Роль женщин-правительниц в Древнерусском государстве

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль женщин-правительниц в Древнерусском государстве

Хвищук Б.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение №Средняя общеобразовательная школа" пгт Синдор
Чумакова Е.Л. 1
1МБОУ "СОШ" пгт Синдор
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В истории любого государства много исторических личностей, сыгравших важную роль в тех или иных событиях, но, в основном, это мужчины. Роль женщины в современном обществе осмысливается и является предметом дискуссий.

К сожалению, некоторые люди недооценивают женщин, и считают их слабым полом. До 20 века считалось, что место женщины - дом, домашнее хозяйство, дети. Меня заинтересовал вопрос: «А были в истории моей страны женщины, которые не уступают по значимости мужчинам?».

Актуальность: работа актуальна из-за активного развития феминизма.

Главная проблема:  недооцененность женщин в истории.

Объект исследования:  история Руси X-XII веков.

Предмет исследования: роль женщины в истории Руси.

Цель - проанализировать вклад трех женщин в историю Руси.

Задачи: 

1.Изучить информацию о княгинях Ольге и Янке, византийской царевне Анне;

2. Охарактеризовать их роль в истории с точки зрения историографов.

Гипотеза: я думаю, что роль женщины в истории древнерусского государства значительна.

Методы исследования: сбор и анализ информации, изучение исторических источников.

Новизна: отсутствие исследований на эту тему в нашей школе.

Используемые источники - это интернет - ресурсы о биографии древнерусских женщин на сайтах – информа.рус, история.рф и матроны.ру. Информарус стал для меня основным источником, так как это система информационных кластеров, все статьи организованы таким образом, чтобы обеспечить поэтапное погружение в изучаемую тему. Ознакомившись с общей статьёй раздела, например о княгине Ольге, я могла подробнее изучить статью о ее внешней политике, а там – погрузиться в изучение конкретной цепочки событий внутренней политики – налоговая реформа. Я только начала пользоваться сайтом военно-исторического общества история.рф, взяла оттуда некоторые моменты биографии княгини Ольги. Там я познакомилась со статьей А.Райна «Первые леди. Княгиня Ольга». Мне как человеку с конкретно-образным мышлением и девочке понравилось, что статья помимо текста, содержит иллюстрации: миниатюры из Радзивилловской летописи, рисунок конца 19 века, схема для понимания налоговой реформы и другое.

Основная часть.

1.Княгиня Ольга

Древнерусское общество было типично мужской цивилизацией, и женщина в Древней Руси занимала подчиненное положение, подвергаясь постоянному притеснению и угнетению. История знает много случаев, когда женщины становились во главе государств и делали их сильными и процветающими.

Ольга - единственная женщина-правительница в Древней Руси. Взяла бразды правления в качестве регента при своём малолетнем сыне Святославе после гибели его отца Игоря Рюриковича (1).

Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора налога с подчиненных племён (за что Игорь и был убит) и провела ряд мероприятий, который можно считать налоговой реформой: установила размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты, а также систему центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор дани.

Согласно Повести Временных лет Ольга прошла обряд крещения в 955 году, в Константинополе. Её визит описан византийским императором Константином VII Багрянородным под 957 годом.
Попытки Ольги приобщить к новой религии сына не имели успеха, однако сама княгиня активно занималась продвижением христианства в своём государстве: обращала в новую веру славян и сносила языческие капища, возводя на их местах кресты.

Первый военный поход Святослава Повесть временных лет упоминает в 964 году, юному князю было не интересно сидеть в Киеве, поэтому внутренними делами государства продолжала заниматься Ольга.

В 968 году княгиня вместе с внуками находились в Киеве во время осады города печенегами и впоследствии, после того как Святослав прибыл с войском и разбил печенегов, укоряла сына в оставлении столицы без должной защиты.

В 969 году Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду, согласно собственному пожеланию.

Начало правления княгини было омрачено гибелью мужа, князя Игоря Рюриковича, который был убит древлянами за попытку дважды собрать с них дань. Согласно традициям тех времён победитель имел право претендовать на имущество и титул убитого им соперника, поэтому древляне решили посватать своего князя Мала к Ольге, закрепив таким образом успех восстания.

