Методы запоминания английских слов

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Методы запоминания английских слов

Арбеева В.И. 1
1МБОУ "СОШ № 26" НМР РТ
Вьюкова В.В. 1
1МБОУ "СОШ № 26" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Английская лексика распространена повсеместно, и теперь без знания английского языка обойтись невозможно. Многие люди пытаются выучить английский язык, но редко добиваются успеха без упорного труда. Часто мы либо пытаемся выучить язык самостоятельно, либо обращаемся за помощью к специалистам.

При изучении английского языка человек может столкнуться с проблемой эффективного запоминания слов. Повторяющаяся практика, безусловно, необходима, но это далеко не единственный способ для изучающих английский или любой другой язык. Как правило, даже при безостановочной «зубрёжке» усваивается лишь 20%. Но если подобрать правильную технику, которая позволит быстро выучить слова, то этот показатель существенно вырастет.

Тема проекта актуальна в настоящее время, потому что словарный запас английских слов нужно пополнять каждый день и в связи с этим нужно знать какие эффективные методы для этого существуют.

Проблема состоит в том, что ученикам сложно учить английский язык, потому что сложно учить слова наизусть.

Объект исследования: способы запоминания английских слов

Предмет исследования: английские слова

Целью данной работы является изучение разнообразных методов запоминания английских слов и рекомендация наиболее эффективных для себя и окружающих способов.

Исходя из цели были выделены следующие задачи:

- изучить информационные источники по теме проекта

- изучить механизмы работы памяти

- отобрать и описать эффективные способы запоминания английских слов

- создать информационную веб страницу

Работа проводилась поэтапно:

- определить направление работы, выбрать руководителя работы

- проанализировать источники информации

- подготовить введение и основную часть

- провести исследование и разработку проекта

- подготовить заключение, приложения, оформить описание исследования

- защита проекта и определение его эффективности

Гипотеза: если использовать различные способы и приемы для запоминания новых слов в изучении английского языка основываясь на ведущих репрезентативных системах учеников, то их активный и пассивный словарный запас расширится и будет способствовать успешному овладению английского языка в целом.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы

- метод анализа и синтеза

- метод анкетирования

- метод поискового чтения

- обобщающий метод

- анализ проделанной работы

Научная новизна работы состоит в выявлении эффективных способов и приёмов запоминания английских слов, выявления их практической значимости, а также их успешного овладения английской лексикой.

Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие элементы как изучение темы и анализ приобретенной информации. Во второй части работы представлены результаты полученных данных опроса и разработка информационной веб страницы.

Практическая значимость выбранной темы заключается в том, что полученные знания помогут учащимся при подготовке к урокам английского языка, а также всем желающим при самостоятельном изучении английского языка.

Глава 1. Эффективные способы и приёмы запоминания

английских слов

1.1. Что такое память и её разновидности

Память – это один из основных психических процессов, состоящий из захвата, хранения, воспроизведения и потери информации. В результате мы получаем опыт, который можно пережить и осмыслить, а также значимые эмоции и ощущения.

С помощью памяти люди могут расширить свои познавательные способности. Это гарантирует обучение и рост как личности. Он также играет важную роль в непосредственном восприятии окружающей обстановки. Этот психический процесс объединяет прошлое, настоящее и будущее.

В зависимости от того, как воспринимается новая информация, различают разные виды памяти. Они оказывают специфическое влияние на развитие личности.

Двигательная и моторная память

Такие воспоминания являются одними из самых ранних, возникших у животных, особенно у человека. Без них мы не смогли бы выполнять привычные для нас движения, такие как:

- ходьба из одной точки в другую;

- употребление еды с помощью столовых приборов или питье из стакана;

- вышивание крестиком;

- уборка;

Именно моторная память способствует обучению ребёнка первым шагам, удержанию предметов, письму и рисованию. А также разговорной речи, поскольку в ней принимают участие мышцы лица.

Образная память

Большая часть информации, которая попадает и остаётся в нашей памяти, приходит из внешней среды через анализаторы. После обработки данных имеет отдельные конкретные образы:

- звуки – от слов соседа до шума ветра – слуховые;

- запахи – обонятельные;

- тактильные ощущения – осязательные;

- визуальные образы – зрительные;

- вкусы – от рецепторов в роту;

Образная память работает с самого рождения. Это означает, что люди постоянно накапливают новую информацию и используют старую.

