История развитие хохломского промысла. Космическое звучание хохломских узоров в авторских работах

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История развитие хохломского промысла. Космическое звучание хохломских узоров в авторских работах

Дулина М.В. 1
1 МБОУ «СОШ № 6 им. А.С. Пушкина» г. Калуги, МБОУ ДОД ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги
Шепелева С.Н. 1
1МБОУ ДОД ДЮЦКО «Галактика»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В жизни общества происходят изменения, имеющие отражение в эстетических взглядах и утрате значимых ценностей. Замена одних идеалов другими, возникновение новой ценностной системы является в настоящее время проблемой ценностей в российском обществе и характеризуется коренными изменениями взглядов на нее.

Чтобы сохранить уникальное лицо своей культуры необходимо обратиться к духовным истокам, лежащим в недрах русской культуры. Наша задача знакомить людей с русскими народными промыслами, сохранять, развивать и передавать его следующим поколениям.

Золотая Хохлома — один из ста­ринных самобытных русских на­родных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизнен­ный уклад целых поколений и явля­ющийся неотъемлемой частью рос­сийской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения дра­гоценного металла и своеобраз­ная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, укра­шенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, распо­ложенный в 80 километрах от Нижнего Новгород.

Начиная с XVII века, на всю Россию славилась распис­ная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда из­готавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и ху­дожественной отделки, и предна­значалась для дарения именитым гостям и иностранным послам [5].

Актуальность:

Хохлома является не только эстетическим ресурсом, но и культурным наследием России, которое необходимо изучать, сохранять и развивать.

Цель исследования: пробуждение интереса к русской национальной культуре через хохломскую роспись и создание авторских работ.

Задачи:

определитьисточниквозникновения;

выявитьосновныеразновидности;

изучитьтехнологию.

Предмет исследования: хохломская роспись, как промысел.

Объект исследования: развитие хохломского промысла.

Гипотеза: Знание народного промысла, как драгоценный сплав традиций, сложившийся в народных ремеслах и принесенный мастерами древней живописи, помогает изучению культуры страны.

Глава I. История возникновения хохломского промысла

Возникновение Хохломы и её развитие до середины XIX века

На территории современного Ковернинского района Нижегородской области во 2-й половине XVII в. возник хохломской промысел. Название промыслу дало торговое с. Хохлома — центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII — начале XX вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Сохранившиеся в музеях деревянные сосуды XV, XVI и XVII веков, изготовлявшихся при монастырях, не имеет поверхности близкой Хохломе. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» изготавливали деревянную посуду — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашивали «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Беглые кержаки-старообрядцы – иконописцы и мастера миниатюры, противники патриарха Никона, бежавшие из Москвы, первыми стали заниматься хохломской росписью. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. По данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Приемы письма серебром вместо золота в XVII - XVIII веках стали известны широкому кругу русских иконописцев. В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси [5].

Развитие хохломского промысла с середины XIX века и до наших дней

Изделия с росписью "под фон", относящиеся к середине XIX века, почти единичны. Растительный орнамент в технике "под фон" и "кудрина" в XIX веке исполнялись мастерами редко, чаще травные узоры, художественное наследие Хохломы стало беднее. В Нижегородском краеведческом музее находится дуга, с парными геральдическими золотыми львами у основания и розетки наверху у отверстия для прикрепления колокольчика, помеченная 1857 годом.

Во второй половине XIX века, с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает широкое распространение. В XIX веке наблюдался расцвет промысла, наладились поставки на внешний рынок в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского - Костромской. Наблюдалось разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок.

Ранние изделия Хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта.В конце XIX - начале XX века - для Хохломы тяжелые времена. Снизился спрос на деревянную расписную посуду, вытесняемую фабричной продукцией. Ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт. Художники, пытались приспособить изделия к вкусам городских покупателей, создавали образцы "под старину". Их начали изучать, коллекционировать.

Во время Великой Отечественной войны промысел потерял значительную часть художников, в боях на Днепре погиб талантливый орнаменталист Анатолий Григорьевич Подогов. Не стало Архипа Михайловича Серова, Семена Степановича Юзикова, Ивана Егоровича Тюкалова. Многие мастера не вернулись с фронта.В послевоенные годы задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодежи. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы. В Ковернинском районе Горьковской области, отдаленном от Семенова, с молодыми мастерами занимались старейшие художники - Николай Григорьевич и Никанор Григорьевич Подоговы и Федор Андреевич Бедин. Изучению традиционных основ промысла помогало собрание хохломских орнаментов, созданное Николаем Григорьевичем Подоговым. 

