ВВЕДЕНИЕ
Наша страна и мир в целом стремительно меняются. Благодаря развитию науки и техники исчезают понятия времени и пространства. Стираются все границы, мир из замкнутых мирков отдельных государств, превращается в единый взаимосвязанный организм. Мы входим в эпоху глобализации, в эпоху экономики знаний и непрерывного образования. Современный мир и общество всё больше и больше нуждаются в мобильных людях, открытых для всего нового, умеющих творчески мыслить, смело брать ответственность на себя, прогнозировать развитие любых ситуаций и анализировать полученные результаты. Будущее за теми, кто стремится к постоянному самосовершенствованию, кто обладает определенными волевыми лидерскими качествами и отменной интуицией, кто трудолюбив, целеустремлен и организован. Человек современного типа – это, во-первых, носитель и интерпретатор огромного количества информации, которая проходит через призму его сознания. Она становится бесценным ресурсом, который помогает реализовывать способности человека. Во-вторых, современный человек – это тот, кто разумно располагает своим временем, умеет сфокусироваться на цели и определить для себя наиболее приоритетные направления. В-третьих, современный человек – это человек прогрессивный и умелый, высокотехнологичный и компьютеризованный, с легкостью обращающийся с плодами современных технических достижений. В- четвертых, современному человеку присуща такое свойство, как высокая скорость. Скорость действия, реакции, мышления, принятия решений. Не следует забывать, что роль каждой отдельной личности в развитии общества неоспоримо велика. Поэтому, от современного человека, который стоит на пути трансформационных процессов всех сфер жизни, требуется немалое количество усилий.
Но самое главное качество, которым, несомненно, должен обладать современный человек – это умение устанавливать межличностный контакт. При всём развитии современных технических средств устная речь остается главным инструментом бизнес - коммуникаций. Успехи человека в его финансовых делах, в технической сфере или инженерном деле на 85 % зависят от его умения общаться с людьми. Сегодня как никогда необходимо развивать навыки убедительной коммуникациии овладевать умением вести конструктивный диалог. А это возможно лишь, когда мы говорим на одном языке в прямом и переносном смысле этого слова.
Неоднократно доказано, что изучение иностранного языка одно из лучших средств, позволяющих развивать и формировать все выше названные компетенции. Поэтому уже настоящее, не говоря о будущем обществе, требует от нас знания иностранных языков. И, совершенно очевидным является тот факт, что в современных условиях знание только одного иностранного языка недостаточно. Школа – это лучшее время для того, чтобы задуматься о своём будущем, реально оценить свои способности, приобрести важные умения и овладеть жизненно важными навыками. Успех неизбежно придёт к тому, кто видит больше, смотрит на мир шире и развивается быстрее. И, естественно, возникает вопрос: возможно ли уже сегодня спрогнозировать какие иностранные языки будут наиболее востребованы в ближайшие 10 лет? Каким языком важно овладеть, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?
Актуальность выявленных проблем обусловила выбор темы исследования «Овладение иностранным языком как условие конкурентоспособности и мобильности личности в современном мире »
Цель исследования - создание условий для развития конкурентоспособной и мобильной личности посредством формирования ценности изучения иностранного языка
Объект исследования – конкурентоспособность и мобильность личности
Предмет исследования – конкурентоспособность и мобильность личности в раннем юношеском возрасте как результат формирования ценности изучения иностранного языка
Гипотеза– изучение иностранного языка будет способствовать развитию и формированию конкурентоспособной и мобильной личности
В соответствие с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
определить какие качества личности оказывают наибольшее влияние на успешность в профессиональной сфере;
спрогнозировать какие иностранные языки будут наиболее востребованы на рынке труда в ближайшие десять лет;
выявить какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем;
проанализировать уровень сформированности ценности изучения иностранного языка учащихся 6-х классов;
создать информационный сборник «Роль иностранных языков в современном мире или зачем учить язык?»;
экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.
База исследования – МАОУ – средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение исследований по проблеме, анкетирование, опрос, беседа.
