Русский народный танец и современные школьники

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский народный танец и современные школьники

Касьянова С.С. 1
1БОУ "Тарская средняя общеобразовательная школа № 2", 4 класс
Скворцова Е.С. 1
1БОУ "Тарская средняя общеобразовательная школа № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг [1].

С 5 лет я занимаюсь в «Тарской детской школе искусств», на отделении хореографического искусства в Образцовом хореографическом ансамбле «Школьные годы», руководителем, которого является Лариса Анатольевна Прушинская. Нам преподают различные предметы: это – и гимнастика, и классический танец, музыкальная грамота и конечно же, народный танец. Актуальность выбранной темы заключается в том, что русский народный танец является родоначальником направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе. У молодого поколения народный танец пользуется меньшей популярностью, нежели современные танцы.

Гипотеза исследования: является ли русский народный танец отражением характера русского народа.

Цель исследования: выяснить, что знают современные школьники о русском народном танце.

Задачи исследования:

- изучить историю русского народного танца, определить основные понятия и термины по теме, обозначить виды русско-народного танца;

-записать видеофрагменты основных движений русско-народного танца;

- разработать анкету и провести анкетирование о степени популярности народного танца;

-подготовить и провести интервью с преподавателем хореографии по классу народного танца Л.А. Прушинской;

- предложить способы популяризации русско-народного танца.

Объект исследования: русский народный танец.

Предмет исследования: популярность народного танца.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- опрос в форме анкетирования;

- анализ опроса;

-интервьюирование.

Глава 1. Народный танец – важная составляющая русской культуры

История и становление русского народного танца.

Народный танец – искусство, основанное на творчестве самого народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроение, отношения к жизненным явлениям. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытнообщинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V - VII веках народные танцы исполнялись в лоне "игрищ" (сходбищ). На их характер налагали отпечаток древние языческие представления.

Принятие христианства способствует развитию культуры, и народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации народного танца. Именно в это время зарождаются сценические формы народных танцев. В середине XVI столетия усиливающееся влияние русской церкви негативно сказывается на народном искусстве. Видя в народных песнях и танцах пережитки язычества, церковь притесняет музыкантов, танцоров и певцов, а в XVII веке Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.

Восемнадцатый век - это эпоха, связанная с именем Петра I, блестящего реформатора. В этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности.

После революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров. [2]

Основные жанры русского народного танца.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца-Яриле. Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы. [3]

Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки. Иногда за один палец – мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Ярила, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему абсолютно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Орнаментальный хоровод, если нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.
Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур.

Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок. [2]

Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный характер и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.
Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения ("выходку"). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, "верёвочку", "гармошку", различные присядки, хлопушки, припадания, вращения. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.
Существует много видов русской пляски. Наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска. [3]

Движения в русско-народных танцах.

Русские народные танцы, всегда отличались своим многообразием, зажигательностью. За большой промежуток времени, создалось большое количество различных танцевальных движений. Они оттачивались годами и передавались от поколения к поколению. Движения народного танца были тесно связаны с образом жизни, быта русских людей. Довольно часто в танцах применяются различные приседания, притопы и хлопки. Очень активна работа ног. Большое значение придается движению рук.

Движения народного танца, отдельно делятся, на мужские и женские элементы. Мужские движения сильно отличаются, от женских движений. У мужчин в танце выражается сила, мощь. Женщины более величавы, им характерна плавность. На Руси женщина сравнивалась с птицей. В танцах показывалась стать, сильные руки, красивая шея и голова.

Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири-медведя. Стоит отметить, что движения русского народного танца требуют от парней силы, задора, и мужественности, а от девушек – грации и умудренности в движениях. Русский народный танец – это своеобразный пересказ истории Великой России. И его неотъемлемой частью всегда были песни о героях, государях, и праведных делах отчизны. [3]

Основные движения в женском народном танце:

«Моталочка» - это плясовое движение, которое заключается в поочередных маховых движениях ногами. Вперед нога распрямляется полностью, назад - просто сгибается в колене.

«Корвырялочка» - это поворот корпуса на одной ноге, с ударом об пол, каблуком другой. Исполняется как с подскоком, так и без.

«Выстукивание» - выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических и народных танцах: русских, испанских, латиноамериканских, молдавских, татарских, белорусских и др. Упражнения на выстукивания вырабатывают силу ног, стопы, ритм, остроту удара, его технику. В основе выстукивания лежат удары всей стопой, каблуком, полу пальцами. Удары могут быть короткие, легкие и сильные, «припечатывающие».