В 40-е - 50-е годы в промысле выступают два самостоятельных направления, со своими художественными традициями. Одно связано с работой мастеров Ковернинского района Нижегородской области, а другое - с коллективом Семеновской фабрики и художественной школы. В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской мат­решки.

В 2004 году на предприятии «Хохломская роспись» начали изготавли­вать концептуально новые изделия - панно с живопи­сью. Это авторские рабо­ты, совмещающие в себе два вида искусства: живо­пись и декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись.

В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. Продукция эк­спортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменис­тан, США, Канаду, Францию, Гер­манию, Англию, Японию, Испанию и другие. Для туристов на фабрике орга­низованы увлекательные экскур­сии, которые знакомят с историей промысла, технологическим процессом. На фабрике есть ассортимент­ный кабинет, где с 1972 года хра­нятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка - 2 метра 67 см и полутора - метровая чаша [5].

1.3. Первые мастера

Существует три версии происхождения промысла.

По первой, наиболее цитируемой, в лесных краях Заволжья расписывали «под золото» деревянную посуду старообрядцы. Люди, искавшие спасения от гонений на «старую веру», укрылись в деревеньках и селах нижегородчины, а так как среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры, свои умения они постепенно начали передавать местному населению.

История хохломской росписи, скорее всего, не случилась бы без мастеров-старообрядцев, которые познакомили людей, живущих в близких к Хохломе селах, с красочными рукописными книжными заставками, с каллиграфией кистевого письма и, наконец, с примерами растительного орнамента. А местные умельцы были блестящими токарями, которые передавали новым поколениям навыки производства посудных форм и объемной резьбы. Слияние направлений и привело к возникновению промысла.

Но есть и другая версия. Согласно ей, промысел начал зарождаться еще до появления старообрядцев на этих землях. В селах Мурашково и Лысково, а также в небольшом селе Семеновском (ныне – город Семенов, центр хохломы) изготавливали деревянную посуду и блюда для застолья. Окрашивали посуду оловянным порошком, что предшествовало появлению будущей «золотой» хохломы.

Есть и народная версия рождения хохломы. По легенде роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту, талантливому иконописцу. После церковной реформы он уехал подальше от столицы и укрылся в Заволжье, чтобы создавать иконы по прежнему образцу и украшать росписью посуду. Но кто-то донёс о нём патриарху, и тот отправил военных. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но прежде завещал людям сберечь своё дело.

Наиболее яркими представителями хохломской росписи считают - Георгия Петровича Матвеева, Антонину Петровну Кузнецову, Наталью Александровну Денисову-Чикалову, Екатерину Николаевну Доспалову [Приложение II].

Глава II. Художественно-декоративный и технологический компоненты хохломского промысла

2.1 Технология хохломской росписи и её видовое разнообразие

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое.

Верховая роспись - великолепный ажурный рисунок пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Выделяют три типа орнамента: «Травная роспись» напоминает травы: осоку, белоус, луговик - древний вид росписи. «Под листок или под ягодку» - остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. «Под пряник» применяется внутри чашки или блюда геометрическая фигура, украшенная травой, ягодами, цветами.

В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: «под фон» и «кудрину». Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, иногда с изображения птиц, рыб. Затем фон заливается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти наносят «травные приписки» - ритмичные мазки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера.

Роспись «под фон» - трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались для подарка, выполнялись на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. 

Например, жизнь деревянной чашки, самого старинного по форме изделия, начиналась у токаря.    За день опытный мастер мог выточить до сотни чашек.   Взяв определенной величины кусок дерева — баклушу, ложкарь разрубал ее на то количество кусков, сколько могло получиться ложек.  В Хохлому в эпоху расцвета точения посуды свозили до миллиона штук изделий ежегодно. Процесс изготовления хохломской росписи изделий начинался с просушки. Белая посуда точилась из сырого дерева, пятнадцать суток выдерживалась при комнатной температуре. Производили вгонку изделия - грунтовали, обмазывали глиной. Древесина очень пористый материал, её промазывали, чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина - вап, процесс пропитки изделий глиной стал называться ваплением. Провапленное изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было высохнуть. 

