Компьютерные игры

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютерные игры

Шибаев А.С. 1
1МАОУ "Гимназия № 12"
Евдокимова Т.Н. 1
1МАОУ "Гимназия № 12"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мне очень нравится играть в компьютерные игры. Когда я сильно увлекся и стал проводить за игрой много времени, так как сложно было оторваться, мама мне сказала, что не стоит долго сидеть за компьютером, это вредно. Тогда я задумался и решил узнать причину, почему мне не разрешают играть сколько мне хочется.

Считаю, что выбранная мною тема важна и очень актуальна, так как большинство моих одноклассников и сверстников много времени проводит за компьютерной игрой. Компьютер является неотъемлемой частью их жизни и не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтоб сохранить своё здоровье.

Цель моего исследования:

Выяснить, что в большей степени приносят компьютерные игры:

пользу или вред?

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Познакомится с историей возникновения компьютерных игр и их видами. 2. Узнать о вреде и пользе компьютерных игр. 3. Познакомить с правилами использования и правильного обращения с компьютером. 4. Провести анкетирование среди одноклассников и их родителей по теме исследования. 5. Подготовить рекомендации по правильному выбору игр для использования их с пользой для развития и здоровья.

Теоретическая часть

История возникновения компьютерных игр

Первые видеоигры появились намного раньше не только персональных компьютеров, но и игровых приставок.

В 1952-м, кембриджский аспирант Артур Дуглас написал программу, с помощью которой можно было играть в крестики-нолики. Она называлась "ОХО" ("нолик"—"крестик"—"нолик"). Цели она преследовала самые серьезные — с ее помощью он хотел продемонстрировать возможности компьютера.

В 1958 году американский физик Вилли Хигинботем написал еще одну игровую программу. Будучи заядлым игроком в теннис, он назвал свое изобретение «TennisforTwo» — "Теннис для двоих". В лаборатории игра произвела фурор — серьезные физики занимали очередь, чтобы поиграть в "Теннис для двоих".

Следующей вехой в истории компьютерных игр стал 1961 год, когда Стив Рассел вместе с группой однокурсников из Массачусетсского технологического института создал игру Spacewar, которая стала прообразом всех современных интерактивных игр. Сюжет игры заключался в том, что нужно было сбить вражеский звездолет с помощью ракет.

В 1980 году появляется самая популярная приставочная игра в мире (согласно Книге рекордов Гиннесса) — «PacMan». Эта игра оказалась не только самой массовой, но и одной из самых жизнеспособных — приключения колобка, который движется по лабиринту и поедает разноцветные кружочки. Не менее известными стали также игры «SuperMarioBros», «Arkanoid» и «Tetris».

Виды компьютерных игр

В современном мире есть огромное количество компьютерных игр для людей всех возрастов, характеров и интересов. Я решил узнать, какими бывают компьютерные игры для детей.

Все компьютерные игры могут быть динамическими и нединамическими. Если в любой момент можете отойти от компьютера, скажем, на час, а затем вернуться и продолжить прерванную игру с того места, то эта игра нединамическая. Динамические игры не предоставляют времени на размышления, в таких играх нельзя отвлекаться не то что на час, но даже на секунду. Такие игры требуют быстрой реакции и хорошего владения клавиатурой.

Компьютерные игры делятся на несколько основных классов:

- спортивные игры;

- самые простые динамические игры;

- головоломки-игры, в которых компьютер лишь дает задания игроку, а не управляет его противниками;

- логические игры, в этих играх играющий имеет всю информацию о текущем состоянии игры;

- азартные игры абсолютно бесполезны и часто малоинтересны;

- «стрелялки»- примитивные боевые игры;

-экономические, основной целью игры является зарабатывание денег.  

- тренажерные игры, где игроку дается возможность посидеть за штурвалом самолета, рулем автомобиля или пультом космического корабля;

- военные игры имеют чисто военную тематику, игрок является генералом, адмиралом и должен одержать победу в войне.

- стратегические игры немногочисленны, но практически каждая из них является шедевром. В такие игры можно играть бесконечно долго.

