Введение
Мы с мамой часто добирались в школу на троллейбусе. Когда было объявлено, что с 1 июля 2022 троллейбусное сообщение города Белгорода будет прекращено, в сети интернет мнения общества разделились и разгорелись споры о том нужны ли троллейбусы городу. Я тоже задумался и решил ответить на этот вопрос для себя.
Цель моей работы: выяснить, нужны ли троллейбусы нашему городу.
Для этого были определены следующие задачи:
Утонить информацию о троллейбусе как виде транспорта;
Сравнить экологические и экономические показатели троллейбусов и автобусов (т.к. это основной альтернативный вид транспорта)
Сформулировать вывод.
Методы:
Изучение общей информации о данном виде транспорта;
Изучение результатов сравнительного исследования экономической эффективности различных видов транспорта;
Интервьюирование главы города Иванова Антона Александровича.
Гипотеза
Троллейбус – не обязательный и не необходимый для города вид транспорта. Я сделал такое предположение, все-таки, под влиянием полученной информации об отмене троллейбусного сообщения в нашем городе.
Основная часть
В ходе изучения информации о троллейбусах я выяснил, что такое троллейбус.
Троллейбус - безрельсовый трамвай, автобус, приводимый в движение электрическим током, получаемым по воздушному проводу.
Троллейбус по конструкции близок к автобусу. Тем не менее, конструкция троллейбуса имеет существенные отличия. Система электрического управления и электроаппаратура имеют много общего с электрооборудованием подвижного состава электрических железных дорог.
Воздушный провод, по которому троллейбус получает электрический ток является частью контактной сети.
Из Википедии я узнал, как и когда появились троллейбусы.
История троллейбусов
Электромот (троллейбус из Германии, Electromote) — первое в мире электрическое транспортное средство, получавшее питание от контактной сети, прародитель троллейбуса. Он был представлен общественности 29 апреля 1882 изобретателем доктором Вернером фон Сименсом в Халензе, в пригороде Берлина.
В нашей стране первый троллейбус был испытан 31 марта 1902, но первая троллейбусная линия была построена в 1933 году в Москве.
Двухэтажные троллейбусы не прижились, пассажирам было тяжело в час пик пробираться с 1-го на 2-й этаж и наоборот.
В конце XX стали появляться дуобусы и троллейбусы с увеличенным автономным ходом (ТУАХ)
Дуо́бус - контактно-автономное механическое транспортное средство для перевозки пассажиров, которое приводится в движение как тяговым электродвигателем, питающимся от контактной сети, так и двигателем внутреннего сгорания.
Из доклада Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) «Трамвайный̆ и троллейбусный̆ транспорт в России Итоги 2021» я выяснил, в каких городах и регионах, где действует троллейбус на 2021 г.
Любопытной была информация о самых длинных троллейбусных линиях.
В Крыму с июля 1961 действует самая длинная в мире междугородняя троллейбусная линия Симферополь — Алушта — Ялта. |
Вторым по длине троллейбусным маршрутом пригородного сообщения в СССР был маршрут троллейбуса №15 нашего города (завод Энергомаш-поселок Майский), длина которого составляла 34,5 км. |
Итак, я узнал, что у троллейбусов в нашей стране и нашем городе большая история и огромная распространенность, но пока мне не ясно, почему для некоторых людей он имеет такое значение.
Важным аргументом стала следующая информация.
Результаты сравнительного исследования экономической эффективности различных видов транспорта
Рассмотрим результаты сравнительного исследования экономической эффективности различных видов транспорта, представленные Александром Морозовым, Вице-президентом Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта
При расчете учитывались:
Вместимость ТС
Частота движения
Расходы на обслуживание
Начиная с потока 330 пассажиров в час на условном маршруте (10 км в одну сторону, 20 км в обе, с интервалом движения не более 8 минут) наиболее эффективен троллейбус. А при потоке 380 пас/час автобусы, которые идут под проводами можно заменить на троллейбусы с увеличенным автономных ходом.
Преимущества троллейбуса по сравнению с автобусом:
Троллейбусы не загрязняют воздух выхлопными газами.
Троллейбус может работать по системе многих единиц.
Срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем срок службы автобуса.
Современный троллейбус значительно менее шумен, чем автобус.
Вместимость низкопольного троллейбуса обычно больше, чем у низкопольного автобуса.
Комфортнее. Двигатель не вибрирует, разгон более плавный.
Недостатки по сравнению с автобусом
Первоначальные затраты на развёртывание троллейбусной системы выше, чем для автобусной, так как требует строительства тяговых подстанций и контактной сети.
Фактически невозможен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью — для этого необходимо опускать штанги на одном из троллейбусов.
Троллейбусная сеть отличается сравнительно низкой гибкостью из-за привязки к контактной сети. Тем не менее, применение систем автономного хода и дуобусов отчасти решает эту проблему.
При прохождении стрелки троллейбус сбрасывает скорость до 5 км/ч
Устранение недостатков
Электробус с подзарядкой в движении (ТУАХ) оснащен аккумуляторными батареями большой мощности. Зарядка батарей осуществляется в процессе движения электробуса под контактной троллейбусной сетью. Время зарядки составляет от 10 до 30 минут. В результате аккумуляторные батареи обеспечивают возможность автономного передвижения электробуса на расстояние от 15 до 70 км. Данное расстояние вполне достаточно для создания новых маршрутов общественного транспорта.
Чтобы троллейбус пошел в нужном направлении, необходимо туда же направить обе его штанги, эту функцию выполняет троллейбусная стрелка.
В Белгороде были установлены механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью не более 5км/ч, и ровно в момент, когда штанги находятся на стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа – таким образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость до 5км/ч в самых непредсказуемых местах.
В современной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда в данный момент направлена стрелка)
Почему же от троллейбусов отказались в Белгороде
Со слов Иванова Антона Александровича «состояние контактной сети и тягловой подстанции критическое, для поддержания, а тем более реновации требуется больше полутора миллиардов рублей. Также все троллейбусы уже в достаточно изношенном состоянии».
Заключение
Троллейбус – действительно, не обязательный и не необходимый для города вид транспорта. Троллейбус в том виде, что есть сейчас, себя изжил (они медленные, не маневренные, у них часто слетают штанги). Но я убедился, что троллейбус является душой нашего города, старые троллейбусы являются важной частью нашей истории. Троллейбус экологичнее и экономичнее автобуса, а значит вместо привычного троллейбуса должен прийти новый троллейбус с увеличенным автономным ходом, ТУАХ. Восстановление и модернизация контактной сети и тягловых подстанций, а также закупка новых ТУАХ требует больших вложений. Но контактную сеть можно восстанавливать постепенно, также постепенно можно менять автобусы на троллейбусы. Так что я уверен, что когда-нибудь в Белгороде обязательно появятся новые троллейбусы будущего.
Источники информации
https://ru.wikipedia.org/wiki - Википедия Троллейбус
Почему Белгород отказался от троллейбусов - Российская газета (rg.ru)
КРАТКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК БелгородСТАТ
Пассажирские перевозки по Белгородской агломерации | Министерство автомобильных дорог и транспорта Белгородской области (mintrans31.ru)
Результаты сравнительного исследования экономической эффективности различных видов транспорта Raschet_NMTsK.pdf
Белгороду нужен троллейбус (vk.com)
@Урбанисты Белгорода
http://bel-trolly.ru/marshruts/
Доклад Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) Трамвайный_и_троллейбусный_транспорт_в_России_7.pdf