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом при помощи кусочков шерсти. Небольшое время его снова выдерживали, чтобы слой глины смешался с маслом, а затем шлифовали, протирая всю поверхность изделия лычным мочалом и окончательно — отрепьем льна. Цель шлифовки — вогнать в поры дерева промасленную массу и удалить песчинки и всю лишнюю массу. После шлифовки изделие ставили для просушки на досках в истопленную печь и держали там четыре-пять часов.

Третья операция — шпаклевка, то есть замазка изделия смесью глины с олифой. Эта смесь должна заполнить все неровности, сучки, трещины и другие дефекты древесины. Готовую замазку мастер кладет на нужное место и притирает пальцем, удаляя скребком лишнюю массу. Прошпаклеванное изделие снова ставится для просушки.
    Следующий этап — обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Приготовление олифы — особый и сложный процесс, который знали только старые мастера, храня друг от друга секрет ее состава. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова и снова подсушивались, и лишь после этого ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифленное изделие лудили - обмазывали оловянным порошком, чтобы оно стало серебряным, под лаком - золотым. 

В конце XIX века изобрели алюминиевый порошок, которым пользовались вместо олифы. Лужение холодным способом (от обычного горячего способа дерево могло загореться) — гениальная находка хохломичей. Долго держали в секрете этот способ, и лишь в наше время он стал широко известен. Заключается он в умении при разнообразных сложных манипуляциях с разными составными веществами превращать бруски олова в мелкий порошок, который и втирается особым тампоном — куколкой — в проолифленное изделие, оно становится светлым и блестящим, как серебро. Луженое изделие готово к расписыванию красками. 

Предыдущие операции связаны с техническими приемами, на этом этапе требуется умение свободно писать кистью. Расписанные луженые изделия ставили в печь для закалки. Олифа от печного жара желтела, и под ее пленкой серебро начинало светиться золотом. Труд этот был очень тяжелым. Как уже отмечалось, только состоятельные крестьяне имели красильни, а те, кто победнее, производили окраску в том же помещении, где жили. Вот что рассказывала Софья Ивановна Родичева, красильщица из Семенова, в свое время пятнадцать лет проработавшая на скупщика, купца Булганина: «В избе было копотно, дымно и грязно, угарно от краски. Иногда так сильно угорали, что лежали по трое суток, теряли зрение. Вообще у всех красильщиков к старости зрение становилось очень плохое». 
     Русские печи в домах красильщиков, так же, как и в красильнях, были с низким устьем. Верх печи огораживали досками, поперек их укладывали брусья — колосники. На специальных досках на колосники и ставили подсушивать ложки. 
     В красильнях работать было легче, хотя тоже не просто. В печь окрашенную посуду ставили сразу, как только печь истопится и из нее выгребут жар, а для того чтобы разместить посуду в глубине топки, нужно было залезать внутрь. Для этого надевали на себя брюки, пиджак, сапоги, старались все делать быстрее, но, когда вылезали — одежды уже дымились. На печь за один раз закладывали до пятидесяти тысяч ложек, а в печь — от пяти до восьми тысяч.

Современный технологический процесс хохломской росписи

1- Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).

2- Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.

3- Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.

4- Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.

5- Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.

6- Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.

7- Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при     температуре 100°С.

8- Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283, с промежуточной сушкой и шлифовкой.

9- Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200° С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.

2.2. Элементы хохломской росписи

Основные элементы хохломской росписи: «Осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». «ведущий стебель - криуль», листья, ягоды, ветки.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. «Осочки» - самый простой элемент хохломского узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; «Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге; «Усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента; «Кустик» - это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов – «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков». «Криуль» - состоит из «заситков» одинаковой длины закрученных попеременно то в верх, то вниз, а также красных и черных «кустиков».

2.3. Изготовление авторских работ под Хохлому на космическую тему

Мочесник расписанный под Зыкинскую Хохолому

Ход работы

Покрываю фон золотым и зелёным цветом акрила.

Составляю композицию из элементов росписи.

Изображаю музей имени К.Э. Циолковского.

Изображаю композицию на космическую тему.

Покрываю изделие лаком.

