LEGO - инструмент развития мелкой моторики и творческих способностей детей

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

LEGO - инструмент развития мелкой моторики и творческих способностей детей

Понуждаев П.А. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №37
Соколова И.В. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №37
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В детстве для каждого ребенка новая игрушка – это главное детское счастье. Наша жизнь с ней становится интереснее, увлекательнее и насыщенней. При помощи игрушек мы не только веселимся, но и познаем окружающий мир. Благодаря им, мы получаем массу новых знаний и навыков. Играя в игры, мы хотим проводить время с пользой и увлечением не только физически, но и умственно.

Давно известно, что развитие речи и мышления ребёнка зависит от совершенствования его мелкой моторики. В современном мире существует проблема снижения уровня моторного развития кистей рук и общее отставание моторики.

Еще несколько десятков лет назад детям с родителями вместе приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать и отжимать бельё, вышивать, вязать и т.д. Многие операции сейчас выполняют за человека машины. Теперь в современной жизни есть огромное количество бытовой техники. Производители товаров для детей облегчили детям процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки сменились удобными липучками, которые ребенок должен ежедневно то застегивать, то расстёгивать. Но за все приходится платить. Развитие мелкой моторики у детей пострадало, которое раньше происходило практически автоматически.

В настоящее время, ассортимент современных детских игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется игра – конструктор LEGO.

На протяжении многих лет конструкторы LEGO остаются самыми популярными и востребованными, в них влюблены дети всей планеты. LEGO является самым известным конструктором в мире.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Прилавки современных  магазинов переполнены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками. Поэтому подбор игрушек  в наше время - дело серьезное и ответственное.

Вот почему чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный развивающий эффект.

ГИПОТЕЗА

Систематические и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют развитию мелкой моторики и формированию творческих и интеллектуальных способностей детей.

ЦЕЛЬ: доказать полезность конструктора LEGO в развитии мелкой моторики и творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ

Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики.

Изучить историю конструктора LEGO.

Провести анкетирование и обобщить полученные в результате в виде диаграмм и сделать выводы.

Доказать влияние развивающих свойств конструктора LEGO на развитие мелкой моторики и общую успеваемость детей в школе.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ данных;

Исследование;

Анкетирование

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Конструктор LEGO.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

LEGO - конструирование как инструмент развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей.

Глава 1. Теоретическая часть

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем дошкольном возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

Приходя в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия где «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы класса. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы которая дает школа.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Конструирование – инструмент развития ребенка.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки:

Развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

Конструирование также способствует развитию образного мышления. Ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.

История создания конструктора LEGO.

Конструктор LEGO появился на родине всемирно известного автора сказок для детей и взрослых Ганса Христиана Андерсена в Дании.

Оле Кирк Кристиансен

В 1932 году простой плотник Оле Кирк Кристиансен открыл небольшую столярную мастерскую. Однажды Кристиансен старший заметил, что его 12-летний сын Годтфред забирает из мастерской деревянные обрезки, окрашивает их и меняется с другими детьми. Так появились деревянные игрушки, которые вскоре начали приносить больший доход, чем вся другая продукция.

Деревянные кубики LEGO из набора 1939 года

В 1934 году Оле Кирк Кристиансен зарегистрировал собственную торговую марку LEGO. Название LEGO появилось путем сложения двух датских слов – «leg» и «godt», что переводится как "хорошо играю". Оказалось, и в древнем языке - латыни - есть слово lego, которое означает «я учусь» или «я складываю вместе».

В чем польза конструкторов LEGO для ребенка?

LEGO способствует развитию мелкой моторики.

Соединение и рассоединение деталей разных размеров и форм требует от ребенка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя её к письму, а также способствуя развитию мышления ребенка.

LEGO развивает креативность и нестандартное мышление.

Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в LEGO самостоятельно, дети могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит и нет страха сделать что-то неправильно.

LEGO развивает внимание, умение планировать и решать проблемы.

Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции ребенок учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребенку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся ребенку в школе и во взрослой жизни.

LEGO развивает пространственное и логическое мышление.

Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, малыш постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы, симметрии и баланса и постоянно имеет возможность использовать эти знания: конструктор будет стоять только при условии, что у него будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой. Все эти и многие другие открытия позволяют ребенку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике.

LEGO способствует развитию речи ребенка.

Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей: например, ребенок обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов и выражений.

LEGO развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка.