- обучающие (педагогические) игры создаются огромным количеством педагогов, психологов, программистов, эти игры могут в игровой форме дать знания в области истории, математики и других наук.

- приключенческие игры, позволяют погрузиться в фантастический мир, стать участником интересных событий, выполнить какое-нибудь важное задание

- ролевые игры.

Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей. Часто дети, в отличие от взрослых, не знают меры и очень долго играют– им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Хочу выделить, какие виды компьютерных игр опасны.

1. Самый опасный вид игр – это игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. Часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком.

2. Воздействовать на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться.

3. Вредны также леталки и гонки, они требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться.

Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

• Проблемы с мышцами спины и шеи;

• Длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;

• Если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;

• Игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе);

• Перегрузка суставов кистей рук;

• Воздействие электромагнитного излучения монитора.

Проблемы с мышцами спины и шеи: из-за долгого сидения за компьютером возникает постоянная нагрузка на мышцы спины и шеи, всё это усугубляется, если человек также сидит в неправильной позе.

Заболевания зрительной системы: в течение рабочего дня проводимого за компьютером глаза человека подвергаются значительной нагрузке. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Таким образом, если глазам не даётся достаточно отдыха, то возникают различные заболевания глаз.

Перегрузка суставов кистей рук: в пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к заболеванию кистей рук.

Положительное влияние компьютерных игр

Негативного влияния компьютера можно избежать, и даже сделать полезным, если правильно подбирать игры и организовывать работу за компьютером. Для этого я решил разобраться, какие «полезные» игры существуют и подходят для детей школьного возраста.

1. Интеллектуальные игры.

Способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют скорости, напряжения глаз. Они размеренны, для игры нужно проявлять внимание, логическое мышление, зрительную память.

2. Развивающие игры.

Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребёнок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.

3. Обучающие игры.

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету. Полученные при игре навыки и умение быстро принимать решение, когда на экране появляется совсем не то, что ребёнок ожидал, помогут при возникновении более сложных задач, ситуаций.

Компьютерные игры помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость.

Логические игры, головоломки помогают научиться творчески мыслить, улучшить память, концентрацию и мышление.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что игры плохо или хорошо влияют на детей.

Запретить компьютерные игры невозможно, а отказаться от них полностью, будет не совсем правильно, потому что пользу они тоже приносят.

В интернете я прочитал, какие правила нужно соблюдать, чтобы компьютер был другом, а не врагом:

• Монитор должен располагаться так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона – до 1500.

• Источник света должен быть дневным и находиться слева.

• Следует соблюдать правильную осанку, сидеть прямо (не сутулясь, не наклоняясь).

• Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

• Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти, это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

• Колени - на уровне бедер или немного ниже.

• Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу – это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов.

• Малоподвижный образ жизни вредит организму. В перерывах необходимо делать физические упражнения.

• Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

• Играйте по принципу «Поиграл и хватит» – не больше одного часа в день.

Практическая часть

После того, как я узнал, что не все компьютерные игры для детей полезны, я решил выяснить, что думают, мои одноклассники о пользе и вреде компьютерных игр, в какие игры они играют и провёл анкетирование моих одноклассников и их родителей. (Приложение 1).

Анкетирование учащихся 2 Б класса

В анкетировании приняли участие 27 учеников 2 «Б» класса и их родители.

На вопрос «Любишь ли играть в компьютерные игры?» 91% учеников ответили - ДА, а только 9% ответили - НЕТ.

На вопрос «На какой устройстве ты чаще всего играешь в компьютерные игры?» ребята ответили: на приставке - 2 человека, на компьютере – 6 человек, на планшете – 3 человека, в телефоне 16 человек.

Таким образом, большинство моих одноклассников играет в компьютерные игры в телефоне.

На вопрос «Как часто /долго играешь?», ответы распределились следующим образом:

27% - все свободное время (без ограничения); 21% - до 1 часа в день; 13% - несколько раз в неделю; 36% - редко; один человек (3%) написал - 1 час в неделю.