Исследование проходило в несколько этапов:
1 этап (сентябрь 2022) – теоретический анализ имеющихся данных по проблеме исследования
2 этап (октябрь 2022) – анкетирование учащихся 9 классов с целью выявления уровня сформированности ценности изучения иностранного языка
3 этап (ноябрь 2022) – разработка и апробация цикла бесед с целью формирования ценности изучения иностранного языка
4 этап (декабрь 2022) – проверка выдвинутой гипотезы; анализ, обобщение, интерпретация, систематизация и оформление полученных результатов
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В своём исследовании мы считаем важным рассмотреть такие ключевые понятия как конкурентоспособность и мобильность личности.
Конкурентоспособность - это способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Также это способность так распределять своё время, внимание и волю, чтобы обеспечить себе адекватное собственным ожиданиям, положение в обществе, в бизнесе или в той или иной социальной группе. Это и способность человека так инвестировать своё время, ресурсы, внимание и волю, чтобы обеспечить себе адекватное собственным ожиданиям, амбициям и средствам положение на рынке труда. Конкурентоспособность подразумевает умение устанавливать реальные причинно-следственные связи и осуществлять выбор в рамках объективно существующих ограничений. И, наконец, это способность человека достигать своих целей, соперничая с другими людьми, которые преследуют те же цели что и сам человек, но при этом он осознаёт, что всё это он делает только для себя и собственного развития.
Мобильность - это любой переход индивида от одной социальной позиции к другой. Это способность человека приспосабливаться к новым обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту жительства или работы, это, своего рода, свобода, независимость от обстоятельств и условностей. Также это подвижность, способность к быстрому изменению состояния, положения. Это способность человека передвигаться, перемещаться, ориентироваться в обстановке. И это готовность быстро и качественно выполнять задания.
Таким образом, под конкурентоспособной и мобильной личностью мы понимаем комплексную способность, которая обеспечивает непрерывность конструктивных преобразований личности в изменяющихся условиях и условиях неопределенности, даёт возможность личности быть социально и профессионально востребованной, успешной и имеющей в своей основе гуманистическую направленность.
Истинное развитие личности (прогресс) связывается с её собственной активностью, осознанием необходимости саморазвития, преобразования своего внутреннего мира, с личностной формой становления профессионала и осуществлением деятельности по своему личному выбору, реализацией определенных жизненных отношений в профессиональной карьере. Каждому человеку требуется такая общая и профессиональная подготовка, которая даёт ему возможность опережать предъявляемые ему требования и быть востребованным в каждый момент времени. Становление личности молодого человека в современных условиях невозможно вне собственного самоопределения, от которого зависит отношение к окружающему миру, способность осуществить выбор в различных сферах жизни и в конкретной жизненной ситуации, то есть самосознание, саморазвитие, самоутверждение. Практика показывает, чем раньше начнётся направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и профессионально-личностный карьерный рост каждого человека в современном мире рыночной экономике.
Сегодня востребована личность с чёткой жизненной позицией, независимым поведением, готовая к свободному жизненному выбору и способная отстаивать своё право на него. Человек должен овладеть способами познания и преобразования себя и реализовать собственную способность управлять событиями своей жизни, то есть быть независимым от внешних влияний и оценок, самодостаточным. В процессе становления и развития личности свобода, ответственность и выбор занимают центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не занимают или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются ценностным содержанием. Свобода человека - это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем. Свобода является специфической формой активности. Внутренняя несвобода (зависимость) человека проявляется в непонимании действующих на него внешних и внутренних сил, в отсутствии ориентации в жизни, в нерешительности, неспособности переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ним происходит. Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения, и лишь в ходе активности, направленной вовне, человек может прийти к осознанию своей способности влиять на события. Обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться, личность, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, личность, ориентированная на социально значимые приоритеты.
Конкурентоспособность личности - это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Только сильная личность, мобильная и конкурентоспособная, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.
В нашем исследовании мы считаем целесообразным привести некоторые данные, опубликованные на портале Executive.ru Ссылаясь на различные исследования и официальные обзоры, портал опубликовал прогноз самых востребованных профессий 2022 – 2027 гг.
Увеличение количества строительных проектов даёт все основания предполагать, что специальность инженер-строитель возглавит рейтинги профессий на ближайшее десятилетие. Спрос будет как на строителей жилых домов, так и на высококвалифицированных инженеров по строительству промышленных объектов. В ближайшее время будет спрос на производственных специалистов, особенно в сочетании со знанием иностранного языка, владением экономическими и юридическими знаниями.