Доска под пряничный стиль хохломской росписи на золотом фоне

В объединении Исследователь «Карандаш - волшебник» проведены мастер-классы по Хохломе

Заключение.

Этапы развития росписи.

1. Становление промысла - конец XVII- начало XVIII века.

2. Увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных, появляются новые цвета: коричневый, зеленый, желтый 80 - 90 годы XIX века.

3. Период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е годы XX века. Формирование два основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

Хохломская роспись по дереву является одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области, возникшем в конце XVII века в селах, расположенных по берегам реки Узолы. Хохлома - название торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее весь промысел получил название хохломской росписи.

Список литературы

1.   Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.

2.   Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.

3.   Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков. - М., 1960.

4. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин.-М., 1983.

5. Электронные ресурсы: http://promisly.ru/nhp/khokhlomskaya-rospis-semenov

Приложения

Приложение I.

Легенда о возникновении хохломы

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».

Приложение II

Художники, внесшие значительный вклад в развитие «Золотой хохломы».

Георгий Петрович Матвеев 1875 - 1960. Антонина Петровна Кузнецова 1908 - 1993. Наталья Александровна Денисова-Чикалова 1917 - 1970. Екатерина Николаевна Доспалова 1932 - 2001.

Георгий Петрович Матвеев

1875 - 1960

Основатель художественной школы обработки дерева.

Уроженец с. Ульяново Лукояновского уезда. Учился в художественной мастерской А. О. Карелина (в 1905-1906 гг.) и мастерской А. Е. Дмитриева-Оренбургского в Петербурге. Был знаком с А. М. Горьким. В 1916 г. при участии Д. В. Сироткина открыл в Семенове школу по художественной обработке дерева. В 1934 г. организовал музей кустарных художественных изделий. Досконально изучил и обосновал стадии производства хохломской росписи. Выпускники школы Матвеева стали первыми мастерами созданного в 1931 г. художественно-промышленного комбината «Экспорт», который затем был переименован в «Хохломскую роспись».

Антонина Петровна Кузнецова

1908 - 1993

Выпускница школы ХОД, главный художник, художник по росписи травных орнаментов.

Окончила Семеновскую школу художественной обработки древесины (1925-1928) и Семеновский техникум механической обработки древесины (1933). Художник народно-прикладного искусства («Хохломская роспись»). Член Союза художников России с 1945 г. Участница выставки народной росписи 1953 г. (Горький); народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР (Москва, 1957); хохломских изделий (Москва, 1936); работ женщин-художниц к Международному женскому дню (Москва, 1939); народного искусства Горьковской области (Москва, 1966).

Наталья Александровна Денисова-Чикалова

1917 - 1970

Художник богатых и разнообразных творческих возможностей.

Уроженка г. Семенова. Окончила отделение хохломской росписи Семеновского ФЗУ (1925-1931). Работала художником артели «Экспорт» с 1934 г., главным художником фабрики «Хохломская роспись» с 1957 по 1965 гг. Художник богатых творческих возможностей. Обращалась к новым орнаментальным мотивам, например, ввела в роспись ажурные веточки хмеля с золотистыми плодами и декоративными листьями. Ее травное письмо отличается легкостью и непринужденностью композиционного решения. С именем Н. А. Чикаловой-Денисовой связан расцвет хохломской росписи в послевоенный период. Член Союза художников России с 1946 г. Участник отечественных и зарубежных выставок декоративно-прикладного искусства.

Екатерина Николаевна Доспалова

1932 - 2001

Главный художник с 1965-1997г. Автор интерьерных видов мебели городского дизайна. Новое направление посудной группы.

Родилась в Кировской области. В 1947-1950 гг. училась в Семеновской художественной профтехшколе. С 1956 г. — художник, с 1963 г. — главный художник фабрики «Хохломская роспись». С 1966 г. постоянная участница международных выставок. Разработала формы более 200 наименований новых изделий, принятых к производству. Произведения Е. Н. Доспаловой имеются в Музее народного искусства НИИХП, Нижегородском художественном музее, Музее кустарно-художественных изделий в Семенове. В 1967 г. удостоена золотой медали ВДНХ. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1969). Заслуженный художник РСФСР. Народный художник РФ. Именем художницы названа улица в г. Семенове.

Просмотров работы: 543