Феномен женщины на войне

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Феномен женщины на войне

Загидуллина А.А. 1
1МБОУ СОШ №4 Верхнеяркеево
Ибрагимова А.А. 1
1МБОУ СОШ №4 Верхнеяркеево
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля[7]. Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения. В результате происходит нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм социального контроля. Такие социальные отклонения, такое поведение называется девиацией, девиантным поведением[8].

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от социальных норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление).

В настоящее время проблема изучения позитивного девиантного поведения подростков становится все более актуальной.

В моем исследование я попыталось проследить девиатное поведение, а именно героизи женщин в годы Великой Отечественной войны. Люди, живущие в наше время, сильно изменились по сравнению с теми, кто жил в годы Великой Отечественной Войны.

Объектом исследованиявыступает позитивное девиантное поведение-героизм женщин в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Предмет исследования: вклад женщин в достижение победы советского народа над фашистскими захватчиками.

Целью данной работы является всестороннее изучениедевиантного поведения женщин в годы Великой Отечественной войны и их вклад в дело Победы.

Исходя из заявленной цели, нами решаются следующие задачи:

Понять сущность девиантного поведения;

Изучить особенности девиантного поведения в годы войны на примере женщин;

Провести социальное исследование по отношению к девиантому поведению среди учащихся;

Проследить специфику изменения сознания и роли женщины к началу Великой Отечественной войны;

Сквозь призму рассмотретьроль легендарной женщины на примере ЛюдмилыПавличенко.

Методы исследования:

- изучение литературы и сбор материала о Великой Отечественной войне;

- изучение научно-популярной литературы и электронных ресурсов;

-  анкетирование

- обобщение и анализ данного материала.

Гипотеза проекта:

Если мы будем знать о героях Великой Отечественной войны, то сохраним благодарную память для будущих поколений.

Ожидаемые результаты:

1. Осознать себя как высоконравственный человек, любящий свою родину на примере героев женщин.

2. Получить в ходе исследовательской работы новые исторические факты и сведения.

Глава I. Феномен женщины на войне

Участие женщин в боевых действиях и процесс мобилизации в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война является одной из самых масштабных и кровопролитнейших в истории нашей Родины. Война зашла в дом к каждой семье и унесла за собой миллионы людей. История не знала столь чудовищных преступлений, как те, которые совершили фашисты. В этот страшный период проявились лучшие черты советского народа – непоколебимое мужество, сила духа, самопожертвование, милосердие и патриотизм. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что вся доблесть и героизм народа помогли одержать Победу, которая досталась дорогой ценой. Число потерь в Великой Отечественной войне составило 26,6 миллионов людей[6, с 204].

В 2020 году наша страна будет праздновать 75-ю годовщину Великой Победы над фашистской Германией. В нашей стране помнят подвиг советского народа и чтут память о погибших

Участие женщин в войне было массовым. Насчитывается от 500 тысяч до 1 миллиона советских женщин прибывших в ряды действующей армии. Женщины в СССР не были военнообязанными, однако значительные потери советских войск на начальном этапе войны привели к тому, что в 1942 году в СССР была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и в тыловые соединения. Но нельзя говорить о том, что женщины в принудительном порядке вступали в ряды Советской Армии лишь от нехватки мужчин. Многие из них добровольцами с первых дней войны вступали в ряды солдат, и каждая хотела внести свой вклад в защиту Родины[6, с. 204].

В годы Великой Отечественной войны на женские плечи упали все тяготы военного бремени. Им пришлось заменить большую часть мужского населения на производстве, они составили подавляющую часть медицинского персонала, сражались с врагом в составе боевых подразделений, отважно боролись с захватчиками в составе партизанских отрядов. Участие женщин в войне было массовым[9 с 13-16].

До начала страшного и кровопролитнейшего события в истории нашей страны военнообязанными считались женщины, которые имели медицинскую, ветеринарную и техническую подготовку – это было регламентировано в 13 – ой статье Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятого 1 сентября 1939 года [1]. Но, несмотря на это с первых дней войны многие женщины добровольцами вступали в ряды Советской Армии, проходили боевую подготовку и отправлялись на фронт.

