Введение
Однажды в магазине здорового питания я заметила на прилавке небольшие коробочки с зелеными ростками. На этикетке была надпись – «Микрозелень». Мне захотелось узнать, что же это такое? Ведь моя бабушка уже очень давно занимается огородом и выращивает различные виды зелени, но такую я видела впервые. Я подумала о том, что было бы очень интересно разобраться и попробовать самой вырастить «новинку».
Гипотеза: полезные для организма человека молодые побеги растений – микрозелень может каждый вырастить у себя дома и ввести в рацион питания своей семьи.
Цель работы: познакомиться с полезными свойствами микрозелени и вырастить её в домашних условиях.
Задачи работы:
познакомиться с понятием микрозелени;
узнать о полезных свойствах микрозелени и противопоказаниях;
вырастить в домашних условиях микрозелень;
сравнить результаты выращивания микрозелени горошка в различных субстратах и выбрать оптимальный грунт.
Методы исследований:
поиск и анализ литературы по данной тематике;
социологический опрос;
эксперимент по выращиванию микрозелени;
ведение журнала наблюдений;
обобщение результатов работы.
Актуальность работы: в зимний период доступность фруктов, овощей и зелени снижается, а недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказывается на здоровье и физическом развитии, особенно детей. К тому же у детей с раннего детства формируются вкусовые пристрастия и привычки, поэтому восполнить недостаток витаминов и сформировать у детей представление о здоровом питании поможет выращивание микрозелени у себя в квартире.
Объект исследования: микрозелень.
Предмет исследования: полезные свойства микрозелени.
Этапы работы:
1 этап. Социологический опрос. Поиск и изучение информации о микрозелени, ее свойствах и влиянии на организм человека.
2 этап. Разработка технологического процесса выращивания микрозелени.
3 этап. Выращивание микрозелени горошка в различных субстратах. Ведение журнала наблюдений.
4 этап. Расчет материальных затрат на выращивание одной порции микрозелени горошка. Обобщение результатов, подведение итогов.
Применяемая аппаратура: фотоаппарат, ноутбук.
Теоретическая и практическая значимость работы: результаты моей работы могут быть использованы на уроках окружающего мира, помогут узнать ребятам о пользе микрозелени, вырастить полезную зелень у себя дома и ввести в рацион своей семьи.
1. Теоретическая часть
1.1. Социологический опрос
На первом этапе своей работы я провела анкетирование среди одноклассников с целью выявления знаний ребят о микрозелени. Анкета состояла из четырех вопросов, в каждом из которых предлагалось два варианта ответа (да/нет). В опросе участвовало 27 учеников из нашего класса и были получены следующие результаты:
На вопрос «Знаете ли Вы что такое микрозелень?» ответ «Да» дали 15 человек человека, ответ «Нет» – 12 человек. На вопрос «Знаете ли Вы чем полезна микрозелень?» положительно ответили 3 человека, отрицательно – 24 человека. Я узнала, что микрозелень присутствует в рационе 8 семей из 27. А 20 человек хотели бы попробовать и, если понравится, ввести микрозелень в свой рацион.
Рисунок 1.1 – Результаты социологического опроса
Проанализировав результаты (рисунок 1.1), я сделала вывод, что половина класса даже не знает о существовании микрозелени, практически никто не знает о её пользе и малая часть использует микрозелень в рационе своей семьи. Зато почти все хотели бы попробовать и, если понравится, ввести в свой рацион.
1.2. Что такое микрозелень?
Далее я отправилась в библиотеку для изучения литературы. Хочется отметить, что в библиотеке нашего города отсутствует литература, посвященная микрозелени и ее выращиванию, но мне подобрали интересные книги для юных натуралистов, в которых было много интересной информации о растениях, их выращивании и вариантов грунта. Следующим этапом было изучение современных сведений о микрозелени в сети интернет и анализ полученной информации.
Микрозелень – это новый класс съедобных овощей (молодые побеги обычных растений, которые собирают сразу после появления первых листьев). Обычно это происходит через неделю после посадки.
Ученые задумались о пользе семян для организма человека давно и одним из первых был американский ученый Эдмон Зекели, который выдвинул концепцию питания на основе проращенных семян еще в 1920 году.