Область IT компьютерного обеспечения удерживает лидирующие позиции в топ-10 рынка труда на ближайшие годы. Продвижение продукта компании в сети Интернет - приоритетная рекламная кампания для многих фирм. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей в сфере IT- web-дизайнер. Знание английского языка является обязательным условием.
Не останутся без работы и менеджеры по продажам. Активные молодые сотрудники отделов продаж, которые прекрасно разбираются в предлагаемом товаре или услугах и умеют налаживать личные контакты, найдут применение своим навыкам. Знание иностранных языков, опыт общения и умение выстраивать отношения с клиентом - это те качества, которые будут цениться в ближайшее десятилетие наравне с профессионализмом и грамотностью специалистов данной отрасли.
По-прежнему в цене остаются переводчики и лингвисты. Наряду с европейскими языками, востребованы специалисты со знанием восточных языков.
Геннадий Константинов, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента ГУ-ВШЭ, директор Центра корпоративного управления, консультант института Всемирного банка, заслуженный работник высшей школы РФ, отмечает, что устойчиво будет расти спрос на специалистов в сфере информационных технологий. При этом сфера их деятельности будет существенно шире, чем сегодня. Например, интеграция систем связи с информационным пространством и быстрое развитие технологий дополненной реальности (augmented reality), породят спрос на специалистов, способных создавать новые пространства в виртуальной среде и обеспечивать их интеграцию с реальным пространством. Развитие когнитивных технологий также создаст новые профессиональные направления в сфере информационных технологий. Развитие социальных сетей, наполнение их содержанием, перенос бизнес-процессов в социальные сети создадут спрос на специалистов на стыке социологии, психологии и менеджмента. Одно из важных направлений здесь -управление знаниями. Социальное предпринимательство будет формировать соответствующий спрос вместе с быстрым ростом числа фрилансеров. Технологические брокеры, как отдельные люди, так и небольшие компании, также будут востребованы. Речь идет о специалистах, работающих на стыке науки и бизнеса. Дефицит таких специалистов наблюдается уже сейчас.
Особо подчеркивается, что для данных специальностей свободное владение английским языком является наиважнейшим условием.
Наталья Данина, генеральный директор консалтинговой компании CASE:
«…продолжающаяся глобализация мировой экономики. В этой связи знание иностранных языков будет являться уже не преимуществом, а необходимостью для большинства специалистов. При этом особенно актуален будет китайский язык. Нас ждёт развитие новых технологий, увеличение объема «неручного» труда … Усложнение коммуникаций, увеличение доли он-лайн коммуникаций… всё это приведёт к возрастанию важности и значимости личных контактов…»
Таким образом, владение иностранным языком (особенно английским) перестает быть отдельной профессией. Умение общаться на языке повышает конкурентоспособность специалистов практически во всех отраслях.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯЗЫКИ
Международный язык - это язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. В современном мире выделяется от 7 до 10 международных языков. Граница между международными языками и языками межнационального общения является размытой. Языки, считающиеся международными, обладают следующими признаками:
большое количество людей считает этот язык родным
среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество людей, владеющих им как иностранным или вторым языком
на этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах
во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный
этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.
Тот факт, что английский язык в современном мире – главный международный язык, не вызывает сомнения. Английский язык имеет статус официального в 58 странах мира, а используется в 101 стране. В течение многих десятилетий английский также является ведущим во всех аспектах международной жизни – торговле, программировании, науке, дипломатии, образовании и туризме. Существует две объективные причины, почему английский язык стал международным языком: историческое наследие и экономика.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
Знание иностранного языка - свидетельство высокой квалификации кандидата при приёме на работу. Какой иностранный язык будет наиболее востребован в ближайшем будущем? Ведущие мировые лингвисты провели широкомасштабное исследование с целью выявления наиболее востребованных иностранных языков. Данный прогноз может существенно помочь сегодняшним школьникам выбрать второй иностранный язык для изучения, так как английский язык, бесспорно, является самым популярным и востребованным международным языком. Многие специалисты отмечают, что знание только английского языка не является определяющим конкурентоспособным преимуществом. Сегодня для получения вакансии и продвижения по карьерной лестнице в международных компаниях необходимо знание двух и более иностранных языков (знание английского это обязательное условие).