Трагические события начала Великой Отечественной войны вынудили советское руководство провести массовую мобилизацию женщин в ряды Красной Армии. Это было связано с возникшим дефицитом мужского контингента в армии, изменением организационной структуры и невероятным духовным порывом патриотически настроенных женщин. За один только 1942 год на основании постановлений Государственного Комитета Обороны было проведено несколько массовых мобилизаций женщин в ряды Советской Армии. Первая мобилизация, согласно постановлению ГКО от 28 марта 1942 года направила на службу 100 тысяч девушек в части противовоздушной обороны. Им предстояло заменить мужчин в зенитной артиллерии, зенитно – пулеметных и зенитно – прожекторных частях, частях аэростатного воздушного заграждения и службы ВНОС [2]. Вторая мобилизация женщин была проведена 13 апреля 1942 года. 30 тысяч женщин прибыли для замены мужчин в армейских и запасных частях связи и тыловых узлах [3]. Постановлением ГКО от 18 апреля 1942 года была проведена третья мобилизация женщин для замены мужчин в Военно-воздушных силах СССР [4]. Она предназначалась для отправки на фронт 40 тысячи женщин на должности административно – хозяйственной службы. Следящая мобилизация 40 тысячи женщин была проведена 5 мая 1942 года в Военно – морской флот. Представленные мобилизации послужили началом массового вовлечения женщин для несения военной службы в различных боевых формированиях советских войск[5].

В процессе привлечения женщин в ряды Красной Армии были выработаны принципы и критерии отбора для ведения боевой деятельности. Прежде всего, привлекались физически здоровые девушки, годные для прохождения боевой службы, в возрасте от 18 до 29 лет. И особенно от них требовалось образование не ниже 5 – 7 класса[10 с.176].

Юные девушки были готовы к подвигу, но не были готовы к войне. Суровая армейская дисциплина, неудобная солдатская форма, отсутствие общих и специальных женских средств гигиены, дефицит медицинского и гинекологического обслуживания, сложное прииспользование боевое оружие и тяжелые физические нагрузки – все это стало невероятным испытание для женщин[11 с 270-274].

Мотивы массового добровольного вовлечения советских женщин в ряды Советской Армии остаются актуальными для исследований и сегодня. Безусловно, этому факту способствовала агитационно – пропагандистская политика СССР 1930 – 1940 – х годов, которая была направлена на поддержание патриотических чувств посредством политических плакатов и художественных фильмов. Но ключевую роль сыграли личные мотивы женщин, которые были основаны на глубоком чувстве патриотизма и осознанном желании отомстить врагу за своих близких[12, с. 322].

У войны не женское лицо, но на протяжении всей истории нашего государства женщинам приходилось сталкиваться с ней. Они стремились оказать любую помощь действующей армии для борьбы с врагом. Укреплявшийся веками дух сильной русской женщины особенно ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. Массовое добровольческое участие и героизм советских женщин стал тому подтверждением.

Глава II. Участие женских формирований в боевых действиях

Великой Отечественной войны

2.1Боевая работа женщин на фронтах

Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны женщинам пришлось овладеть хладнокровной профессией снайпера. Советский Союз был единственным государством, который готовил хрупких созданий для такой безжалостной деятельности. На курсах ОСОАВИАХИМа и Центральной женской школе снайперской подготовки были обучены сотни девушек, которые по призыву Родина отправились на её защиту (см. Приложение №3, рис 1)

Как же может быть женщина связана с такой хладнокровной профессией? Согласно данным психофизиологической науки женщина лучше мужчин предрасположена для этой воинской специальности. Именно у женщин порог терпения выше, чем у мужчин, они лучше приспособлены к работе в экстремальных условиях, обладают более обострёнными системами восприятия, моментально срабатывает боевая интуиции, заложенная природой. Женщина заранее подготовлена к ведению боевых действий, не испытывает на поле боя чувство растерянности. К процессу маскировки, столь важному в снайперском деле, женщины подходят творчески, с большой изобретательностью, этот процесс органичен для них. И самое важное женщины делают более плавное нажатие на спусковой крючок, что позволяет добиться точности в выстреле. Результативность действий женщины-снайпера всегда будет выше, чем у мужчин[13].

Каждая из женщин-снайперов убивая врагов, переживала личную душевную травму. Но им каждый раз приходилось бороться с состраданием к людям на той стороне фронта. У каждой в голове была мысль о том, что все её действия направлены на защиту Родины. Многие из девушек, которые не могли открыть боевой счет, отправлялись в тыл для обучения новобранцев[14 с. 293].

