Введение
«КАМАЗ – Мастер» - российская автогоночная команда, специализирующаяся на участии в ралли – рейдах. Она по праву считается визитной карточкой города Набережные Челны. Наш город гордится своими героями – автогонщиками, фамилии которых известны далеко за пределами Татарстана и России.
«КАМАЗ – Мастер» - единственная в России заводская команда, успешно представляющая страну в мировом автоспорте. Является многократным призёром и восемнадцатикратным победителем супермарафона «Дакар», восьмикратным победителем международного ралли «Шёлковый путь» [2].
Мне, жителю нашего молодого города, стало интересно узнать, как начинались спортивные успехи легендарной команды.
Гипотеза моей работы состоит в следующем: большинство сверстников не знают об истории создания спортивной команды «КАМАЗ – Мастер» и о том, что челнинская команда заслуженно занимает лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд.
Объект исследования: спортивная команда «КАМАЗ – Мастер».
Предмет исследования: история создания спортивной команды «КАМАЗ – Мастер» и этапы ее развития.
Цель: изучить историю создания спортивной команды «КАМАЗ – Мастер» и этапы ее развития.
Задачи:
1. Изучить документы, свидетельствующие о начале формирования спортивной команды «КАМАЗ – Мастер».
2. Описать основные этапы создания гоночного автомобиля «КАМАЗ» с 1988 года по 2021 год на основе материалов полученных в ходе посещения музея команды «КАМАЗ – Мастер».
3. Определить значение спортивной команды «КАМАЗ – Мастер» на российском и мировом уровне.
4. Посетить экспозицию Музея истории города, полигон тренировочных занятий автогоночной команды «КАМАЗ - Мастер».
5. Принять участие в посещении цеха по подготовке гоночного автомобиля.
Методы исследования: изучение текущих и архивных документов, анкетирование, видео-интервью, обобщение информации, экскурсии в историко-краеведческий музей, посещение клуба «КАМАЗ – Мастер».
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории и при проведении внеклассных мероприятий, посвященных знаковым событиям соревнований команды.
Актуальность работы. Я хочу, чтобы люди, участвовавшие в спортивной истории города, не были забыты, чтобы молодое поколение знало и чтило своих героев – победителей.
К сожалению, российская гоночная команда «КАМАЗ – Мастер», на счету которой 19 побед в самом престижном ралли – рейде мира «Дакаре», не примет участия в гонке 2023 года из – за того, что КамАЗ находится под санкциями, в верхней части санкционного списка российских предприятий, и, таким образом, впервые за много лет не станет победителем грузового зачёта.
Основная часть
Глава 1. История создания команды «КАМАЗ – мастер» и этапы ее развития.
О фициальной датой создания команды «КАМАЗ – Мастер» считается 17 июля 1988 года. Основатель команды – Семён Семёнович Якубов. Его карьера началась в 1976 году, когда он пришёл работать на завод двигателей, затем продолжилась на автомобильном заводе. В 1987 году он стал директором Научно-технического центра. Со своим подчинённым, Фирдаусом Кабировым, он принял участие и одержал победу во Всероссийском ралли руководителей автомобильных и автотранспортных предприятий «Директор».
Рис.2. С. С. Якубов
«Собралось сто экипажей со всей страны и, хотя большинство директоров были бывшими и действующими гонщиками, Семён с Фирдаусом заставили всех глотать пыль из-под колёс своего автомобиля и выиграли главный приз [3]. Этот успех вселил в них уверенность, и, несмотря на неприятие партийных элит, Якубов добился выделения двух КамАЗов для участия в ралли Ельч 1988 года в Польше. Была создана спортивная команда «КАМАЗ». «На всём КамАзе тогда нашли только жёлтый тентовый материал. Так «цыплятами» наши грузовики долго потом и мелькали по телеэкранам. Фавориты гонки чехословацкие экипажи на ЛИАЗаз и Татрах пытались «сделать» новичков вчистую. Но камазовцы оказались крепким орешком» [3]. Команда заняла второе и четвёртое место.
С каждым выступлением команда показывала всё больший прогресс, стабильность и высокие результаты, что, наконец, было отмечено и руководством завода. Команде стала оказываться всесторонняя поддержка.
