Введение
В моей семье все любят хлеб. Я часто слышу от своих родителей и бабушки такие слова: «Не оставляй кусок хлеба, доедать нужно все до крошки». Все ребята моего класса любят хлеб, мы кушаем его утром, в обед и на полдник. Особенно много его мы съедаем, во время обеда, с супом. Я задумалась, почему люди любят хлеб?
В нашем селе, во многих магазинах, есть пекарни, которые обеспечивают жителей нашего района свежим, вкусным хлебом. Моя мама работает на пекарне, самом старейшем предприятии района, которое выпекает хлеб с 1954 года.
В любом магазине большой выбор хлебобулочных изделий, это и белый, и серый, и отрубной, и ржаной хлеб. И я задумалась, какой хлеб полезнее? Как выбрать хлеб, который был бы не только вкусным, но ещё и полезным для здоровья?
С классом мы ходили в районную библиотеку на мероприятие, которое называлось «Хлеб – кормилец». Нам рассказали о пользе хлеба. Я задумалась -неужели хлеб так важен в жизни человека. Может ли человек прожить без хлеба?
Меня заинтересовали вопросы: каким был первый хлеб и когда он возник? Зачем он так необходим в нашем рационе питания? Что обучающиеся нашей школы знают о хлебе, как к нему относятся и почему все люди так ценят его? Чтобы разобраться в этом, я решила провести исследование и выяснить: является ли хлеб необходимым продуктом для людей? Я назвала свою работу «Знакомый незнакомец - хлеб».
Однажды я заметила, что на полу в школьной столовой лежит кусочек хлеба, несколько кусков хлеба лежали на подоконнике. Я подняла эти кусочки и отнесла их в кормушку. Я поняла, что не все дети понимают, какой важный и нужный продукт – хлеб. Значит, я выбрала правильную тему для исследования.
Мне захотелось узнать и рассказать ребятам о пользе хлеба. Необходимо, воспитывать у ребят бережное отношение к хлебу. В этом заключается актуальность моей работы.
Новизна состоит в том, что моя работа заставит ребят задуматься, какое значение хлеб играет в жизни человека, и почему люди с большим уважением относятся к нему.
Поставила перед собой цель: узнать о значении хлеба в жизни человека. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Выяснить, что такое хлеб, почему он нужен человеку.
3. Используя различные источники расширить знания о хлебе: его истории, составе и ценных свойствах. Выяснить какой хлеб полезнее?
4. Узнать, какие сорта хлеба выпекают в с. Поспелиха?
5. Провести наблюдение с целью определить, какой хлеб пользуется большим спросом среди покупателей. Какой хлеб больше нравится детям.
6. Познакомить ребят с рекомендациями: как выбрать хлеб, как использовать остатки хлеба.
Я выдвинула гипотезу: предположим, что хлеб - важная часть нашего питания, без него не может обойтись ни один человек.
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: значение хлеба для человека.
Методы: метод сравнения, обобщения и систематизации информации, опрос, сравнительный анализ, наблюдения, сравнения и эксперименты.
Формы работы:
интервью с обучающимися 2 классов;
анкетирование родителей и учителей;
беседы с медицинскими работниками;
интервью – опросы покупателей и продавцов в хлебных магазинах:
поиск информации в сети Интернет;
создание презентации;
Практическая значимость работы
Собранный материал может быть использован на уроках окружающего мира, классных часах. А главное, ребята смогут сами сделать вывод – как нужно относиться к хлебу.
1.Теоретическое исследование проблемы
Прежде чем начать исследование, мы с классным руководителем составили вопросы и провели анкетирование учащихся 2-х классов, опрос родителей
(Приложение 1). Анализируя анкеты, я поняла, что ребята не знают о полезных свойствах хлеба, не знают, как выпекается хлеб (Приложение 2)
Я поняла, что тема важная и нужная, а материал, полученный в результате ее изучения, может пригодиться и взрослым, и детям.
В поисках нужной информации я обратились в школьную и районную библиотеки, в книгах нашла много того, что касается моей работы. Так же пользовалась сайтами в Интернете (Приложение 3).
1.1.Что такое хлеб. История появления хлеба.
Чтобы выяснить, что означает слово «хлеб», я стала искать информацию в книгах и Интернете. Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнала, что хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов. В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса - то. На Руси хлеб называли жито. Ещё 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала их ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким, как каша. Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал раб-египтянин, готовивший тесто. По недосмотру он оставил на ночь смесь воды и муки. Тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким. Лепешка – это вторая форма хлеба.
В России «квасной» хлеб появился в IX-X веках. С рецептом хлеба на закваске нас познакомили греки-монахи, которые пришли на Русь проповедовать христианство. И только в XV-XVI веке в нашей стране появляются первые общественные пекарни, которые назывались «хлебными избами», а профессиональных пекарей именовали «хлебниками».
Несмотря на то, что технологию производства наши предки получили извне, на Руси сложилось особо бережное отношение к хлебу. Считалось большим грехом оставить за обедом хоть корочку хлеба, обязательно нужно было съедать отрезанный ломоть до последней крошки (Приложение 4).
1.2. Значение хлеба в нашей жизни.
Хлеб пришел к нам из прошлого, он с нами сейчас, и, конечно же, будет в будущем. Хлеб невозможно заменить ни одним продуктом. В этом и заключается его сила. Я прочитала в энциклопеди, что хлеб – это главный пищевой продукт, который дает значительное количество энергии и необходимые организму питательные вещества, он нужен всем!
