Жизнь есть, и даль светла, пока звонят в колокола

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь есть, и даль светла, пока звонят в колокола

Малмыгина Д.К. 1
1МАОУ "СОШ № 10"
Кирякова Н.В. 1
1МАОУ "СОШ №10"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как нежный звук любовных слов

На языке полу понятном,

Твердит о счастье необъятном

Далекий звон колоколов…

К. Д. Бальмонт

В утренней свежей прохладе воскресного дня над землёй, щедро согретой лучами восходящего солнца, раздается колокольный звон… Необъяснимой и таинственной силой он начинает притягивать к себе внимание всех, кто улавливает его в воздухе, и даже среди шума городской суеты и движущихся автомобилей завораживает своими чудесными и таинственными переливами. Отражаясь от стен домов, он вдруг разливается по сердцу таким далёким, но ярким и пронзительным перезвоном, что на душе сразу становится светло и радостно.

Что за чудо кроется в этой первозданной музыке, в этом щемящем звуке? И отчего слышится в нем нечто нерушимое, древнее и загадочное, но такое близкое и родное?

Люди хорошо понимали язык колоколов, т.к. он всегда сопровождал русского человека – ведь звонили и в радостные дни, и в горестные. Это неотъемлемая часть православного богослужения, а искусство русского церковного звона уникально и всегда представляло шедевр мировой культуры.

Чтобы мне было легче и глубже изучить тему, я решила изготовить лэпбук (мини-книжка с заданиями и пояснениями), а также провести анкету среду учащихся моего класса.

Актуальность исследования заключается в изучении проблемы появления колокола на Руси, особенностей русского колокольного звона и его влияние на человека.

Задача исследования: культура изготовления колоколов в России, развитие русского колокольного звона и его влияние на человека.

Цель исследования: влияние колокольного звона на человека.

Предмет исследования: история возникновения русского колокольного звона.

Глава 1. История возникновения колокола

Значение слова «колокол» можно объяснить в рамках русского языка – это ни что иное, как удары колом о кол, то есть, создание звука-сигнала.

Колокол – в этом слове сочетается и религия, и повседневная жизнь простых людей. Для православия колокол – важнейший инструмент служения Богу, а для жизни простых людей – это часы.

История возникновения колокола и колокольного звона на Руси легендарна и имеет сложный путь. В первые годы существования христианства на Руси колокола практически не использовались. Хотя есть легенда, что колокол был изобретен еще в IV веке итальянским епископом Павлином Милостивым.

Звук колокола разносится на многие километры. Культурная ценность в том, что голос каждого колокола строго индивидуален, он зависит от множества факторов – веса, формы, толщины стенок, ну и, конечно, мастерства и таланта изготовителя. Сложное искусство литья колоколов пришло на Русь из Византии и долгое время русские мастера подражали византийской традиции, хотя, нужно признать, что были колокола привозные.

Первое упоминание о колоколах на Руси датируется 988 годом. Они были при Десятинной церкви. При раскопках ее фундамента было обнаружено два колокола – один из них из коринфской меди, именно он считается древнейшим колоколом на Руси.

Строительство Софийского собора в честь победы над печенегами, основало новую архитектурную традицию. Софийский собор становился центром русской государственности, собор стал центром летописания и переписывания книг. Величественный собор требовал соответствующего колокола. Именно Киевская София стала родоначальницей искусства колокольного звона на Руси.

С именем Святой Софии связан и собор в Новгороде, построенный в этот же период. Этот собор был освящен в 1052 году. С именем Новгородской Софии связано первое упоминание о русских колоколах. Летописец пишет, что колокола Софийского собора стали военным трофеем и были вывезены в 1066 году из Новгорода полоцким князем.

Первые же мастера колокольного дела упоминаются в летописи в 1194 году. Русские мастера имели свои мастерские в Киеве и первые колокола отливались без надписей и рисунков, были совершенно гладкими.

