Здоровое питание - объясню играя

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровое питание - объясню играя

Сорокина И.Р. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Зудина А.Л. 1Подобрей В.Н. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дети все время слышат от взрослых не ешь то, не ешь это. Они, взрослые, много знают о пользе правильного и сбалансированного питания, и пытаются кормить детей правильно. А вот я, ребенок, не хочу просто есть то, что дают, хочу понять, как еда влияет на самочувствие и активность человека. Сама научиться выбирать полезные и качественные продукты.

Сегодня, когда в магазинах так много разных вкусняшек, детям надо уметь разбираться в пользе продуктов. От этого будет зависеть какое у меня будет настроение, после съеденного, на весь день и моя активность, в том числе оценки в школе.

В этом проекте хочу совместить мои увлечения школьными предметами «Окружающий мир» и «Информатика». Объяснить о пользе некоторых продуктов с помощью интерактивного плаката. А с помощью игры «Здоровые и вредные продукты» дать возможность проверить, все ли ребенок запомнил верно.

Цель: Создание интерактивного плаката и игры «Здоровые и вредные продукты».

Задачи:

Поиск информации о правилах и принципах здорового питания.

Изучение возможностей языка программирования Scratch 3.0.

Написание алгоритмов к игре.

Подготовка спрайтов, скриптов.

Создание программного кода.

Предполагаемый продукт проекта: интерактивный плакат и игра «Здоровые и вредные продукты».

Откуда появилось разделение «здоровая» и «вредная» пища?

Каждый взрослый хочет, чтобы его ребенок рос здоровым, умным и счастливым. Одно из обязательных условий этого – правильное питание. От того, что и как ест ваш ребёнок, зависит его здоровье и самочувствие завтра.

Наши предки питались только овощами и фруктами, ягодами и травой. С началом охоты появилось больше разнообразия в пище. Прошло время люди стали делать эксперименты с сочетанием продуктов и получали новые вкусы. Но новая пища могла оказаться и вредной. Например, шоколад. Сначала его ещё не ели, а пили. Причём детям нельзя было его. Думаете, что им не разрешали из-за его вреда? Нет. Самый первый шоколад, был не сладкий, просто в него добавляли острый перец. Не каждому взрослому было под силу его выпить. Время шло, и придумали много вкусняшек: пастилу, мороженое, рогалики и хлеб. Причем, как оказалось потом, чёрный хлеб был полезный для здоровья, а белый просто для удовольствия.

Мне стало интересно, кто и когда заметил о пользе или вреде продуктов. В Википедии я нашла такую информацию: «В конце XIV века средневековый медицинский трактат «Tacuinum sanitatis» на латинском языке рассказывал о здоровом образе жизни. Прототипом этой книги мог стать труд багдадского учёного и врача Ибн Бутлана «Поддержание здоровья». Значительно больше внимания, нежели лечебным травам, в книге уделено описанию полезных и вредных свойств тех или иных видов пищи и съедобных растений, также приведены шесть условий сохранения здоровья:

достаточное количество еды и напитков в умеренных количествах,

свежий воздух,

чередование активности и отдыха,

чередование сна и бодрствования,

питьевой режим,

мыслительная деятельность.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено.

Здоровый образ жизни рассматривается как решение одной проблемы — укрепление здоровья человека.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья...».

Получается, каждый день делать зарядку и много двигаться мало для здорового образа жизни. Оказывается, важно еще и правильно питаться.

Для того, чтобы организовать правильное питание ребенка, нужно соблюдать важные правила:

Питание должно быть разнообразным

Приемы пищи должны быть регулярным

Питание ребенка должно восполнять его ежедневные траты энергии

Мыть руки перед едой!

На сайте rospotrebnadzor.ru есть памятка о питании для школьников, дополняющая эти важные правила (Приложение 1, п.3).

Изучая человека и необходимость правильного питания для активного роста и развития нашла много интересных сайтов про полезные и вредные продукты. На сайте «Учи.ру» я прошла курс «Твое тело» в котором есть образовательная тема о правильном питании. Даже мультяшки из сериала «Смешарики» рассказывают в мультиках о правильном питании. А на сайте здоровое-питание.ру (Приложение 1), много информации о полезных продуктах, о рецептах разных народов, живущих в России. Но вся эта полезная и нужная для людей информация доступна только взрослым или детям, умеющим хорошо уметь читать. А маленькие дети, которые не умеют читать или читают еще с трудом тоже должны питаться правильно!