У большинства людей есть определенный тип памяти, это означает, что некоторым людям нужно слышать информацию снова и снова, а другим – смотреть на нее глазами.

Словесно-логическая память

Свойственно исключительно людям. Эффективна при запоминании не отдельных слов, а фрагментов целых предложений или сложных конструкций с логическими связями.

Эмоциональная память

Может показаться, что эмоциональные воспоминания играют менее важную роль, чем другие, но это не так. Светлые радости и горькие слезы живут в нашей жизни. И дело не только в фонтане эмоций, но и в вечерах, проведенных в хорошей компании.

Для того чтобы воспроизвести воспоминания в ассоциативном ряду, не всегда требуется сильная стимуляция. Даже самая незначительная деталь может вызвать бурю чувств со скоростью света.

1.2. Ведущие репрезентативные системы человека

Память каждого человека также может различаться в зависимости от преобладающего способа получения и хранения новых знаний. Преобладающий способ фиксации полученной информации называется ведущей репрезентативной системой. Ведущая репрезентативная система – это преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Различают следующие репрезентативные системы человека:

- визуальная

- аудиальная

- кинестетическая

В зависимости от репрезентативной системы тип памяти разделяет

людей на:

- визуалов (преобладает зрительная память)

- аудиалов (преобладает слуховая память)

- кинестетиков (преобладает тактильная память)

Визуалами считается 35% населения. Визуализация – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия. Поэтому у этих людей зрительная память прекрасно развита и доминирует. Чем чаще визуалы просматривают английские слова, которые надо запомнить, тем быстрее и эффективнее они отложатся у них в памяти.

Учёные считают, что 25% населения являются аудиалами (аудиалы – от лат. аudire – слышать). У аудиалов ведущей является слуховая память. Это значит, что такие люди, прослушивая аудиозаписи несколько раз, прекрасно запоминают английские слова. Также эффективным способом запоминания слов для них является проговаривание информации во время чтения или письма.

Кинестетики – люди, воспринимающие мир через ощущения. 40 % населения получают информацию через прикосновения, чувства, эмоции, инстинктивные ощущения. У этих людей весьма развита кинестетическая память. Эффективным способом запоминания английских слов для кинестетиков является переписывание или перепечатывание новой информации. Также использование игр и карточек помогает им в запоминании слов.

1.3. Проблемы запоминания английской лексики

При изучении английского языка большинство людей испытывают трудности с запоминанием слов. Некоторые люди учат так много слов, что забывают их уже через две недели или около того. Другие испытывают трудности с запоминанием слов, выученных в разговоре.

Есть несколько распространенных ошибок, которые затрудняют изучение английской лексики:

Зазубривание слов

99% людей начинают учить слова с помощью зубрежки. Зубрежка - многократное повторение слова в течение небольшого промежутка времени. Казалось бы, это очень даже эффективный способ запоминания английских слов, но это не так. Чтобы запомнить слово, бесполезно зазубривать его. Почему?

Потому что, к примеру, вызубрив любую формулу по физике, человек забудет ее быстро, так как просто выучит последовательность символов. При этом он не будет понимать, почему именно в таком порядке расположены эти символы, и как он может применить эту формулу в жизни. А вещи, которые мы не используем, а хуже того, даже не понимаем, очень быстро забываются.

Не понимание значения слова

Многие люди смотрят только перевод слова с русского на английский, не разбирая его значение в словаре. Это приводит к тому, что люди используют слова неправильно.

Некоторые слова могут быть переведены на русский язык одинаково, но обозначать совершенно разные значения. Например, слова job и work переводятся как «работа». Но имеют разные значение: job – конкретное место работы, должность, служба, куда мы ходим каждый день, и где нам платят зарплату, а work – это деятельность, то, что вы делаете, не обязательно за деньги. И таких слов в английском языке очень много.

Попытки выучить много слов

Нет необходимости гнаться за количеством и пытаться выучить 50-100 слов за день. Почему?