Монголо-татарское нашествие оставило много последствий для русской истории. В частности, большой урон был нанесен колокольному делу. Строительство храмов практически не велось, а старые литейные мастерские в Киеве и Новгороде были заброшены. Только с процессом возвышения Москвы процесс развития колокольного дела стал стремительно развиваться.

Во времена княжения Ивана III Великого, в Москву прибыл итальянский зодчий Аристотель Фиорованти (Приложение 1). При нем русские мастера освоили дело литья колоколов в совершенстве. В это же время сформировалась и культура колокольного звона, разработан особый тип русских колоколов и системы крепления, отличные от западных. Дело в том, что в западной традиции колокольного звона, колокол крепился к валу, концы которого вставлялись в выемки в стенах. Таким образом раскачивался колокол, но не язык. Эта система не позволяла использовать весь потенциал колокола, да и колокол давал звук не громогласный и ритмичный, а бряцающий. К тому же, при такой системе невозможно было использовать большие колокола.

Русские же мастера колокольного звона раскрыли потенциал колокольного звона и нашли новый, более удобный, способ звона – язычный. Это создало неповторимое русское многоголосие, опирающееся на низкие басовые колокола, весом во много тонн. Это оживляет интерес к колокольному звону и совершенствует технологию производства колоколов.

Уже при Иване Грозном в Москве было отлито множество колоколов, а в самой столице насчитывалось более 5 тысяч. Было освоено литьё чугунных колоколов, московский мастер Николай Немчинов отливает колокол весом в 1000 пудов (16380,7 кг).

Смутное время вновь притормаживает развитие колокольного дела, однако развитие церковного строительства при первых Романовых толкает колокольное дело вперед. Для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. Русские мастера такие как Игнатий Максимов, Андрей Данилов отливают колокола огромных размеров. В 1622 году было отлит колокол «Реут» (Приложение 2) весом 2 тысячи пудов (32761,37 кг), а вскоре был отлит колокол Савино-Сторожевского монастыря (Приложение 3) весом более 2 тысяч пудов.

Становление Российской империи связано с остановкой колокольного дела. Царь Пётр I хотел использовать колокола для нужд армии, переплавляя их в пушки. Но все же мастера колокольных дел совершенствовали своё умение и при Анне Иоанновне был отлит знаменитый «Царь колокол», автором которого был Иван Моторин (Приложение 4). Однако этот колокол никогда не звонил, т.к. в Москве начался пожар и при тушении огня колокол пошел трещинами. И огромный колокол весом более 200 тонн на сто лет оказался забытым в литейной яме. Только спустя сто лет в 1830-е годы Огюст Монферан осуществил подъем колокола. Он находится на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Московского кремля, знаменуя вершину колокольного искусства на Руси.

Глава 2. Колокольный звон

2.1 История колокольного звона

История колокольного звона уносит нас назад далеко в прошлое. Считается, что древние египтяне первыми стали использовать колокола для поклонения Богу. С помощью звона колоколов в храмы собирали народ. Предупреждали об эпидемии, о пожаре, о приближении врага. Затем и греки зазвонили в колокола.

В конце VI века колокольный звон зазвенел в Европе. Чуть позже и Русь зазвонила в Колокола.

А вот Восток колокола не жаловал, и они там были редкостью. Народы Востока считали, что колокольный звон возмущает покой душ, которые витают в воздухе.

2.2 Традиции колокольного звона

Традиции же колокольного звона такие же древние, как и создание колоколов. Существует четыре традиционных звона. Древнейшим считается звон в большой колокол – благовест, он оповещает о начале службы.

Перезвон можно услышать в Страстную седмицу. При перезвоне колокола звучат с большого до маленького, что символизирует истощение Господа.

Перебор – это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В нем другая очередность – от малого до большого, что символизирует человеческую жизнь – от рождения до смерти, а удар во все колокола в конце – смерть.

В трезвоне слышно все группы колоколов. Это сложный, радостный звон.