И я посчитала необходимым рассказать про здоровое питание по другому, а именно объяснить о пользе некоторых продуктов с помощью интерактивного плаката, созданного в среде программирования Scratch 3.0. А с помощью игры «Здоровые и вредные продукты» дать возможность проверить, все ли ребенок запомнил верно.

«Волшебный мир Scratch 3.0»

Со средой программирования Scratch 3.0 впервые столкнулась в этом году на кружке по информатике «Прикладная информатика». Знакомились с новыми понятиями: скретч, сцена, скрипт, команды. Обучаясь новым командам и возможностям, создавали простую анимацию и игры.

На первом этапе работы я придумала идею игры, кнопки, подготовила картинки. Для этого использовал программы Microsoft Word и Microsoft Paint. Какую-то часть графической работы (прозрачность, размер) со спрайтами дорабатывала в графическом редакторе программы Scratch 3.0.

Следующий этап – программирование.

Разработала алгоритм работы, продумала управление и реакции по нажатиям на кнопки. Используя блоки: управление, движение, переменные, сенсоры, “голос в речь” назначила скрипты для всех спрайтов-объектов игры и плаката (скриншот части кода программы в Приложении 3-4).

Получился интерфейс с интерактивными кнопками и рабочей областью.

Подробнее о получившемся плакате. По нажатию кнопок человек сможет «озвучить» название продукта и получить короткие рекомендации к использованию. В игре, используя кнопки стрелок на клавиатуре (вправо и влево) собирать появляющиеся сверху продукты. Но нужно быть внимательным, собирать нужно только полезные продукты, за них дается +1 балл к здоровью. Вредные продукты убирают 1 балл из здоровья. Если собрать все полезные продукты, Кили (мой персонаж) поздравит вас с победой. Если собирать только вредные продукты Кили будет очень расстроен, но если не удастся собрать все полезные продукты, то на экране появится «напоминалка» с полезными продуктами и ты сможешь пройти игру еще раз.

При тестировании проекта поняла, что не у каждого возможного пользователя будет установлена нужная программа для просмотра моего плаката или игры. С этой целью, используя идеи с сайта Scratch, научилась переводить из формата программы (*.sb3) в исполняемый файл (*.html). Использовала бесплатный онлайн конвертер Project HTMLifier (из *.sb3 в *.html).

Заключение

В этой работе мною был создан интерактивный плакат и игра «Здоровая и вредная пища». Работа опубликована на общедоступном сайте https://scratch.mit.edu/ с возможностью обучения и прохождения (Приложение 2).

Свою игру я уже показала одноклассникам, они остались довольны, цель достигнута и значит, с задачей быть полезным я справилась. В планах испытать мой программный продукт на первоклассниках: правила здорового питания узнают, а возможно и читать научатся быстрее.

Раз моя работа оказалась востребована, буду продолжать создавать другие полезные игры.

Длительность одного прохождения игры в программе занимает не более 10 мин. Что не превышает разрешенной длительности пребывания за компьютером определенные Санитарными Правилами и Нормами, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором  определенное время. Мой продукт рассчитан на работу младших школьников, а это 10-15 мин по нормам СанПиН.

Список информационных источников и литература

Сайт «Учи.ру» проект «Твоё тело»

Сайт здоровое-питание.рф

Википедия. История появления названия «полезные» продукты. [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&veaction=edit&section=14 (дата обращения 28.02.2023)

Приложение 1

Сайты с проектами о здоровом питании

Проект «Моё тело» на сайте «Учи.ру»

Проект на сайте здоровое-питание.рф

Памятка для школьников от rospotrebnadzor.ru

Приложение 2

Приложение 3

Программные коды игры «Здоровая и не здоровая пища»

https://scratch.mit.edu/projects/808621690

Приложение 4

Программные коды интерактивного плаката https://scratch.mit.edu/projects/808619144

Просмотров работы: 25