Результаты проведенного исследования показали, что почти все мои одноклассники любят играть в компьютерные игры, но мало кто из детей знает о пользе и вреде компьютерных игр, как и о том, сколько времени можно играть.

На вопрос: «Какие игры нравятся?». Самые популярные игры 2 «Б» класса:

- 60% - детей играют в «ROBLOX» и 40% - «Майнкрафт». Мне тоже нравится игра «ROBLOX».

Игра Roblox является самой популярной сетевой игрой в России среди детей и подростков. В середине 2022-го года ежедневный онлайн Roblox составил около 47.3 миллионов пользователей. Из них 2 миллиона проживают в России.

Roblox — платформа, на которой можно создавать игры разных жанров: от бродилок и викторин до головоломок. В этой игре можно с нуля спроектировать игру: заняться не только дизайном и моделированием, но и плавно погрузится в мир программирования. Придумывать игру можно одному или с друзьями. После создания мира можно поиграть в него вместе с друзьями или открыть доступ к игре всем пользователям.

Главной задачей разработчиков этой игры стала возможность каждого игрока создавать свои игры и приглашать других игроков присоединиться.

Minecraft – это игра,   главной целью которой являются разведка, открытие и исследование мира пещер и подземелий, а также строительство собственных зданий и сооружений. Игрок может добывать ресурсы, обрабатывать их на других объектах и сражаться с монстрами.

Детям эта игра очень нравится: здесь они строят миры, дома, клумбы, а ещё заводят домашних животных и сражаются с враждебными мобами — отрицательными персонажами.

«Майнкрафт» и «ROBLOX» вызывает немало вопросов у родителей: взрослые зачастую не видят в них никакой пользы, а иногда и вовсе считают вредными.

Но эти игры развивает логическое мышление и творчество — ребёнок учится мыслить логически, выдвигать гипотезы и проверять их. Активно работают воображение и пространственное мышление.

Компьютерная игра всё-таки при грамотном использовании превращается в полезный инструмент для развития, но в неумелых руках она может стать оружием, разрушающим отношения в семье и личность ребёнка.

Анкетирование родителей учащихся 2 Б класса

При анализе анкет родителей мы получили следующие результаты:

- 100 % родителей считают, что их ребенок любит играть в компьютерные игры.

- 33 % родителей считают, что компьютерные игры приносят вред. Среди комментариев, чаще всего родители писали: «портят зрение», «после игр у ребенка появляется агрессия», «мало проводит времени на улице», «страдает учеба».

- 67 % родителей считают, что компьютерные игры приносят пользу: ребенок приобретает навык работы с ПК, развивается логика, внимание, реакция.

Среди ответов некоторые родители написали: играть можно, но только в меру и учитывая разновидность игры.

Интервью с врачом и учителем

Я решил выяснить у детского врача и учителя, что они думают о компьютерных играх и взял у них интервью.

Врач педиатр Ирина Юриковна О. (Фото 1) посоветовала соблюдать гигиену при работе на компьютере:

- Не сидеть за компьютером больше 40 минут в день.

- Отдыхать каждые 20 минут.

- Делать зарядку для глаз.

- Делать гимнастику для всего организма.

- Должен быть удобный стул, следить нужно за осанкой.

- Не играть перед сном.

Также она говорила, что мобильный телефон вреден для растущего и еще формирующегося организма этот вред более выражен и опасен, так как большинство детей играет в игры на телефоне. Кости черепа ребенка гораздо тоньше, чем у взрослого. Поэтому головной мозг ребенка может  поглощать в 10 раз больше электромагнитных излучений. От излучения страдает нервная и иммунная системы, а как следствие снижение памяти и внимания, головные боли, невнимательность и капризность. Длительные игры в телефоне с его ярким экраном и мелким шрифтом негативно влияет на зрение ребенка.

Классный руководитель моего класса Тамара Николаевна Евдокимова (Фото 2) сказала, что заметила, когда на переменах дети играют в телефоне, их внимание на уроке рассеянное, они не могут сосредоточиться, включится в учебный процесс и внимательно слушать. Она рекомендовала не использовать телефон в школе для игры на переменах, так как ученики должны отдыхать в это время, общаться. Играть лучше дома, но не использовать компьютерные игры в качестве отдыха во время подготовки домашнего задания, так как глаза должны отдыхать, можно играть, когда подготовил все домашние задания.