Английский язык находится на вершине рейтинга. Он является самым популярным языком мира: именно на нём ведутся все деловые переговоры в политике и экономике.Согласно данным статистики, почти 1, 5 миллиарда людей всего земного шара разговаривают именно на английском языке , ещё почти 1 миллиард человек занимается его изучением. Ученые полагают, что в ближайшем будущем каждый четвертый житель нашей планеты будет владеть английским языком.
Испанский язык занимает второе место по популярности и востребованности. Он является рабочим языком ООН. На испанском языке говорит порядка 700 миллионов человек. Испанский язык считается одним из самых простых языков для освоения. По мнению многих социологов, сегодняшняя ситуация в мировой экономике выводит испанский язык в лидеры. Испанский язык, на котором говорит Латинская Америка, уже повсеместно используется в США. Во многих штатах для общения люди используют Spanglish (смесь английского и испанского языков) Кроме того, испанский язык выходит за пределы стран-носителей из-за демографического кризиса, к которому приближается Европа. В обозримом будущем в страны Евросоюза ожидается большой приток квалифицированных рабочих из стран Латинской Америки.
Китайский язык также является рабочим языком ООН и замыкает тройку лидеров. Население Китая составляет 1,3 млрд. человек. Эта страна вполне может стать будущей сверхдержавой. В Китае расположено большое количество ведущих мировых производств. Данный язык востребован на территории России, особенно в её восточных областях. Но из-за своей специфики (сложное иероглифическое письмо, которое даже коренные жители не всегда могут освоить, определенная тональность) китайский язык не сможет сравниться по популярности с английским языком.
Русский язык также считается одним из самых популярных языков мира и занимает четвертую строчку рейтинга. На русском языке говорит порядка 250 млн. человек. Русский язык также является одним из рабочих языков ООН. Русский тяжело изучить из-за сложной грамматики.
Арабский язык замыкает пятёрку лидеров. На нём говорит почти 400 миллионов человек. Он очень сложен как в плане грамматики, так и в плане письма.
Французский и немецкий языки - это языки локальные, связанные преимущественно со своими странами. По мнению специалистов в области языкознания, маловероятно, что в будущем удастся широко применить эти языки где-либо помимо стран-носителей. Тем не менее, немецкий язык пока востребован: он упоминается в 59 % вакансий, где требуется иностранный язык, отличный от английского.
Многие практики и полиглоты уверены, что иврит легче выучить после овладения арабским языком, английский язык легче усваивается при предварительном знании немецкого и французского. Голландский язык - после немецкого и английского. Скандинавские языки лучше учить после овладения немецким языком. Испанский, итальянский, португальский и румынский лучше изучать после французского или латинского. Польский и словацкий легче учить, зная чешский язык. Идиш - после немецкого, иврита и славянских языков. Иврит и персидский - после арабского языка. Но в последовательности изучения иностранных языков общих выводов сделать нельзя: здесь могут быть отношения только между какими-то двумя похожими языками. Многое зависит и от того, какой из языков является родным для человека. У каждого человека свой склад ума и свои способности. Специалисты едины только в одном: после трёх иностранных языков четвертый, пятый и шестой осваивать проще, так как вырабатывается своя система изучения языка.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Целью практического исследования являлось доказать правильность выдвинутой гипотезы.
Естественный эксперимент был проведен в три этапа:
I Констатирующий эксперимент
II Формирующий эксперимент
III Контрольный эксперимент
На I этапе исследование было проведено в форме письменного опроса
На II этапе был разработан и апробирован цикл бесед, целью которых было непосредственное формирование ценности изучения иностранного языка у испытуемых
На III этапе исследование было проведено в форме анкетирования
Апробация проводилась в МАОУ - средняя общеобразовательная школа № 1. В эксперименте приняли участие 30 обучающихся 9 классов с разным уровнем владения английским языком, занимающиеся у разных преподавателей и имеющими разные отметки по предмету. Все испытуемые изучают английский язык со второго класса. Основным условием участия в эксперименте было добровольное желание.
