Введение
Однажды мама предложила мне на завтрак бутерброд с сыром. Я не очень люблю сыр, и решила отказаться. Но мама сказала, что это очень полезный продукт, поэтому детям его есть нужно обязательно. Мне стало интересно узнать всё об этом ценном продукте. Как появился сыр? В чём его польза? Как жидкое молоко становится твёрдым сыром? Так появилась наша исследовательская работа.
Актуальность: Люди в каждом доме завтракают. Кто-то кушает кашу, кто-то фрукты, а мне мама дает сыр, а я его не люблю. Поэтому мы решили узнать мнение родителей и детей начальной школы о пользе сыра, как завтрака.
Тема: Полезный завтрак, или что такое сыр?
Объект исследования: сыры.
Предмет исследования: полезные свойства сыра и условия его получения
Цель исследования: изучить полезные свойства сыра и условия его получения, провести анкетирование одноклассников и их родителей.
Задачи:
1) изучить историю возникновения сыра.
2) узнать, как получается сыр.
3) рассмотреть типы и виды сыров.
4) узнать полезные свойства сыра.
5) провести анкетирование и сделать выводы.
Гипотеза: Мы предполагаем, что сыр многие дети не любят. Большинство ребят и взрослых знают о пользе сыре, но не знают о возникновении сыра.
Новизна: исследования о значимости сыра в жизни ребят и взрослых в нашей школе не проводилось, и ребятам и их родителям будет полезно об этом узнать или напомнить.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что я получила опыт по проведению анкетирования, сбора информации и смогла представить информацию по теме исследования на классном часе и родительском собрании.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №4 г.Осы» в декабре 2022 года.
Литературный обзор: история возникновения сыра, типов и видов сыров.
Методы исследования:
Эмпирические: работа с информацией, анкетирование, анализ информации, интервью.
1.Основная часть
1.1. История возникновения сыра
Сыр появился в далёкие древние времена. Точно неизвестно, где появился этот продукт. Историки считают, что жители арабских жарких стран бедуины перевозили на верблюдах в кожаных мешках из овечьих желудков молоко (Рис.1). Под воздействием тряски и высоких температур молоко превратилось в сыр (Рис. 2).
В России сыр появился благодаря Петру Первому (Рис.3). В Голландии царю понравились сыры, и он привез в Россию иностранных мастеров – сыроделов, чтобы начать производство сыров (Рис. 4).
1.2. Как получается сыр.
Что же такое сыр? Значение этого слова мы посмотрели в толковом словаре. Сыр – это пищевой продукт в твердой и полутвердой массе, который готовят из сквашенного особым способом молока. Чтобы этот продукт появился на наших столах, он проходит долгий путь приготовления. Происходит загадочный процесс превращения из жидкого молока в твёрдый сыр.
Основные этапы и необходимое оборудование мы показали в таблице:
Таблица №1
Оборудование |
Этапы приготовления |
Емкости для молока и сырной массы; Нагревательные печи; Фильтры для молока Охлаждающие приспособления; Пресс-столы; Камеры созревания; Солильные бассейны; Стеллажи и формы для сыра; |
Привоз и слив молока; Пастеризация; Внос закваски; Варка сыра; Откачивание жидкости; Прессование; Просолка; Созревание в погребе; |
Наглядное изображение процесса изготовления сыра мы представили в виде схемы (Рис.5).
1.3.Типы и виды сыров
Существует несколько основных типов сыра: твердый, мягкий, домашний, плавленый, рассольный.
Вид сыра зависит от того, из какого молока его готовят, какие особенные ферменты используют, сколько времени он созревает, в какое время готовится и т.д. (Рис.6)
Классификации видов сыров:
- из цельного коровьего молока (эменталь, пармезан, бофор, конте, грюйнер)
- творожные сыры (моцарелла, маскарпоне, фетта, рикотта)
- мягкие сыры с плесенью (бри и камамбер)
- невареные прессованные сыры (гауда, чеддер, канталь, мимолет)
- голубые сыры с плесенью (данаблу, рокфор)
1.4. Полезные свойства сыра
Чтобы узнать о пользе сыра, мы взяли интервью у медицинского работника (Рис.7). После беседы мы узнали, что в состав сыра входят жизненно важные и ценные для человека белки, молочный жир, минеральные вещества, витамины и экстрактивные вещества (Рис.8).
2.Исследования
2.1.Анкетирование
Я много узнала, изучая информацию о сыре. Мне стало интересно, а что знают об этом мои одноклассники 1 класса и их родители, а также ребята из 4 класса. Я предложила им ответить на следующие вопросы:
- Какой молочный продукт больше всего любишь?
- Часто ли в семье покупают сыр?
- Часто ли употребляете сыр?
- Знаешь ли ты о пользе сыра?
- Знаешь ли ты, как получают сыр?
- Как ты думаешь, можно ли сыр приготовить в домашних условиях?
В опросе участвовало 47 детей и 20 взрослых. Результаты анкетирования мы представили в виде диаграмм (Рис.9)
Какой молочный продукт любишь больше всего?
Часто ли в семье покупают сыр?
Часто ли употребляете сыр?
Знаешь ли ты о пользе сыра?
Знаешь ли ты, как получают сыр?
Как ты думаешь, можно ли сыр приготовить в домашних условиях?
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Из 67 человек опрошенных, только 16 человек любят сыр. Остальные предпочитают из молочных продуктов молоко, йогурт и кефир.
Из 67 человек опрошенных, только 40 человек покупают сыр.
Из 67 человек опрошенных, 20 человек часто употребляют в пищу, а 23 человека только иногда.
48 человек знают о пользе сыра
50 человек из 67 человек не знают о возникновении сыра
Также 57 человек из опрошенных знают, что сыр можно приготовить в домашних условиях, 9 человек ответили: “не знаю”.
3.Заключение
В ходе исследования мы узнали историю возникновения сыра. А именно, в Россию сыр завез Петр Первый. Мы изучили этапы приготовления сыра. Рассмотрели типы и виды сыров, и отметили, что они разнообразны. Выяснили, что врачи и ученые относятся по-разному к сыру. Также узнали полезные свойства сыра и провели анкетирование на 1, 4 классах и родителях 1 класса и сделали выводы.
По данным анкетирования меньшинство ребят любят сыр. Большинство предпочитают из молочных продуктов молоко, йогурт и кефир.
Большинство сыр покупают, но часто его употребляет только 1/3 часть опрошенных. Однако при этом большинство, но не все учащиеся знают о пользе и возникновении сыра, о том, что его возможно приготовить в домашних условиях.
Наша гипотеза подтвердилась частично. Сыр полезный продукт, по мнению врачей. Большинство ребят и взрослых знают о пользе и о возникновении сыра. Но есть те учащиеся, которым наша исследовательская работа будет полезной.
Список используемой литературы
Энциклопедия для детей « Все обо всем», Астрель, 1996 г., 196 стр.
ГОСТ 52686 – 2006 Сыры. Общие технические условия
Толковый словарь С.И. Ожегова, Москва, ОНИКС
История возникновения сыра. Интернет сайт https://milklife.by/istoriya-vozniknoveniya-syirov/
Приложения
Рис.1 Кожаный мешок из овечьих желудков.
Рис.2 Перевозка грузов в пустыне на верблюдах
Рис.3 Петр Первый. Годы правления:1689 – 1725гг
Рис. 4 Сыроварня 19 века в России
Рис. 5 Схема изготовления сыра
Рис. 6 Примеры сортов сыра
Рис. 7 Фото Киры с мед.работником
Рис.8 Полезные свойства сыра