Но 14 апреля 1993 года случился страшный пожар – полностью сгорел завод двигателей, сильно пострадали и другие корпуса. В огне погибли и проходившие доработку моторы спортивных грузовиков. Завод стоял на грани банкротства, предприятию было не до спорта, - и руководством было решено распустить команду.
Десятки тысяч фирм и компаний обошёл Якубов, чтобы найти спонсора для команды, и нашёл его в лице коммерческой организации «Мастер», производившей двери. Четыре года фирма во главе с генеральным директором Феликсом Бажановым обеспечивала гонщикам спокойную жизнь в тот период, пока завод приходил в себя после аварии. За эту помощь команда решила оставить слово «Мастер» в названии навсегда. Именно на деньги этой частной компании был создан первый двухосный КамАЗ, была одержана первая блестящая победа в «Дакаре»1996 года.
Затем Якубов вышел на руководство республики Татарстан, которая и поныне оказывает немалую поддержку спортсменам. Руководство республики, цель которого возродить славу автогиганта на Каме, не считает участие КамАЗов в гонках чем – то второстепенным. Благодаря ему команда в настоящее время переживает настоящий подъём.
В 2013 году Якубов решил доверить руководство командой своему воспитаннику и соратнику Владимиру Чагину, стоявшему у самых истоков команды, усвоившему все уроки и впитавшему всю мудрость основателя.
Рис.3. С. С. Якубов и В.Г.Чагин
«Я прощаюсь с командой, - говорится в заявлении Якубова, распространенном сегодня пресс-службой команды. - Пожалуй, это одно из самых трудных решений в моей жизни. Но рано или поздно оно должно было состояться» [4].
Глава 2. Состав команды «КАМАЗ – Мастер»
Спортивная команда насчитывает более 90 человек. В коллектив входит непосредственно экипаж, технический персонал, инженеры и менеджеры. Основной секрет чемпионства команды состоит во взаимопомощи, доброжелательности и высокой ответственности всех сотрудников, Это одна сплочённая семья, благодаря которой «КамАЗ» известен всему миру как сильнейший соперник западным грузовикам. (Приложение 1.)
Рис.4.Состав команды «КАМАЗ – мастер»
Сегодня в составе команды «КАМАЗ – мастер», полностью сформированной из камазовских спортсменов:
5 обладателей Кубка мира;
16 мастеров спорта международного класса;
12 заслуженных мастеров спорта России;
16 мастеров спорта.
Особенностью коллектива являются технически грамотные специалисты, которые все имеют высшее образование. Их главное преимущество в том, что в максимально короткий срок, специалисты способны устранить любую поломку, что часто происходит на соревнованиях. Зачастую исход гонки напрямую зависит от скорости ремонта автомобиля.
Основой всей команды стало принципиальное требование Семёна Якубова – на результат должна работать вся команда, каждый её участник. Нет никаких звёзд, которых обслуживают все остальные. Каждый член команды вносит свой вклад в победу, на подиум поднимается самый опытный, но побеждают все. Каждый новый участник должен соответствовать высоким стандартам лидера и подбирается с невероятным пристрастием. Тут нет места бездушным машинам, любая работа чрезвычайно важна и все понимают, ради чего стараются, понимают, что делают их товарищи по команде и, при необходимости, могут друг друга заменять, что неоднократно и происходило. Порой в процессе ротаций механик может стать инженером, а - инженер пилотом или штурманом. И т акой непростой путь тут проходит каждый.
Примечательно, что президент Татарстана является одним из участников команды, а именно почётным её членом. Принимает раз в году участие в ралли Desert Challenge.
Рис.6. В.Г.Чагин и президент РТ Р.Н.Минниханов
На данный период руководителем команды является Владимир Геннадьевич Чагин – самый яркий представитель камазовской школы спортивного мастерства, обладающий непревзойдённой пока никем в мире международных ралли – рейдов в классе грузовиков техникой спортивного пилотирования. Его имя внесено в золотую книгу России «Великая Россия. Личности». Он – лауреат Национальной премии «Серебряный лучник», кавалер ордена «Знак почёта», ордена Дружбы. Ему присвоено звание «Почётный гражданин г. Набережные Челны». Награждён медалями «В память 1000-летия Казани», «За доблестный труд», знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Татарстан», знаком Министерства Обороны РФ «За образцовую эксплуатацию автомобильной техники». Является участником и победителем многих ралли, двухкратный Чемпион России, обладатель кубка России. В 2011 году ему вручили орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».
