Экология души учащихся 1 «Г» класса МАОУ СОШ № 46 им. З. А. Космодемьянской г. Челябинска

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экология души учащихся 1 «Г» класса МАОУ СОШ № 46 им. З. А. Космодемьянской г. Челябинска

Секерина В.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46 имени З.А. Космодемьянской города Челябинска»
Ильина И.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46 имени З.А. Космодемьянской города Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Известный философ Платон писал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Для нашей работы мы выбрали данную цитату не случайно, ведь с ранних лет музыка завораживала и увлекала меня. Недаром уже с 4 лет началось мое обучение в музыкальной школе по классу аккордеона. И меня всегда интересовал вопрос, почему музыка может влиять на окружающих людей? Как продолжает радовать и придавать сил в трудную минуту? Вправе быть рядом, когда просто грустно? Помогает в начинаниях и стремлениях с раннего детства и до глубокой старости?

Сегодня многие люди часто употребляют такое словосочетание как «экология души», не всегда понимая смысл данного понятия и применение в речи. В нашей работе мы постараемся раскрыть всю сущность данного термина, определим, каким образом может формироваться «экология души», какие факторы влияют. И дадим небольшие рекомендации для развития «экологии души» при помощи музыки.

Цель нашей работы: научить приёмам учащихся 1 «Г» класса как развивать и наполнять свой внутренний мир при помощи музыки.

Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:

1. Изучить и провести сравнительный анализ литературных и интернет – источников по данной теме;

2. Провести опрос среди учащихся 1 «Г» класса МАОУ «СОШ № 46 г. Челябинска»;

3. Выявить пути решения проблем, связанных с самостоятельным формированием «экологии души»;

4. Разработать интерактивный буклет с практическими упражнениями «Музыка и экология моей души»;

5. Провести мастер-класс «Музыка и экология моей души».

Гипотеза: Формирование «экологии души» учащегося на прямую зависит от музыки окружающей школьника.

Объект исследования: учащиеся 1 «Г» класса МАОУ «СОШ № 46 г.

Предмет исследования: влияние музыки на «экологию души школьника.

Методы исследования:изучение и анализ литературы и интернет-ресурсов, проведение опроса, анализ полученных результатов опроса, наблюдение при проведении мастер-класса, обработка полученной информации.

1 Теоретическая часть

Общая характеристика понятия «экология души»

Из интернет-источников мы узнали, что наука, которая определяет и изучает понятие «экология души» называется «Инициология».

«Экология души» жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии, тем более ребенку. С точки зрения данной науки, «экология души» – это забота о своем внутреннем мире, защищенность от негативных воздействий, поддержание гармонии и душевного равновесия.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Разнообразные трактовки понятия «экология души» представлены в таблице 1. школьники в своих сочинениях описывают самые чувственные состояния души, которые мы подбирали на просторах интернета [9], все они не похожи, ведь как говорится в русской пословице «Чужая душа - потемки» [2].

Таблица 1 – Трактовки понятия «экология души»

Определение

Автор

Экология души - это чистота души человека, ее истинная красота. Наша душа - это огромный мир, наполненный чувствами и эмоциями, волнениями и переживаниями, человеческими качествами, которые мы проявляем в разных жизненных ситуациях…

Митрошкина Полина Александровна,

 обучающаяся 9А класса МАОУ

Гимназии №1 ГО Сухой Лог

  Экология души - это прежде всего  нравственные ценности, которые являются вечными во все времена. Эти ценности являются ориентиром для развития лучших качеств и сторон человека, что делают его настоящей личностью. Они должны быть правильно развиты, ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающий мир, ведь ему так трудно противостоять злу. А если будет грязной душа — мир погибнет от зависти, ненависти, мести, равнодушия, жестокости… 

Анастасия Ларецкая

обучающаяся 11Б класса МАОУ «СОШ №14»

Экология души – это охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и

развитии души. В человеческой душе формируются благородные чувства,

такие как: сострадание, мужество, доброта, отзывчивость, но эти чувства должны быть

правильно развиты.

Щербин Иван, учащийся 8 класса

У каждого человека есть душа, которую можно сравнить с мерцающим огоньком, что горит внутри уличного фонаря. Она полна таинств и загадок. Душа - это сердцевина жизни, которую вдохнул Бог в сосуд физического тела. Она от рождения дана всем чистая, еще не запятнаная жизненной грязью, то есть любого рода страстями. И только в процессе ее развития человек определяет свою шкалу ценностей. Кто он такой? Зачем появился на свет? Которая ему отведена роль в этом огромном мировом оркестре жизни? Человек сам расставляет приоритеты в своем душевном мире. Экология души непосредственно определяется степенью доброжелательности мыслей, когда человек не таит обиды, потому что умеет прощать. Это способность личности быть невосприимчивым к окружающей грязи.