Колокольный звон – это важнейшая часть богослужения. Колокол призывает каждого к молитве, призывает обратиться к Богу.

«Отложи присно тщеты недосуги. Колокол слушай – твори в небе други» - так писал поэт конца XVII века. Русский колокольный звон выразительный, богатый.

Искусство звонарей передавалось по наследству, заставляя воспринимать колокольный звон с трепетным вниманием. Неоднократно его сравнивали с симфонией.

Искусство русского колокольного звона поистине уникально и представляет собой шедевр мировой культуры. В настоящий момент происходит возрождение искусства литья колоколов. С замолчавших в советское время колоколен вновь звучат голоса русских колоколов. В начале XXI века был отлит новый царь-колокол для Троице-Сергиевой лавры, он заменил утерянный в советское время колокол. И отливка колоколов совершенствуется благодаря развитию современных технологий.

2.3 Живая душа колокольного звона

Наши далекие предки воспринимали колокол как живое существо, живую душу, подобную душе человека. Живая душа колокольного звона способна переживать, чувствовать, а в колокольном звоне они могли слышать даже человеческую речь. Колоколам давали имена.

В истории известны случаи, когда колокола наказывали за провинность людей. Колоколам вырывали «язык», обрезали «уши» и отправляли в ссылку. Знаменитый Угличский колокол был лишен одного «уха» и сослан в Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение. В ссылке колокол пробыл триста лет, после чего был возвращён обратно [1, 21].

В 1771 году во время Чумного бунта Екатерина II приказала наказать колокол, лишив его «языка», за то, что ударами Царь-колокола был собран бастующий народ в Кремль.

Колокольному звону наши предки приписывали волшебные силы: «Колокольный звон разгонит тучи и избавит от нечистой силы». Они свято верили в это! Наши далекие родственники считали, что колокольный звон несовместим с ложью, грехом, предательством и несправедливостью.

2.4 Целительная сила колокольного звона

Колокольный звон — это древнее нетрадиционное лечение! На Руси существовал древний обычай, ставить под колокол больных.

С помощью колокола лечили:

- лихорадку

- бесноватость

- немоту и задержку речи у детей

- испуг

- чахотку

- чуму

- и другие телесные и духовные болезни.

В народе пользовалась популярностью и вода, сливаемая с колокола. Воду собирали в горшок и поили ей больного человека. Колокольной водой умывались девушки, чтобы щёки были румяными, а кожа белой.

2.5 Современная наука о силе колокольного звона

Несмотря на то, что колокольный звон - древнее нетрадиционное лечение, современная наука о силе колокольного звона говорит немало. На всех поверхностях: в воздухе, в воде, на земле в радиусе нескольких километров колокольный звон устраняет все вредоносные вирусы и бактерии. И именно этим объясняют ученые то, что в храмах бактерии не живут.

По данным известного физика, члена-корреспондента Академии наук СССР Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Шатунов доказал, что полнооктавный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство. Интересно, что согласно наблюдениям Ф.Я.Шипунова, академика Института биосферы РАН, каждый тип вируса погибает только в своем определенном звуковом диапазоне.

Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы.

Современные отечественные физики А. Охатрин и В. Искаков, изучив характеристики звуковых волн, исходящих от колоколов, и их воздействие на окружающее пространство, тоже пришли к интересному выводу. Ученые обнаружили, что звуки колокола возбуждают микролептоны — сверхлегкие частицы, которые своими размерами уступают даже атомам и окружают любой организм или предмет. Возникающие при этом микроэлектронные поля удаляют вредные для здоровья изотопы, оказывая на организм человека исцеляющее и омолаживающее воздействие. Вот почему во время эпидемий на протяжении многих веков в Европе и на Руси целыми днями звонили во все колокола. Причем низкие тона колоколов влияют на человека более благоприятно, чем высокие, поэтому на Руси любили отливать колокола весом в сотни, а иногда и тысячи пудов. Откуда такими тонкими познаниями обладали наши предки пока остаётся загадкой (Приложение 5-7).