Из статей в Интернете я узнала, что в среднем человек употребляет 400 – 800г. хлеба в день. Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. И что ещё важно, он обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – это здоровый продукт и вот почему: он даёт энергию для нашего тела и мозга. Он содержит углеводы, которые являются пищей для мозга. Хлеб из пшеничной муки богаче углеводами. Хлеб содержит много клетчатки и полезен для кишечника. Особенно много клетчатки в отрубном хлебе. Хлеб содержит аминокислоты, витамины, минералы и питательные вещества. В черном хлебе - витамины группы В. Хлеб содержит белок. Белок является основным строительным компонентом тканей организма.
Я пришла к выводу, что хлеб необходимый продукт для взрослых и детей.
1.3 Свойства хлеба: польза и вред.
Анализируя информацию, найденную в интернете, я пришла к выводу, что хлеб имеет полезные свойства, но он может быть и вреден.Но вред хлеба, не в самом продукте, а в отсутствии меры при его потреблении (Приложение 5).
2.Практическая часть.
2.1 Экскурсия на хлебокомбинат ПО «Кондитер».
Чтобы узнать, как выпекают хлеб специалисты, я с классным руководителем отправилась на хлебокомбинат ПО «Кондитер» на экскурсию. Моя мама - мастер – технолог, поэтапно рассказала мне процесс выпечки хлеба. Весь процесс хлебопечения я увидела своими глазами. И, самое главное, я участвовала в выпекании хлеба. Это так здорово! (Приложение 6 ).
Когда я была на экскурсии, я увидела, что есть много рецептов, для выпечки хлеба. Я сфотографировала рецепт и хлеб (Приложение 7).
2.2 Зависит ли выпечка хлеба от праздничных дней.
Во время написания работы, у меня возник вопрос, всегда ли выпечка хлеба одинаковая или это зависит от праздников и будних дней? Мы со Светланой Викторовной сравнили несколько накладных. Сделали вывод - больше всего выпекают хлеб 1 сорта – более 1200 каждый день. Так же хлеб «Домашний» более 400 штук, «Гражданский» - более 200 штук. Оказалось, что количество выпекаемого хлеба, не зависит от праздничных дней и будней(Приложение 8).
2.3 Сравнение цен на хлеб, в магазинах с. Поспелихи, которые выпекают хлеб самостоятельно.
Мы выяснили, что цены в каждом магазине приблизительно одинаковые. Конечно, есть подороже, подешевле, но мама сказала, что нужно сравниватьне только цену, но и вес. Это я сделаю в следующей работе (Приложение 9).
2.4 Интервью с продавцами магазинов (ПО «Кондитер», «Крендель»)
Беседуя с продавцами в магазинах, я узнала, какой хлеб чаще покупают.
Продавец на пекарне сообщила, что практически все покупатели предпочитают тот сорт хлеба, к которому привыкли (Приложение 10).
В «Кренделе» продавец сказала, что раз на раз не приходится, иногда больше раскупают ржаной. Но, все, же в основном предпочитают белый - пшеничный.
2.5 Опрос покупателей ПО «Кондитер».
Было опрошено 15 человек. Я узнала, что большинство покупателей отдают предпочтение хлебу 1 сорта (белому), потому, что он вкусный. Для большинства покупателей, цена имеет значение. Никто из покупателей дома хлеб не печет, легче и удобнее купить в магазине (Приложение 11).
2.6. Как правильно выбирать хлеб. Советы технолога Кочетовой Ирины Вячеславовны.
Я задавала ребятам вопрос, о том, знают ли они, как выбирать хлеб при покупке? Многие сказали, что ничего не выбирают, берут любую булку, которая понравилась. Тогда моя мама предложила провести для ребят беседу «Как правильно выбрать хлеб». Она рассказала, чтоб хлеб приносил пользу вашему здоровью, важно правильно выбрать хлеб. Не стоит брать первую попавшуюся булку (Приложение 12). Ребята с удовольствием ели ароматный свежий хлеб, которым я их угощала.
2.7. Можно ли есть горячий хлеб? Беседа с фельдшером Гуреевой Л. А.
Когда я была на пекарне, то очень хотела попробовать горячий хлеб, от него шел такой аромат! Но мама сказала, что этого делать нельзя. Мама считает, что свои лучшие кондиции хлеб набирает через 16 – 18 часов после выпечки. Чтобы узнать, почему нельзя есть горячий хлеб, я обратилась к фельдшеру нашей школы – Ларисе Анатольевне Гуреевой. Она мне объяснила, какие болезни могут появиться у человека, если кушать горячий хлеб (Приложение 13)
2.8. Интервью с заведующей столовой Фисенко Татьяной Петровной.
Я задала Татьяне Петровне вопросы:
-Какой хлеб предпочитают посетители вашей столовой?
-Сколько хлеба расходуется за день, за неделю.
-Если остается хлеб, как вы его используете?
Ответы меня порадовали (Приложение14)
3.0 Опыты и эксперименты
Я решила провести опыты, вместе с ребятами моего класса. Хочу поблагодарить их за помощь.
Опыт № 1. В классе, мы попробовали на вкус несколько зерен пшеницы. Они были твердые и почти не съедобные. Мы пришли к выводу, что есть пшеничку, должны птички, хомячки, а человек такое не употребляет в пищу. Но, некоторым ребятам так понравилась пшеница, что они несколько дней ели ее.
Опыт № 2. Я принесла муку, угостила ею ребят, все сказали, что это совсем не вкусно. Я пришла к выводу – люди, не едят муку.