София Есенина

Самое сложное для человека – очистить свою душу. Ведь для того, чтобы помочь ближним, надо сначала помочь себе. Нужно следить за экологией своей души, за её чистотой и безупречностью. Для того, чтобы наши души всегда оставались незапятнанными и отзывчивыми, мы должны помогать другим людям найти себя, понять свою сущность.

Ученик 8-а класса, Романчук Роман

Сегодня в нашей жизни мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Звуки природы нашли свое отражение в произведениях известных композиторов (Приложение А)

1.2 Факторы, влияющие на формирование «экологии души»

В настоящее время интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души. [9].

Сегодня экология на прямую связана с охраной окружающей человека биологической средой. Экология же души - это охрана души от загрязнений. Человек может выступать творцом и хранителем, но может являться также и разрушителем своей души.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель - воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей» [8].

Факторы, которые влияют на «экологию души» школьника по нашему мнению можно выделить следующие: общение (семья, друзья, общество в целом), здоровье, природа, воспитание, культура (музыка, живопись, поэзия). Более подробно в нашей работе мы остановимся на влиянии музыки на внутренний мир человека.

1.3 Влияние музыки на «экологию души» школьника

Нередко в нашей жизни мы замечаем, что музыка обладает сильным воздействием на людей вокруг нас. Она влияет на состояние организма человека (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Посещая музыкальную школу уже 4 год, могу отметить, что слушание музыки разных композиторов дает возможность восхититься красотой окружающего мира. Связать и объединить разные чувственные ощущения, сделать самое обычное музыкально-образным. По личному опыту могу сказать, что музыка помогает в различных жизненных ситуациях. И к каждому настроению, состоянию души можно подобрать свое музыкальное произведение.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал В.А. Сухомлинский.

Как говорит мой педагог в музыкальной школе: «Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь».

2 Практическая часть

2.1 Проведение опроса учащихся 1 «Г» класса

В нашей работе мы проводили опрос среди учащихся нашего класса, для того чтобы выявить музыкальные предпочтения и интересы. Это не первое мое исследование, которое я провожу, еще с садика меня увлекали различные виды опросов, это и выявление уровня предпочтения различных книг, просмотра сказок режиссёра А. Роу, затем обсуждение героев, выявление противоречий в различных произведениях, и конечно же подсчеты в результате проведенных опросов.

В нашем классе 20 мальчиков и 15 девочек, все отвечали на одинаковые вопросы онлайн опросника, каждый при помощи родителей, ведь в первом классе не у всех есть свой мобильный телефон. Опросник состоял из 8 вопросов, вопросы были разного типа: Закрытые – имеющие варианты ответа; - Открытые – предполагающие свободный ответ. При проведении мастер-класса мы смогли учесть ответы опросника и включить ряд упражнений по просьбе учащихся нашего класса. Анкета представлена в приложении Б.

2.2 Разработка интерактивного буклета «Музыка и экология моей души»

Для разработки самого буклета мы выбрали онлайн-приложение Wilda (рисунок 1)очень простое в применении даже для учащегося первого класса, мои родители помогли с регистрацией в данном приложении.

Рисунок 1 – Создание буклета в приложении Wilda

Весь план буклета мы проработали на обычном листе бумаги (рисунок 2), затем начали переносить в электронный вид.

   

Рисунок 2 – Предварительный макет буклета

Для упражнений и заданий в буклете мы использовали: фотографии, картинки, раскраски – поиск осуществляли в интернете (рисунок 3) затем обрабатывали в приложении Wilda, ребусы – создавали в самом легком, для использовании детей приложении «Генератор ребусов» (рисунок 4), генерировали Q-коды на различные сайты связанные с музыкой (рисунок 5).

Рисунок 3 – Поиск информации в интернете

 

 

 

 

Рисунок 4 – Работа в приложении «Генератор ребусов»

Рисунок 5 – Создание Q-кодов

Наш буклет получился очень познавательный и развлекательный

(Приложение В).

 

2.3 Мастер-класс «Музыка и экология моей души»: теория и практика

Как рассказали мне мои родители – преподаватели, любой мастер-класс должен включать в себя различные виды деятельности (таблица 2), которые будут выполнять мои одноклассники, ведь мастер-класс не рассказывают, а показывают. Тематику мастер-класса мы определили по названию нашего буклета, так как он будет основной «помощник» при проведении в классе данного мероприятия. Также помимо заданий и упражнений, в сценарий мы включили подробный показ, и рассказ об инструментах на которых я играю (Приложение Г).

Таблица 2 – Виды деятельности в рамках мастер-класса

   
   
   

Заключение

Всем нам людям с рождения дана способность слагать песни, творить музыкальные произведения, петь, играть, выражая этим свои внутренние переживания и размышления. Наше ухо создано, как уникальный орган восприятия разной звуковой информации.

В нашем исследовании мы провели работу по поиску информации в литературе и интернет-источниках истинного значение понятия «экология души», нашли пути формирования «экологии души» при помощи музыки, в практической части работы провели опрос среди учащихся нашего класса и удостоверились в влиянии музыки на внутренний мир, учли пожелания ребят и разработали интерактивный буклет для проведения увлекательного мастер-класса и еще раз на практике проведения мастер-класса убедились в актуальности и полезности нашей работы.