 

Фото 2

Фото 1

Изучив, какую пользу и вред могут принеси компьютерные игры, я понял, что если соблюдать определённые меры, то можно от компьютерных игр получать пользу без вреда для здоровья. Чтобы познакомить с правилами своих одноклассников, я составил памятку (Приложение 2).

Заключение

В процессе своей исследовательской работы я познакомился с историей возникновения компьютерных игр и их видами, с правилами использования и обращения с компьютером. Провёл анкетирование среди одноклассников и их родителей по данной теме исследования, интервью с врачом педиатром и с учителем. Постарался разобраться в какие игры лучше играть, чтобы была польза для развития. Я пришёл к следующим выводам:

История компьютерных игр ведёт своё начало с 1952 года.

В компьютерных играх желательно отдавать предпочтение интеллектуальным, развивающим или логическим играм.

Компьютерные игры приносят пользу в развитии детей, но если не соблюдать правила и играть неограниченное количество времени, компьютерные станут вредны для здоровья человека.

Играя в компьютерные игры, нужно использовать компьютер или ноутбук, а не телефон.

Во время занятий на компьютере для сохранения здоровья важно соблюдать определённые правила. (Приложение 2).

Таким образом, виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном.

Список использованной литературы:

1. Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр. / Наука и жизнь.

2. Вред и польза компьютерных игр. / Krugosovetov.ru

3. «Здоровье школьника» // 2021 г.

4. Ковалько В.И.. Здоровье и сберегающие технологии: школьник и компьютер.

5. Козак Т. Ребенок и компьютер.

6. Полтева С. Около компьютера: ужастики и страшилки, правда и вымысел./Здоровье. 2003 № 4.

7.Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. Информатика и образование. - 2007. №4. - С. 63-65.

Приложение 1

Анкета для учащихся

1. Любишь играть в компьютерные игры?

 да;  нет.

2. На каком устройстве ты чаще всего играешь в компьютерные игры?

 компьютер (или ноутбук);  планшет;

 игровая приставка;  телефон с компьютерными играми.

3. Как часто /долго играешь:

 все свободное время;  до 1 часа в день;

 несколько часов в день;  несколько раз в неделю;  редко;

4. Какие игры нравятся: (Можно написать названия) __________________

5. Как ты считаешь, компьютерные игры приносят вред или пользу?

 пользу;  вред;  затрудняюсь ответить.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании «Вред и польза компьютерных игр».

1. Играет ли ваш ребенок в компьютерные игры?

 да;  нет.

2. Как часто /долго играет:

 все свободное время;  около 1 часа в день;  несколько часов в день;

 несколько раз в неделю;  редко.

3. На каких устройствах играет ваш ребенок?

 компьютер (ноутбук);  планшет;  игровая приставка;  телефон.

4.Какие игры предпочитает ваш ребенок? _________________________

5. Как вы считаете, компьютерные игры приносят вред или пользу вашему ребенку (объясните свой ответ)? ___________________________________________________________________

Приложение 2

Правила организации занятий за компьютером

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

— в 3–4 года ребёнок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

— в 5–6 лет – от 20 до 35 минут;

— в 7–9 лет – от 40 до 60 минут.

• Усаживаться за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами составляло 40-50 сантиметров.

• Вечером следует вообще ограничить работу за компьютером, особенно нельзя играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время них может негативно сказаться на сне.

• Монитор должен располагаться так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона – до 1500.

• Источник света должен быть дневным и находиться слева от монитора.

• Следует соблюдать правильную осанку, спина и ноги должны иметь опору.

• Обязательно должно быть правильное отношение к компьютеру. Главный принцип, что компьютер – это рабочая машина, и использовать его лучше только для учёбы или работы.

• Через 10-15 минут работы на компьютере необходимо сделать зарядку для глаз.

• Занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).

Просмотров работы: 18