Кроме того, по уверению физиков, если взять дореволюционное количество колоколов в России и посчитать потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне, то окажется, что по большим праздникам этот потенциал будет таковым, что ракета средней дальности отклонила бы свою траекторию.

В Средние века отливали колокола с целенаправленным эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае; возбудителей оспы - в другом. В колокола нередко звонили во время грозы - чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышавших звон от материальной и духовной угрозы. На Украине, в Польше, в России земледельцы всегда были убеждены, что колокольный звон улучшает урожайность. А на Руси существовало поверье: если над тяжелобольным человеком ударить в колокол - он выздоровеет. И это поверье впоследствии получило научные подтверждения.

Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелые виды депрессий и других психических заболеваний. Малиновый колокольный звон прекрасно излечивает бессонницу [2, 21].

Новейшие открытия современных ученых подтверждают целебную силу колокольного звона и утверждают, что эти божественные звуки поселяют в душе спокойствие и радость.

Ученые утверждают, что с помощью колокольного звона, в наше время можно излечить:

- бессонницу

- страхи и нервозность

- стрессы

- иммунные нарушения

- туберкулез

- грипп

- судороги и тик

- гематомы

- мастопатию.

Колокольный звон:

- улучшает обмен веществ

- нормализует сердечно сосудистую деятельность

- очищает почки и желчный пузырь

- борется с раковыми клетками.

Существует немало и других интересных фактов о колокольном звоне. Например, согласно старинным документам ХVI века, тело Новгородского митрополита Афония в течение одиннадцати недель простояло под колоколами в церкви Спасо-Хутынского монастыря непогребенным без признаков разложения.

Огромное влияние колокольный звон оказывает на душевное состояние человека и его психику. Он избавляет от стресса и различных вегетативных дисфункций, сопровождающихся страхом, нарушением сна и депрессией. Вот уже много лет психиатр из г. Санкт-Петербурга А. В. Гнездилов, работающий в специализированном хосписе для якобы неизлечимо больных людей, успешно исцеляет звоном колоколов ряд психических заболеваний у своих пациентов. На его счету уже сотни вылеченных больных.

Специалисты утверждают, что колокольный звон делает общительным даже замкнутого человека. Ведь недаром одной из его главных функций издавна было объединение людей.

Существует даже мнение, что если колокольный звон настроить на определенный набор звуков, образующих так называемый доминант септаккорд, то звук начинает как бы питать человека. А математические эксперименты доказывают, что излучение колокола в свободном пространстве по своей направленности представляет собой объемный крест — известный священный символ православной Руси.

По мнению эзотериков, колокола играют колоссальную роль в создании благоприятного энергетического поля человека — ауры, и даже способны восстановить её. Благодаря своей форме, подобно храмовым куполам, они концентрируют тонкую космическую энергию, воздействующую на людей.

Если звук каждого отдельного колокола уникален, то голос звонницы из нескольких колоколов и подавно представляет собой целую «гамму» звуков с бесконечными вариациями. Задействуя в большей мере ту или иную группу колоколов во время перезвона, можно создать у слушателей соответствующее эмоциональное настроение. Что и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и богослужения.

А ещё под воздействием колокольного звона проходит головная боль. В специальных центрах колокольного искусства ученые, медики и высококвалифицированные мастера колокольного производства занимаются созданием лечебных звонниц и разработкой методик колоколотерапии. Кстати, существуют и миниатюрные «портативные» (переносные) звонницы, которые можно устанавливать в любом помещении [3, 21].

Звук, издаваемый колоколом, обладает чудесной силой - не случайно колокол называют “звонкой иконой” и “молитвой в бронзе”, которая «омывает» тело и душу от болезней и грехов.

Звон церковного колокола, даже в душе далекого от религии человека рождает отзвук и пробивает до самого сердца. Есть в нем особая сила, способная пробраться даже в самые отдаленные места души человека.