Княгиня, однако же, приняла бразды правления от имени своего малолетнего сына и, поддерживаемая варяжской дружиной, решила проучить свободолюбивых древлян. Тем не менее, для предотвращения восстаний из-за злоупотреблений при сборе дани, Ольга пересмотрела сам процесс налогообложения.

Всего летописи описывают четыре последовательных конфронтации с древлянами:

Первая месть — прибывших древлянских сватов прямо с ладьями закопали заживо.

Вторая месть — новых послов сожгли в бане.

Третья месть — на пиру-тризне по убитому Игорю древлян опоили и перебили.

Четвертая месть — после долгой осады города Искоростеня Ольга предложила обороняющимся мир и в качестве налога — птиц, которые проживали под крышами домов. Затем княгиня приказала перед отпусканием птиц привязать к их ногам пучки соломы и тем самым подожгла город. Большая часть защитников была перебита, остальные покорились.

В 945 году Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Летописи сообщает о поездке Ольги в 947 году в новгородские и псковские земли и назначении там уроков (размеров выплаты дани), после чего княгиня вернулась к сыну Святославу в Киев.

В отличие от правителей-мужчин, Ольга сосредоточилась не на военных походах, а на дипломатии.

Кроме известного посольства в Константинополь и крещения, существует информация о направлении Ольгой послов к германскому королю Оттону I — он согласился направить в Киев епископа, однако затея не увенчалась успехом ввиду непринятия славянами идей новой религии.

Когда князь Святослав повзрослел и начал совершать походы в соседние земли, княгиня сосредоточилась на решении внутренних вопросов.

В 968 году Ольга присутствовала в Киеве, во время осады города печенегами, пока ее сын отсутствовал в стольном граде.

Таким образом, Ольга отомстила древлянам за смерть мужа и заставила их подчиниться Киеву. Провела налоговую реформу для централизации сбора налогов и предотвращения злоупотреблений. Сменила язычество на христианство и продвигала его на Руси.

Во внешней политике использовала дипломатию, не занималась организацией походов.

В эпоху раннего средневековья женщина могла играть намного большую роль, чем в последующие исторические периоды, вплоть до эпохи просвещения. Ольга была способна заниматься административными делами и при своём муже, и во время регентства настолько удачно, что сын спокойно оставлял её «за главную», отлучаясь в далёкие военные походы. Ольга прозорливо приняла христианство, открыв дорогу дальнейшему проникновению этой религии на Русь, что впоследствии поднимет её на принципиально новую социально-культурную ступень, за что канонизирована православной церковью в ранг равноапостольных святых(4)

Таким образом, получается, что женщины из высших сословий имели серьезное влияние и активно участвовали в общественной и политической жизни страны.

2.Византийская царевна Анна

Длительную борьбу вела церковь с многоженством и практикой обращения женщин в наложницы. Так, у самого князя Владимира — «крестителя Руси» — одних официальных жен было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»(2).

Пока не встретил Анну - дочь византийского императора Романа II и императрицы Феофаны, а также сестру императора Василия II Болгаробоицы и Константина VI. Анна была «багрянорожденной», то есть законной дочерью императора.

За руку царевны боролись германцы, франки и болгары, однако киевский князь Владимир удачно выбрал время для осады и взятия крымской колонии Византии Херсонеса — именно в этот момент греческим императорам угрожало восстание Варды Фоки. В результате заключенного соглашения, Владимир обязался креститься сам и распространить Христианство на Руси, а также вернуть Корсунь под контроль Византии — взамен князь получил в жены Анну, с которой вернулся в Киев.

Дед Анны, император Константин VII Багрянородный написал для сына (949) трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа»[2]

На протяжении многих веков представители правящих династий редко заключали браки по любви. Принцесс рассматривали, скорее, как инструмент в политической игре.

И мало кто видел в них девушек, мечтающих о личном счастье, особенно если семейный союз между монаршими особами мог принести мир и процветание стране на долгие годы. Вот и принцесса Анна из Македонской династии в 988 году покинула родной Константинополь, чтобы выйти замуж за князя Владимира I Святославича. Как же сложилась судьба представительницы византийского императорского дома, ставшей киевской княгиней?

