1. Введение
Актуальность исследования: Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и красивых видов спорта, возникший в СССР в 1940-е годы и обязанный своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами. Однако несмотря на то, что в современном мире художественная гимнастика признана самым изящным видом спорта, она также является одним из самых трудных, так как выступления предполагают использование различных предметов, все движения воспроизводятся под музыку, да еще и с дополнением разных танцевальных упражнений.
Гипотеза: Художественная гимнастика – травмоопасный вид спорта.
Цель исследования: Выяснить, как художественная гимнастика влияет на здоровье спортсмена? Почему художественную гимнастику считают довольно рискованным и тяжелым видом спорта?
Задачи:
1. Изучить историю появления и развития художественной гимнастики
2. Исследовать состав выступления гимнасток
3. Провести анкетирование, чтобы выяснить отношение обучающихся к спорту
Методы:
1. Поиск новой информации и ее анализ из доступных источников, специализированных интернет-ресурсов;
2. Проведение опроса среди одноклассников;
3. Обобщение и обработка полученных результатов.
История развития художественной гимнастики
Слово «гимнастика» греческого происхождения. Ещё две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции каждый молодой человек обязательно занимался физическими упражнениями для своего совершенствования. Причём юноши занимались обнажёнными. А слово «обнажённый» по-гречески – «гимнос». В разработке выразительного двигательного навыка большая заслуга принадлежит французскому педагогу Франсуа Дельсарту. Изучая драматическое искусство, он пришел к такому выводу: каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Дельсарт создал «Грамматику художественного жеста», которая стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Все идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику. Она вобрала в себя и ранее существовавшую «эстетическую гимнастику», где главным была выразительность человеческого тела, и «ритмическую гимнастику» Эмиля Жака Дель-Кроза, где все было подчинено музыкальному ритму или звуковому сопровождению, и «танцевальную гимнастику» Жоржа Демини, где доминировала танцевальность движений, и, конечно же, «свободную пластику» Айседоры Дункан. Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи. Художественная гимнастика — считается молодым видом спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировое признание и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара. В 1913 году на Высших курсах П. Ф. Лесгафта открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами её стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дельКроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние вместе всех направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта. В апреле 1941 года, выпускниками и учителями школы, был организован и проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. В 1945 — была создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В дальнейшем развитие этого вида спорта протекало достаточно быстро и охватывало большое количество юных спортсменок. С 1949 - ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1964 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию. С этого момента художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики, как вид спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы. Соревнования проводились только по произвольной программе и по правилам, принятым в СССР. После проведения этих соревнований, обнаружили, что в них принимали участие спортсменки не только из Европы. После этого приняли решение считать их первым чемпионатом мира, победителем которого стала спортсменка из Москвы – Людмила Савинова. В 1967- в художественной гимнастике появляется новый вид - групповые упражнения. Первый чемпионат мира состоялся в Копенгагене. Команда из СССР завоевала золотые медали на этом чемпионате. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В период с 1963 по 1991- чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. А начиная с 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.
Правила и требования художественной гимнастики
Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. При групповых выступлениях (группа состоит из 6 спортсменок) используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи), или один вид (например — пять мячей, пять пар булав). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут, от 75 до 90 секунд. Существует всего 5 снарядов, с которыми гимнастки показывают свои номера и соревнуются. Среди них: скакалка, обруч, мяч, булавы, лента (Рис.1). Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.
Рис. 1
Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях - пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах и позвоночнике. Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся, так как тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин), а также к памяти гимнасток и к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.
Влияние художественной гимнастики на физическое развитие человека
Положительное влияние любого вида спорта на физическое состояние и здоровье человека доказано уже много раз и все об этом знают. Так же все знают, что профессиональное занятие каким-либо видом спорта могут привести к серьезным травмам. Художественная гимнастика не исключение. Занятия по художественной гимнастике, как и любым другим видом спорта, считают врачи, полезны для молодого, развивающегося организма, так как занятия заставляют организм развивать и тренировать все группы мышц, растягивать мышцы, держать осанку. Разминка – начало любой тренировки. Эта часть тренировки делится на три вида: быстрая разминка на разогрев всех мышц длится 30 минут, длинная разминка с включением более сложных упражнений и целых связок упражнений длится до часа. Разминка - «подкачка» проходит раз в неделю и направлена на укрепление всех мышц спортсменки. Все эти упражнения придают мышцам красивые плавные очертанию, не дают им «накачиваться», как у бодибилдеров. Внешне это выглядит как красивое подтянутое стройное тело, которое в состоянии выдержать многочасовые физически тяжелые тренировки. После разминки начинается тренировочный процесс, который индивидуален и у каждой гимнастки идет по индивидуальному плану. В зависимости от того, с каким предметом идет тренировка зависит групп мышц, которая прорабатывается в этот момент. Мяч, обруч, булавы, во время подбрасывания, оказывают влияние на мышцы рук – предметы часто подбрасывают и затем ловят, успев выполнить другое упражнение. Здесь вырабатывается сила броска, концентрация и умение держать равновесие, балансировка, чтобы не потерять предмет. На ноги занятия художественной гимнастикой тоже оказывают большое влияние. Все упражнения выполняются в прыжке, полуприседе или на прямых ногах с 8 вытянутыми носками. Напряжение и давление всего тела во время выступления и тренировки заставляют все группы мышц быть в постоянном тонусе. Наверное, именно из-за таких тяжелых физических тренировок и влияния на физическое состояние человека гимнастки тренируются 5-6 дней в неделю, а не 2-3, как многие другие виды спорта. Мышцы быстро «забывают» и потом надо снова тренироваться долго и упорно, чтобы получить результат. Нельзя давать отдых телу, его надо постоянно держать в тонусе. Это полезно не только спортсменам, но и людям, не занимающимся спортом. Сейчас для этого открыть много тренажерных залов, построили в парках открытые площадки с тренажерами. Однако, как и в любом виде спорта, в художественной гимнастике, возможны травмы. Чаще всего травмируются ноги, а именно коленный и голеностопный суставы, что связано с большим количеством сложных прыжков. По данным статистики, 97% из этих травм не представляли реальной угрозы для здоровья спортсменок. В целом, художественную гимнастику можно отнести к относительно безопасным видам спорта. Но всё же травмы случаются и, порой, очень серьёзные, поэтому хочется рассмотреть все основные возможные их виды у художественных гимнасток.