Рис.7. Стенд музея, посвящённый команде «КАМАЗ – Мастер»
Владимир Чагин – выпускник средней школы № 15, является их частым гостем. В музее школы есть стенд, посвящённый команде «КАМАЗ – мастер» и конкретно Владимиру Чагину. Многие материалы подарены им лично. Я посетил музей, побеседовал с учителем Миляевой Галиной Николаевной, которая рассказала мне много интересного из школьной жизни замечательного спортсмена.
Рис.8. Музей школы №15
Команда постоянно пополняется молодым коллективом, ведь профессиональный спорт постоянно нуждается в достойной молодой замене ветеранам спорта.
В процессе своего исследования я пообщался с автогонщиком Айратом Мардеевым, пошедшему по стопам своего отца – прославленного раллийного пилота, трагически погибшего в ДТП в 2014 году. Еще учась в школе, мальчик практически не вылезал из цеха команды «КАМАЗ – Мастер». С 11-летнего возраста неоднократно побеждал в соревнованиях по картингу. В 2006 году Айрат попал в команду «КАМАЗ – Мастер», где начинал со сборки, испытаний и доводки спортивных автомобилей. На следующий год занял место механика в экипаже своего отца в соревнованиях «Хазарские степи». В 2008 году на этапе «Тихий Дон» в качестве пилота Айрат завоевал бронзу. На сегодняшний день в его копилке огромное количество наград и побед.
Глава 3. Главный герой гонок – КАМАЗ
Каждая гонка вносит корректировки в автомобиль. В каждой последующей модели проводится глубокая модернизация узлов и агрегатов, а также работа над ошибками и слабыми местами, которые проявились непосредственно на гонке (Приложение 2).
В первом своей истории ралли – рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310. Уже в начале 90 – х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251. Это были первые «двухосники». Машину оснастили мотором, мощность которого форсировали с 430 л.с. до 500; установили двигатель посередине шасси – это сделало грузовик более устойчивым; кабину сделали цельнометаллической, усилив её каркасом безопасности.
В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками – КАМАЗ 49252.На нём стоял двигатель в 750 л.с.; машина имела среднемоторную компановку и крупные 25- дюймовые колёса.
Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Спортивный КАМАЗ 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 л.с. Но двигатель оказался слишком мощным и выводил из строя трансмиссию; ломались коробки передач и редукторы.
В 2002 году Международная автомобильная федерация (FIA) наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой. Об этом стало известно всего до полгода до старта. В краткие сроки был создан спортивный КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 л.с. Испытательный полигон был расположен в посёлке Тарловка. После каждого испытания машину увозили на трале. И только за несколько часов до отъезда команды погрешность была найдена и устранена.
Ещё через год команда совершила новый качественный скачок, создав новую модель – КАМАЗ 4911 EXTREME. Его нарекли «летающим грузовиком». С двигателем в 830 л.с. автомобиль за 10 секунд разгонялся до 100 км/ч.
На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ 4326 VK. В нём сдвинули назад мотор на 40 см и кабину на 20 см, тем самым повысив характеристики его управляемости на высоких скоростях и улучшив охлаждение двигателя.
В 2018 году создали новый болид – КАМАЗ 43509. Установили шестицилиндровый двигатель мощностью 980 л.с. До 100 км/ч болид разгоняется за 6 секунд. Были оборудованы цифровыми дисплеями места всех членов экипажа: водительское, штурманское и место механика. Машина оснащена 6 – ступенчатой автоматической КПП с гидротрансформатором, которая даёт возможность переключать передачи без потери момента. За 2019 год машина претерпела серьёзную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, уменьшено усилие на рулевое колесо, оптимизирован центр тяжести автомобиля. Это уменьшило опасность опрокидывания болида, повысило среднюю скорость автомобиля; машина стала более отзывчивой на стремительные изменения направления движения.