Если Анну вся просвещенная Европа того времени считала образцовой девушкой: она и знатная, и богатая, и начитанная, то князя Владимира I Святославича никак нельзя было назвать подходящей партией. На момент сватовства он был правителем языческого народа, что вызывало негативную реакцию со стороны христианских держав.

Брак с принцессой Анной был выгоден князю по нескольким причинам. Во-первых, Византия была наиболее влиятельным и богатым государством той эпохи, союз с такой империей мог принести немало пользы. Во-вторых, династический брак с представительницей столь знатного рода поспособствовал бы государственному становлению Руси как одной из европейских держав. И, в-третьих, женитьба на византийской принцессе поднимала личный статус князя Владимира I, ставя его на одну ступень с представителями влиятельного европейского дома.

Существуют две основные версии событий, побудивших Василия II и Константина VIII выдать свою младшую сестру замуж за киевского князя. «Повесть временных лет» рассказывает об успешном походе Владимира и его боевой дружины в Крым, где русское войско захватило город Херсонес (Корсунь). Этот стратегически важный порт принадлежал Византии. В дополнение ко всему киевский князь отправил в Константинополь письмо, в котором пригрозил, что следующим пунктом его завоевательного похода станет столица империи. Единственной возможностью для Василия II и Константина VIII избежать этого нападения был брак Анны и Владимира I.

Так что, согласно первой версии, причиной свадьбы стала прямая угроза военной интервенции. Кстати, после бракосочетания князь вернул Херсонес под власть Византии в качестве жеста доброй воли.

Другие источники утверждают, что сватовство Владимира I было более миролюбивым. Соправители Византии попросили киевского князя помочь им подавить вооруженный мятеж, который организовал известный полководец Варда Фока. Взамен на поддержку в этой борьбе Василий II, по некоторым источникам, сам пообещал отдать Владимиру I в жены принцессу Анну, что и произошло после успешного разгрома мятежников русской дружиной.

Так или иначе, а Византия стремилась распространить свое влияние на соседние земли путём миссионерской деятельности. Приняв православие, бывшие язычники становились братьями по вере и начинали защищать границы империи от набегов других воинственных племен. Поэтому условие невесты князя Владимира I креститься по греческому церковному канону перед заключением брака было политически обоснованным.

Киевский князь выполнил требование принцессы Анны. Они обвенчались в 988 году. Ей было 25 лет, ему – 28. После свадьбы новообращенный христианин распустил свой многочисленный гарем.

Князя Владимира стали называть Святым и Крестителем Руси только после его женитьбы на Анне Византийской. Эта женщина, не имевшая возможности распоряжаться собственной судьбой, во многом определила дальнейший путь развития нашей страны. Если раньше в каждой местности молились своим богам, то после крещения Руси, инициатором которого был киевский князь, появилась общая для всех православная религия, объединившая народ.

Анна Византийская немало сделала для распространения христианства на Руси. Вместе с ней в страну приехали ученые-богословы, священники, архитекторы и мастера. По инициативе княгини было построено несколько храмов, в том числе и церковь Пресвятой Богородицы в Киеве. Это религиозное сооружение чаще называют Десятинной церковью, поскольку на ее содержание направлялась одна десятая часть казны киевского князя. Владимир Святой советовался со своей супругой при решении различных религиозных вопросов.

Византийская архитектура оказала большое влияние на русское зодчество. А распространение христианства привело к созданию знаменитой кириллицы, которой – пусть и в измененном виде – мы пользуемся до сих пор. И во всем этом есть заслуга княгини Анны.

Она умерла в 1011 году, когда ей было 48 лет. Причиной смерти большинство историков считают инфекционное заболевание, в то время эпидемии уносили тысячи жизней. Киевский князь скончался через четыре года. Они оба были похоронены в Десятинной церкви.

Информации о детях этой супружеской пары не сохранилось. Одни источники утверждают, что их не было вовсе. В других сказано, что супруга короля Польши Казимира I – Мария – и была дочерью Владимира I и Анны Византийской.