В ходе изучения данной проблемы перед нами встал вопрос. Почему советские женщины выбирали именно эту воинскую профессию? Что же привлекало тех, кто не владел снайперской специальностью и уходил на фронт, когда война уже шла полным ходом? Ответ на данный вопросы достаточно суров. Многие из девушек приходили в военкоматы сиротами, вдовами. И каждая из них хотела отомстить за своих родных. А воинская специальность снайпера предполагала точный результат боевой деятельности.

Самым страшным для женщин снайперов было попасть в плен. Их определяли по синяку на плече, который образовывался после продолжительной боевой деятельности от удара винтовки[14]. Женщины-снайперы очень серьезно относились к своей воинской деятельности. На охоту девушки всегда брали с собой две гранаты: одну для себя, другую для врага. Если же попадали в плен, то учесть у них была ужасная. Первым делом им выкалывали глаза, потом после долгого издевательства убивали.

Пережив все тяготы войны женщинам-снайперам, вернувшись с фронта, пришлось столкнуться с новыми испытаниями. Многим из них приходилось скрывать о своей воинской деятельности. Страх преследовал каждую из них на протяжении всей жизни. Им пришлось столкнуться с проблемами социальной адаптации, устройстве личной жизни. Но каждой из них хватило духа найти свое место в мирной жизни. Они осваивали новые профессии, выходили замуж, некоторым из них посчастливилось родить детей. Война оставила большой след на их здоровье и огромную рану в душе. Но, несмотря на все тяготы, они нашли в себе силы жить!

2.2 Людмила Михайловна Павличенко

Героические подвиги выдающихся женщин – военнослужащих являются неотъемлемой частью данного исследования. Боевой путь девушек добровольцев был усеян болью и страданиями, которые внесла в их жизни кровавая война. Именно поэтому стоит рассмотреть биографии некоторых женщин – военнослужащих, которые отдавали свое здоровье, а иногда и жизни приближая Победу.

2015 году в кинотеатрах прошёл показ фильма под названием «Битва за Севастополь», рассказавший нам о легендарной женщине – снайпере. Её имя – Людмила Павличенко. Мужество и героизм этой молодой женщины меня настолько поразило, что я решила более подробно узнать о её судьбе.

В годы Великой Отечественной войны на всю страну громко звучало имя русской героине, лучшей женщине – снайпере Советского Союза Людмилы Михайловны Павличенко(см. Приложение №3, рис 2). На счету молодой девушки было 309 солдат и офицеров фашистской армии.

Война застала студентку четвертого курса в Одессе, когда та проходила преддипломную практику в Государственной научной библиотеке. Мечтала посвятить себя прекрасному делу – учить детей своему любимому предмету.

22 июня 1941 услышала речь Молотова и решила отправиться добровольцем на фронт. В военкомат она надела лучшее платье и туфли, но попытка вступить в ряды Советской Армии провалилась. Над ней просто посмеялись. Возможно, военком, тогда просто не представляя, что перед ним стоит не хрупкая девушка, а лучший снайпер, настоящий воин, будущая легенда. Только во второй раз ей удалось убедить военных в своей значимости на фронте[14].

С каждым днём снайперское мастерство возрастало. За ночь она ликвидировала 3-5 вражеских целей. В один из боев она уничтожила девятнадцать фашистов, за это ей было присвоено звание младшего сержанта. За службу и успехи в уничтожении противника была награждена именной винтовкой[16, с. 544].

С Германии прибыл снайпер-ас, который день за днём убивал советских солдат. Людмиле предстояла проявить всё своё мастерство для его ликвидации. Пролежала она несколько суток в засаде, выжидая промаха противника. У измученной войной Людмилы уже не было сил ждать. Дала возможность немецкому снайперу определить себя тем самым на несколько секунд поставив его в состояние ожидания. Сделав первый выстрел она точно поразила свою цель, в ответ получила удар в плечо. Это была последняя схватка легендарного снайпера Л.М. Павличенко. К этому моменту на её счету было 309 солдат и офицеров фашистской армии.

Она объездила всю Америку призывая открыть второй театр военных действий. Газеты тиражировали её фото, музыканты посвящали ей песни, публика встречала её ошеломительными аплодисментами. Но более всего американцы запомнили её выступление в Чикаго. Она произнесла речь, которая заставила американцев задуматься: «Джентльмены. Мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?». Очевидцы рассказывали, что воцарилась тишина и через мгновение зал взорвался овациями. Эти слова поменяли ход войны. Участие Людмилы Михайловны в дипломатической поездки в США сыграло не маловажною роль для открытия второго фронта [13].

