Христианские добродетели

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Христианские добродетели

Макаров П.А. 1
1 ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»
Большова Н.В. 1
1 ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение. Актуальность.

Господь сотворил человека по Своему образу и подобию и дал свободу действий. Живя в современном мире, где много соблазнов и искушений, каждый православный христианин должен внимательно относиться к своему поведению, быть ответственным за свои поступки для того, чтобы сознательно выбирая добро, менять себя и окружающих его людей к лучшему.

Наша страна – могучая Россия, где испокон веков сложилась и укреплялась православная вера, православная культура и уклад жизни в отличие от западного мира. Но во все времена, а сейчас с особой силой, враги нашей Родины пытаются расшатать православную основу России и навязать нам иную культуру.

Чтобы сохранить свою православную культуру и самих себя, как государство, нам необходимо изучать православные традиции и формировать в себе православное мировоззрение и поведение.

Выбранная тема «Христианские добродетели» актуальна во все времена, потому что касается духовного устройства человека. В современном мире появляется все больше и больше проблем, которые указывают на необходимость исследования именно данной темы.

Вызовы современного мира:

Подмена ценностей. Православные традиции высмеиваются, а западные, чуждые нам традиции, ставятся в норму. Человек не имеет правильных духовных ориентиров

Множество соблазнов и искушений (вредные фильмы и мультфильмы, игрушки, компьютерные игры, реклама… ) как для детей, так и для взрослых.

Детская вседозволенность. Маленькому ребенку всё разрешается, у него нет понятий – что можно, а что нельзя, нет границ поведения, нет обязанностей, а есть только своё «я» и «хочу». Как следствие – у ребенка не формируется воля, внутренняя организация.

Гипотеза исследования:

Развивая в себе христианские добродетели, стремясь к высшим ценностям, человек становится духовно чище, меняет к лучшему свою жизнь и окружающих его людей и совершенствует свой внутренний мир.

Цель работы:

Изучение христианских добродетелей на примере святых и праведных людей и, в меру своих сил, формирование их в своём поведении и характере.

Задачи:

Определение христианских добродетелей, их видов.

Определение антипода добродетелей – греховных страстей.

Выявление христианских добродетелей в священном писании, житии святых, в классической детской литературе, в произведениях искусства.

Изучение и обсуждение образа жизни добродетельных людей на примере святых, праведных и обычных людей,

Просмотр и обсуждение православных видео.

Участие в благотворительных акциях, волонтерской деятельности.

Проведение анкетирования в классе.

Организация эксперимента по работе с личным дневничком.

Анализ деятельности одноклассников по теме исследовательской работы.

Объект исследования: христианские добродетели.

Предмет исследования: православная литература, рассказы писателей-классиков, произведения искусства, детские фильмы, мультфильмы, передачи, результаты исследования деятельности ребят по теме «Христианские добродетели».

Субъект исследования: обучающиеся 3 класса (19 человек)

2.Основная часть –

а)теоретическая.

2.1 Определение христианских добродетелей, их виды

Я прочитал множество определений христианских (евангельских) добродетелей и выбрал для себя одно из них:

Христианские добродетели - качества ума и сердца, которыми должны обладать все люди, чтобы воистину стать образом и подобием Божьим.

Христианская Церковь в лице своих святых отцов, праведников и подвижников выработала учение о добродетелях. Чаще всего называют семь основных добродетелей: долготерпение, целомудрие, молитва, милосердие, воздержание, смирение, любовь. (Много других добродетелей: вера, надежда, послушание, благодарность, доброта, простота, щедрость…)

Отличие христианских добродетелей от общечеловеческих добрых поступков

В обычной жизни у добродетели могут быть различные мотивы, например корысть или соблюдение правил приличия. На единичный хороший поступок способен любой человек, даже злодей. Христианские же добродетели постоянны, это естественный навык благочестивой души. Добродетельный человек не просто выполняет ряд определенных правил, а пытается жить, соблюдая духовные законы, Заповеди Божии.