Опыт № 3. Мы добавили в муку воду, получилась каша, похожая на тесто для блинов. Ребята его попробовали — есть, конечно, можно, но совсем не вкусно. Все решили, что есть такую кашицу, нельзя.
Опыт № 4.С мамой, дома, мы замесили тесто из муки и воды, не добавляя ни сахара, ни соли - получились пресные лепёшки. Я принесла их в класс и дала попробовать ребятам. Все сказали, что лепешки намного вкуснее каши из муки и воды. Я поняла, что такие лепешки, есть можно. Меня удивило, что мои одноклассники, которые не едят многие продукты, в том числе и хлеб, с удовольствием съели кусочки лепешек и просили добавку.
Я сделала вывод, из того, что я предлагала ребятам, самое вкусное и съедобное – это жареные лепешки (Приложение 15).
Опыт № 5. Исследование качества хлеба.
Для исследования качества хлеба, я взяла из магазинов, где выпекают хлеб самостоятельно, разные сорта хлеба. Весь исследуемый хлеб соответствовал нормам. Результаты приведены в таблице (Приложение 16)
Опыт № 6. Определить в каком хлебе больше содержание крахмала?
В стакан с водой капнула немного йода. Затем в него по очереди опустила кусочек белого хлеба, потом кусочек черного хлеба.
Кусочек белого хлеба окрасился в синий цвет сильнее, чем черный хлеб, значит в нем больше крахмала (Приложение 17).
Эксперимент 1. «Узнай продукт».
Я предложила ребятам разные виды хлебных изделий: белый хлеб, серый, печенье, сдобную булочку. Они должны были угадать, что они едят, но при этом у детей были завязаны глаза. Все ребята правильно определили продукт, который пробовали (Приложение 18).
Эксперимент 2. «Какой хлеб любите больше».
Я принесла в класс хлеб разных сортов: белый, серый, с семечками, черный. Предложила ребятам выбрать тот, который им больше понравится. Определить «победителя» нужно было по запаху, по вкусовым качествам. Оказалось, что обучающиеся моего класса любят все сорта хлеба. Мы не смогли отдать предпочтение одному виду хлеба, это меня очень порадовало. Мы попробовали кушать хлеб с медом, с солью. Я спросила, что больше понравилось? Удивительно, но большинство выбрало хлеб и соль (Приложение18 -19).
Эксперимент 3. «Какой хлеб быстрее портится?».
Проверить решила два вида хлеба - черный и белый. Проведя эксперимент, я сделала вывод, что белый хлеб портится быстрее, чем чёрный (Приложение 20).
Эксперимент 4. «Способы хранения хлеба в домашних условиях».
Так как, после покупки, хлеб не всегда удается скушать сразу, мы решили узнать, что нужно, чтобы хлеб оставался дольше свежим. Мы с мамой проверили 3 способа хранения хлеба: в хлебнице, в пакете, и в холодильнике. Оказалось, что в хлебнице хлеб остается свежим достаточно долго 1–2 дня. Но белый хлеб желательно, не хранить вместе с черным, иначе его вкус портится. В целлофановом пакете, хлеб задохнулся и потерял вкусовые качества, на второй день. В холодильнике хлеб остаетсясвежим дольше всего, не теряя вкуса – 5 дней (Приложение 21)
Эксперимент 5. «Превращение черствого хлеба – в мягкий».
Моя бабушка, узнав, что я пишу работу про хлеб, рассказала о том, как: затвердевший хлебушек сделать мягким и вкусным. Для этого достаточно перед подачей на стол поместить его на несколько минут в горячую духовку или в
микроволновку. Я, конечно же, проверила это. Хлеб получился
мягким и пышным! Бабушка посоветовала съедать такой хлеб в течение 2–3 часов, потому, что он сновастановится черствым (Приложение 22).
Покупая хлеб, мы не всегда съедаем его полностью. Я узнала, как использовать остатки хлеба (Приложение 22).
Эксперимент 6. «В каком хлебе содержится клетчатка?»
Из книг я узнала, что птицы не клюют ржаной хлеб, потому что он имеет кислый вкус из-за наличия в нем клетчатки. Конечно же, мне захотелось это проверить и узнать так ли это?
Мы с папой изготовили кормушку и закрепили ее на дереве. Я взяла два кусочка хлеба (белый и черный), положила их в кормушку. Караулила целый день, птички подлетали, и клевали только белый хлеб! Мне даже удалось снять на фото одну синичку. Она ловко вытаскивала из кормушки крошки белого хлеба!
Я смогла убедиться, что черный хлеб непригоден для птиц (Приложение 23).
Эксперимент 7. «В каком хлебе содержание белков и сахара больше?».
Мама рассказала, что проверить это можно – поджаривая хлеб на сковороде. Я взяла по кусочку белого и черного хлеба, положила их на сковородку. Пришла к выводу, что в темном хлебе содержится больше сахара и белков, чем в белом хлебе, потому что черный хлеб начал подгорать быстрее белого (Приложение 24).
Я побывала в районной музее, узнала, как в старину пекли хлеб (Приложение 25).
Во время работы, мне встретились незнакомые слова, связанные с хлебом. Нашла информацию (Приложение 26).
Узнала о приметах и обычаях наших предков. Хлебом– солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлеб брали, когда отправлялись свататься (Приложение 27).
Нашла в журнале советы как сделать так, чтобы хлеб дольше не черствел (Приложение 28).
Во время исследования, ребята задали мне вопрос: «А что растет на хлебном дереве - булки?» Я нашла ответ на этот вопрос (Приложение 29).