В ходе исследований учеными было выявлено, что проращивание преобразует минералы семян в такую форму, где минерал прочно связан с аминокислотой, которую организм хорошо усваивает, а также проростки насыщают организм кислородом.
В семенах сосредоточены все полезные вещества, которые нужны для будущего большого растения, а в момент прорастания изменяется химический состав семени таким же способом, как при переваривании пищи в организме – крахмал превращается в сахар, белки – в аминокислоты, жиры – в жирные кислоты, поэтому такой продукт становится легким для усвоения питательных веществ.
Выращивать микрозелень впервые начали для нужд космонавтики, а добавлять в блюда стали шеф-повара дорогих ресторанов в Америке в начале 1980-х годов. Сейчас в Америке и Европе микрозелень очень популярна и продается в обычных супермаркетах вместе с овощами, травами и салатами. В наших магазинах ее найти пока не так просто, но на прилавках фермерских рынков и магазинов здорового питания в крупных городах можно встретить микрозелень, а ее применение в питании российских семей растет [2].
Диетологи утверждают, что проросшая зелень – это живой организм с пиковой активностью всех полезных веществ, она богата микроэлементами, витаминами, ферментами, которые хорошо усваиваются организмом.
1.3. Польза и вред микрозелени
Ученые доказали, что ростки содержат в 100 раз больше ферментов, чем сырые овощи, так как они находятся в стадии активного роста. Так же существуют исследования [4], которые показывают, что микрозелень обладает более высоким содержанием минералов (кальция, магния, железа, марганца, цинка, селена, молибдена) и более низким содержанием нитратов, чем в зрелых растениях. К тому же побеги богаты витаминами, среди которых лидирует аскорбиновая кислота.
У микрозелени очень богатый и полезный состав:
растительный белок дает энергию, питание и рост новых клеток;
хлорофилл – вещество, которое насыщает клетки кислородом, хорошо очищает организм и помогает в борьбе с раковыми клетками;
витамины группы В, С, К и Е поддерживают иммунную и нервную системы, улучшают состояние кожи, волос и ногтей, приостанавливают процессы старения;
растительные пигменты, такие как бета-каротин, лютеин, выводят токсины из организма, укрепляют здоровье наших глаз, улучшают память;
минералы, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности организма;
лечебные эфирные масла с различными свойствами.
Такой состав полезных веществ при регулярном употреблении поможет пополнить баланс витаминов и микроэлементов, укрепить иммунитет, придать сил и работоспособности, зарядить организм бодростью. Улучшится работа сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной, репродуктивной и эндокринной систем организма, состояние кожи, ногтей, волос, а также общее состояние организма.
Еще одним из положительных свойств микрозелени является ее низкая калорийность (до 30 ккал на 100 грамм), почти полная усвояемость и отсутствие нагрузки на желудочно-кишечный тракт. Таким образом, регулярное употребление побегов в пищу помогает справиться с лишним весом.
В первые 5-10 дней своей жизни микрозелень не накапливает вредных веществ из атмосферы и находится в экологически чистой среде.
Особенно рекомендовано использование микрозелени детям, ведь их растущий организм так нуждается в витаминах и микроэлементах, а школьникам поможет укрепить здоровье и лучше справляться с умственными и физическими нагрузками.
Очень важно не забывать, что и самое полезное может нанести человеку вред. Главное правило при употреблении микрозелени – нужно соблюдать меру. К тому же, необходимо считаться с личными особенностями своего организма и противопоказаниями, которые есть у многих людей. У некоторых людей отдельные виды микрозелени могут вызывать аллергические реакции, либо вещества, входящие в их состав, могут не усваиваться организмом конкретного человека при личной непереносимости. Но при широком разнообразии сортов микрозелени всегда можно подобрать подходящую культуру, которая принесет удовольствие и пользу.
Очень важно отметить, что есть и ограничения при выращивании и употреблении микрозелени. В ростках и побегах некоторых видов растений скапливаются токсины. К ним относятся пасленовые – баклажаны, картофель, томаты, болгарский перец. Употребление их ростков может нанести вред организму. Также ядовиты для человека ростки фасоли. Могут горчить побеги тыквенных культур: кабачок, тыква, патиссон – к их выбору стоит подходить с осторожностью [3].
