Учим английский с удовольствием

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учим английский с удовольствием

Кондратьева А.С. 1
1МБОУ "СОШ №2" НМР РТ
Кондратьева О.В. 1Мингазова Е.В. 2
1МБОУ "СОШ №2" НМР РТ
2МБУ ДО "ЦВР" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Английскому языку в средней школе № 2 начинают обучать со второго класса. Изучение иностранного языка невозможно без запоминания слов. Запоминая слова, ученики научатся читать, писать, переводить, слушать и говорить на иностранном языке. Для повседневного общения на английском языке надо знать как минимум 3000 слов. Но проблема в том, что многим ученикам трудно запоминать слова. Существует много разных методов запоминания иностранной лексики. Одни из них слишком сложные для понимания, другие занимают слишком много времени.

Актуальность темы заключается в том, что изучение английского языка не только требование школы, но и возможность приобрести навык изучения языков. Изучение других языков дает более широкие знания. Общаясь со сверстниками, мы часто применяем слова из английского языка, например, трэш (хуже некуда), рандомно (случайно), найс (хорошо, классно), изи (легко) и тд. Интерес к английскому языку повышается, многие пытаются найти простые и быстрые способы пополнить свой словарный запас.

Цель моей работы:       выявить эффективные способы запоминания английских слов и выражений, для успешного владения английским языком.

Задачи: 1) изучить способы запоминания иностранных слов, предложенные в различных источниках

2) проверить на практике понравившиеся способы и выбрать самые простые и быстрые.

3) разработать памятку способов и приемов запоминания иноязычной лексики

Объект исследования: английская лексика

Предмет исследования: способы запоминания английских слов и выражений

Полученные знания могут быть использованы учащимися при подготовке к урокам английского языка, а также все желающие при самостоятельном изучении.

Глава 1. Способы запоминания иностранных слов

Одним из важных механизмов памяти является запоминание.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае информация откладывается сама по себе без каких-либо специальных усилий с нашей стороны. Так мы запоминаем лица близких людей, яркие рекламные слоганы, события, которые произвели на нас сильное впечатление («впечатались» в нашу память). Так же непроизвольно ребёнок в раннем возрасте усваивает огромное количество слов родного языка (ведь он же не учит их специально!). Совершенно очевидно, что непроизвольно запоминается далеко не всякая информация. Наша психика устроена очень мудро и целесообразно. Если бы всё, что мы видим, слышим и ощущаем, сразу же само собой запоминалось, мы не выдержали бы информационной перегрузки. Поэтому наша непроизвольная память избирательна. Подобный отбор происходит под влиянием следующих факторов:

-многократно повторяющаяся информация.

-необычная информация

-информация, которая интенсивно на нас воздействует; это что-то очень громкое, яркое, сильное.

Однако у людей есть их, чисто человеческая способность наполнять свою память тем, что они сами считают нужным и полезным. Это делается за счёт произвольного запоминания. В случае произвольного запоминания человек специально ставит себе цель запомнить что-то и прикладывает для этого определённые усилия воли. Когда ребёнок учит стихотворение, заданное на дом, английские слова или таблицу умножения, он использует именно этот вид запоминания. 

Самый простой вариант целенаправленных усилий заключается в заучивании, или зубрёжке. В психологии это принято называть механическом запоминанием. Другой вид произвольного запоминания — запоминание осмысленное, которое характеризуется активным установлением взаимосвязей как внутри самой запоминаемой информации, так и между этой информацией и уже имеющимися знаниями. Таким образом, в мнемическую деятельность активно включается мышление. Например, ученик не просто зубрит формулы сокращённого умножения, а самостоятельно выводит их, пользуясь уже имеющимися навыками перемножения многочленов. Не механически учит длинные английские слова, а мысленно разбирает каждое слово по составу, выделяя корни, из которых состоит его смысловое ядро и постигая тем самым логику его образования.

Существует большое количество интересных  методов, которые облегчают процесс запоминания иноязычной лексики.

1.Метод Ярцева – запись слова с синонимами, антонимами, примерами.

2.Метод карточек - на одной стороне карточки пишем английское слово, на другой — перевод. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо.

3.Метод прописывания – прописывать слово много-много раз.

