Введение
Я живу в небольшом городе Рудня Смоленской области. Для меня это моя малая родина: ее улицы, парки, скверы. Трудно себе представить территорию нашего города без городского парка. Там произрастают разные деревья, есть площадка для детей, рядом стадион и городской дом культуры. Жители города очень любят это место, там всегда многолюдно, весело и интересно.
Актуальность предлагаемой работы заключается в изучении истории создания парка, его роли в прошлом и настоящем.
В данном проекте будут найдены ответы на такие вопросы, как: кто и когда создал наш парк и какие функции он выполнял?Какие деревья растут в нашем парке и какой вид деревьев преобладает в нашем парке. Почему у всех деревьев разная кора.
Цель нашей работы: изучить древесные насаждения городского парка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить научную литературу по данному вопросу, освоить методики и условия проведения опытов и экспериментов.
Выяснить: кем и когда был создан городской парк в городе Рудня.
Провести комплексное исследование, проанализировать полученные результаты, сделать выводы и определить перспективы на будущее.
Выполнить практическую и творческую работу с использованием природных бросовых материалов.
Объект исследования: городской парк.
Предмет исследования: древесные насаждения.
Методы
Теоретические: поиск и анализ информации;
Эмпирические методы: наблюдение, описание, сравнение, анализ.
Фотосъемка.
Практические: выполнение практической и творческой работы с использованием природного бросового материала.
Гипотеза: городской парк – любимое место горожан.
Этапы проекта
Подготовительный (выбор темы и направления исследования, поиск и анализ литературы, освоение методик).
Исследовательский (постановка задач исследования, выбор методов исследования, получение результатов исследований).
Аналитический (анализ полученных результатов исследований и экспериментов, обобщение, сравнение, установление закономерностей, построение таблиц с использованием полученных данных, их анализ и объяснение).
Заключительный (формулирование выводов по исследованию и экспериментам, подведение итогов и установление применимости результатов).
Продукты проекта
Альбом «История сознания городского парка и его функции».
Коллекция «Образцы коры деревьев».
Творческая работа. Панно «Березка» из природного материала.
Использование материалов проекта
Материалы, выполненного нами проекта, были использованы для:
пополнения материалов школьного музея об истории родного края (альбом «История сознания городского парка и его функции»);
составлен паспорт древесных насаждений городского парка;
образцы коры на уроках биологии, понно – для украшения дома.
Практическая значимость
Практическая значимость работы состоит в
приобретении новых знаний, практических умений и навыков исследовательской деятельности;
развитии творческих способностей, интереса к биологии;
воспитании нравственного отношения к живым объектам.
Основная часть
Глава1. Парк как как объект изучения и исследований
История создания городского парка
К
Рис. 1. Городской парк в настоящее время
аждый день по дороге в школу, я прохожу мимо парка и всегда вижу там много отдыхающих людей, особенно в хорошую погоду. Я часто думала о том, как хорошо, что в нашем городе есть такое место, где можно отдохнуть как взрослым, так и детям. Наш парк великолепен во все времена года рис. 1.
М ы благодарностью отзываемся о тех людях, которые его создали.
Наблюдая уже за взрослыми деревьями, нам захотелось узнать: когда эти деревья были посажены? Кто создал наш парк? Какие функции он выполнял?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы обратились к старожилам города за помощью и собрали, важнейший материал об истории создания парка, его не было у руководства парка даже в архиве. В ходе нашей поисковой работы, мы выяснили, что парк в городе Рудня был создан в 50-е годы по инициативе активных жителей, комсомольцев, молодёжи и предложения начальника отдела культуры – Белова Дмитрия Николаевича.
Парк служил горожанам местом отдыха. В ходе нашей поисковой работы мы нашли фотографии тех лет, которые помогли нам ясно представить картину парка в то время.
В городском парке проходили различные массовые мероприятия: концерты, гастроли зооцирка, спортивные игры, праздники, работали разные аттракционы рис. 2.
Э
Рис. 1. Некоторые уголки нашего парка в 70-е годы
ти функции парк выполняет и в настоящее время и по-прежнему остается любимым местом отдыха.
Полученные результаты нашей работы были оформлены в альбом «История сознания городского парка и его функции» и переданы в наш школьный музей и архив городского парка. За что руководство парка были нам очень благодарны.
1.2.Определение родового и количественного состава деревьев в
городском парке
Продолжением нашей работы стало определение родового и количественного состава деревьев, а также преобладающего вида дерева в парке. В ходе работы мы использовали определитель древесных насаждений [2].
Анализ полученных результатов показал, что всего в парке произрастает 8 родов деревьев, общим количеством – 296 особей, а преобладающим деревом среди древесных насаждений является – береза.
Полученные результаты мы представили в таблице 1 и на диаграмме 1.