Возвращаемся к ошибке № 3: вы просто не сможете использовать все эти слова в своей жизни и очень скоро забудете их. Зачем вам тогда тратить свое время на изучение 50-ти слов, если использовать в своей речи вы будете только 10-20 из них, а остальные благополучно забудете?

Лучше сконцентрироваться на качестве и хорошенько отработать слово за словом. Гораздо лучше хорошо выучить 10 слов и начать использовать их, чем пробежаться по 50-ти и забыть их через неделю.

Заучивание всех слова подряд

Можете ли вы сказать, что знаете все русские слова? Я так не думаю. Это связано с тем, что с некоторыми словами вы сталкиваетесь постоянно, а другие вам незнакомы. Почему? Потому что мы не встречаем их каждый день в своей жизни, и даже если услышим их несколько раз, вскоре всё равно забываем их.

Например, если вы не интересуетесь машинами и не сталкиваетесь с ними, то вам будут бесполезны слова: карбюратор, движок, рессора.

То же самое и в английском языке. Эффективно учить лексику по темам, которые вас интересуют или с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Например, если вы собираетесь в путешествие, вы захотите выучить слова, обозначающие отели, пляжи, рестораны и т.д. У вас есть личный интерес или мотивация. Более того, вы, естественно, будете использовать такие слова.

Это связано с тем, что если вы будете учить слова, которые вы не используете, вы, скорее всего, быстро их забудете. Поэтому, когда вы приходите на курсы английского языка, вам дают список слов, которые вы, скорее всего, будете использовать в своей жизни. Это происходит потому, что изучение конкретной темы не имеет смысла для большинства людей.

1.4. Способы и приёмы запоминания английских слов в разных странах

Важность владения английским трудно оспаривать. Это универсальный язык общения со всем миром. Во многих странах им владеет подавляющая часть населения, причем на очень хорошем уровне. Сейчас существует огромное количество методик, которые зависят от ваших целей, а также индивидуальных способностей к обучению и в каждой стране она своя, поэтому давайте рассмотрим, как учат английский язык в других странах.

Иностранный язык в Швеции начинается с подготовительного нулевого класса. Система образования построена на практике. На уроках много разговаривают, но этого обычно недостаточно, поэтому на дом дают интересные практические задания. Например, школьников просят зайти в какой-нибудь англоязычный чат и поболтать с носителями языка, а потом в классе пересказать разговор.

В Финляндии развит метод запоминания английской лексики с использованием компьютерных программ (сайтов). В настоящее время, данный способ является очень популярным среди активных пользователей социальных сетей и считается эффективным и современным методом заучивания новых слов.

Один из самых популярных методов, которые используются для изучения английского в Германии, является Метод локусов (The locus method) – отличный способ запоминания новых слов и выражений, при котором используется только сила вашего ума. В переводе из латыни «loci» это «места» или «локации», и эти места мы используем, чтобы запоминать новые слова и выражения.

Для начала вам надо пройтись по квартире (или другому хорошо известному месту) в каком-нибудь определенном порядке и пронумеровать каждый предмет, который встретится у вас на пути. Запомните этот список. Может получиться до десяти-двадцати слов. Это основные, ключевые, слова, которые вы будете использовать для запоминания совершенно других.

В Испании изучениеанглийского языка покоммуникативной методике, рассказывание историй (Storytelling). На уроках используется сочетание чтения и рассказывания историй, чтобы помочь учащимся изучать иностранный язык в классной обстановке. При использовании этого метода, очень важно, умение преподавателя эмоционально воздействовать на обучающихся: пробуждать в них интерес и создавать мотивацию, погружая их в благоприятную психологическую атмосферу, которая способствует усвоению языка.

А в средних школах Китая отмечается тенденция преподавания математики и наук на английском языке. Этот способ обучения известный как двуязычное образование (shuangyu jiaoyu) набрал большие обороты. Еще в сентябре 2001 г. Министерство образования Китая дало указание всем университетам и колледжам страны использовать английский язык в обучении основных предметов, включая информатику, биотехнологии, финансы, международную торговлю, экономику и право.

