Больше, чем мёд

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Больше, чем мёд

Голубкова У.Д. 1
1АНО "ШКОЛА"ПРЕЗИДЕНТ"
Матюхина М.А. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Прошлой весной я с родителями отдыхала в Республике Алтай, в горах неподалёку от Горно-Алтайска. Как известно, Алтай славится своим мёдом и в нашей программе была экскурсия на местную пасеку, где нам подробно рассказали как устроен улей и как живут в нем пчёлы. Мы наблюдали за работой пчёл через прозрачную створку в улье, видели как пчёлы опыляют цветы на лугу. В конце экскурсии нас угостили свежим мёдом. Экскурсия была настолько интересной и познавательной, что я решила более детально изучить жизнь пчёл, понять законы по которым живет пчелиный улей и узнать, что будет, если исчезнут пчелы. С этого момента и началось моё любопытство, которое вылилось в исследовательскую работу.

 

Я поставила перед собой следующие цели:

1. Изучить историю появления пчел;

2. Узнать по каким законам живет пчелиный улей, изучить строение пчелиного домика в искусственных условиях и смастерить его;

3. Узнать какую пользу приносят пчелы человеку и экосистеме;

4. Узнать, почему снижается численность пчел и что будет, если вымрут все пчелы, как предотвратить гибель пчел.

Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

1. Собрать информацию о пчелах, в том числе: об устройстве пчелиной семьи, об устройстве сот, изучить их строение и сделать макет пчелиного домика;

2. Собрать информацию о том, какую пользу приносят пчелы человеку и экосистеме, почему снижается их численность и что будет, если вымрут все пчелы.

3. Найти решения, которые помогут предотвратить гибель пчел.

2. Когда появились пчелы.

Примерно около 100 миллионов лет назад, когда у растений в процессе эволюции стали появляться цветы, которые надо было опылять, на Земле появились первые медоносные пчёлы. Откуда это стало известно? В разных местах нашей Планеты ученные стали находить янтарь с застывшими полосатыми насекомыми внутри очень похожими на пчёл. Или древние наскальные рисунки с изображением пчёл.

 
   

3. Где обитают пчелы.

Сейчас пчелы обитают везде, где есть цветущие растения. Нет пчел только в жарких пустынях и холодных тундрах.

Любимые места проживания диких пчел - норы в земле, расщелины в горах, а также отверстия в деревьях. Обычно эти насекомые выбирают местом своего гнездования участки, которые расположены близко к реке или озеру, а также защищенные от влаги и ветра.

4. Пчелиная семья и пчелиный дом.

Пчела не может жить одна. Пчелы живут в больших семьях, где у каждой пчелы есть своя чёткая роль.

Пчелиная семья называется рой.

Пчелы строят себе дом, который называется улей.

В одном улье может жить до 80 тыс. пчел.

Улей состоит из тысячи сот. Соты - шестигранные ячейки, которые образуют очень жесткую и прочную конструкцию. Такая форма позволяет не оставлять пустого места, каждый кусочек в улье должен быть полезным. Стенки сот изготовлены из воска. Воск похож на густойклей, который производят сами пчёлы.

   
   

На пасеке пчёлы живут в деревянных жилищах — ульях. Дикие пчёлы селятся в дуплах деревьев.

Но из чего бы ни был пчелиный дом, пчёлы сразу начинают строить в нем соты. Если пасечник устанавливает в улье специальные рамки, пчёлы принимают их за основу, если нет — строят их сами.

Каждый сот состоит из нескольких тысяч, расположенных параллельными рядами, шестигранных ячеек, скрепленных между собой общими стенками и донышками. Такая конструкция позволяет пчелам экономно расходовать строительный материал и рабочую энергию. От естественных жилищ ульи отличаются тем, что размыкаются на части, позволяют разбирать само гнездо, определять качество семьи, ее состояние. Корпус улья, как правило, состоит из двух половин. В верхней части – магазине, во время обильного медосбора, пчелы складывают мед. Во второй половине - нижней части улья, на гнездовых рамках, мед занимает лишь верхние части рамок. В центральной и нижней частях рамки находится расплод – личинки, из которых вызревают молодые пчелки.