После возвращения с Америки она не смогла вернуться на фронт. Служила инструктором в снайперской школе «Выстрел». 25 октября 1945 года за мужество и воинскую доблесть ей было присвоено звание Героя Советского Союза, единственной из женщин-снайперов удостоенной этого звания при жизни. Умерла 27 октября 1974 года в Москве.

Людмила Михайловна Павличенко была легендарной женщиной, её подвиг является примером стойкости, силы духа и любви к Родине. Солдаты шли в бой с ее именем на устах. Не менее известным её имя было как у наших союзников, так и у врагов. «Леди смерть» называли её в западных газетах. За всю боевую деятельность она не проиграла ни одно сражение. Она выиграла все свои войны, и как солдат, и как дипломат, и как женщина.

Глава III. Социологическое исследование

3.1 Социологический опрос старшеклассников 6-8 классов МБОУ СОШ №4

Я провела социологический опрос среди учащихся старших классов МБОУ СОШ №4 .Всего было опрошено 35 человек (вопросы анкеты – (см. Приложение №1) результаты опроса приставлены в виде диаграмм (см. Приложение №2).

В анкетировании участвовало 35 человек, МБОУ СОШ №4

Учащимся школы было задано 4 вопроса:(см. Приложение №1).

На первый вопрос: «Сможете ли назвать пример положительного Девиантного поведения женщин во время войны»

В результате опроса я получила следующие результаты:(см. Приложение №2).

1) 32 ученика (65% школьников) не знают пример положительно девиатного поведения женщин во время войны. 15 учеников (31% учащихся) знают фамилию одного примера девиантного поведения, и только 2 ученика (4%)смогли привести пример (диаграмма 1). Поэтому можно сделать вывод: большинство учащихся школы не знают примеров положительно девиатного поведения среди героев женщинВОВ.

2-3) Также школьникам был задан вопрос о просмотре фильма «Битва за Севостополь» в результете я выяснила, что половина опрошенных не смотрели этих фильм м не знали до просмотра фильма кто такая Людмила Павличенко (диаграмма 2.3) фильме можно было проследить яркий пример положительного девиатного поведения в лице героини фильма Людмилы Павличенко.

4) на четверный вопрос, «Какие подвиги в годы Великой Отечественной войны совершили женщины?» было выявлено среди опрошенных(71% опрошенных) не знают о подвигах женщин. 14 школьников (29% опрошенных) знают какие подвиги совершилиженщины в годы ВОВ (диаграмма 4). Поэтому можно сделать вывод: большинство ребят не интересуются подвигами женщин.

Было выяснено, что большинство ребят не знаютничего о женщинах-героях, и знают об их подвигах всего лишь малая часть учащихся, однако практически все владеют информацией о Великой Отечественной войне. И значит ее изучение – это необходимость.Меньше половины опрошенных даже не смотрели фильм «Битва за Севостополь»  поэтому данное исследование поможет моим сверстникам глубже понять девиатное поведение с положительной стороны, а именно события и последствия Великой Отечественной войны на примере жизни женщин, воевавших в годы войны.

Мы, молодое поколение, должны сохранять память о подвигах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над проектом, я сделала вывод, что историю героизма и самоотверженности женщин в годы войны нужно рассказывать школьникам, что бы они могли хранить память и передавать ее будущим поколениям.

Исследование позитивному девиантному поведению-героизм женщин, Великой Отечественной войны только начато, поэтому свою работу я намерена продолжить и собрать дополнительную информацию о других участниках и тружениках Великой Отечественной войны.

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.

Подводя итог исследованию, отметим следующие выводы. Женщина и война – совсем не совместимые понятия. На самой страшной, кровопролитной, безжалостной войне XX века они стали не разлучными. Великая Отечественная война стала для нас примером мужества, стойкости, патриотизма, силы духа и героизма советских женщин.

В годы Великой Отечественной войны на женские плечи упали все тяготы военного бремени. Им пришлось заменить большую часть мужского населения на производстве, они составили подавляющую часть медицинского персонала, сражались с врагом в составе боевых подразделений, отважно боролись с захватчиками в составе партизанских отрядов. Участие женщин в войне было массовым. Насчитывается от 500 тысяч до 1 миллиона советских женщин пребывших в рядах действующей армии. Трагические события начала Великой Отечественной войны вынудили советское руководство провести массовую мобилизацию женщин в ряды Советской Армии. Это было обусловлено как личными мотивами, так и объективной необходимостью страшного военного времени.