Рис.9. КАМАЗ с кабиной К5
В 2021 году вышла новая модель КАМАЗ – 435091. Это не просто болид с новой кабиной, а полностью новая разработка и 18-й гоночный автомобиль в истории «синей армады». Полноприводный грузовик с рядным шестицилиндровым турбодизелем отличается не только другой кабиной, но и формой кузова – конструкцией с характерным изломом за кабиной. За руль нового автомобиля сядет действующий победитель «Дакара» Дмитрий Сотников. «Поведение грузовика уже сейчас больше похоже на джип… Стала меньше масса и понизился центр тяжести. У машины есть потенциал для прогресса», - поделился первыми впечатлениями пилот.
Глава 4. Достижения команды «КАМАЗ – мастер»
1988 год – первое официальное соревнование команды на ралли «Ельч», итог: второе и четвёртое место.
В 1989 году удалось выиграть «серебро» и «бронзу» в международном ралли – рейде «Обжектив Сюд».
В 1990 году на «Ралли Фараонов» спортсмены получили четвёртое место.
В 1991 году итогом участия команды в легендарной гонке «Париж – Дакар» стали второе и третье места.
В 1992 году на дистанции ралли – рейда «Париж – Пекин» была завоёвана «бронза».
В 1995 году на «Мастер – Ралли» была одержана первая победа в истории команды.
В дальнейшем команда «КАМАЗ – Мастер» также принимала участие в следующих ралли: «Дакар», «Шёлковый путь» - серия «Дакар», «Дезерт Челленж», «Хазарские степи 2010», этап чемпионата России «Калмыкия», «Кубок России», «Оптик 2000 Тунис», «Италиан Бажа», «Мастер – Ралли», «Пор Лас Пампас», «Трансориенталь», «Ралли Востока – Каппадокия», «ралли Востока» и других.
В 2007 году на 5 – ом этапе «Ралли Дакар 2007» экипаж Владимира Чагина угодил в аварию, в результате которой экипаж сошёл с гонки. В этом сезоне в общем зачёте команда заняла второе место.
На «Ралли Дакар» в 2011 и в 2015 годах автомобили команды завоевали первое, второе и третье места одновременно в общем зачёте.
Всего в течение первого десятилетия 21 века команда «КАМАЗ – Мастер» завоевала 42 первых места, 12 вторых и 7 третьих. За этот период спортсмены также принимали участие в Чемпионатах России, «Кубке России» и «Кубке Мира».
С 2013 года команда принимает участие в ралли – рейде «Африка Эко Рейс».
В 2016 году команда завоевала «золото» и «серебро» на ралли «Шёлковый путь».
В 2017 году команда завоевала «золото» и «серебро» на «Ралли Дакар», а также заняла весь пьедестал на ралли «Шёлковый путь».
В 2018 году – первое и третье места на «Ралли Дакар».
В 2019 году – первое и второе места на «Ралли Дакар». В июле – три первых места в ралли «Шёлковый путь».
В 2020 году команда завоевала первое и второе места на «Ралли Дакар».
В 2021 году по итогам очередного «Ралли Дакар» команда в восемнадцатый раз в своей истории одержала победу в ралли-марафоне, а также завоевала весь призовой подиум в категории грузовых автомобилей. Победителем впервые в своей карьере стал Дмитрий Сотников, обладателем второго места вновь стал Антон Шибалов, третье место досталось Айрату Мардееву.
В 2022 году вновь весь пьедестал почёта заняли наши спортсмены.
1 место занял экипаж № 500 Дмитрия Сотникова;
2 место – экипаж № 505 Эдуарда Николаева;
3 место – экипаж № 501 Антона Шибалова;
И даже 4 место досталось не соперникам, а нашему экипажу №509 пилота Андрея Каргинова. (Приложение 3).