Пчелы - отличные «математики». Они изобрели самую совершенную геометрическую форму сот - шестигранник с трехгранной пирамидой из опрокинутых ромбиков на ее дне, что обеспечило наивысшую прочность этих хрупких восковых строений и исключительную экономию места. Тупые углы ромбиков всегда равны 109 градусам 28 минутам, а острые — 70 градусам 31 минуте.

Строительный материал ячеек — воск. Он образуется в складках брюшка пчелы и выделяется наружу в виде тонких пластинок. Пчёлы подхватывает их лапками, сминают челюстями и прилепляют полученный комочек воска на место постройки.

5. Виды пчел.

1. Рабочие пчелы.

Большая часть обитателей улья - это рабочие пчелы. Размер рабочей пчелы - 12-15 миллиметров, вес 1/10 грамма.Продолжительность жизни около 5 недель.

2. Пчелиная матка.

Матка в улье всегда одна! По размеру она самая крупная. Около 25 миллиметров в длину. Как и любая другая пчела в семье, она трудится целыми днями. Но единственная ее обязанность - производить на свет потомство, откладывать яйца. Около 2 тысяч штук в день, а за всю жизнь примерно миллион яиц. Все остальное за неё делает свита - это группа пчёл, которые всегда окружают матку и всячески заботятся о ней: охраняют ее, кормят, чистят. Живет матка от 4 до 7 лет и вылетает из улья всего один раз в жизни что бы спариться с трутнем.

3. Трутни.

Самец - пчела мужского пола. Трутни крупнее и тяжелее рабочих пчёл, а еще прожорливее. В отличие от рабочих пчел, они не выполняют никакие работы в улье. Их единственная обязанность - продолжение потомства, поэтому рабочие пчелы ухаживают за трутнями, кормят их. После спаривания с маткой трутень погибает. Когда трутень становится ненужным, его изгоняют из улья. Он не способен перезимовать холода и вскоре погибает.

6. Пчелиные профессии.

Рабочие пчелы- это женские особи, но которые не могут откладывать яйца. Такие пчёлы являются рабочей силой улья. Они выполняют все требуемые для жизни улья работы.

Пчелы уборщицы - чистят и приводят в порядок ячейки сот;

Пчелы няньки - заботятся о личинках, кормят будущее потомство;

Пчелы строители - вырабатывают воск из которого строят соты;

Пчелы охранники - охраняют улей от недружественных насекомых - врагов пчел;

Пчелы разведчицы - патрулируют территорию вокруг улья, ищут новые источники нектара;

Пчелы сборщики - отвечают за добычу нектара, пыльцы и воды;

Пчелы, которые отвечают за приём нектара от сборщиц и выработку мёда.

   
 

7. Строение пчелы.

Тело состоит из трёх частей: голова, грудь и брюшко.

Усики - антены. Орган обоняния и осязания, которые позволяют чувствовать аромат нектара более чем за 1 километр и различать запахи в 1000 раз сильнее человека.

Хоботок - с помощью которого пчела всасывает нектар из цветка.

Ножки - 6 штук. На ножках есть специальные щеточки, с помощью которых пчела вычесывает пыльцу из волосков покрывающих все ее тело. На задних ножках есть корзиночки, куда попадает собранная пыльца.

Крылья - в полёте взмахивает крыльями 250 раз в секунду и передвигается со скоростью 30 км/ч.

Железы - вырабатывают воск.

Жало - оружие и защита пчелы от внешних врагов. Под жалом мешочек с ядом. Использовать жало пчела может только один раз в жизни. Без жала пчела погибает.