Выводы по первой главе

Исходя из полученной и изученной нами информации, мы можем сделать вывод, что сознание и процесс запоминания информации у всех людей устроен по-разному и проблемы, с которыми все сталкиваются тоже неоднообразны. Также мы узнали о том, что у каждого человека своя репрезентативная система, которая делит нас на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Мы изучили способы запоминания английских слов, которые существуют в других странах. Самыми популярными являются «Метод локусов», «Выражение эмоций синонимами» и «Планируем своё обучение».

Глава 2. Практическая значимость исследования разных способов и приёмов запоминания английских слов

Тестирование «Кто вы – визуал, аудиал или кинестетик»

Для того чтобы наиболее углубленно изучить вопрос проблематики изучения английской лексики и выбора подходящего способа изучения английских слов, было принято решение провести исследование среди учащихся 9 классов и выяснить кого из них больше: визуалов, аудиалов иди кинестетиков.

В результате проведённого тестирования «Кто вы – визуал, аудиал или кинестетик», автором которого является Ирина Соловьёва – практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, арт-терапевт, сертифицированный хакоми-терапевт, мы выяснили, что в 9 классе среди 30 человек 30% составляют аудиалы, 17% кинестетики и 53% визуалы. (см. Приложение 1).

Исходя из выше указанных данных, мы смогли подобрать наиболее подходящие способы запоминания английских слов для каждого из учеников. Методы были систематизированны и классифицированы. (см. Приложение 2).

2.2. Разработка веб сайта для успешного овладения английской лексикой

Обучающие сайты сейчас очень популярны, потому что нет необходимости выходить из дома, тратить силы и время и на то, чтобы идти и учиться. В связи с этим нами было решено создать сайт в ВКонтакте (российская социальная сеть) ‘Simple ways of memorizing english words’(Простые способы запоминания английских слов).

Этапы создания:

- сбор информации

- создание веб страницы

- придумывание названия и оформление веб страницы

- добавление информации и материала

70% обучающихся 9 класса подписались и стали проходить задания. По результатам мы можем утверждать, что спустя месяц заучивания английских слов по подобранным нами упражнениям дети прошли итоговый тест (Приложение 3). Результаты, которого показали, что 45% детей усвоили новые слова занимаясь на нашем сайте. (https://vk.com/club218296761?trackcode=3362813cYE2L0aH0sQJBUQJIdVGjIRDqtMZtvk9eDo7Jjy-cFw3ULF1fWvXfe1ZZGUdGX6gSIvCEyG-mTEIUjtiFcOh2)

Выводы по второй главе

Исходя из изученного нами материала, мы провели тест на восприятие, среди учащихся 9-ого класса и после полученных результатов систематизировали и классифицировали способы и приёмы запоминания английских слов для учащихся. Также мы разработали веб сайт для обучения детей английской лексике, где они, спустя определенное время прошли итоговый тест и по его результатам мы выяснили эффективность проделанного нами исследования.

Заключение

Наше исследование показало, что многие из учащихся 9 класса с трудом изучают иностранные языки, потому что им трудно запоминать лексику. Анализируя и исследуя различную литературу, мы пришли к выводу, что существует множество интересных и эффективных способов, с помощью которых учащиеся смогут быстро увеличить свой словарный запас. После того как мы изучили множество различных методов запоминания английской лексики, большинство учеников в классе проявили интерес к некоторым из них. Однако, применяя их на практике, мы подобрали те способы запоминания, которые подходили им больше всего исходя от их репрезентативной системы.

Существует множество способов изучения лексики. В любом случае, какой бы путь вы ни выбрали, просто знайте, что успех зависит от вашего желания, упорства и настойчивости. Только постоянное ежедневное выполнение обязательств приведет к желаемым результатам. И знайте, что лучший способ правильно выучить английскую лексику - это получать удовольствие от ее изучения!

Ученики стали лучше запоминать английские слова используя подобранные нами способы запоминания, это подтверждает гипотезу нашего исследования. Можно утверждать, что цель работы достигнута.

Список литературы

Авшарян Г., Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника/ Г. Авшарян – М.: АСТ прайм-Еврознак АСТ., 2008 г. – 350 с.