4.Метод «Дизайнер интерьеров» — наклеить стикеры с названиями предметов.

5.Quizlet.com – сайт, где можно проверить себя в игровой форме.

6.Мнемотехника — придумывание смешных и абсурдных ассоциаций к слову.

7. «Фоновой» - записать слова с переводом на диктофон.

8.«Метод ассоциаций»

9."Гипнотический" – прослушивать записанные на диктофон слова перед сном и утром.

10. «Использование рифмовок, стихов и пословиц»

11.«Домино» - из бумаги вырезаем домино и на каждом пишем по два слова.

12. Карта памяти - блок-схемы, которые помогают учить слова тематически.

Итак, на процесс запоминания иностранных слов влияет несколько факторов, которые зависят от индивидуальных способностей памяти и восприятия каждого человека. Учитывая эти факторы, каждому человеку, желающему выучить иностранные слова, будет легче подобрать способ «заучивания» именно для себя.

Глава 2. Практическая часть

Проанализировав все представленные способы, я выбрала для себя метод карточек. Данный метод был разработан Себастьяном Лейтнером для изучения иностранного языка около 40 лет назад. Он был журналистом, поэтому знание языков было для него профессиональной необходимостью. Система Лейтнера позволяет не тратить время на повторение уже выученного материала, даже если он идет в связке с пока неизученным. Работать с карточками можно в любое свободное время, на перемене перед уроком, когда едешь из дома или домой, так как карточки легко помещаются в кармане. Более того, можно даже устроить соревнование с друзьями или одноклассниками и выявить, кто быстрее запомнил слова. При использовании классической методики Лейтнера Вам потребуется пять коробочек. В первой коробочке складываются все карточки. Во вторую перекладываются те карточки, которые Вам знакомы. Каждый день Вы должны возвращаться к первой, затем ко второй коробке, и повторять слова. Из второй коробочки карточки постепенно кочуют в третью, оттуда в четвёртую. Ну, а в пятой коробочке будут храниться те карточки, которые Вы уже прекрасно выучили. Я с карточками работаю так:

Записываю изучаемые в данный момент слова на карточках (1 карточка = 1 слово или выражение).

Карточки со словами, которые не получается запомнить совсем или новые, складываю в первую колоду и повторяю ежедневно.

Карточки со словами, которые помню частично, помещаю во вторую колоду и повторяю через день.

Карточки со словами, которые запомнила, помещаю в третью колоду и повторяю раз в три дня.

По мере освоения материала карточки из первой колоды перекладываю во вторую, а затем в третью колоду. Уже давно разработаны электронные приложения для работы с этой техникой запоминания. Одной из таких программ является Quizlet.

Это программа бесплатная, можно работать с уже созданными наборами карточек, после регистрации можно создавать свои наборы и делиться ими. Есть несколько режимов обучения: заучивание, тест, сопоставление. Присутствует озвучка слов. Таким образом, записав информацию единожды, можно возвращаться к ней в любое время, повторять перед важными контрольными или новыми сложными темами.

В этом году я записалась на курсы программирования, и мой преподаватель познакомил меня с программой Power Point, где я могу создавать карточки для запоминания слов. С помощью функции Анимация мне удалось сделать так, чтобы при нажатии на английское слово появлялся русский перевод и наоборот.

Более того, во время сбора информации по моей теме, меня заинтересовал метод Сторителлинг – это умение рассказывать истории, с героями, сюжетом, интригой и развязкой.  Этот способ можно использовать в виде игры, сочинять историю, вытаскивая рандомно карточки со словами. Или выбрав любые 10 карточек со словами сочинить рассказ или сказку.

В заключение я хочу сказать, что метод карточек можно использовать для запоминания любого материала на любом предмете, например, определения частей речи или таблицу умножения.

Заключение

На процесс запоминания иностранных слов влияет несколько факторов, которые зависят от индивидуальных способностей памяти и восприятия каждого человека. Учитывая эти факторы, каждому человеку, желающему выучить иностранные слова, будет легче подобрать способ «заучивания» именно для себя. Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут моим одноклассникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.