Заключение
С момента основания команда «КАМАЗ – Мастер» выступает только на отечественных автомобилях, популяризируя российский автоспорт и продвигая на мировом уровне отечественную технику. Главным принципом команды является то, что при проектировании и постройке спортивного грузовика используются комплектующие, узлы и агрегаты производителей, являющихся поставщиками для конвейера головного предприятия. Ралли являются своеобразным полигоном для ПАО «КамАЗ» для испытания технических новинок и конструкторских разработок, идущих затем в серийное производство.
Уникальность команды в том, что она единственная среди элиты международных ралли сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики и выступает на них в соревнованиях. Для этой работы оргструктура команды включает в себя необходимые функциональные звенья: конструкторское бюро, бюро организации процессов производства, отдел маркетинга, служба главного инженера, бухгалтерия и производственный цех.
Технологии создания спортивного грузовика для бездорожья приносят результаты не только на трассах соревнований, но и находят широкое применение в модернизации серийной продукции ПАО «КамАЗ».
В июле 2016 года участок второго этапа ралли «Шёлковый путь» соединял города Казань и Уфа. По просьбе наших спортсменов 10 июля участники ралли совершили торжественный проезд по родному городу – Набережным Челнам. Караван «Шёлкового пути» встречали тысячи болельщиков. Челнинцы вышли на улицы, которые были оформлены флагами гонки.
Рис.10. Команда и мэр города Н.Г.Магдеев
Мэр города Наиль Магдеев, пожелав удачи всем участникам, тем не менее, заявил, что камазовцы – «настоящие герои нашего города, нашей страны». «Уверены, что «КАМАЗ» победит»,- сказал он.
Команда «КАМАЗ – мастер» заработала призвание ежедневной кропотливой работой и теперь по праву считается гордостью Татарстана и всей России. Благодаря ей о наших грузовиках узнали во всём мире.
В 2021 году вышел сериал «Мастер», прототипами которого стали пилоты команды «КАМАЗ-Мастер», значит, интерес к спортивной команде города Набережные Челны возрастает.
Ц ель исследования: изучить историю создания спортивной команды «КАМАЗ – мастер» и этапы ее развития достигнута. В ходе работы я посетил экспозиции, связанные с историей команды, побывал на испытательном полигоне и лично встретился с автогонщиком Эдуардом Николаевым, у которого взял интервью. Он показал и рассказал мне, как оборудована кабина гоночного болида.
Я уверен, что команда «КАМАЗ – Мастер» всегда будет в авангарде мирового автоспорта и принесёт нашему городу и стране ещё много побед.
Список использованной литературы
«KAMAZ» корпоративный журнал ОАО «КамАЗ» №3, 2007, с. 22-23
Интернет – ресурсы
Официальный сайт КАМАЗ-мастер [Электронный ресурс] https://kamazmaster.ru (дата доступа: 1.11.2021).
Википедия [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki (дата доступа: 1.11.2021).
4. Татар - информ [Электронный ресурс] https://www.tatar-inform.ru/news/semen-yakubov-uhod-iz-kamaz-mastera-odno-iz-samyh-trudnyh-resheniy-v-moey-zhizni-323647
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные участники команды «КАМАЗ – Мастер»
№ |
ФИО |
Должность |
Звания |
1 |
Кабиров Ф.З. |
Ветеран |
Заслуж. мастер спорта России; Заслуж. мастер спорта РТ |
1 |
Чагин В.Г. |
Директор |