Заключение
В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Цель работы достигнута. Я узнала, что такое хлеб и историю его появления. Доказала, что хлеб является необходимым продуктом для людей. Работа помогла мне понять ценностьхлеба. Я убедилась, что хлеб человек должен употреблять каждый день так, как в нем много витаминов.
Проведя свое исследование, я могу сделать выводы:
Моя гипотеза полностью подтвердилась: хлеб - важная часть нашего питания, без него не может обойтись ни один человек.
Я ответила на интересовавшие меня вопросы. Выяснила, что для человека полезнее серый и черный хлеб. Узнала, какие сорта хлеба выпекают, и какие популярны в с. Поспелиха.
Большое удовольствие мне принесла работа с одноклассниками. Спасибо им за то, что они вместе со мной участвовали в экспериментах. Мы смогли доказать, что дети любят хлеб.
Считаю, что практическая значимость моей работы большая. Материалы можно использовать при подготовке к разным мероприятиям, на классных часах. Я познакомила ребят с рекомендациями: как выбрать хлеб, как использовать остатки хлеба. Доказала, что мы должны ценить хлеб и бережнее относиться к нему. Уверена, что ни один ученик моего класса не бросит хлеб на пол, и не пройдет мимо брошенного кем – то кусочка.
Большое удовольствие мне принесла экскурсия на пекарню. Мне очень понравилось выпекать хлеб. Я поняла, что это тяжелый и почетный труд.
Думаю, что работа, которую я начала, ещё не закончена. Чем больше я узнавала, тем больше вопросов у меня возникало. На них мне еще хочется найти ответы. Поэтому, я обязательно продолжу работу. Я наметила план на будущее:
-Испечь хлеб в домашних условиях и сравнить его с покупным;
- Узнать, о болезнях хлеба;
- Выяснить из чего пекли хлеб в Поспелихе во время войны.
Список литературы:
Детская энциклопедия «Здоровый образ жизни», 1992
К.Барыкин «Хлеб, который мы едим», Москва 1982г.
В.И. Бородулин «Домашняя медицинская энциклопедия», Москва 2003г.
А.И. Гурова «Практикум по общей гигиене», Москва 1996г.
Н.Сухова «Книга для девочек», Новосибирск 1998г.
Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990г
Интернет ресурсы:
https://travelask.ru/articles/hlebnoe-derevo-frukt-so-svoystvami-muchnyh-izdeliy http://www.biovedia.ru/bveds-55-1.html
http://health4ever.org/vredno-ili-polezno/polza-i-vredhlebahttp://vkusnoblog.net/products/rzhanoy-hleb
Приложения
Приложение 1
Анкета для одноклассников.
Любишь ли ты хлеб?
Да нет
Видел ли ты, как пекут хлеб?
Да нет
Знаешь ли, о свойствах хлеба?
Да нет
Выбрасывал ли ты, когда – либо хлеб?
Да нет
Знаете ли, как использовать остатки хлеба?
Да нет
Провожу анкетирование.
Приложение 2
Анкета «Какой хлеб полезнее?»
Опрошено 45 человек (учеников, родителей, учителей)
Любите ли вы хлеб?
Как часто вы употребляете его в пищу?
А. часто Б. один раз в день В. Очень редко
Какой хлеб вы предпочитаете?
А. белый Б. черный В.серый
Как вы думаете, какой хлеб полезнее?
А. белый Б. черный В серый
Оказалось, что хлеб любят все из 45 опрошеных.
25 человек едят хлеб часто, 10- один раз в день, 10 человек – очень редко.
Белый хлеб предпочитают – 15 человек, черный тоже – 15, серый – 13, два человека ответили, что они вообще не едят хлеб.
На вопрос, какой хлеб полезнее, большинство выбрало – черный, на втором месте – белый, 6 человек ответили – серый.
Приложение 3
Поиск информации
В районной библиотеке. В школьной библиотеке.
В сети Интернет.
Анализируем анкеты.
Приложение 4
История появления хлеба.
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб». В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса – то. На Руси хлеб называли жито.
Путь хлеба начался 15 тысяч лет назад, когда человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Прошло еще несколько тысячелетий, и человек научился возделывать злаки. В это время у древних египтян появляются ступки и каменные доски для растирания зерна, вот тогда хлеб рождается на свет в виде жидкой мучнисто-зерновой каши.
Примерно 8 тысяч лет назад наши далекие предки научились печь из каши пресные лепешки – плотные, подгорелые куски бурой массы, мало напоминающие хлеб наших дней. Но именно с их появлением началась на земле история хлебопечения.
Во многих поселениях Древней Руси были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера – хлебники. Кроме того, хлеб выпекали женщины в каждом доме. В 11 веке на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, основывалось на применении специальных заквасок, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Закваской называли часть заквашенного теста, оставшегося от предыдущей выпечки. От качества закваски зависели вкус и аромат хлеба. Кроме ржаного хлеба на Руси выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига это трёх- или четырёхугольный большой хлеб. Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались к праздникам.
Приложение 5
Свойства хлеба.
Польза хлеба
Польза хлеба отличается от сорта к сорту. Входящие в состав продукта компоненты определяют не только его калорийность, но и полезные качества, которые хлеб в себе несет. В белом хлебе содержание полезных веществ сведено к минимуму. Такой хлеб мягкий, пышный, однако в его составе много крахмала и лишних калорий.
Одним из наиболее полезных сортов хлеба считается «серый», с добавлением ржаной муки. Он медленнее усваивается и содержит больше минералов и витаминов, чем его белый собрат, именно ему, в большей степени, присущи полезные свойства хлеба.