Грин Ю., Необычный способ эффективно запоминать слова на английском./ Ю.Грин– Preply Blog., 2015 г. – 318 с.

Кальчук Н., 5 бесплатных сайтов для запоминания английских слов./ Н.Кальчук – М.: Инглекс., 2020 г. – 148 с.

Кулиш В. Г., Способы запоминания английских слов./ В.Г.Кулиш – Д.: Сталкер, 2003 – 465 с.

Петров Д., Память – что это такое/ Д. Петров – М.: Ktonanovenkogo, 2021 г. – 241 с.

Сабирова, Д. Р. Английский язык в образовательном ландшафте Китая / Д. Р. Сабирова, М. В. Набережнова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 30 (268). – С. 142-145.

Чернякова Е., Мошкова Е.-. Эффективные методы запоминания английских слов и выражений / Чернякова Е., Мошкова Е. – Старт в науке. – 2022. – № 1.

Интернет ресурсы

11 эффективных способов запоминания английских слов/ М.: Школа английского языка Skyeng, 2015 – 5 c. URL: https://skyeng.ru/articles/7-effektivnyh-sposobov-zapominaniya-anglijskih-slov/

Что такое запоминание/ М.: Wikimedia Foundation, 2022 г. URI: https://ru.wikipedia.org/wiki/Память#:~:text=Запоминание%20—%20это%20процесс%20памяти%2C,переживания%20в%20систему%20ассоциативных%20связей

Jane,. 5 ошибок при запоминании английских слов/ Jane - М.: Easy Speak, 2015. – 3 c. URI: https://easyspeak.ru/blog/sovety-i-sekrety/5-oshibok-pri-zapominanii-anglijskih-slov

Как учат английский в разных странах/ М.: Lingua-Airlines, 2022 – 5 с. URL: https://lingua-airlines.ru/articles/kak-uchat-anglijskij-v-raznyh-stranah/

Как изучают английский язык в финских школах?/ М.: Интернет газета «Жизнь», 2019 г. URI: https://lifedon.com.ua/society/education/45368-kak-yzuchajut-anglyjskyj-jazyk-v-fynskyh-shkolah.html

Метод TPRS: потенциал использования./ М.: TPAOO 2022 г. – 6 с. URI: https://www.sites.google.com/view/metod-tprs/главная

12 эффективных способов запоминания английских слов./ М.: Your-T 2019 г. –. 8 с. URI: https://your-teachers.ru/articles/12-sposobov-kak-legko-i-bystro-vyuchit-mnogo-anglijskih-slov

Приложение 1. «Кто вы – визуал, аудиал или кинестетик»

Приложение 2. Классификация методов запоминания английских слов

Визуалы

Аудиалы

Кинестетитки

Использование картинок

Синонимы и антонимы

Составление ассоциативных слов

Использование компьютерных программ

Запоминание однокоренных слов

Планирование своего обучения

Метод локусов

Рассказывание историй

Искать интересное в скучном

Гармошка

Просмотр фильмов на английском языке

Разбирание слова по составу

Стикеры

Активное общение с носителем языка

Выражение эмоций синонимами

Приложение 3.Итоговыйтест

What's the english for "шкафдляпосуды"?

cupboard

notepaper

What's the english for "газета"?

notebook

newspaper

What's the english for "отделновостей"?

haircut

newsroom

What's the english for "головнаяболь"?

headache

toothache

What's the english for "бумажныйстаканчик"?

papercup

bookshop

What's the english for "зубнаяболь"?

toothache

bookend

What's the english for "зубнаяпаста"?

bedroom

toothpaste

What's the english for "выходные"?

weekend

newsroom

What's the english for "спальня"?

bedroom

toothpaste

What's the english for "подставкадлякниг"?

weekend

bookend

What's the english for "книжныймагазин"?

bookshop

newsroom

What's the english for "пометкавкниге"?

cupboard

booknote

What's the english for "стрижка"?

haircut

headache

What's the english for "записнаякнижка"?

bookend

notebook

What's the english for "бумагадлязаписи"?

notepaper

papercup

Просмотров работы: 1107