Играя в LEGO, дети склонны строить всё более и более сложные конструкции. Такие модели требуют не только развитых навыков планирования, но целеустремленности для достижения цели. Встречаясь с трудностями, ребенок может перестроить модель чуть ли не с нуля, но и награда в виде результата не заставит себя ждать. Конструктор LEGO разработан таким образом, что внешние факторы почти не влияют на конечный результат - детали крайне редко ломаются и всегда подходят друг другу. Благодаря этому ребенок всегда получается результат в соответствии с приложенными усилиями, что положительно влияет на его самооценку.

Удивительный мир LEGO.

Различают следующее разделение конструкторов LEGO.

Конструкторы для детей от 1.5 года

Для деток такого возраста выпускается набор Duplo. В состав входят габаритные детальки, фигуры. Крупные яркие кирпичики комфортно удерживать в руке и нельзя проглотить.

Конструктор для дошкольного возраста (5-6 лет)

Деток в возрасте от 5-6 лет заинтересуют тематические наборы. Есть варианты как для мальчишек, так и для девчонок, но каждый из них будет интересен для обеих полов. Например, мальчикам придется по вкусу LEGO City, а девочкам LEGO Disney Princess, Friends.

Конструктор для школьников

Конструктор LEGO для школьника станет отличным помощников в изучении новых школьных предметов, основ конструирования. Серия включает трудные сборочные наборы с увлекательным сюжетом. Можно упомянуть самую сложную серию – LEGO Technic, где ребенок может почувствовать себя в роли инженера-конструктора.

Глава 2. Практическая часть

Анкетирование

Из общения с ребятами я выяснил, что все  мои одноклассники любят  играть и конструировать с LEGO. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками. Подтверждение моих слов отражено в анкетировании. В анкетировании приняли участие 26 моих одноклассников, учеников 4А класса. Мною была разработана анкета, в которой участникам было предложено ответить на следующие вопросы.

Знаешь ли ты что такое LEGO?

По данным, анкетирования, 96% респондентов знакомы с конструктором LEGO, 4% – предпочитают другие игры.

Есть ли у тебя дома конструктор LEGO?

77% респондентов имеют конструктор LEGO дома, у 23% – нет конструктора дома, т.к. конструктор дорогостоящий, но они очень хотели бы его приобрести.

Любишь ли ты играть конструктором LEGO?

77% респондентов любят играть с конструктором LEGO, а 23% – предпочитают другие игры.

Как часто ты играешь конструктором LEGO?

Каждый день занимаются конструированием 19% опрошенных, 31% - только по выходным и 50% - играют в LEGO редко.

Ты любишь собирать LEGO по готовой схеме или придумывать свои модели?

Большинство респондентов (62%) предпочитают придумывать свои модели, а 38% - собирают модели по предложенной схеме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конструирование из LEGO – очень востребованный и популярный вид деятельности, как у мальчиков, так и у девочек, потому как большинство моих одноклассников любят играть в LEGO и делают это часто.

Влияние LEGO-конструирования на успеваемость школьников

Затем была проанализирована успеваемость моих одноклассников по школьным предметам. В основу анализа был взят средний балл учеников 4А класса по основным предметам за первую четверть, и вовлеченность в игру с конструктором LEGO.

Показатель вовлеченности в игру с конструктором LEGO рассчитывался по количеству положительных ответом на вопросы о предпочтении конструктора LEGO другим играм, наличие конструктора дома и высокая частота игры в конструктор.

По данным анализа, можно сделать вывод о том, что 78% детей с высокой вовлеченностью в игру конструктором LEGO, имею средний балл успеваемости выше среднего по 3А классу.

Учеными доказано, что играя в LEGO дети развивают мелкую моторику рук, стимулируя развитие речи, а учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить. Мы решили это проверить, проанализировав успеваемость учеников 3А класса по русскому языку и изобразительному искусству.

По данным анализа, можно сделать вывод о том, что 67% детей с высокой вовлеченностью в игру конструктором LEGO имею по русскому языку оценку «4» и «5», а по изобразительному искусству оценку «4» и «5» имеют 95% - учеников 3А класса с высокой вовлеченностью в игру конструктором LEGO.

Влияние LEGO-конструирования на развитие мелкой моторики

Учеными доказано, что от развития мелкой моторики зависит ловкость движений рук. Даже почерк каждого человека имеет свои особенности.

Мы решили посмотреть почерк учащихся 3А класса с высокой и низкой вовлеченностью в игру конструктором LEGO.

Почерк детей с низкой вовлеченностью в игру конструктором LEGO

Почерк детей с высокой вовлеченностью в игр конструктором LEGO

Таким образом, мы убедились, что активное увлечение конструированием LEGO влияет на развитие мелкой моторики, вследствие чего, улучшается подчерк и повышается успеваемость ребенка в школе.