Идеальный вариант – хлеб с отрубями. Польза хлеба с отрубями обусловлена их способностью поглощать аллергены и токсины, укреплять иммунную систему, а также снабжать организм столь необходимой клетчаткой, белками и витаминами.
Вред хлеба
Вред хлеба заключается в чрезмерном употреблении тех сортов, что содержат лишние калории, не будучи при этом обогащенными полезными веществами. Многие диетологи и медики придерживаются мнения, что чрезмерное потребление белого хлеба, вызывает обострение сердечно – сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний. Кроме того, частое включение белого хлеба в рацион питания в несколько раз повышает вероятность возникновения сахарного диабета.
Наконец, вред хлеба при ежедневном употреблении в том, что повышенная кислотность, свойственная пшенице, губительно воздействует на зубную эмаль. Иными словами, вред хлеба, не в самом продукте, а в отсутствии меры при его потреблении
Приложение 6
Экскурсия на ПО «Кондитер».
Чтобы узнать, как выпекают хлеб специалисты, я с классным руководителем отправилась на хлебокомбинат ПО «Кондитер» на экскурсию. Моя мама – мастер – технолог поэтапно рассказала мне процесс выпечки хлеба. Весь процесс хлебопечения я увидела своими глазами. И самое главное, поучаствовала в выпекании хлеба.
На первом этапе происходит прием сырья (муки, дрожжей, соли, сахара и других ингредиентов). Затем выстаивается опара, около 2 часов. Из сырья замешивают тесто в тестомесительной машине. Потом тесто формуется. Делится на определенные куски и выкладывается в формы. После формовки идёт отделка продукта. Смазка, посыпка, нарезы на батонах. Нарезы делаются для того, чтобы вышел углекислый газ, чтобы корка была мягкой. Затем идет процесс расстойки. В расстойке тестовая заготовка увеличивается в объеме и получается форма готового изделия. А вот и хлебушек поднялся. Пора его отправлять в печь.
В печи хлеб выпекают – 45 – 50 минут, а батоны выпекаются в течение – 20 минут. Затем происходит процесс, который называется «выбивание хлеба»
Дальше хлеб поступает на участок, где его укладывают на лотки. Хлеб остывает, его упаковывают и отправляют в магазины, где мы его и покупаем.
Мама рассказала, что за сутки на хлебокомбинате ПО «Кондитер»выпекают:
1200 штук белого хлеба
400 буханок серого хлеба,
100 штук отрубного,
200 штук батонов
600 булочек (рогалики, гребешки, рулеты с маком и другое)
Приложение 6
Экскурсия на ПО «Кондитер»
Прием сырья. Опару настаиваем более 2 часов.
Замешиваем тесто в тестомесительной машине.
Делим на куски.
Выкладываем в формы. Процесс расстойки. Отправляем в печь.
Происходит выбивание хлеба.
Укладываем на лотки, остывать.
Готовый хлеб отправляют в магазины.
Приложение 7
Рецепты хлеба, выпекаемого на ПО «Кондитер»
Приложение 8
Количество хлеба, выпекаемого за сутки на ПО « Кондитер».
Название хлеба |
Дата изготовления хлеба Количество шт. |
|||||
25.12 |
29.12 |
07.01 |
10.01 |
17.01 |
21.01 |
|
1 сорт |
1299 |
1378 |
1296 |
1137 |
1479 |
1309 |
1 сорт , обогащенный йодоказеином |
125 |
122 |
151 |
114 |
116 |
127 |
Домашний |
424 |
428 |
428 |
468 |
448 |
454 |
Гражданский |
245 |
232 |
232 |
355 |
219 |
225 |
Бородинский |
115 |
117 |
110 |
104 |
103 |
103 |
Мы со Светланой Викторовной сравнили несколько накладных. Сделали вывод: больше всего выпекают хлеб 1 сорта – более 1200 каждый день. Так же хлеб «Домашний» более 400 штук, «Гражданский» - более 200 штук. Оказалось, что количество выпекаемого и хлеба, не зависит от праздничных дней и будней.
Приложение 9
Сравнение цен на хлеб, в магазинах с. Поспелихи, которые выпекают хлеб самостоятельно.
№ п/п |
Название хлеба |
Название магазина |
||||
Аникс |
Ассорти вкуса |
Лада |
Пекарня По Кондитер |
Крендель |
||
1 |
Бородинский |
34.99 |
32,00 |
30.99 |
35,00 |
32.00 |
2 |
Дарницкий |
33.99 |
34.00 |
34.00 |
33.00 |
28.00 |
3 |
Кукурузный |
- |
- |
- |
35,00 |
- |
4 |
Отрубной |
23.99 |
27.00 |
31,99 |
35,00 |
30.00 |
5 |
1 сорт |
28 .99 |
30,00 |
26,99 |
29,00 |
28.00 |
6 |
Тостовый |
31.00 |
35,00 |
35,00 |
31,00 |
- |
Мы выяснили, что цены в каждом магазине приблизительно одинаковые. Конечно, есть подороже, подешевле, но мама сказала, что нужно тогда сравнивать и вес. Это я сделаю в следующей работе.
Узнала, какой хлеб магазины считают своей «фишкой»:
На пекрне – «Злаковый», «Кукурузный», «Хуторской».
«Крендель» – «Горчичный», «Домашний».
«Аникс» – «Питерский», «Старорусский», «На закваске».
«Ассорти вкуса» - «Знатный», «Деревенский».