I этап. Констатирующий эксперимент
Цели:
выявление уровня сформированности ценности изучения английского языка на данном этапе обучения
определение уровня заинтересованности испытуемых в изучении второго иностранного языка
Задачи:
определить уровень сформированности ценности изучения английского языка и выявить существующие проблемы
выявить уровень заинтересованности в изучении второго иностранного языка и определить самый популярный
В ходе первого этапа исследования испытуемым было необходимо письменно ответить на следующие вопросы:
Необходимо ли современному человеку владеть иностранным языком? И, если «да», то укажите каким.
Знаете ли вы, какие иностранные языки самые популярные в современном мире (укажите какие)?
Знаете ли вы, какие иностранные языки будут востребованы через 10 лет? И, если «да», то укажите какие.
Хотели бы вы изучать второй иностранный язык? И, если «да», то укажите какой.
Представители каких профессий, на ваш взгляд, обязаны владеть иностранным языком?
Зачем вы изучаете английский язык?
На первый вопрос все испытуемые ответили утвердительно, определив английский язык как самый востребованный. На второй вопрос 26 респондентов ответил «да», указав, какие языки считают популярными. Так 26 человек считают английский язык самым популярным, 10 определили немецкий язык и 3 отметили французский язык среди наиболее популярных. 4 испытуемых дали отрицательный ответ. На третий вопрос все 30 испытуемых дали ответ «английский». 28 респондентов хотели бы изучать второй иностранный язык (французский – 11, немецкий – 7, испанский – 9, корейский – 1), 2 человека дали отрицательный ответ. 10 участников эксперимента считают, что учителя должны владеть иностранным языком, 12 считают, что переводчики, были даны 3 ответа бизнесмен. Были названы профессии пилот, медсестра. На шестой вопрос 19 респондентов ответили «потому что нравится», 4 человека определили для себя причину - «потому что международный», у 7 испытуемых данный вопрос вызвал затруднение. (Приложение 1)
Диаграмма 1
Какие иностранные языки самые популярные в современном мире?
Диаграмма 2
Хотели бы вы изучать второй иностранный язык?
Диаграмма 3
Какой второй иностранный язык вы хотели бы изучать?
Диаграмма 4
Зачем вы изучаете английский язык?
Таким образом, собранные данные позволяют сделать вывод о том, что важность изучения иностранного языка понимают все испытуемые, но определение ценности изучения иностранного языка лично для себя и своего будущего недостаточно сформулировано. Также вызывают значительное затруднение вопросы о востребованности языков и их применения в различных профессиях.
II этап. Формирующий эксперимент
Цель: формирование ценности изучения иностранного языка
Задачи:
разработать и апробировать цикл бесед о важности и ценности изучения иностранного языка
познакомить участников эксперимента с последними статистическими данными и прогнозами специалистов в области языкознания
создать информационный сборник «Роль иностранных языков в современном мире или зачем учить язык?»
На этапе формирующего эксперимента был разработан и апробирован цикл бесед под общей темой «Роль иностранных языков в жизни современного человека». Для того чтобы активизировать полученные в ходе бесед знания и дать возможность поразмышлять над обсуждаемыми вопросами нами был подготовлен своеобразный сборник - путеводитель (Приложение 2), где была собрана основная информация о роли иностранных языков в жизни современного человека. Также мы включили в сборник ссылки на полезные сайты, где можно получить развернутые данные по проблеме. Для желающих повысить свой уровень владения английским языком нами был составлен список полезных Интернет – ресурсов. Электронный вариант данного сборника был отправлен каждому участнику эксперимента.
III этап. Контрольный эксперимент
Цель: подтверждение ранее выдвинутой гипотезы
Задачи:
определить уровень сформированности ценности изучения иностранного языка
провести сравнительную характеристику на начальном и конечном этапе исследования и тем самым проверить правильность выдвинутой гипотезы.
На заключительном этапе эксперимента испытуемым вновь необходимо было ответить на вопросы анкеты (Приложение 3). На первый вопрос все 30 респондентов дали ответ «да», указав наряду с английским языком немецкий язык (3), французский язык (2), испанский язык (2), китайский (1) и арабский (1) языки. Данные, полученные при ответе на второй вопрос, представлены в диаграмме:
Диаграмма 5
Какие иностранные языки самые популярные в современном мире?