Применение конструктора LEGO на уроках в начальной школе

Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно. На мой взгляд, применение на уроках конструктора LEGO поможет школьником лучше усвоить новые знания и уроки будут интересными и увлекательными.

4.1. Использование LEGO-конструктора в математике

Использование конструктора LEGO на уроках математики позволяет учителю:

- показать как образуются числа, сравнивать их;

- знакомить учащихся с арифметическими действиями и способствует формированию вычислительных навыков;

- изучение долей и дробных чисел и  многие другие темы.

Можно, например, использовать конструктор при знакомстве детей с числами второго десятка. Счетные палочки не дают такой наглядной картины образования, чтения двузначного числа как  LEGO-кирпичики. С помощью LEGO-кирпичиков легко иллюстрировать двузначное число – 1 десяток – это столбик из 10 кирпичиков и рядом столбик из нескольких кирпичиков, показывающих количество единиц.  

Благодаря использования LEGO на уроках математики, дети буду с большим интересом осваивать материал, лучше понимать приемы сложения и вычитания, а также будет развиваться мелкая моторика.

4.2. Применение LEGO -конструктора на уроках русского языка

LEGO можно использовать и на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, для постройки звуковой модели слова понадобятся: плато, красные, синие и зеленые LEGO-кирпичики. На плато дети выкладывают количество гласных и согласных звуков в слове. Можно использовать цветовой сигнал и для обозначения звуков: гласный звук обозначается красным кирпичиком, согласный твердый – синим, согласный мягкий – зеленым.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что использование LEGO -конструктора на уроках русского языка позволяет лучше освоить материал, способствует наглядности и развитию творческого воображения.

Использование LEGO на уроках в начальной школе - это полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д.

При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я в своей работе выяснил, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу и продолжаться в период обучения.

Конструкторы являются прекрасной развивающей игрушкой для детей разных возрастов. Современные наборы предоставляют большой выбор способов игры: от создания простой модели по схеме до проектирования и создания радиоуправляемых роботов своими руками.

Занятия с конструкторами развивают пространственное и логическое мышление, произвольное внимание, речь и коммуникативные способности детей, учат их планировать свою деятельность и контролировать процесс выполнения задач, развивают их личностные качества.

В результате проделанной работы, я узнал историю возникновения LEGO-конструктора, а также выяснил, какое влияние оказывают конструкторы LEGO на развитие детей.

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиены, эстетики, прочности и долговечности. Среди развивающих игрушек этот конструктор занимает особое место. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения.

Я выяснил, что с каждым годом появляются всё новые и новые виды конструкторов LEGO. Их изготавливают для детей самых разных возрастов, начиная с 3-х летних и заканчивая подростками 12-16 лет. Конструкторы LEGO очень популярны среди мальчиков, и девочек.

Таким образом, развивающие возможности детского конструктора LEGO безграничны: можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.

Итак, моя гипотеза подтвердилась:

LEGO способствует развитию мелкой моторики.

LEGO развивает внимание, умение планировать и решать проблемы.

LEGO развивает пространственное и логическое мышление.

LEGO способствует развитию речи ребенка.

LEGO развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка.

В результате анкетирования я выяснил, что конструирование из LEGO – очень востребованный и популярный вид деятельности, как у мальчиков, так и у девочек, потому как большинство моих одноклассников любят играть в LEGO и делают это часто.

Кроме того, я доказал, что активное увлечение конструированием LEGO влияет на развитие мелкой моторики, вследствие чего, улучшается подчерк и повышается успеваемость ребенка в школе.

Я предлагаю использовать LEGO на уроках в начальной школе, что облегчает усвоение учебного материала и способствует развитию мелкой моторики, мыслительных способностей и творческого воображения у школьников.

Занимаясь эти проектом, я пришел к выводу, что LEGO - конструирование - это не просто интересная игра, а очень нужное и полезное занятие для детей и взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авокян Л.Г. Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста [Эл.  ресурс]: https://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/4471-razvitie-konstruktivno-modelnykh-dejstvij-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html?start=1

Бондаренко Т.Г. Включение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс / Т.Г.Бондаренко, С.Л.Полюхович, С.С.Ивинская // Пачатковая школа. – 2012. – № 1. – С. 3-5.

История создания компании Lego. [Эл.  ресурс]: https://le-go.ru/pages/lego-history.html

Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка - Пресс», 2001г.

Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой  деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.

Статья о использовании конструкторов ЛЕГО на уроках и во внеурочной деятельности [Эл.  ресурс]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/05/19/lego-podderzhka-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole

LEGO®Education «Начальная школа» [Эл. ресурс]. https://education.lego.com/ru-ru/elementary/intro

www.lego.com

Просмотров работы: 457