Старообрядчество моей малой Родины. Леонтьевский скит д.Беливо

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старообрядчество моей малой Родины. Леонтьевский скит д.Беливо

Лобкова Л.В. 1
1МОУ Новинская СОШ
Пшеничникова И.Г. 1
1МОУ Новинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

 

Духовно-нравственные ценности старообрядчества являются важной темой в современной России. В настоящее время эта тема обрела второе рождение в связи с общим вниманием к истории России и значимости исследования такого культурно-исторического феномена, как церковный раскол.

Актуальность проекта: Реализация данного проекта позволит осуществить преемственность поколений, сохранить историческую память. Работая над проектом, надеемся повысить эффективность патриотического воспитания.Духовно-нравственные ценности старообрядчества являются важной темой в современном мире. В настоящее время эта тема обрела второе рождение в связи с общим вниманием к истории России и значимости исследования такого культурно-исторического феномена, как церковный раскол и его духовная культуры. Наша школа расположена рядом с одним из удивительных мест связанных с историей старообрядчества. Это Гуслицкое селение Беливо, которое является одним из самых интересных и с исторической, и с культурной точки зрения местом. Истари оно было важнейшим старообрядческим центром Гуслицкого края, именно рядом с Беливо располагался самый крупный из гуслицких монастырей-обитель старца Леонтия. Но всю эту историю нам нужно помнить, чтить и уважать. То далекое пошлое должно служить примером для молодого поколения.

Гипотеза: предположить, что после реализации этого проекта будет накоплен богатый информационный материал, который в дальнейшем смогут использовать учащиеся, учителя истории и музеи школы и городского округа. Участникам проекта представится возможность публично выступить с результатами реализации проекта на научно-практических конференциях и опубликовать материал в изданиях СМИ.

Цель проекта: благоустройство и восстановление памятников старообрядчества на территории Орехово-Зуевского городского округа

Задачи проекта:

1.Раскрыть духовно-нравственные ценности старообрядчества в истории России, малой Родины, моей семьи, как культурно-исторического феномена.

2.Рассмотреть преемственность религиозных традиций русского старообрядчества

3. Изучить и исследовать краеведческий материал о старообрядчестве моей малой Родины .

4.Развить интерес к истории и достопримечательностям своей семьи, своей малой Родины, страны.

Методы: библиографический, сравнительно-описательный, исследовательский и статический.

Практическая значимость: возможность применения материала на уроках истории, краеведения, классных часах; привлечение общественности к реализации проекта; благоустройство и восстановление памятника. Привлечением учащихся на работы по благоустройству будет решена еще и проблема занятости подростков в летний период.

Срок реализации проекта: июнь-август 2023 г.

3. Старообрядчество и история России

Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

Историки Русской Церкви Н. Каптереви Е. Голубинский убедительно доказали, что реформы Патриарха Никона, так называемые «никоновы новины» были малообоснованны, и старообрядцы во многом, хотя и далеко не во всем, были абсолютно пpавы в своем несогласии с ними. Однако эта формальная пpавота обоpачивается нравственной непpавотой в отношении стаpообpядцев к самой Церкви. Эта огpомная нpавственная непpавота заключается в том, что для ярых пpивеpженцев пpотопопа Аввакума форма нескольких богослужебных обрядов, почти бытовая традиция, оказалась важнее самой Церкви.

Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевныСофьи были объявлены вне закона. Трагедия раскола состояла в том, что с самого начала в их рядах не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего еще в 1654 году и не оставившего себе преемника. Но по каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Священники дониконовского поставления очень скоpо умеpли.

3.1 Раскол старообрядчества

Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования "истинного" духовенства).

Наиболее крайняя часть стаpообpядцев решила, что после pефоpм Никона благодать полностью исчезла из Цеpкви и следует смиpенно ожидать гибели миpа и Стpашного Суда. Эти отвеpгнувшие священство стаpообpядцы получили название беспоповцев. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Кеpженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосовское, часовенное, спасов, аpистово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дыpников и бегунов.

Другая, более практичная, часть стаpообpядцев решила, что по нужде можно прибегать к священникам, получившим поставление в Никонианской Церкви, если они проклянут Никоновы новины и получат надлежащую испpаву. Эти стаpообpядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников. У стаpообpядцев-беглопоповцев всегда была жива мечта о собственном епископе, но заиметь его они смогли только в середине 19-го столетия. Причем и среди этих приемлющих священство стаpообpядцев нет литургического единства, так как одна часть из них признает иеpаpхию, восстановленную в 1846 году находившимся за штатом Константинопольского Патpиаpхатабоснийским митрополитом Амвросием, а другая принимает иеpаpхию, основанную в 1923 году перешедшим в стаpообpядчество викарным епископом Саратовской епархии

Николаем (Позднеевым), который pазоpвал общение с Московским Патpиаpхомпо причине своего уклонения в обновленчество.