«Лада» – Пампушки с чесноком
Узнаю цены на хлеб.
Приложение 10
Интервью с продавцами магазинов (ПО «Кондитер», «Крендель»).
А) Какой хлеб чаще покупают дорогой или более низкой ценовой категории?
Б) В ваш магазин ходит много покупателей? Это одни и те же люди, или приходят разные?
В) Выбирая хлебобулочные изделия, покупают тот хлеб, к которому больше привыкли или покупателям нет разницы?
Продавец на пекарне сообщила, что практически все покупатели предпочитают тот сорт хлеба, к которому привыкли. Но если появляется новый вид, то всегда стараются его купить и попробовать. Например, «Кукурузный», «Овсяный».
Елена Альфридовна сообщила, что большим спросом пользуются хлеб 1 сорта, кстати, в деревнях нашего района его тоже очень любят, например, Гавриловка, 12 лет Октября, Котляровка. Покупателей много, особенно в выходные дни, люди приезжают из деревень.
В «Кренделе» продавец сказала, что раз на раз не приходится, иногда больше раскупают ржаной. Но, все, же в основном предпочитают белый – пшеничный. Покупателей много всегда.
Интервью с Еленой Альфридовной. Интервью с Еленой Геннадьевной.
(пекарня) « Крендель»
Приложение 11
Опрос покупателей ПО «Кондитер».
Было опрошено 15 человек. Ответы порадовали.
Какой покупаете хлеб?
Большинство покупателей отдают предпочтение хлебу 1 сорта (белому)
Почему вы выбрали именно этот вид хлеба?
Чаще всего отвечали, что покупают именно этот хлеб, потому, что он вкусный.
В вашей семье предпочитают один вид хлеба или разный?
Оказалось, что в семьях разные предпочтения – у каждого свой любимый хлеб.
Является ли цена одним из показателей, по которым вы выбрали данный вид хлеба?
Для большинства покупателей, цена имеет значение.
Выпекаете ли хлеб дома?
Большинство ответили, что печь хлеб – не умеют. Некоторые сказали, нет времени.
Беседую с покупателями в магазине.
Приложение 12
Советы технолога Кочетовой Ирины Вячеславовны.
Как правильно выбирать хлеб.
Я задавала ребятам вопрос, о том, знают ли они, как выбирать хлеб. Многие сказали, что ничего не выбирают, берут любую булку, которая понравилась. Тогда моя мама предложила провести для ребят беседу «Как правильно выбрать хлеб». Она рассказала, чтоб хлеб приносил пользу вашему здоровью, важно правильно выбрать хлеб. Не стоит хватать первый попавшийся хлеб – рассмотрите его внимательно.
Хлеб не должен быть помятым, покрытым трещинами, он должен выглядеть аккуратно и аппетитно.
Не должно быть черного налета на его поверхности, этот факт говорит нам о нарушениях в приготовлении хлеба.
Цвет – от светло – коричневого, до темно-коричневого.
Мякиш должен быть не липким, не влажным на ощупь, эластичным, без комочков. В нем не должно быть пустот и уплотнений.
Качественный хлеб имеет гладкую поверхность, без крупных трещин и подрывов. Форма хорошего хлеба должна быть без дефектов: мятый, деформированный хлеб покупать не стоит.
Верхняя корочка должна быть хорошо подрумяненной, достаточно крепкой и в то же время эластичной. Цвет корки равномерный.
Хороший хлебпри легком нажатии восстанавливает свою форму.
Не нужно покупать хлеб с большим сроком хранения, в нем много консервантов и добавок.
Приложение 12
Как выбрать хлеб.
Ирина Вячеславовна рассказала, как выбрать хлеб.
Свежий хлеб легко разломить.
Ребятам очень нравится ароматный хлебушек.
Приложение 13
Беседа с фельдшером Гуреевой Л. А.
Можно ли есть горячий хлеб?
Когда я была на пекарне, то очень хотела попробовать горячий хлеб, от него шел такой аромат! Но мама сказала, что этого делать нельзя. Мама считает, что свои лучшие кондиции хлеб набирает через 16 – 18 часов после выпечки. Чтобы узнать, почему нельзя есть горячий хлеб, я обратилась к фельдшеру нашей школы – Ларисе Анатольевне Гуреевой. Она мне объяснила, какие болезни могут появиться у человека, если кушать горячий хлеб.
Лариса Анатольевна согласна, что хлеб, который только что выпекли – теплый и свежий. Он ароматный, мягкий, хрустящий. И его очень хочется съесть. Но именно этот хлеб и приносит больше вреда, ведь мягкий мякиш способствует большему слюноотделению, что может привести к обострению гастрита. В свежее испеченном хлебе крахмал находится еще в виде клейстера. Вместо того, чтобы всасываться, он будет раздражать стенки желудка.
Гораздо больше пользы принесут подсушенные в тостере хлебцы, или сухарики.
Разговор с фельдшером школы Гуреевой Ларисой Анатольевной.
Приложение 14
Интервью с заведующей столовой Фисенко Татьяной Петровной
Какой хлеб предпочитают посетители вашей столовой?
Хлеб кушают все и взрослые, и дети. Многи кушают любой вид хлеба – и черный, и белый. Но есть и те, кто предпочитают только белый хлеб. Серый хлеб, выбирет меньше человек, но все же, у него есть свои любители.
Сколько хлеба расходуется за день, за неделю.
Бывает по – разному. Но чаще всего за день расходуется 18-20 булок. Из них всего 3-5 булок черного хлеба.