2. 6 Секреты колокольного звона

Секрет колокольного звона в благозвучие и богатстве тембров, которое достигается грамотным подбором и мастерством звонаря. Как правило, в звоннице работает от 5 до 12 колоколов.

Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.

Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары.

Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.

Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:

Трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии.

Двузвон – звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении.

Перезвон – звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения.

Перебор – медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Также существует всполошный (набатный) звон очень частый, который бывает во время тревоги [4,21].

2.7 Сила воздействия на организм

И все-таки, как воздействует колокольный звон на наш организм? Колокол должен быть звонок и иметь ильный густой гул.

Колокольный звон – это, прежде всего звук, колебание воздуха. Звуковая волна, попадая на барабанную перепонку, передается по слуховому аппарату к слуховому нерву. Далее преобразуясь в импульсы, активирует головной мозг. А головной мозг отвечает за все внутренние органы. Одни звуки успокаивают, другие, напротив, возбуждают. Колокольный звон производит гармонизирующий эффект. В результате весь организм улучшает свое состояние.

Вот такая сила воздействия на организм колокольного звона. Колокольный звон – древнее нетрадиционное лечение, но не утратившее своей силы и актуальное и век высоких технологий.

В дни больших церковных праздников, особенно на Пасху, колокольный звон обладает дополнительной силой, так как в эти дни звонари звонят с особым усердием во славу и на радость всему миру.

Лечиться колокольным звоном можно и дома, слушая запись колокольного звона, но лучше всего в церкви, живым звуком. Разве может даже самая качественная запись сравниться с живым звуком.

Глава 3. Практическая часть

3.1 Создание лэпбука

В ходе изучения темы я решила изготовить лэпбук. Это мини-книжка с кармашками, заданиями и пояснениями.

По мере того, как мною находился материал, приходил образ того или иного кармашка. Все изученные темы нашли отражение в представленной работе (Приложение 8).

3.2 Анализ

Также я провела опрос среди учеников моего класса, классного руководителя и медицинского работника нашей школы.

Анкета содержала 5 вопрос:

Слышали ли вы когда-нибудь колокольный звон?

Были ли вы на колокольне в храме и звонили сами в колокола?

Нравится ли вам колокольный звон?

Знаете ли вы о целительной силе колокольного звона?

Как вы думаете, какие болезни можно исцелить с помощью колокольного звона?

В анкетировании приняли участие 29 человек.

Слышали колокольный звон все 29 человек (100%); 14 человек звонили в колокола (48%); 21 человеку нравится колокольный звон (72%); 5 человек знают о целительной силе колокольного звона (17%); 7 человек назвали несколько болезней, которые может излечить колокольный звон (24%).

Можно сделать вывод, что многие даже не задумываются о том, что существует другое лечение, чем медикаментозное (Приложение 9).

3.3 Храмы города Кунгур и его окрестностей

Кунгур – один из старейших религиозных и духовных центров Урала. Во всех бедах и напастях опорой кунгурякам служила крепкая вера, а хранило их заступничество небесных покровительниц города – икон Божией Матери «Тихвинская» и святой великомученицы Параскевы Пятницы [5, 21].

Своими колоколами город гордился по праву. Большой благовест Благовещенского собора был отлит усердием горожан в 1844 году. Вес колокола составил 1025 пудов (16790,2 кг). Немного меньше, 1000 пудов (16380,7 кг), весил благовестный колокол Успенской церкви, отлитый в 1849 году усердием купца И.И.Турицына.

В 1879 году корреспондент газеты «Екатеринбургская неделя» писал: «Трудно найти город, где бы любили колокольный звон так же, как в Кунгуре; мы полагаем даже, что звоном этим кунгуряки злоупотребляют. Где, например, звонят в большой колокол к обедне по случаю богатой именинницы в приходе?» [6, 21].