Еще одним фактором, который может нанести организму вред, являются неверно подобранные семена. Обычные семена, обработанные химикатами от вредителей, в виде микрозелени могут вызвать отравление у человека, поэтому при выборе семян для выращивания у себя дома необходимо выбирать специальные смеси, созданные для выращивания микрозелени, либо семена без дополнительной обработки.
В качестве микрозелени используют практически все культуры: овощные, зерновые, бобовые. Не стоит забывать, что не подходят пасленовые, тыквенные и фасоль. Каждый вид имеет свой ярко выряженный вкус, сильно отличающийся друг от друга (от сладковатого до острого). Обычно вкус ростков схож со вкусом взрослого растения, но более нежный и ароматный.
Одними из самых популярных являются горох, редька японская (дайкон), горчица, брокколи, базилик.
Помимо огромного количества видов микрозелени, существует большое количество вариантов блюд с ее использованием. Самым популярным является салат – микрозелень добавляют целиком непосредственно перед подачей. Микрозелень является хорошим ингредиентом для смузи, соусов и маринадов. Зеленые побеги добавляются в холодные бутерброды, канапе, супы, рыбные и мясные блюда, пасту, пиццу, выпечку и даже десерты.
2. Практическая часть
Узнав о полезных свойствах микрозелени, я захотела попробовать самостоятельно вырастить её на подоконнике, чтобы включить в рацион нашей семьи.
В сети Интернет я нашла большое количество советов по выращиванию микрозелени, поэтому я решила выделить основные этапы и разработать технологический процесс выращивания, чтобы упорядочить полученную информацию.
2.1. Разработка технологического процесса выращивания микрозелени
Я заметила, что авторы описывают процесс выращивания микрозелени в общих словах, дают различные рекомендации, но четкого плана действий нет. Для более наглядного представления этапов посадки я разработала технологический процесс (таблица 1).
Таблица 1.
№ этапа |
Наименование и содержание операции |
Необходимые материалы и инструменты |
1 |
Промывание семян Тщательно промыть семена в большом объеме чистой проточной воды. |
Дуршлаг, вода |
2 |
Замачивание семян Замочить семена в чистой фильтрованной воде на 8-12 часов, периодически осуществлять барботирование (насыщение воды кислородом), заменяя воду на чистую каждые несколько часов. |
Миска, вода, ложка |
3 |
Осушение семян Выложить семена в дуршлаг и дать воде стечь в течение 2-3 часов |
Дуршлаг |
4 |
Подготовка субстрата Распределить субстрат по контейнеру и полить чистой водой. |
Контейнер, субстрат, пульверизатор, вода |
5 |
Посадка семян Равномерно, на небольшом расстоянии друг от друга, распределить семена по контейнерам с субстратом в один слой. Оросить семена небольшим количеством чистой воды из пульверизатора. |
|
6 |
Первичное проращивание Накрыть контейнеры пищевой пленкой и убрать в темное прохладное место на 3-4 дня. Ежедневно на один-два часа открывать пленку и проветривать семена. При подсыхании субстрата – орошать чистой водой из пульверизатора. |
Пищевая пленка, пульверизатор, вода |
7 |
Проращивание на свету Снять пленку и выставить контейнеры на свет. Ежедневно увлажнять субстрат в течение 7-10 дней. |
Вода |
8 |
Срезка побегов Когда побеги достигнут высоты 5-7 см, срезать ножницами на расстоянии примерно 1 см от субстрата. |
Ножницы |
Теперь, используя разработанный технологический процесс, четко соблюдая все этапы, можно с легкостью вырастить микрозелень, даже не имея опыта.
2.2. Посадка микрозелени горошка
Свой опыт выращивания микрозелени я решила начать с горошка. Его состав богат полезными веществами, он обладает ярким, сладковатым, освежающим вкусом и, к тому же, его ростки с усиками будут очень оригинально смотреться в любом блюде.
Изучая различные источники [1, 5], я выяснила, что существует большое количество вариантов субстратов для выращивания микрозелени. В некоторых утверждалось, что больше подходит почва, в других – кокосовый субстрат, кто-то предлагал гидрогель в качестве субстрата. Я решила сама попробовать вырастить микрозелень горошка на различных субстратах и сравнить результаты.