Создана памятка с перечнем существующих способов и приёмов запоминания английских слов,

Материал данного проекта можно использовать для разучивания английских слов, как на уроке, так и во внеурочное время.

Список источников

Кашаева Е. «23 крутых способа легко запоминать иностранные слова», https://adme.media/zhizn-nauka/23-krutyh-sposoba-legko-zapominat-inostrannye-slova-1133060/

Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.: Сталкер, 2003.

Обломова О. «Система Лейтнера: 5 шагов, позволяющих выучить что угодно», https://4brain.ru/blog/sistema-lejtnera/, 2020г

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –М.: Просвещение, 1995.

Скородумова Э «15 методов запоминания иностранных слов», https://dzen.ru/a/WxKzGP2Wse5Aystl

Приложение

Сборник методов запоминания слов

1.Метод Ярцева

Берем тетрадку. Выписываем в 2-3 столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы \антонимы \примеры. Время от времени, читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

2.Метод карточек

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой — перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить. Из минусов — если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

3.Метод прописывания

Классика жанра. Берешь слово и прописываешь его много-много раз. Минус — тоска зеленая. Но способ проверен веками.

4.Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» — наклеить стикеры с названиями предметов. Также можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье. Минус — мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

5.Quizlet.com

На этом сайте вы можете создавать свои списки и генерировать разные способы проверки слов (тесты, выбери правильный вариант, напиши по буквам, и т.д.). Хороший способ для любителей разных тестов проверить себя в игровой форме.

6.Мнемотехника

Мнемотехника — один из самых популярных способов, суть которого — в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить. Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову. Например:

1) puddle (лужа). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «падл»

Мнемоническая модель: я всё падал и падал в лужу.

2) buy – покупать (скажи деньгам «бай-бай»);

3) sleep – спать (когда хочется спать, то слипаются глаза).

4) bread – хлеб (какой бред, в магазине нет хлеба!)

7. «Фоновой»

Запишите слова с переводом на диктофон и прослушивайте каждый день.

8.«Метод ассоциаций»

Лучше всего запоминать слова группами по 10 – 25 слов. Желательно, чтобы слова относились к одной теме, хотя это и необязательное условие. Важно, чтобы рядом стоящие иностранные слова начинались с разных букв! Грамотно составив список слов, мы подготовились к запоминанию. Читаем перевод первого слова и пытаемся понять, какие ассоциации у нас оно вызывает.

9."Гипнотический"

Запишите на магнитофон 35-50 иностранных слов или коротких фраз, подлежащих запоминанию, с переводом их на родной язык. Перед сном прочитайте медленно два раза эти слова с листа, затем ложитесь, включайте магнитофон, прослушайте запись два раза, не сосредоточиваясь на ней, но повторяя слова вслед за магнитофоном. Выключайте магнитофон и засыпайте. Ваш помощник должен прокрутить запись еще несколько раз в течение первых 40 минут после вашего отхода ко сну на все уменьшающейся громкости. Утром, перед пробуждением, этот процесс повторяется в обратном порядке. За полчаса до пробуждения магнитофон тихо включают, с каждым разом громкость проговариваемого текста постепенно увеличивают. Через полчаса магнитофон уже как-бы будит вас. Проснувшись, не вставайте с постели, пока запись не закончится, слушайте ее с закрытыми глазами.

10. «Использование рифмовок, стихов и пословиц»

Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы. 

11.«Домино»

Из бумаги вырезаем домино и на каждом пишем по два слова. С друзьями, одноклассниками играем в обычное домино из своих заготовок. Кладущий домино, в первую очередь должен прочитать, затем перевести данное слово. Выигрывает тот, кто быстрее избываться от карточек.

12. Карта памяти.

Более прогрессивный метод — карты памяти (Mind Maps)  или, по-другому, блок-схемы, которые помогают учить слова тематически.

Берем большой лист бумаги, пишем в центре тему, по которой будем собирать слова. Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом.

Итак, на процесс запоминания иностранных слов влияет несколько факторов, которые зависят от индивидуальных способностей памяти и восприятия каждого человека. Учитывая эти факторы, каждому человеку, желающему выучить иностранные слова, будет легче подобрать способ «заучивания» именно для себя.

Просмотров работы: 54