Глаза пчелы

У пчел 5 глаз: три маленьких глаза в верхней части головы и два больших по бокам, которые состоят из тысячи крохотных. Почему так много глаз? Потому что трудолюбивые пчелки плохо видят, а для того что бы много трудится, нужно хорошее зрение, поэтому природа наделила таким большим количеством глаз. Пчелы хорошо различают цвета, но не видят красного цвета.

 
 

8. Рождение пчелки.

В конце весны матка откладывает два вида яиц. Из одних получатся пчелы девочки - рабочие пчелы и новые матки, из других пчелы мальчики – трутни.

Через три дня из яиц вылупляются личинки. Если личинку кормят маточным молоком, то из неё вырастет матка, если мёдом, то рабочая пчела.

Потом личинка превращается в куколку.

Через 21 день появляется рабочая пчела.

9. Движение пчелиной семьи.

Роение - разделение пчелиной семьи. Когда наступает перенаселения улья, то матка с частью рабочих пчёл и трутеней покидает улей и переселяется в другое место, где образует новую семью.

Танец пчёл - одно из самых загадочных явлений. С помощью танца пчелы-разведчицы передают информацию пчёлам-сборщицам нектара. Круговой танец сообщает о том, что цветы близко от улья. Если танец виляющий и напоминает восьмерку, то цветы далеко от улья. Если пчела в танце резко бежит в верх и при этом энергично трясёт брюшком, то за нектаром надо лететь в сторону солнца, если вниз, то наоборот от солнца. Если бежит направо, то соответственно все должны лететь направо, если бежит налево, то нектар находится с левой стороны.

10. Мёд и другие продукты жизнедеятельности пчел.

Мёд - это уникальный продукт питания, не просто вкусный и сладкий, но ещё и очень полезный для здоровья. Мёд делается из нектара цветов. Пчела хоботком высасывает нектар из цветка и несёт его в улей. Там передаёт его пчеле-приемщице, которая его начинает жевать и в процессе жевания нектар смешивается с пчелиной слюной и получается мед. Потом пчела выплёвывает получившийся продукт в ячейки сот. Да, да, люди с удовольствием едят то, что выплёвывают пчелы. Мед пчелы хранят в сотах. Чтобы защитить мед, пчелы запечатывают соту воском. Винни-Пух считал, что мед пчелы делают только для того, чтобы он этот мед ел. Но вообще-то мед пчелы делают для себя, чтобы кормить личинок и есть его зимой, или когда нет нектара. Существует огромное разнообразия мёда: гречишный, мед из акации, липовый, лавандовый, кленовый. Мед, полученный из разных растений, различается и видом, и вкусом, и запахом. Человечество с древних времён употребляло мед в пищу. Мед добавляют в выпечку, каши, делают из него напитки, используют вместо сахара и даже в лечебных целях.

Пчелиный клей - прополис. Образуется он из смолы с почек и молодых растений. Пчёлы используют его как строительный материал, укрепляют соты, заделывают дыры в улье.

Пчелиный воск - основной материал для строительства сот, а раньше его люди делали из него свечи.

Маточное молочко - самая драгоценная пища, его делают рабочие пчелы. Им кормят матку и личинки. Люди добавляют его в крема и косметику.

Пчелиный яд - делают лекарства и мази.

   
 

11. Опыление растений.

Одна из самых главных задач пчёл - это не производство мёда, а опыления растений - перенос пыльцы с одного растения на другое для дальнейшего размножения. В день одна пчела опыляет 7 тысяч цветов. На своём брюшке она разносит пыльцу с одних цветов на другие. Больше половины того, что ест человек, опыляется пчелами. Яблони, груши, вишни, сливы, персики, миндаль, а также овощи: огурцы, лук капуста, помидоры, редис и многое другое. Чем больше пчелы опыляют растений, тем больше и лучше будет урожай.

 

12. Любопытные цифры о пчелах.