Антипод добродетелей – греховные страсти

Каждая христианская добродетель является противоположностью определённых греховных страстей и «противоядием» к ним, средством исцеления души от этих грехов. Так, долготерпением побеждается гнев, целомудрием - нечистые помыслы, молитвой - уныние, милостыней- сребролюбие, смирением - гордыня, любовью- ненависть…

Священное писание и отцы Церкви о христианских добродетелях

О христианских добродетелях говорится во всем Священном писании: в Евангелии, в Библии, в трудах апостолов… Жития святых, православные рассказы и притчи полны примеров христианских добродетелей.

- Нет выше добродетели в Православии, чем любовь. Она является главным свойством Самого Бога: «Бог есть любовь. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём»

- Евангелие учит нас: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 

-«Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница». Иоанн Златоуст.

-«Добродетель – свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным».Протоиерей Алексий Уминский

Христианские добродетели в классической литературе и народном творчестве

Все писатели-классики 18 и 19 веков образы своих героев наделяли христианскими добродетелями. Я люблю читать сказки и познавать через них жизнь. Например, в сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане» князь Гвидонимеет многие добродетели: он добродушный, рассудительный, решительный, почитает родителей..

И сказки Г,Х. Андерсена содержат множество примеров христианских добродетелей. Одна из них - жертвенность и любовь к ближнему Герды из «Снежной королевы», Эльзы из «Диких лебедей».

В пословицах и поговорках тоже отражается христианских дух и христианское понимание жизни. В кратких и метких изречениях русские пословицы говорят, как следует строить свою жизнь на вере в Бога, на любви и уважении к человеку.

- С верой нигде не пропадешь.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Жить — Богу служить.

- Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.

- Лучше без одежды, чем без надежды.

- Кайся, да опять за то не принимайся.

- В чем кого осудишь – в том и сам побудешь….

Яркие примеры христианских добродетелей в образах праведных и святых людей.

Каждый святой и праведный человек – для нас пример добродетельной жизни. Всю свою свободную волю эти люди направили к Богу.

Для меня наиболее яркий образ христианской добродетели, это, в первую очередь,

- Пресвятая Богородица. Все добродетели, какие только есть,соединены в Ней. Глубочайшее смирение, терпение, непрестанная молитва, чистота, любовь. Ведь неслучайно Бог выбрал Деву Марию для рождения Иисуса Христа.

- Святой благоверный князь Александр Невский тоже для меня является ярким образом проявления христианской добродетели. Его имя нам хорошо известно, мы много говорим на уроках об этом святом, как о примере жертвенного служения народу, крепкой веры в Бога.

- Образ Царской семьи Романовых- яркий пример добродетельного жития. На уроках мы тоже много говорили и смотрели видео про царскую семью. Всёв жизни святого семейства было устроено по Божьему, во имя Бога, по любви к Богу и к ближнему. Так хочется брать с них пример и подражать во всем!

б) Основная часть – практическая.

В ходе работы были задействованы такие методы исследования как наблюдение, анкетирование, эксперимент. Также проводились многократные обсуждения, размышления, разбор ситуаций, анализ предыдущего опыта деятельности ребят-гимназистов по теме работы. Работа с литературой, с интернет-источниками, изучение опыта деятельности ребят прошлых выпусков начальной школы по теме «Христианские добродетели», анализ деятельности группы ребят-одноклассников по теме исследовательской работы.

1.Выставка творческих работ «Христианские добродетели».

В течение второго и третьего классов мы говорили на уроках чтения про добродетели и к концу года совместно с родителями выполнили творческие работы по теме «Добродетели».

Каждый ученик нашего класса выполнял творческую работу по теме одной из добродетелей (вера, надежда, любовь, смирение, терпение…)

Мне досталась добродетель – Любовь, и мы с мамой смастерили книжечку из фетра и вышили на ней ниточками гимн любви апостола Павла.

В классе мы работали над содержанием Гимна Любви апостола Павла, и я выучил его наизусть.

2.Участие в благотворительных акциях.

На Пасху ребята нашего класса ходили в Дом Милосердия и показывали одиноким старичкам сказку, а потом раздавали им сладкие гостинцы.

Еще мы собирали материальную помощь для защитников нашейРодины, писали письма солдатам и делали открытки, посещали приют для животных.

3.Посещение Музея исторической памяти Новомучеников и Исповедников земли Нижегородской при Крестовоздвиженском женском монастыре деревни Быдреевка.