В СССР за годы Великой Отечественной войны была проведена специальная подготовка женщин более чем по двадцати воинским специальностям. Обучение женщин – новобранцев осуществлялось на базе военных училищ, запасных частей, курсов, учебных центров и школ. Но основные знания приобретались девушками на месте прохождения боевой службы. Проведенная подготовка женщин – новобранцев в годы Великой Отечественной войны способствовала укреплению обороноспособности страны.

Девушкам приходилось преодолевать моральные и физические нагрузки для уничтожения противника. Война оставила большой след на их здоровье и огромную рану в душе. Женщины – военнослужащие отважно сражались в войсках противовоздушной обороны.

Изучение проблемы участия женских формирований в боевых действиях будет способствовать воспитанию чувства патриотизма и проявлению любви к истории нашей Родины.

По нашему мнению женские боевые формирования внесли значительный вклад в дело Победы. История не знала массового героизма женщин до начала Великой Отечественной войны. Милые, хрупкие создания стали невероятной силой в борьбе с немецкими войсками и их союзниками. Страшный враг не смог сломить их мужество, стойкость, отверженность и уничтожить горячее, смелое, любящее свою Родину сердце!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Закон о всеобщей воинской обязанности. URL: http:// rkka.ru /docs /all / z010939.htm (дата обращения: 20.12.2022).

Постановление Бюро МГК ВЛКСМ о мобилизации комсомольцев и некомсомольцев в Красную Армию от 13.08.1942. Москва – Фронту. 1941 – 1945 гг. М.: Наука, 1966.

Постановление ГКО СССР № 1488 «О мобилизации девушек-комсомолок в части ПВО» от 25 марта 1942 г. URL: http://rg.ru/2015/12/22/rodina-mobilizaciya.html (дата обращения: 16.11.2019).

Постановление ГКО СССР № 1595 «О замене в фронтовых, армейских и запасных частях связи и тыловых узлах связи красноармейцев женщинами» от 13 апреля 1942 г. URL: http://rg.ru/2015/12/22/rodina-mobilizaciya.html (дата обращения: 16.11.2019).

Приказ о мобилизации в ВВС 40000 женщин для замены красноармейцев-мужчин от 19.04.1942 г. № 0297. Ф. 4, оп. 11, д. 70, л. 369-371. Подлинник. URL: http://militera.lib.ru/docs/da/nko_1941-1942/10.html (дата обращения: 20.12.2022).

Литература

Абинякин Р.М. Офицерский корпус Добровольческой армии: социальный состав, мировоззрение. 1917–1920 гг.: Монография. Орёл: Издатель А. Воробьёв, 2005. 204 с.

Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

Будко А.А., Грибовская Г.А. Женщина-воин, женщина-жертва // Военно-исторический журнал. 2004. № 3. С. 13 – 16.

Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. 176 с.

Гуленина Н.В. Женские боевые формирования в годы Великой Отечественной войны // Наука сегодня: теория, практика, инновации: сб. материалов Международной науч. – практ. конф. М.: Издательство «Олимп», 2016. С. 270 – 274.

Дмитриева В. Вот это летчица! Героини: очерки о женщинах — Героях Советского Союза. М.: Политиздат, 1969. 322 с.

Озеров Л. Девушка с винтовкой // Красная звезда. 1942. URL: http://0gnev.livejournal.com/251011.html (дата обращения: 16.11.2019).

Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М.: Мысль, 1974. 293 с.

Потапов А.А. Искусство снайпера. М.: ФАИР, 2001. 544 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Анкета

1) Сможете ли назвать пример положительного Девиантного поведения женщин во время войны

а) Могу

б) знаю только одного

в) знаю несколько

Напиши пример героев женщин.

Смотрели ли фильм «Битва за Севастополь»

А) нет

Б) да

В) мне это не интересно

Знали ли Людмилу Павличенко до просмотра фильма?

А) нет

Б) да

4) Какие подвиги в годы Великой Отечественной войны совершили женщины?

а) Не знаю

б) Конечно знаю

Напиши, какие подвиги в годы ВОВ совершили женщины.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Приложение № 3

Материалы фотоархива женщин-военнослужащих – участниц Великой Отечественной войны

Рисунок 1. Снайперы перед отправкой на фронт. 1943 гг.

Рисунок 12. Людмила Михайловна Павличенко

Просмотров работы: 285