Свой выбор я остановила на 4 субстратах (рисунок 2.1): почва, кокосовый субстрат, гидрогель и вата. Для подготовки кокосового субстрата и гидрогеля потребовалось предварительно замочить их в воде на несколько часов по инструкции. Почва и вата не требовали дополнительной подготовки.
Рисунок 2.1 – Подготовка субстратов
Используя разработанный технологический процесс (раздел 2.1), я поэтапно день за днем производила необходимые действия параллельно на каждом из четырех субстратов и наблюдала за развитием ростков (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Процесс выращивания микрозелени в домашних условиях
2.3. Журнал наблюдений
Несколько дней я заботилась за своими «питомцами»: орошала семена из пульверизатора, чтобы не допустить пересыхания грунта, ставила под лампу дневного света каждый вечер на 2-3 часа, т.к. зимой продолжительность светового дня короткая. Ежедневно я фотографировала всходы, наблюдала за развитием и заносила результаты своих наблюдений в таблицу (Приложение 1).
Мне потребовалось 13 дней, чтобы вырастить микрозелень горошка в почве, 12 дней, чтобы получить микрозелень на вате, 13 дней – на кокосовом субстрате. Вырастить микрозелень горошка на гидрогеле мне не удалось, т.к. на 4 день проращивания начала появляться и разрастаться плесень различных видов (белая, синяя и черная), горошек начал загнивать и на 5 день погиб. Можно сделать вывод, что для выращивания микрозелени горошка совсем не подходит гидрогель, неплохо проявили себя кокосовый субстрат и почва, но лучше всего и быстрее горошек рос на вате. К тому же, при срезании зелени горошка с ваты, ростки получились чистыми, а на других остаются частички субстратов, что требует дополнительной промывки.
Нужно отметить, что в каждый тип грунта было высажено по 70 горошин. В вате проросло 60 шт., в почве – 42 шт., в кокосовом субстрате – 42 шт. Можно сделать вывод, что всхожесть на вате существенно лучше, а в почве и кокосовом субстрате примерно одинаковая (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Итоги эксперимента
3. Экономический раздел
3.1. Расчет материальных затрат на выращивание одной порции микрозелени
Я решила рассчитать во сколько мне обошлось выращивание одной порции микрозелени горошка.
Я купила:
200 грамм семян гороха для проращивания за 241 руб.;
набор из 4 контейнеров за 40 руб.;
100 грамм ваты за 49 руб.
Данного количества ваты и семян хватит на посадку 16 порций микрозелени. Таким образом, на одну порцию микрозелени потребуется около 12 грамм семян, 6 грамм ваты и 1 контейнер.
Расчет материальных затрат на выращивание одной порции микрозелени горошка представлен в таблице 2.
Таблица 2. Расчет материальных затрат
№ п/п |
Сырье и основные материалы |
Единица измерения |
Цена за единицу измерения |
Необходимое количество |
Фактическая стоимость |
1 |
Семена гороха |
гр. |
1 руб. 20 коп. |
12 |
14 руб. 40 коп. |
2 |
Контейнер пластиковый |
шт. |
10 руб. |
1 |
10 руб. |
3 |
Субстрат (вата) |
гр. |
49 коп. |
6 |
2 руб. 94 коп. |
Итого: |
27 руб. 34 коп. |
Таким образом, на приготовление одной порции микрозелени горошка было затрачено 27 рублей 34 копейки. Цена такой порции на эко-рынке в нашем городе составляет от 70 до 100 рублей (средняя цена 85 руб.). Таким образом, выращивать микрозелень в домашних условиях получается выгоднее в 3 раза, чем покупать ее на рынке. К тому же, при выращивании в домашних условиях можно быть уверенным в качестве продукта, а также вложенные любовь и забота, несомненно, принесут большую пользу, чем покупная зелень.
Заключение
Проведя данную работу, я узнала, что природа дарит нам огромное количество полезных веществ в таких маленьких ростках микрозелени. Мы должны пользоваться этими богатствами и стараться ввести микрозелень в рацион своей семьи, тем более что сделать это совсем не сложно.
Я разработала технологический процесс её выращивания и теперь с его помощью любой школьник сможет вырастить микрозелень у себя на подоконнике. К тому же, это не потребует больших финансовых затрат. Вырастить порцию микрозелени в домашних условиях намного выгоднее, чем купить в магазине или на рынке.