Накануне престольного праздника святой великомученицы Параскевы, в четыре часа утра, с Благовещенской колокольни раздавался особый колокольный звон, который созывал духовенство и мирян для встречи святых икон. И под радостный звон всех городских колоколов начинался крестный ход. В 1890 году один из свидетелей этого события, восхищаясь его красотой, писал: «Этот обратный крестный ход с колокольни представляет поразительную картину! С высокого места только и можно видеть, какая масса народа участвует в крестном ходе: видно, как головы идущих мелькают разными цветами: красным, синим, белым и т.п. и кажется, что это не толпа людей, а колышется целое громадное поле маков» [7, 21].

До 1922 года в Кунгуре и его окрестностях было 37 храмов, церквей, часовен. И почти в каждом были устроены колокольни, которые служили также и для мирных целей: на них располагались площадки для караульных пожарных частей.

В 1922 году почти все храмы были разрушены большевиками, церковное имущество изъято. В нашем городе только один храм оставался действующим: Храм Всех Святых.

Не все храмы удалось восстановить. Сейчас в Кунгуре пять действующих храмов, в трех из них есть колокольни.

Семь дней после Пасхи каждый желающий может подняться на высокую колокольню Тихвинского храма и звонить в колокола. Такова древняя традиция.

Во все времена путешественники, с какой бы стороны ни приближались к Кунгуру, видели, что их встречает истинно православный город. Об этом поэтично сказал еще в 1896 году священник и краевед П.П.Пономарёв: «…там… рельефно вырисовывается белокаменный Кунгур с красивыми церквами, с златыми главами, сияющими крестами: оттуда явственно доносится и густой гул массивных колоколов и мерный удар часового колокола, и гармоничный отбой четвертей часа» (Приложение 10).

Заключение

До сих пор сложно сказать, в чем же притягательная сила колокольного звона. Душа теплеет, когда слышишь далекий благовест. Современное общество, полное соблазнов и насущных проблем, редко оставляет нам время обратиться мыслями к Богу. И только колокол – свидетель смены поколений, терпеливо напоминает нам о хрупкости человеческой души, о необходимости обращения к молитве, о важности служения Богу.

Цели и задачи исследования считаем выполненными. Мы изучили культуру изготовления колоколов в России, узнали, как развивался русский колокольный звон и его влияние на человека.

Колокольный звон для русского человека всегда будет играть важную роль в его жизни. Самые судьбоносные события истории России отмечены колокольным звоном. Звон колоколов сопровождает нас всю жизнь – от рождения до смерти, и становится для нас столь естественным как дуновение ветра.

Колокола являются великой духовной святыней, традиции колокольного звона должны сохраняться и передаваться для наших потомков. Это наше прошлое, это таинственный, небесный глас, который спускается с небес и величественно напоминает людям о том, что нас не было – они звучали, мы уйдем, а они всё так же будут звучать…

Список литературы

Википедия

Золотов Е.Д. Девятая Пятница в г.Кунгуре// Русский паломник. 1890. № 21. С.247.

Очерки Кунгура// Екатеринбургская неделя. 1879. № 9.

https://snegir.org/post/istselyayushchaya-sila-kolokolov / Руслан Лебедев

Светлое радио Вера https://radiovera.ru/kolokolnyj-zvon.html.

Сила колокольного звона// Троицкий благовестник

Храмы Кунгура/О.А.Ренёва: ООО «Издательство «Букинариум». – Пермь. 2017. – 224 с.

Приложение 1. Итальянский зодчий Аристотель Фиорованти

Приложение 2. Колокол «Реут»

Приложение 3. Колокол Савино-Сторожевского монастыря

Приложение 4. «Царь-колокол»

Приложение 5. Литье колоколов

Приложение 6. Устройство колокола

Приложение 7. Звонница

Приложение 8. Создание лэпбука.

Приложение 9. Результаты анкетирования.

Приложение 10. Старина Кунгур.

Просмотров работы: 46