Таблица 1. Родовой и количественный состав деревьев в городском парке
№ п/п |
Род |
Количество |
1. |
Береза (лат. Bétula) |
84 |
2. |
Липа (лат. Tília) |
72 |
3. |
Ель (лат. Pícea) |
68 |
4. |
Дуб (лат. Quércus) |
19 |
5. |
Вяз (лат. Ulmus) |
18 |
6. |
Рябина (лат. Sorbus) |
16 |
7. |
Ясень (лат. Fraxinus) |
12 |
8. |
Клён (лат. Acer) |
7 |
Всего |
296 |
Диаграмма 1. Древесные растения городского парка
Следует отметить, что результаты нашей работы мы передали руководству парка для составления паспорта.
1.3.Определение вида берез, произрастающих в нашем парке и
происхождение их названия
Поскольку преобладающим деревом среди древесных насаждений стала – береза, то нам интересно было узнать сколько видов берез существует на Земле.
Продолжая работать с литературой, мы выяснили, что их насчитывается около 120 видов, из них около 65 встречаются в нашей стране. [7].
Понятно. Что интересно было узнать: какой вид березы произрастает в нашем парке? Ответ на этот вопрос стал результат нашей дальнейшей работы, которая проходила в осенний период. Для этого был использован определитель древесных растений.
Ботаники дали название виду совсем не поэтическое – береза бородавчатая (лат. Bétula péndula). Из литературы мы узнали, что такое название связано с тем, что молодые веточки березы покрыты мелкими смолистыми железками, похожими на бородавочки, которые может заметить только внимательный наблюдатель. Правда, в последнее время этот вид березы получил более звучное название – береза повислая или плакучая. [8].
Это легко понять, если взглянуть на ее крону. Побеги провисают вниз, от чего крона приобретает овальную форму. Я думаю, что многие из нас наблюдали всю прелесть спадающих вниз ветвей березы. Это очень красиво!
1.4. Исследование особенностей внешнего строения коры березы
Продолжением нашей работы стало исследование внешнего строения коры березы. Нам интересно было узнать: почему у березы ствол белый и на ладошке остается что-то вроде белого порошка, если прикоснуться рукой .
И з литературы мы узнали, что это вещество называется бетулин – белый органический пигмент и высыпается из клеток коры. В нем содержится очень много ионов серебра, обладающего антимикробным действием [1].
К
Рис. 3. Исследование внешнего строения коры
роме того, при прикосновении рукой к стволу березы можно почувствовать, что она гладкая на ощупь рис. 3.
Мы нашли ответ и на этот вопрос. От резких перепадов температуры у многих деревьев с темной корой появляются трещины, а у березы кора белая и поэтому она – гладкая [1].
Глава 2. Удивительные свойства бересты
Продолжая работать с литературой, мы выяснили, что береза обладает многими удивительными свойствами и решили убедиться в отдельных из них опытно-экспериментальным путем.
2.1.Опыт 1.Легкость бересты
Ч то огромные с виду кузова из бересты незаменимы при сборе грибов, так как они были очень вместительными и при этом легкие. Мы решили убедиться в этом. Для этого мы взвесили маленькую корзиночку из бересты, и она весила всего лишь 50 г. рис. 4.
Н
Рис. 4. Проверка бересты на легкость
а основании проделанного опыта, мы убедились в том, что береста обладает легкостью и это свойство бересты можно использовать в жизни, например в качестве тары за грибами.
2.2. Опыт 2. Прочность бересты
В ходе следующего опыта я проверила бересту на прочность рис. 5.
Д
Рис. 5. Проверка на прочность
ля этого я попробовал растянуть лист бересты сначала вдоль волокон, а затем поперек. Вдоль волокон береста оказалась невероятно прочна, но стоило только растянуть бересту поперек волокон, как она тут же расслоилась. Чечевички-форточки подскажут направление волокон для эффективного и правильного использования. Продольная прочность бересты увеличивается пропорционально ее толщине, что позволяет изготавливать большие бытовые предметы, устойчивые к деформации и износу. Для бересты характерны такие свойства, как пористость и упругость. Они амортизируют удары и тем самым позволяют использовать бересту в качестве защиты какого-либо хрупкого предмета, то есть как упаковку.
Если оплести стеклянный предмет берестой, например, стеклянную банку, то при ударах она не разобьется даже о твердую поверхность. Поэтому ее можно брать с собой в дорогу с жидкостью, не боясь, что стекло – разобьется.
2.3. Опыт 3. Эластичность бересты
Л
Рис. 6. Проверка бересты на эластичность
итература информирует, что береста достаточно устойчива к изменениям формы. Я решила проверить это свойство бересты. Для этого я взяла лист бересты и крепко согнула его в угол. В ходе этого эксперимента я увидела, что если сложить бересту, то сгиб не будет угловатым, он будет как бы сглаженным. А после того, как его расправишь, место сгиба вообще станет не заметным. Благодаря этому свойству бересты из нее можно плести различные изделия рис. 6.
2.4.Эксперимент 1. Водонепроницаемость бересты
Работая с литературой, я узнала, что береста обладает водоотталкивающим свойством, и применяется для производства посуды не только под сыпучие продукты, но и для переноса жидкостей. Мы решили проверить бересту на водонепроницаемость и провели эксперимент.