Таким образом, Анна способствовала крещению князя Владимира Святославовича, а значит и крещению Руси, распространению христианства на ее территории: привезла с собой ученых-богословов, священников, архитекторов и мастеров, настояла на постройке множества храмов, помогала мужу решать вопросы религиозного характера, способствовала появлению кириллицы.

Эта девушка подняла развитие нашего государства на новый уровень, изменила ее историю.

3.Княгиня Янка

Одним из самых распространенных имен – пожалуй, не только на Руси, но и по всему миру, – является имя Анна. Поэтому нет ничего удивительного, что можно запутаться в количестве святых женщин, названных именно так. И даже «систематизация поиска» по ключевым словам «княгиня» или «преподобная» все равно дает множественную выборку.

Однако есть святая преподобная княгиня Анна, вошедшая в историю и даже в сонм святых с двумя взаимоисключающими, казалось бы, именами. Первое — официальное, исполненное достоинства: Анна Всеволодовна. Второе – домашнее, живое, напоенное любовью и жизнью: Янка. И оба они принадлежат княжне, ставшей монахиней и устроительницей первой европейской школы для девочек, сестре Владимира Мономаха, женщине, возглавившей поезду в Константинополь за новым митрополитом, святой преподобной княгине (3).

Анна Всеволодовна – дочь четвертого сына Ярослава Мудрого, младшая сестра Владимира Мономаха. С самого детства она проявляла свой живой и не очень-то подходящий для домостроевского (пусть даже при условии, что сам «Домострой» еще не был написан) уклада жизни характер. При этом можно смело сказать, что Янке очень повезло с родителями: и Всеволод Ярославович, и его жена, бывшая византийская царевна, вовсе не считали, что образование девочки должно ограничиваться умением вышивать самые искусные узоры и солить огурцы семидесятью способами.

Нет, конечно, княжне не было позволено скакать на лошади, как старшему брату, или охотиться на диких зверей! Но ее обучали иностранным языкам, математике, риторике и, видимо, искусству дипломатии, или, как минимум, его азам. Все это должно было пригодиться ей на византийском престоле: ведь еще девочкой Янка была помолвлена с константинопольским принцем Константином.

Основное направление женской судьбы княгини было предрешено и казалось известным, однако все изменилось в одночасье. С родины матери, из Византии, пришли дурные вести: в борьбе за власть молодого принца устранили бескровным, но надежным способом: юношу просто-напросто постригли в монахи.

Ничто не обязывало молодую княжну следовать примеру своего далекого жениха, но Янка рассудила иначе. Она тоже избрала монашеский путь – и стоит ли искать ответ на вопрос, было ли это решение продиктовано взвешенным желанием, юношеским максимализмом или жертвенностью во имя несложившегося брака.

Молодая монахиня развивает активнейшую деятельность, пытаясь разумно привнести в устроение русской жизни известные ей из заграничных поездок западные мотивы. Одним из них, вне всякого сомнения, надо назвать первую в Европе школу для девочек, открытую княжной Янкой при ею же основанном первом на Руси женском монастыре.

Анне Всеволодовне довелось несколько раз посещать Константинополь. Вместо брачного пира и медового месяца она знакомится с греческой монашеской жизнью, пристально изучает уставы и уклады монастырского бытия, приобретает необходимые рукописи, которые должны помочь ей в осуществлении задуманного.

Вернувшись из очередной такой поездки, Янка приступает к отцу, к тому моменту из удельного переяславского князя ставшего правителем Киева, и к киевскому митрополиту с настоятельной просьбой открыть на Руси первый женский монастырь. В этом стремлении сестру горячо поддерживает старший любимый брат, Владимир Мономах. Он, как и Янка, с детства был воспитан в благоговении и страхе Божием, а потому понимал, как важно и как значимо монашество для такой огромной страны, как необходимо поддерживать зарождающееся в народе стремление авторитетом княжеской власти.

В 1086 году стремления княжичей увенчались успехом: Всеволод строит храм апостола Андрея и при нем открывает монастырь, игуменьей которого становится его старшая дочь Анна, так и сохранившая свое прозвище Янка не только в народной памяти, но даже и в летописях и, что совсем нехарактерно, в некоторых списках жития. Более того, даже сам монастырь так и называли: Янчин. Красивый, величественный монастырь, к сожалению, не дожил до наших дней, сгорев во дни нашествия Батыя. В том же году княжна-монахиня собирает «младых девиц и обучает писанию, ремеслам, пению и иным полезным занятиям».