Травмы в художественной гимнастике
К сожалению, в большом спорте травмы — постоянные спутники гимнасток. Нет, наверное, ни одной спортсменки, которая не получила бы ни одной травмы за свою спортивную карьеру.
Чаще всего у “художниц” страдают нижние конечности: голеностоп, колени, тазобедренные кости. На них в сумме приходится 72% травм: растяжение мышц и связок, ушибы, переломы и вывихи. Такой высокий показатель связан с тем, что гимнастки выполняют большое количество сложнейших прыжков, в результате которых спортсменка может неудачно приземлиться.
На втором месте — поясница, на нее приходится 17% травм. И еще 11% — травмы кистей рук (Рис.2)
Рис. 2
Самая распространенная травма в гимнастике — растяжение связок и мышц. Также очень сильно страдают колени гимнастки, так как многие прыжки завершаются приземлением на колени.
Голеностоп травмируется из-за инверсии стопы внутрь во время приземления после прыжковых элементов. Эта травма опасна тем, что со временем травмированные связки ослабевают, и возможны рецидивы.
Очень часто в результате частых травм, у гимнасток развиваются хронические заболевания, такие как тендинит (дистрофия и воспаление сухожилия) и “усталый” перелом (микротрещины в костях в результате постоянных сильных физических нагрузок).
Считается также, что боли в поясничном отделе позвоночника - одна из главных травматологических проблем в художественной гимнастике. В нескольких исследованиях показано, что 80-86% художественных гимнасток жалуются на боль в пояснице. Однако по данным исследований становится ясно, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность появления болей в области поясницы, и более того, укрепления мышц спины и брюшного пресса при занятиях гимнастикой помогут избавиться от таких болей. Также позднее было доказано, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность возникновения поясничных болей с возрастом, однако вероятность их возникновения у бывших гимнасток, уже имевших поясничные боли в спортивной карьере, увеличивается
Среди причин, приводящих к болям в области поясницы называются чрезмерные разгибания позвоночника в области поясницы. Достижение максимальных амплитуд в движении может привести к острой травме. Повторяющиеся чрезмерные разгибания, сгибания и скручивания в поясничном отделе позвоночника могут стать причиной микро- и макротравм позвонков и межпозвоночных дисков (Рис.3).
Рис.3
Практическая часть
При проведении моего исследования на тему влияния художественной гимнастики на физическое состояние человека, я попросила поучаствовать в опросе моих одноклассников. Я задала 5 вопросов и на основании ответов ребят построила диаграммы, четко показывающие их ответы.
Вопрос №1. «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»
Вопрос №2. «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?»
Вопрос №3. «Как часто у вас случаются травмы?»
Вопрос №4. «Какое отношение у вас к художественной гимнастике?»
Вопрос №5. «Считаете ли вы художественную гимнастику полезным видом спорта для здоровья?»
Выводы
Гипотеза: художественная гимнастика – травмоопасный вид подтвердилась, но помимо этого есть множество плюсов.
Художественная гимнастика – гармоничный вид спорта.
Физические нагрузки сопровождаются развитием гибкости, чувства ритма, пластики, развивают выносливость.
У гимнасток всегда прекрасная осанка, красивая фигура (Рис.4).
Гимнастика – это не только увлечение, но и интересная наполненная и полноценная жизнь, а также главное условие здорового образа жизни.
Рис.4
Заключение
Из всего вышесказанного, а также из данных, полученных в ходе проведенной работы, можно сделать вывод и однозначно с уверенность сказать, что художественная гимнастика положительно влияет на физическое развитие человека, что видно внешне – красивое, стройное и подтянутое тело, а также на уроках физической культуры все упражнения даются легко, т.к. нагрузка значительно ниже, чем на тренировках. Вдобавок ко всему, художественная гимнастика – гармоничный вид спорта. Он охватывает множество частей тела, и как итог человек получает гордую осанку, умение пластично двигаться и многое другое! Несмотря на все сложности, которые могут встретиться на пути к моей мечте, а также на тренировках и выступлениях, я говорю художественной гимнастике – ДА, я выбираю этот спорт, а вместе с ним – гармонию и красоту! (Рис.5)
Рис.5
Список литературы
1. И.А. Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д. Цыганкова. Учебник «Художественная гимнастика». 2011 год.
2. Журнал по художественной гимнастике, изданный в Гран-при «Москва-2006».
3. Л.А. Карпенко. Учебник «Художественная гимнастика» (Издатели: Всероссийская федерация художественной гимнастики, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафа.).
4. Пособие для учителя. Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. 2011 год.
5. Следующие сайты:
- https://sportgymrus.ru/about
- https://sportschools.ru/page.php?name=rhythmic_gymnastics
-https://grandprixsport.ru/travmy-v-khudozhestvennoy-gimnastike-kak-zashchitit-sebya/
- https://www.sportmedicine.ru/rhythmic-gymnastics.php
6. Фотографии из личного архива.