Исследуя влияние субстрата на процесс выращивания горошка я выявила, что наилучшим грунтом для него будет являться вата, подойдут также кокосовый субстрат и почва, а гидрогель не подходит, т.к. приводит к загниванию семян.
В итоге я вырастила несколько порций микрозелени горошка у себя на подоконнике, чем и подтвердила свою гипотезу. Полученную зелень я отнесла в класс и угостила ребят (рисунок 3.1). Оказалось, что большинству понравился горошек и они хотели бы ввести его в рацион своей семьи.
Рисунок 3.1 – Фото выращенной микрозелени
Список литературы
Гибсон Рэй. Что я выращу? Перевод Л.Я. Гальперштейна – Тула.: изд. «Росмэн», 1998. – 109 с.
Доронина Н. Микрозелень: От выгонки лука до микрозелени: Издательские решения, 2021. – 62 с.
Онегов А.С. Школа юннатов. Твой огород: Научно-художественная лит-ра – 2-е изд. – М.: Дет. Лит., 1986. – 318 с. ил.
Пинто Э., Алмейда А. А., Агиар А. А., Феррейра И. М. П. Л. В. О. (2015). Сравнение минерального состава и содержания нитратов в микрозелени и зрелых листьях салата. J. Food Comp. Анализ. 37, 38-43. doi: 10.1016/j.jfca.2014.06.018
Попов Е.Б. Сад и огород в доме.: Очерки – Л.: Дет. Лит., 1985. – 110 с.
Приложение 1. Журнал наблюдений
Эксперимент |
Особенности развития (длина ростка) |
Примечание |
||||||
Этапы эксперимента |
День эксперимента |
Почва |
Вата |
Гидрогель |
Кокосовый субстрат |
|||
Промывание семян |
1-й день |
Все семена были качественными по внешним признакам. Вода при промывке стекала чистая, прозрачная. |
||||||
Замачивание семян, барботирование |
1й день |
В воде наблюдается множество мелких пузырьков воздуха. Семена набухли – увеличились в размерах почти в 2 раза. |
||||||
Осушение семян |
1-й день (2-3 часа) |
Семена целые, не поврежденные, увлажненные. |
||||||
Подготовка субстрата |
1-й день |
Каждый вид субстрата был подготовлен согласно инструкции и увлажнен чистой водой. |
||||||
Посадка семян |
1-й день |
В каждый контейнер посажено одинаковое количество семян – 70 шт. |
||||||
Первичное проращивание в темноте |
2-й день |
Все виды субстрата и семена увлажненные, ростков нет. |
||||||
3-й день |
Росток не формируется |
5-7 мм |
Росток не формируется |
Росток начинает формироваться |
Семена выпустили корешки длиной до 15 мм в вате и кокосовом субстрате, в почве и гидрогеле – до 5 мм. |
|||
4-й день |
Росток начинает формироваться |
10-15 мм |
Появилась плесень, росток не формируется |
Росток формируется |
- |
|||
Проращивание на свету |
5-й день |
7-10 мм |
20-25 мм |
* |
7-10 мм |
* Синяя, белая, черная плесень разрослась по всей поверхности грунта, семена сгнили. Гидрогель не подходит для выращивания микрозелени |
||
6-й день |
10-15 мм |
25-30 мм* |
- |
10-13 мм |
* На корнях гороха в вате появляются небольшие отростки. Начали формироваться первые листочки |
|||
7-й день |
15-20 мм |
30-35 мм* |
- |
15-20 мм |
* Формируется второй листочек и усики |
|||
8-й день |
20-30 мм* |
40-50 мм |
- |
20-25 мм** |
* Формируются листочки и усики ** Формируются листочки |
|||
9-й день |
30-40 мм |
50-60 мм |
- |
25-30 мм |
Корневая система плотно сплетенная. Начинают прорастать семена, которые «спали» |
|||
10-й день |
40-50 мм |
60-70 мм |
- |
30-40 мм |
||||
11-й день |
45-55 мм |
70-75 мм |
- |
40-50 мм |
||||
12-й день |
55-60 мм |
срезка* |
- |
50-60 мм |
* Проросло 60 семян из 70 штук. |
|||
13-й день |
срезка* |
- |
- |
Срезка |
* Проросло 43 семени из 70 штук ** Проросло 42 семени из 70 штук. |