Заслуж. мастер спорта России; Заслуж. тренер России; мастер спорта междунар. класса |
2 |
Савостин С.Г. |
Зам по пр-ву и развитию |
Заслуж. мастер спорта России; мастер спорта междунар. класса |
3 |
Беляев А.Р. |
Зам по внеш. связям |
Заслуж. мастер спорта |
4 |
Бадретдинов Ф.Т. |
Зам по детск. программам |
Заслуж. мастер спорта России; заслуж мастер спорта РТ |
5 |
Валеев В.Д. |
Зам по спец. пректам |
|
6 |
Губа В.И. |
Тех. директор |
Мастер спорта |
7 |
Хайруллин Э.А. |
Зам по маркетингу |
|
8 |
Николаев Э.В. |
пилот |
Заслуж. мастер спорта России |
9 |
Мардеев А.И. |
пилот |
Заслуж. мастер спорта России |
10 |
Каргинов А.О. |
пилот |
Заслуж. мастер спорта России |
11 |
Сотников Д.С. |
пилот |
Мастер спорта междунар. класса |
12 |
Шабалов А.Ю. |
пилот |
Мастер спорта междунар. класса |
13 |
Куприянов С.В. |
пилот |
|
14 |
Никитин Д.Н. |
штурман |
Кандидат в мастера спорта |
15 |
Мокеев А.В. |
штурман |
Заслуж. мастер спорта России |
16 |
Свистунов Д.П. |
штурман |
|
17 |
Ахмадеев Р.Х. |
штурман |
Мастер спорта |
18 |
Яковлев Е.В. |
штурман |
Мастер спорта междунар. класса |
19 |
Куприянов А.В. |
штурман |
|
20 |
Татаринов И.А. |
механик |
|
21 |
Ахметзянов И.Р. |
механик |
|
22 |
Галляутдинов А.З. |
механик |
|
23 |
Леонов И.И. |
механик |
|
24 |
Рыбаков В.Ю. |
механик |
Мастер спорта |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Усовершенствование автомобиля КамАЗ
КамАЗ 4310 КамАЗ 49250 КамАЗ 4925
(1988 г) (1993 г) (1994 г)
КамАЗ 49255 КамАЗ 49256 КамАЗ4911 EXTREME
(1997 г) (2002 г) (2003 г)
КамАЗ 4926 VK КамАЗ 43509 КамАЗ 43509 К5
(2007 г) (2018 г) (2021 г)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Список побед в ралли «Дакар»
Год |
Команда |
Маршрут |
||
Пилот |
Страна |
Производитель |
||
2022 |
Дмитрий Сотников (1) Эдуард Николаев (2) Антон Шибалов (3) Андрей Каргинов (4) |
Россия |
КамАЗ-43509 К5 |
Саудовская Аравия |
2021 |
Дмитрий Сотников (1) Антон Шибалов (2) Айрат Мардеев (3 ) |
Россия |
КамАЗ-43509 |
Саудовская Аравия |
2020 |
Андрей Каргинов |
Россия |
КамАЗ-43509 |
Саудовская Аравия |
2019 |
Эдуард Николаев |
Россия |
КамАЗ-43509 |
Перу |
2018 |
Эдуард Николаев |
Россия |
КамАЗ-4326-9 |
Перу — Боливия — Аргентина |
2017 |
Эдуард Николаев |
Россия |
КамАЗ-4326-9 |
Парагвай — Боливия - Аргентина |
2015 |
Айрат Мардеев |
Россия |
КамАЗ-4326-9 |
Буэнос-Айрес — Икике — Буэнос-Айрес |
2014 |
Андрей Каргинов |
Россия |
КамАЗ 4326-9 |
Росарио — Боливия — Вальпараисо |
2013 |
Эдуард Николаев |
Россия |
КамАЗ 4326-9 |
Лима — Сан-Мигель-де-Тукуман — Сантьяго |
2011 |
Владимир Чагин |
Россия |
КамАЗ 4326-9 |
Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес |
2010 |
Владимир Чагин |
Россия |
КамАЗ 4326-9 |
Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес |
2009 |
Фирдаус Кабиров |
Россия |
КамАЗ 4326-9 |
Буэнос-Айрес — Вальпараисо — Буэнос-Айрес |
2006 |
Владимир Чагин |
Россия |
КамАЗ 4911 |
Лиссабон — Дакар |
2005 |
Фирдаус Кабиров |
Россия |
КамАЗ 4911 |
Барселона — Дакар |
2004 |
Владимир Чагин |
Россия |
КамАЗ 4911 |
Клермон-Ферран — Дакар |
2003 |
Владимир Чагин |
Россия |
КамАЗ 4911 |
Марсель — Шарм-эш-Шейх |
2002 |
Владимир Чагин |
Россия |
КамАЗ 49256 |
Аррас — Мадрид — Дакар |
2000 |
Владимир Чагин |
Россия |
КамАЗ 49252 |
Париж — Дакар — Каир |
1996 |
Виктор Московских |
Россия |
КамАЗ 49252 |
Гранада — Дакар |