Янчин монастырь был делом семейным не только по заботам отца и брата игуменьи – там же приняла постриг и младшая сестра Анны и Владимира, красавица Евпраксия-Адельгейда, вернувшаяся из Европы после своего неудачного брака с императором Священной Римской империи Генрихом. Со временем обитель приняла в свои стены и дочерей Владимира Мономаха Евфимию и Марию.

Кроме управления монастырем и школой, игуменья Янка вела активную дипломатическую деятельность – вот и пригодились науки, изучаемые с самого детства. Так, в 1089 (или 1090) году она привозит на Русь из Константинополя нового митрополита. По отзывам современников, новый владыка «был не книжен, умом прост и просто речью». Казалось бы, совершена ошибка, миссия Янки провалилась, она выбрала и привезла не того человека. Однако на самом деле все было значительно сложнее, вокруг митрополичьего престола была закручена целая политическая интрига, в которой умная княжна-игуменья принимала самое деятельное участие.

Суть происходящего очень проста: происходило становление Руси как самостоятельной церковной единицы. Таким образом, митрополит, не вмешивающийся во внутреннюю политику Киева, да, к тому же, словно бы не оправдавший надежд принимающей стороны, крайне выгоден для Руси. Конечно, вряд ли все это озвучивалось на «семейном совете» князей Всеволода, Владимира и молодой игуменьи, но возложенную на нее задачу Янка поняла и выполнила как нельзя лучше.

Со временем обитель примет в свои стены – правда, только как место погребения – и мачеху Янки, вторую жену ее отца, половецкую княжну, в крещении получившую имя Анны. Существует мнение, что девушка в свое время так и не смогла смириться с появлением мачехи и с ее именем, из-за чего, собственно, и стала называться Янкой. Возможно, в этой гипотезе есть свое рациональное зерно, но, так или иначе, Янчин монастырь в итоге примиряет всех.

Княгиня Янка умерла в основанной ею обители примерно в 1113 году. Время ее канонизации неизвестно, но эта святая любима народом уже много веков.

Таким образом, княгиня Янка смогла все свои и страсти, и таланты, и стремления направить на благо Руси, заложив один из камней в фундамент ее государственности и церковноустроения. Она создала первую школу для девочек.

Заключение.

Таким образом, я доказала, что женщина не слабое подобие мужчинам, а равная противоположность. Она уважаема, свободна, перспективна. Ее роль так же велика, как и мужская. Она сочетает в себе все самое необходимое, она лучше переносит нагрузки, сильнее, не физически, а морально (психологически), хоть и считается слабым полом человечества.

Женщины в Древней Руси играли важную роль.

Благодаря княгине Ольге была проведена первая налоговая реформа, ее крещение стало предпосылкой крещения Руси в 10 веке.

Принцесса Анна круто изменила не только жизнь великого князя Киевского Владимира, но и судьбу всего русского народа.

Княгиня Янка способствовала введению кириллицы, первых в истории нашего государства школ для девочек.

Таким образом, поставленная мной цель достигнута, а задачи выполнены.

Гипотеза подтвердилась.

Надеюсь, что своей работой я помогу отдельным людям отказаться от стереотипов.

Работа и для меня стала важным рубежом, так как пример этих женщин вдохновляет заниматься самообразованием, ставить цели и достигать их. Я стала увереннее в себе, могу теперь аргументированно доказать, что место женщины не только на кухне, что она может быть успешной наряду с мужчинами во всех сферах общественной жизни.

Больше всего (это и понятно) мне понравилась история любви Владимира и Анны.

Источники информации

1. Великая княгиня Ольга - первая женщина-правительница Руси (xn--80apmdfm0a.xn--p1acf)

2.Владимир I Святославич и византийская царевна Анна (xn--80apmdfm0a.xn--p1acf)

3.Княгиня Янка | Матроны.RU (matrony.ru)

4. https://histrf.ru/read/articles/pervye-ledi-knyaginya-olga

Просмотров работы: 343