В прошлом году в Рождество Христово мы посетили Быдреевский музей. Там нас познакомили со многими иконами Святых - образцами крепкой веры и искренней молитвы и любви к Богу. Мы узнали про подвиг веры этих

святых, узнали о нашей местной подвижнице – Елизавете Самосской.

4.Посещение Городецкого Федоровского монастыря и музея святого благоверного князя Александра Невского.

Уже второй раз наш класс посещает Городецкий Федоровский монастырь. Это место, где отошел ко Господу святой Александр Невский. Там мы посетили музей А.Невского и познакомились с удивительным человеком – монахом отцом Лаврентием.

5.Классные часы и беседы.

На классных часах, на уроках литературы и вечных истин мы регулярно анализируем текст рассказов с православной точки зрения - выявляем в образах и поведении героев христианские добродетели. Такие беседы нам нравятся, мы с удовольствием рассуждаем о добродетелях вместе с учителем, разбираем различные ситуации, произошедшие в классе, наши поступки.

Особенно мы радуемся просмотру православных фильмов, мультфильмов, передач. Здесь мы видим множество примеров христианских добродетелей. Например, мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» показал нам, как может маленькая девочка крепко верить в Бога и защищать свою веру.

6.Обсуждение православных детских книг, житий святых, Евангельских притч.

Также мы читаем и обсуждаем православные детские книги и уже знаем многих православных писателей, таких как Борис Ганаго, Елена Пименова, Ирина Роголёва.

Например, прочитали книгу Александра Худошина «Святые дети». Эта книга написана специально для детей 6-12 лет простым доступным языком.

Дети эти свиду обычные, такие как и мы, но на самом деле совершенно необыкновенные. От рождения возлюбившие Господа они всю жизнь свою посвящали Ему. Мы узнали о детстве Пресвятой Богородицы, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Царевича Димитрия, братьев Бориса и Глеба, семи отроков Ефесских…….Так, «в нашей копилочке» значительно прибавилось образов людей добродетельного жития.

Удивительно – когда дети успевали стать святыми и как им удавалось так скоро научиться отличать добро от зла? Сам Бог выбрал их заранее наметил и избрал. Можно подумать, что эти детям повезло – ведь их уже наметил Бог и наделил христианскими добродетелями. Но может и нас Бог наметил – надо стараться усердно жить по заповедям Божии, узнавать о жизни святых, подражать им. И Бог поможет. О многих добродетелях мы прочитали в притчах.

7.Уроки «Родители детям»

В нашем классе имеется традиция родительских уроков. Наши родители раз в месяц приходят в класс и рассказывают полезную для нас информацию. Всем ребятам хорошо запомнилась один из таких уроков - беседа про святого Иоанна Шанхайского тем, какая горячая была у него любовь к Богу и к людям. Его молитва была так сильна, что прекращались тайфуны, выздоравливали безнадёжные больные, вразумлялись заблудшие. Очень нравятся нам уроки с родителями к православным праздникам.

8.Участие в Никольских чтениях.

Наш класс готовил выступление к Никольским чтениям – жизнеописа-ние удивительного человека святителя Филарета Московского. Его называли «Московским Златоустом» за прекрасные и глубокие проповеди. Так мы познакомились еще с одним образцом добродетельной жизни. 9.Анкетирование

По теме работы я предложил одноклассникам анкету. Её заполняли 19 человек. Результаты анкетирования показали, что все ребята знают понятие добродетели и антоним к слову добродетель, правильно определяют, какая добродетель какую страсть побеждает. На вопрос – сколько времени нужно развивать в себе добродетели 18 человек ответили, что всю жизнь, и только один ответ был –достаточно одиннадцати классов школы.

Пятнадцать ребят считают главной добродетелью Любовь. Еще были ответы – вера(1), милосердие(1), послушание(1), неосуждение(1).

Все ребята хотели бы иметь в своей душе добродетели: любовь, веру в Бога, послушание, смирение, надежду, терпение, пост, доброту, благодарность, кротость

10.Эксперимент

Мы с учителем предложили ребятам поучаствовать в эксперименте. 15 ребят получили дневнички послушания. В течение недели надо было вести дневничок для контроля своего послушания .Мы каждый день оценивали и записывали свое поведение и в конце недели подвели итоги. Все ребята единодушно признали, что вести дневник не просто, были затруднения, сложно было контролировать свое поведение, многие забывали каждый день записывать. Все признали, что ведение дневника – полезное занятие, помогает увидеть свои хорошие поступки и свои недостатки и помогает вести себя лучше. 10 ребят сообщили, что им понравилось вести дневник.

