магазин за продуктами после приёма пищи. Так вы купите действительно только самое необходимое.
Рассчитывайте срок годности продуктов.
Прежде, чем употреблять в пищу незнакомое вам блюдо, попробуйте его. Если оно придётся вам не по вкусу, всегда можно найти альтернативу.
Бывают такие моменты, когда хочется «съесть слона». Держите себя в руках. Для начала положите себе небольшую порцию еды. Тщательно прожевывайте пищу. Если чувствуете, что организм не насытился, возьмите дополнительную порцию.
Кормите домашних и бездомных животных или компостируйте отходы, то есть получайте из них удобрения для почвы.
Продлевайте срок годности (замораживать и хранить «до лучших времён»), дополнительно обрабатывайте продукты с истекшим сроком и применять их в кулинарии.
Присоединяйтесь к движению фудшеринг — делитесь лишней едой с теми, кто в ней нуждается.