Если остается хлеб, как вы его используете?
Оставшийся хлеб режем на сухарики, кладем их в салаты, подаем к супу. Делаем панировочные сухари. А еще, отдаем на корм собачкам и домашним животным.
С заведующей школьной столовой – Фисенко Татьяной Петровной.
Приложение 15
Опыты, проводимые с ребятами моего класса.
Опыт №1
Пробуем покушать пшенницу.
Нравится не всем.
Есть те, кому пшеница пришлась по вкусу!
Опыт №2
Пробуем на вкус муку.
Не вкусно!
Опыт №3
Жидкая кашица – очень невкусно!
Опыт №4
Пробуем на вкус.
Вкусно!
Пресные лепешки - вкуснятина!
Приложение 16
Опыт №5 Для исследования качечства хлеба, я взяли из магазинов, где выпекают хлеб самостоятельно, разные сорта хлеба:
№ 1 – хлеб Бородинский, магазин «Аникс»;
№ 2 – хлеб Дарницкий, магазин «Ассорти вкуса»;
№ 3 – хлеб отрубной, ООО «Лада»;
№ 4 – хлеб Кукурузный, ПО «Кондитер»
№ 5 – хлеб 1 сорт, магазин «Крендель»
Мама рассказала, что можно прверить качество хлеба по таким показателям, как - внешний вид, состояние мякиша, вкус и запах.
Внешний вид хлеба определяют при его осмотре. Хлеб должен быть правильной формы, цвет корки может быть золотисто-жёлтым, светло-коричневым, коричневым. Корка должна быть гладкой, неровной, бугристой, с вздутиями и трещинами.
Состояние мякиша определяют по цвету и эластичности.
Вкус хлеба определяют при его дегустации. Хлеб может быть нормальным, кислым, пресным. Неприятный аромат – признаки недоброкачественного хлеба.
Весь исследуемый хлеб соответствовал нормам.
Результаты исследования:
Название хлеба |
Форма |
Корочка |
Цвет |
Мякиш |
Вкус |
Запах |
Бородинский |
Правильная |
Гладкая |
Тёмно-коричневый |
Эластичный |
Кисло -солёный |
Приятный запах |
Дарницкий |
Правильная |
Гладкая |
Тёмно-коричневый |
Эластичный |
Кисло -солёный |
Приятный запах |
Отрубной |
Правильная |
Гладкая |
Жёлто-коричневый |
Эластичный |
Кисло -солёный |
Приятный запах |
Кукукрузный |
Правильная |
Гладкая |
Золотисто-жёлтый |
Эластичный |
Кисло - сладкий |
Приятный запах |
1 сорт |
Правильная |
Бугристая |
Светло-коричневый |
Эластичный |
Пресный |
Приятный запах |
Приложение 17
Опыт №6 Я определила, в каком хлебе больше содержание крахмала.
Сначала я капнула по капле йода на кусочки белого и черного хлеба, определила, что крахмал есть во всех кусочках.
Решила узнать, в каком хлебе больше крахмала? В стакан с водой капнула немного йода. Затем в него по очереди опустила сначала кусочек белого хлеба, потом кусочек черного хлеба.
Наблюдаю: кусочек белого хлеба окрасился в синий цвет сильнее, чем черный хлеб. Это означает, что содержание крахмала больше в белом хлебе. Избыток крахмала – ведет к ожирению, увеличению сахара в крови. Значит, белый хлеб кушать много - вредно.
Приложение 18
Эксперименты
Эксперимент 1. «Узнай продукт».
Все ребята правильно определили продукт, который пробовали.
Эксперимент 2. «Какой хлеб любите больше».
Определяем победителя - по запаху
Аромат хлеба – приятный.
Приложение 19
Эксперимент 2 .Какой хлеб любят мои одноклассники.
Хлеб мягкий, приятный на ощупь.
Хлеб с солью- вкуснее!
Мы не смогли определить, какой лучше.
Съели все – до крошки!
Приложение 20
Эксперимент 3. «Какой хлеб быстрее портится?».
Мы взяли черный и белый кусок хлеба, смочили в воде и положили в пакет. Мы прочитали, что это ускорит процесс развития плесени. Пакеты положили в темное место. Уже через пару дней стали заметны первые признаки заплесневения белого хлеба. Я сделала вывод, что белый хлеб портится быстрее, чем чёрный.
Мама объяснила, что ржаной хлеб имеет большую кислотность, поэтому на нем плесень образуется, но времени требуется больше, чем для образования плесени на белом, не кислом хлебе.
Приложение 21
Эксперимент 4
В целлофановом пакете, хлеб потерял вкусовые качества, на второй день.
В хлебнице хлеб остается свежим достаточно долго 1–2 дня
В холодильнике хлеб остаетсясвежим дольше всего, не теряя вкуса – 5 дней
Приложение 22
Эксперимент 5 «Превращение черствого хлеба – в мягкий».
Перед подачей на стол поместили хлеб, на несколько минут, в микроволновку.
Хлеб мягкий, будто из печи.
Как использовать остатки хлеба.
В моей семье очень бережно относятся к хлебу, и поэтому даже остатки мы стараемся использовать.
Подсохший хлебушек мы режем на брусочки, подсушиваем их в духовке. Получаются замечательные сухарики.
- Моя бабушка кроме сухарей, делакт панировку и хлебный квас.
-Я кормлю крошками хлеба птиц зимой.
- Еще я знаю, чтоостатками хлеба, можно кормить кроликов, коров и других домашних животных.
Отличные сухари.