«Дроби» исполняются вместе мужчинами и женщинами. Исполнители показывают свою ловкость, мастерство, нежность, характер. «Дроби», являются одним из самых распространенных движений в русском переплясе. «Дробь» может быть – одинарным, сильным ударом ногой в пол или дорожкой ударов. Они состоят из различных комбинаций. Мужские удары – мощны и ритмичны. В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. ... Некоторые дроби используются в русском танце как концовки движений. Их называют “ключи”.

«Припадания» выполняются небольшими шагами вперед или в одну из сторон. Движения плавные. Иногда делаются на месте, с медленным полным поворотом, до восьми «припаданий» за один поворот. [4]

Глава 2. Исследование популярности русско- народного танца.

Анализ анкетирования.

Мы провели исследование в виде анкетирования. В нем приняли участие разные возрастные группы: образцовый хореографический коллектив «Школьные годы» (от 8 до 11 лет), ученики 4б класса «Тарской СОШ № 2», ученики 11 а класса «Тарской СОШ №4» (от17-18 лет). Всего было опрошено 48 человек. Опрошенные были разделены на 2 группы: танцующие (занимаются народным танцем) и не танцующие.

Анкета содержала следующие вопросы: (обведите ответ)

1.Нравится ли Вам русский народный танец?

Да

Нет

Не очень

2. Что отражает русский народный танец?

- характер русского народа;

- особенности быта;

- особенности труда;

- особенности настроения;

- отношение к природе;

- отношение к человеку

3. Что больше нравиться: современный танец или народный?

Современные

Народные

И те, и другие

4. Почему вы выбрали народный танец?

а) привели родители;

б) люблю народные танцы;

в) помогает развиваться;

г) не знаю.

На перечисленные вопросы получили следующие ответы:

На вопросы я получила такие ответы:

Нравится ли вам народный танец?

Что отражает русский народный танец?

Что больше нравиться: современный танец или народный?

Почему вы выбрали народный танец?

2 этапом исследования стало интервью с преподавателем «Тарской Детской школы искусств» Л.А. Прушинской. Я задала ей несколько вопросов и получила следующие ответы:

Проанализировав ответы современных школьников можно предложить такие способы популяризации народного танца:

- введение народного танца в программу концерта различных школьных праздников;

-доступность обучения народному танцу путем организации бесплатных дополнительных занятий в школе;

-организовать в школе мини-группы по народному танцу, где школьник обучает школьника;

-трансляция по ТВ и в сети интернет фестивалей, конкурсов, организовать шоу-программу или, например, благодаря проекту «Самая длинная в мире кадриль» в рамках фестиваля «Живая Пермь» 12 июня 2010 года на ул. Ленина города Перми вышли танцевать кадриль сотни детей со своими родителями под живую музыку десятков гармонистов, предварительно изучив танец на репетициях.

Заключение.

В начале работы была выдвинута гипотеза о том, что русский народный танец является отражением сущности русского народа.

Целью исследования было выяснение, того что знают современные школьники о русском народном танце.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

- изучить историю русского народного танца, определить основные понятия и термины по теме, обозначить виды народного танца;

- записать видеофрагменты основных движений русско-народного танца;

- разработать анкету и провести анкетирование о степени популярности народного танца;

-подготовить и провести интервью с преподавателем хореографии по классу народного танца Л.А. Прушинской;

- предложить способы популяризации народного танца.

Цель и задачи работы достигнуты.

Итак, в ходе проведения данной работы, мы выяснили, что народные танцы нравятся почти всем. Подтвердили свою гипотезу – действительно, русский народный танец является отражением особенностей народа. Однако говорить о 100-процентной популярности русского народного танца у современных школьников не приходится. Что же необходимо сделать для популяризации народного танца? Мы определили некоторые способы популяризации народного танца.

Хотелось бы добавить, что занятие танцами очень полезно для школьников, т.к. заучивание движений различных партий, дорожек, элементов и комбинаций является очень мощной тренировкой памяти народные танцы с хореографией способны воспитывать честность, порядочность и доброту. Они обучают вежливости и доброжелательности. А эти качества являются главным фактором в основах воспитания. Ну, а для того чтобы делать успехи в танцах, наслаждаться результатами и красотой выполненной работы, достаточно только одного желания — хотеть танцевать.

Список литературы.

1.Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1997.

2.Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

Интернет-ресурсы

• http://www.ural-khorovod.narod.ru/

• http://www.classicalmusic.ru/?id=2339

• tp://www.sgdf.ru/groups/smile/

• http://ru.wikipedia.org/wiki.

Просмотров работы: 220