Чтобы сделать 1 килограмм мёда пчеле надо облететь 8 миллионов цветов. 1 килограмм мёда делают 200 пчел.

Чтобы сделать 100 граммов мёда надо пролететь 46 тысяч километров - это все равно что облететь Земной шар.

1 пчела в день облетает 7 тысяч цветов.

Для 1 грамма мёда пчеле нужно сделать 75 вылетов. За всю свою жизнь пчела делает 400 вылетов.

За всю свою жизнь пчела производит 5 граммов мёда - 1 это ложка.

За день пчела пролетает до 10 километров.

20 мая международный день пчел.

13. Что произойдет, если вымрут пчелы?

Человек может прожить без кислорода три минуты, без воды — три дня, а без пчел — четыре года. Именно пчелами выполняется 80−90% опыления растений (один рой пчел за сутки способен опылить два миллиона цветков!). При этом эти неутомимые труженицы оказывают неоценимую услугу человеку - повышают количество урожая. Если исчезнут пчелы, некому будет опылять растения, что неизбежно приведет к их гибели, так как большинство просто не сможет размножаться и производить плоды без пчёл. Не будет растений — вымрут животные, для которых эти растения служат пищей. С каждым годом урожаи будут стремительно падать, человечество будет обречено на голод.

Таким образом, массовое вымирание пчел может иметь серьезные последствия для всего мира.

Увы, с каждым годом численность пчел сокращается. По всему миру наблюдается массовая гибель пчел. Если вымирание пчел продолжится с такой же скоростью, то к 2035 году пчелы исчезнут с лица Земли, а через 4 года вымирание грозит и человечеству.

Что же может быть причиной? Ученные так до сих пор не могут дать точного ответа на этот вопрос, но есть предположения почему это происходит:

Глобальное потепление, изменения климата и в связи с этим размножение разных паразитов, которые разоряют ульи.

Химикаты, которые человек использует в сельском хозяйстве для повышения урожая.

Вырубка лесов.

Применение антибиотиков пчеловодами.

Электромагнитное излучение и использование мобильных телефонов облучает пчел и они откладывают меньше потомства.

14. Заключение.

Я узнала, что пчелы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи.  Я узнала много интересного о жизни пчел, о том, как устроен пчелиный дом.

К сожалению, пчелы являются очень уязвимыми насекомыми, численность которых ежегодно уменьшается. Я составила перечень действий, направленных на сохранение таких полезных насекомых. Для этого необходимо:

Перестать опрыскивать поля ядами;

Перестать массово лечить пчел антибиотиками;

Высаживать больше цветов и деревьев и тех растений, которыми питаются пчелы;

Как можно больше разводить пчел.

Мне понравилось конструировать улей, изучать его строение. Эта тема меня очень увлекла и я связала пчелку. Мне кажется, что у меня отлично получилось.

   

15. Cписок использованных источников и литературы.

1. Гишар Д. Пчелы. Секретная энциклопедия. / Д. Гишар, К. Кароль. – М.: РОСМЭН, 2018. – 60 с.

2. Петракова Ж. Улей. Как живут пчёлы. / Ж. Петракова. – СПб.:
ООО Издательство «Питер», 2017. – 24 с.

3. Райхенштеттер Ф. Как живет пчёлка. Познавательные истории. /
Ф. Райхенштеттер, Х-Г. Дёринг – М: Энас-книга, 2020. – 32 с.

4. Соха П. Пчелы. / П. Соха – М: Издательский дом «Самокат», 2021. – 72 с.

5. Хайнбух Ф. Пчелы. Что человек и пчела значат друг для друга. / Ф. Хайнбух – М: «Азбука-Аттикус», 2021. – 240 c.

6. «Больше, чем мёд» («More Than Honey», реж. Маркус Имхоф, 2012).

7. «Молчаниепчёл» («Silence of the Bees», National Geographic/ BBC, 2007).

Просмотров работы: 36