На вопрос о востребованности языков через 10 лет 26 респондентов ответили английский язык, 17 человек отметили испанский, 8 человек выразили предположении о востребованности русского языка, 4 испытуемых выделили китайский язык, арабский язык был выбран двумя респондентами, немецкий язык одним и затруднился ответить один испытуемый.
Диаграмма 6
Какие иностранные языки будут востребованы через 10 лет?
При ответе на четвертый вопрос 13 человек выразили желание изучать испанский язык, 11 респондентов хотели бы овладеть французским языком, 6 испытуемых выбрали немецкий язык, два человека отметили японский язык как наиболее привлекательный для изучения и один ответ был корейский язык (Диаграмма 7). В устном опросе было выявлено, что на выбор второго языка для изучения повлияла, во-первых, информация, полученная во время проведения бесед о важности изучения иностранных языков и статьи о роли немецкого и французского языков, размещенные в сборнике. Во-вторых, возможность изучить французский и немецкий языки в условиях нашего города.
Среди профессий, которые требуют знания иностранного языка, лидирующие позиции заняли профессии web-дизайнера (19 упоминаний), инженера-строителя (15), лингвиста / переводчика (14), программиста, политика / депутата / президента / министра (9), стюардессы / бортпроводника (5), учителя / преподавателя (4), менеджера (2). При сравнении с результатами, полученными при первичном анкетировании, ответы изменились и стали более осознанными. Все испытуемые в ходе устного опроса смогли объяснить почему, на их взгляд, именно это профессия требует знания иностранного языка. Отрадно отметить, что все эти профессии входят в список самых востребованных на рынке труда.
Диаграмма 7
Какой второй иностранный язык вы хотели бы изучать?
Существенно изменилось отношение к изучению английского языка. Все испытуемые переосмыслили ценность изучения языка и смогли более четко и осознанно сформулировать ответ на вопрос «Зачем вы изучаете английский язык». Самые часто встречаемые ответы, полученные в ходе устного опроса, представлены в диаграмме.
Диаграмма 8
Зачем вы изучаете английский язык?
Также было отмечено, что изучение английского языка развивает память, внимание, мышление и речь, необходим в путешествиях, позволяет читать книги и смотреть фильмы в оригинале.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
все испытуемые осознали значимость изучения английского языка для своего будущего и определились с личными целями, что, несомненно, повышает мотивацию к дальнейшему успешному овладению языком;
изучение английского стало для большинства испытуемых осмысленным, увлекательным и вдохновляющим занятием;
повысился процент желающих изучать второй иностранный язык и выбор второго иностранного языка перестал носить случайный характер;
подавляющее большинство участников эксперимента серьёзно задумались о своём профессиональном самоопределении
Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила поставленную в начале исследования гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам всего исследования можно сделать следующие выводы: между показателем общего уровня сформированности ценности изучения иностранного языка, выявленными при констатирующем эксперименте и аналогичным показателями, выявленными при контрольном эксперименте, есть существенная разница в сторону увеличения последних. Все задачи, поставленные перед нами, решены. Цель эксперимента достигнута. Важность изучения иностранных языков осознана, понята и принята всеми участниками эксперимента, что позволяет:
повышать мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка
развивать интерес к изучению иноязычной культуры
формировать готовность к изучению второго иностранного языка
Практическая значимость данного исследования заключается в следующем:
- созданный с целью формирования ценности изучения иностранного языка сборник-путеводитель, несомненно, будет полезен для широкого круга лиц, изучающих иностранный язык, и будет являться своеобразным мотиватором;
- ссылки на Интернет ресурсы могут быть использованы как учащимися любой ступени обучения, так и учителями иностранного языка для повышения качества образования в области изучения языков.
Мы уверены, что общие итоги исследования позволяют нам сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была реализована и поставленные задачи решены. Тем не менее, проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы.
Список использованных источников и литературы
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002
Психология общения. Энциклопедический словарь/Под общ.ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011
Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000. – 264 с.
http://english.language.ru
http://engblog.ru
http://www.interactive-english.ru
http://langinfo.ru
http://rastudent.ru
http://www.profobrazovanie.org
http://www.diplomat-cis.ru
www.proshkolu.ru
http://ru.wikipedia.org