Список используемых источников

1 Алабугина, Ю.В. Орфографический словарь. Толковый словарь. Основные правила русской орфографии: 3 книги в одной / Ю.В. Алабугина. - М.: АСТ, 2018. - 352 c.

2 Аникин, В.П. О книгах и знаниях. Пословицы и поговорки русского народа/ В.П. Аникин. – М.,1970.

3 Даль, В.И. Детский толковый словарь в картинках / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - 18 c.

4 Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2019. - 224 c.

5 Зямалова, Н. И. Проблемы экологии души в библии и русской православной традиции : [основные положения статьи основаны на текстах Библии и трудах православных деятелей, а также светских религиоведческих работах] / Н. И. Зямалова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 119. – С. 159-165.

6 Калугина, О. В. Экология музыкальной культуры в контексте вокальной педагогики / О. В. Калугина // Омский научный вестник. – 2006. – № 8 – С. 281-283

7 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 319 c.9 Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера

8 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствия участникам Глинских чтений 28-29 июля 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// magister.msk.ru›library/Alexy/alexy688.htm.

9 Россова Ю.И. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ ДУШИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.

10 Ходченков, A. B. Экологическая культура: подходы к определению / A. B. Ходченков // Ростов н/ Д : Изд-во РГПУ, 2005. – 70 с.

Приложение А

Музыкальные произведения известных композиторов о природе

Композитор

Название

Описание

Ссылка для прослушивания

А. ВИВАЛЬДИ

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части. Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

https://youtu.be/nGdFHJXciAQ

Й. ГАЙДН

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке. Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл. Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора. У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн.

https://youtu.be/IX00J9P6z8g

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

https://youtu.be/z27E49iXzgI

К. СЕН-САНСА

«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ»

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

https://youtu.be/ATXifclxtq8

Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

МОРСКАЯ СТИХИЯ

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях. Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу. Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

https://youtu.be/moFg22eFjMc

Приложение Б

Анкета

1 Любите ли вы слушать музыку?

Да

нет

2 Как часто вы слушаете музыку? 

Каждый день

Несколько раз в день

Через день

Редко

По настроению

Не слушаю музыку вообще

3 Что для вас представляет музыка?  

Выберите все подходящие варианты

Музыка для меня-жизнь

Музыка-мое хобби

Музыка помогает мне приятно провести время

Музыка-просто вид искусства

4 Какую музыку предпочитаете слушать? 

Выберите все подходящие варианты

Классическая музыка

Поп-музыка

Рок-музыка

Этническая музыка

Электронная музыка

Шансон

Джаз

Рэп

Ретро

Другой ответ

5 Есть ли у вас любимая песня? 

Нет

Да, одна

Да, много/несколько

6 Если да, то какая и почему? 

7 Как вы думаете, повлияли ли предпочтения родителей на ваши предпочтения в музыке? 

Да, я слушаю ту же музыку, что и родители

Возможно, часть предпочтений сходится

Нет, наши вкусы расходятся

8 Играете ли вы на каком-нибудь инструменте?

Приложение В

Буклет «Музыка и экология моей души»

Приложение Г

Мастер-класс «Музыка и экология моей души»:

теория и практика

Сценарий

Время проведения:

40 мин.

Оборудование:

- ПК,

- видеопроектор,

- сценарий мастер-класса,

- буклет,

- музыкальные инструменты (аккордеон 2/4, аккордеон 3/4, синтезатор),

- канцелярские принадлежности (цветные карандаши, ручка)

Ведущий:Уважаемые ребята сегодня я проведу для вас небольшой мастер-класс

«Музыка и экология души»

И для начала давайте вместе вспомним как звучат знакомые уже нам музыкальные инструменты. Поднимите руки, кто умеет играть на музыкальном инструменте? На каком?

Ведущий: Молодцы! А теперь поднимите руки, кто хотел бы научиться играть на фортепиано? Сейчас мы выполним небольшое упражнение, сначала прослушаем звуки природы, а затем попробуем повторить и посмотрим, что у нас получится.

Ведущий: Давайте вместе прослушаем шум водопада. Есть желающие попробовать, давайте по очереди.

Ведущий: Давайте вместе прослушаем звуки листопада. Есть желающие попробовать повторить, давайте по очереди.

Ведущий: Давайте вместе прослушаем пение соловья. Есть желающие попробовать, давайте по очереди.

Ведущий: А сейчас, приготовьте пожалуйста цветные карандаши. Откройте свой буклет и попробуйте нарисовать, сначала как выглядит Ваша душа, а затем нарисуем, как могла бы выглядеть душа нашего класса.

Ведущий: Данный буклет, я подготовила специально для Вас ребята, вместе с родителями вы можете наслаждать музыкой.

Приложение Г

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Просмотров работы: 37