Приложение 23
Эксперимент 6 «Узнать, в каком хлебе содержится клетчатка?».
Мы с папой изготовили кормушку и закрепили ее на дереве. Я взяла два кусочка хлеба (белый и черный), положила их в кормушку. Караулила целый день, птички подлетали, и клевали только белый хлеб! Мне даже удалось снять на фото одну синичку. Она ловко вытаскивала из кормушки крошки белого хлеба!
Я смогла убедиться, что черный хлеб непригоден для птиц.
Положили в кормушку белый и серый кусочки хлеба.
Удалось снять на фотоаппарат синичку – ест белый хлеб.
Эксперимент доказал, что птицы выбирают только белый хлеб.
Приложение 24
Эксперимент 7. «В каком хлебе содержание белков и сахара больше?».
Мы поместили ломтики темного хлеба в сковороду. Проверяли каждые 15 секунд, чтобы определить, когда они начнут подгорать. Засекли время.
Повторили опыт с белым хлебом.
Ломтики темного хлеба поджариваются гораздо быстрее, чем белый хлеб. Мама сказала, что это пригорает сахар, который содержится в хлебе.
Пришла к выводу, что в темном хлебе содержится больше сахара и белков, чем в белом хлебе.
Приложение 25
В краеведческом музее.
Муку просеивали через сито. Ставили опару на печь.
В русской печи пекли хлеб.
Приложение 26
Значение слов.
БУХА́НКА
Целый выпеченный хлеб (обычно формовой). Как правило, в форме параллелепипеда. (Малый академический словарь, МАС).
КАРАВАЙ
1.Каравай, обрядовый круглый пшеничный хлеб с украшениями у восточных славян. 2 Большой круглый хлеб (Малый академический словарь, МАС).
НаРусикаравайготовилинасвадьбы, Каравайсчиталсясимволомсчастья, достаткаиизобилия. Каравайвыносилинарушнике - расшитомполотенце.
Порусскомуобычаю, дорогихгостейвстречаютхлебом-солью: ржанымкараваем, которыйвыносятнавышитомполотенце.
КРАЮ́ХА
Большой ломоть хлеба, отрезанный от края целого каравая. (Малый академический словарь, МАС).
Приложение 27
Обычаи.
«Хлеб – соль» – это русский обычай, словно символ людской доброты. Хлебом и солью встречают дорогих гостей, новосёлов.
На свадьбах жениха и невесту угощают хлебом и солью.
«Хлеб вам да соль» - так говорят тем, кто ест.
Приметы, связанные с хлебом.
На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.
Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.
Если хлебом со стола во время обеда угощать собаку, станешь бедным.
Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.
Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Люди, поевшие вместе хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки:
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Плох обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в доме тоска.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
Приложение 28
Советы из журналов.
1.Для, того чтобы освежить зачерствевший хлеб, нужно сбрызнуть его водой или укрыть и на 2 – 3 минуты поместить его в нагретую духовку.
2.Хлеб дольше не зачерствеет, если в ёмкость, где его хранят – в кастрюлю с крышкой, в металлическую или деревянную хлебницу, - положить нарезанные кусочки яблока или сырого картофеля, или поставить маленькую солонку со щепотью соли.
3.Можно освежить хлеб на пару, поместив его над кастрюлей с кипящей водой. Однако этот способ хуже первого, потому что здесь может появиться избыточная влажность хлеба. Однако освежённый хлеб черствеет быстрее, чем свежий.
4.Хлеб дольше не черствеет, если его хранят в полиэтиленовом мешочке, но этот мешочек нужно не реже одного раза в неделю мыть с мылом, иначе хлеб будет задыхаться.
5.Чёрный и белый хлеб нужно хранить отдельно, так как они дольше не черствеют и не плесневеют.
6.Для бутербродов с салом, ветчиной, грудинкой, селёдкой, кильками или другими острыми на вкус продуктами нужно использовать – чёрный хлеб, а белый хлеб – для бутербродов с сыром, мясом, овощами, творогом и сливочным маслом.
7.Для бутербродов хлеб нужно резать тонкими, толщиной 1 – 1.5см., ломтиками. Свежий хлеб так нарезать непросто, поэтому предварительно на несколько часов нужно положить его в холодильник.
Приложение 29
Почему дерево назвали «Хлебным».
Ребята спросили меня, что такое «Хлебное дерево». Ответ я нашла в интернете.
Существует такое тропическое растение, которое называется хлебным деревом. Конечно, растут на нем не булочки, а экзотические фрукты. Их мякоть имеет такие удивительные свойства, что из нее можно выпекать хлеб. Это очень сытные и питательные плоды, обладающие многими полезными свойствами. Процесс приготовления выпечки из них намного проще, чем из пшеницы, а при желании можно питаться и сырой мякотью. У туземцев существует поговорка, что рядом с хлебным деревом голодным не останешься.
Хлебное дерево очень плодовито. В хорошем климате оно дает урожай на протяжении девяти месяцев. С одного растения собирают 200-700 фруктов за сезон. При продолжительности жизни в 70 лет дерево приносит гигантское количество плодов.
Фрукты едят в свежем виде или подвергают обработке. Интересная особенность: неуспевшие созреть плоды готовят как овощи, а полностью поспевшие — как ягоды или фрукты. Семена тоже съедобные, если они находятся в мякоти, их обжаривают в масле. Из мякоти делают: гарниры, сладкие или овощные салаты,
выпечку, мороженое, коктейли, конфеты, чипсы.
Хлебное дерево Плоды хлебного дерева