11.Личный пример в семье.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» – есть такая поговорка.

Моя семья воцерковленная. По воскресеньям мы ходим в храм, участвуем в Таинствах церкви, стараемся соблюдать многодневные и однодневные посты, совместную молитву.

В семье мы учимся заботиться и любить друг друга, отказываться от себялюбия, жертвовать ради другого, прощать, мириться, смиряться, терпеть.

Завершая свою исследовательскую работу, я обратился к одноклассникам с рекомендациями по работе над своим внутренним миром и развитию в себе христианских добродетелей:

1. Постоянно молиться(утром, вечером и в течение дня кратенько).

2. Посещать храмы и участвовать в церковных Таинствах. Как можно чаще исповедоваться.

3. Вести личный дневник для записи и оценки своего поведения.

4. Участвовать в благотворительных акциях, волонтерских проектах.

5. Подавать милостыню тем, кто нуждается в ней.

6. Соблюдать однодневные и многодневные посты.

7. Читать Священное писание (Евангелие, Библию), предания отцов Церкви, жития святых, православные детские книги.

8. Знакомиться и общаться с церковными духовными людьми.

9. Внимательно относиться к тому, что предлагается современным миром. Рассуждать о духовной пользе или духовном вреде при выборе игрушек, книг, мультфильмов, одежды…

10. Анализовать все события жизни с православной точки зрения.

Заключение

Мы с ребятами постарались справиться с поставленными задачами.

Цель работы достигнута. Мы постарались всесторонне изучить христианские добродетели на примере святых и праведных людей, через образы литературных героев. Сделали попытку отследить добродетели у себя.

Гипотеза работы получила свое подтверждение – На примере святых и праведных людей мы убедились, что они, развивая в себе христианские добродетели, стремясь к высшим ценностям, идя к Богу, стали духовно чище, изменили к лучшему свою жизнь и жизнь окружающих людей и поднялись на высшую степень земной жизни – достигли Святости.

Выполнять работу было интересно. Могу с уверенностью сказать, что у нас появилось понимание, новые знания о духовной жизни, расширился кругозор. Появилось желание стать лучше, изменить себя. В нашей душе сохранилось множество образов добродетельных людей и мы знаем теперь с кого брать пример. Мы осознали трудности на пути работы над своим внутренним миром. Общение между одноклассниками наполнилось новым более глубоким содержанием. Теперь мы точно знаем, как это необходимо развивать в себе христианские добродетели, и что для этого нужны твердая воля, сознательность, рассудительность, упование на помощь Божию. Как определит себя человек в этом прекрасном мире, захочет ли принять и усвоить добродетельные четы, зависит только от него.

Список литературы и интернет-источники:

1.Агафонов Н., протоиерей Сказки-притчи для детей и взрослых.-Храм св.вмч. Димитрия Солунского г.Рузы, 2006.-41с.

2.Бороздинов В., протоиерей.За солнцем следом.- Издательство «Держава

ХХI век» 2006.-128с.

3 Всякое дыхание да хвалит Господа. – Издание Валаамского монастыря, 2018.

6 Ганаго Б. Неземные мысли. Сборник рассказов.- Минск: Братство в честь Святого Архистратига Михаила, 2013. – 48с.

7 Дети о вере. – Издательство Богородского благочиния

8 Детям о любви /Сост. Н.Г. Кунцева.- Минск: Белорусская Православная Церковь , 2011.- 63 с. : ил.

9 Жалеть и понимать животных.- Издательство «Зёрна», 2010. – 48 с

10 Михаленко Е. На планете доброты жить мечтаем я и ты..-

Издательство «Белорусский Экзархат», 2018. – 175 с.

11 Родина Л. Божии создания.Рассказы для детей. – Саратов: ОАО «Приволжское книжное издательство», 2007.- 48с.: ил. _ (Серия «Живой родник»)

Приложение «Наглядность к работе»

Выступление на Пасху в Доме милосердия

Просмотров работы: 1088