Для этого мы взяли две банки с водой. В одну из них поместили кусочек бересты, а в другую – кусочек бумаги. Затем, через некоторое время, мы достали объекты из воды и увидели, что бумага сильно намокла, и с трудом извлекалась из банки, рвалась при малейшем воздействии, а береста осталась в прежнем состоянии и не намокла рис. 7.
Н
Рис. 7. Проверка бересты на водонепроницаемость
а основании полученных результатов эксперимента мы пришли к выводу, что береста обладает водонепроницаемостью.
2.5. Эксперимент 2. Антибактерицидные свойства бересты
В берестяных сосудах могут долго храниться продукты, потому что береста обладает антибактерицидными свойствами. Хлеб, положенный в туесок из бересты долго остаётся свежим и мягким, а в муке и крупах не заводятся жучки.
Я
Рис. 8. Проверка сохранности хлеба
решила проверить и это свойство бересты. Для этого я положила кусочки хлеба в туесок из бересты, в целлофановый пакет, в стеклянный контейнер с пластмассовой крышкой и фольгу и ежедневно наблюдала. В ходе наблюдений были получены следующие результаты: первым испортился хлеб в контейнере. На шестой день на нем появилась плесень. Затем, то же произошло с хлебом в целлофановом пакете, а в туеске хлеб подсох и дольше всех не портился рис. 8.
Сравнительный анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод, что хлеб в емкости из бересты сохраняется лучше, чем в любой другой упаковке, а значит береста обладает антибактерицидными свойствами. рис. 8.
Итак, опытно-экспериментальным путем мы убедились в том, что береста обладает легкостью, прочностью, водонепроницаема, антибактерицидными свойствами.
Глава 3. Посмотри, удивись и попробуй сделать своими руками
3.1. Практическая работа. Коллекция образцов коры деревьев
Продолжением нашей работы стало создание коллекции образцов коры деревьев, произрастающих в нашем парке.
Цель работы: изготовить коллекцию образцов коры деревьев городского парка.
Для достижения цели, я определил следующие задачи:
Приготовить необходимое оборудование для выполнения работы.
Собрать упавшие ветки в парке для изготовления образцов коры.
Изготовить коллекцию образцов коры деревьев городского парка.
Оборудование: сучки разных видов деревьев, материал для изготовления коллекции образцов кары.
В
Рис. 9. Подготовка коллекции
ходе работы я использовала сучки разных видов деревьев, собранных в парке и проделано несколько шагов: заготовка образцов коры деревьев из собранного мате риала в городском парке, приготовление твердой основы для размещения образцов коры, закрепление образцов коры деревьев на твердой основе с помощью клея, обозначение образцов кары деревьев рис. 9.
И вот что у меня в итоге получилось рис. 10.
Рис.10. Коллекция образцов коры
3.2.Творческая работа. Украшение для дома с использованием коры
Работа с деревом при изготовлении коллекции образцов коры мне очень понравилась. Поэтому я решила сделать какое-нибудь украшение для дома.
Ч
Рис. 11. Создание панно
аще всего украшение дома становится панно, и я решила попробовать сделать его. Панно всегда были украшением для дома, создания уюта и красоты. Я думаю, что это панно будет хорошим украшением для дома рис. 11.
Заключение
На основании проделанной работы мы пришли к общим выводам:
изучена научная литература по данному вопросу, восстановлена история создания парка;
определен количественный и родовой состав деревьев, а также преобладающий вид деревьев в городском парке;
выявлены отдельные свойства преобладающего вида дерева березы опытно-экспериментальным путем;
подготовлена коллекция образцов коры деревьев городского парка и украшение для дома из коры березы;
в ходе выполнения нашего проекта наша гипотеза нашла свое подтверждение: городской парк – любимое место горожан.
Мое мнение о проекте
Закончив свой проект, хочу сказать, что многому научилась в ходе его выполнения, раскрыла в себе новые возможности в решении многих задач к достижению цели, но самое главное, я поняла, что активное познание неразрывно с практикой.
Литература
Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е. А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с., [8] c. цв. ил.
Новиков В.С. Популярный атлас определитель. Дикорастущие растения / Новиков В.С. Губанов И.А. – 5-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2008. – 415, [1] с.: ил.
https://vseonauke.com/1090727301040310990/pochemu-beryoza-yavlyaetsya-simvolom-rossii-ot-drevnej-mistiki-do-sovremennosti/
https://multiurok.ru/blog/pochemu-berioza-iavliaetsia-simvolom-rossii-ot-drevnei-mistiki-do-sovremennosti.html
http://zakustom.ru/betula.html
http://www.hintfox.com/article/Bereza-odin-iz-glavnih-obrazov-narodnogo-tvorchestva.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%3F_%D0%9A%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%3F
http://www.udec.ru/derevo/bereza-boroda.php