Поповщинаделится на:

Беглопоповское согласие (Древлеправославная Старообрядческая Церковь);

Белокриницкое согласие (Русская Православная Старообрядческая Церковь);

Единоверие.

В 1864г. император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах.

Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при Императоре Николае I. Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1971 году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года, «узаконивших» раскол. Анафемы на пpивеpженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды pавночестными с принятыми в Русской Православной Церкви. Следует помнить, что взятые в отдельности обряды нимало не спасительны.

По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол pазделил pусский наpод на два класса по самому важному для pусского человека пpизнаку pелигиозной веpы. На пpотяжении двух с лишним столетий люди, искpенне считавшие себя пpавославными, испытывали дpуг к дpугу недовеpие, вpажду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение,

духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

4. Старообрядчество моей малой Родины.

Место в котором я проживаю тесно связано с историей старообрядчества Орехово-Зуевского городского округа.Мне хотелось бы рассказать о старообрядцах нашей местности. Гуслицкое селение Беливо является одним из самых интересных и с исторической, и с культурной точки зрения. Истари оно было важнейшим старообрядческим центром Гуслицкого края, именно рядом с Беливо располагался самый крупный из гуслицких монастырей-обитель старца Леонтия. Помимо нее в окрестных лесах, на «гривах» - лесистых островах среди топких болот, существовали и другие монастыри.

Для древнеправославных иноков здесь было самое спокойное место. Этому спокойствию способствовала и самая дикая, не тронутая до второй половины 19 столетия природа, пограничье этой местности с Покровским уездом Владимирской губернии, а также практически сплошное старообрядческое окрестное население. В селении Беливо стояли «с самых времен раскола» старообрядческие общественные храмы-моленные.

Полностью проследить историю старообрядческих моленных в Беливо невозможно. Старообрядчество Гуслиц, равно как и других регионов Российской империи, существовало в полуподполье и тщательно скрывало от властей свои святыни.

Беливо с одной стороны было обычным старообрядческим селением, одним из десятков входивших в знаменитые Гуслицы.

С другой стороны, с самого начала никоновского раскола Беливо было важным духовным центром гуслицкого, да и не только гуслицкого староверия. В приход входило восемь населенных пунктов: Беливо, Загряжская, Тереньково,

Смолево, Новое, Стенинская, Дуброво и Заволенье, с 5 тысячами прихожан. Беливо всегда было центром грамотности среди своего прихода и соседних гуслицких приходов, особенно крюкового пения. Сюда учиться славянской грамоте и крюковому пению приезжали далеко из соседних губерний.

Самым известным мужским монастырем в Гуслицах, основанный приблизительно вскоре после никоновского раскола во второй половине XVII столетия, монастырь о. Леонтия. Но не смотря на известность обители, информации о ней весьма мало. Этот старинный духовный центр фактически никогда серьезно не изучался.

О монастыре отца Леонтия Степан Алексеев пишет следующее:

«В трех верстах от селения Беливо на гористой местности, покрытой сосновым, некогда непроходимым лесом, как говорит предание, в 1671 году был основан старообрядческий мужской монастырь. В виду начавшихся в этот период времени гонений на старообрядцев, пользуясь тем, что здесь место очень глухое, кругом непроходимые болота, монастырь скоро начал наполняться, желающими жить вдали от мирских печалей.

Число братии вскоре значительно увеличилось, так, что явилась потребность в создании монастырского храма, где бы братия монастыря могла удовлетворять свои духовные потребности. Вначале молились в простом доме – кельи. Материалом для постройки храма служил вековой лес, растущий в изобилии кругом монастыря. Не было недостатка и в рабочих, так как из братии много было людей, занимавшихся прежде плотничными работами. Быстро был выстроен храм и освещен в честь Введения в церковь Пресвятыя Богородицы. Этот храм существовал до самого разорения монастыря, последовавшего в царствование Императора Николая 1-го.

Существовавшие в монастыре стройное пение и выразительное чтение, строгое исполнение церковного устава, суровая жизнь братии - все это привлекало

толпы богомольцев из окрестных селений и снискало монастырю заслуженное уважение и любовь гусляков.

Год от года монастырь рос с невероятной быстротой. Число братии достигло более 150 человек. Были выстроены: монастырская гостиница, здание библиотеки и мн. другое.

Одной из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром является монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет.

Многие старики передавали, что этой школе обязаны гусляки своей поголовной грамотностью.

В конце XVII столетия монастырь находился в полном расцвете и величии.

В это время настоятелем монастыря был о.Иерон, которому много и обязана такая славная деятельность монастыря. Отец Иерон имел много знакомства среди старообрядческого купечества Москвы, которое и помогало материально монастырю. Кончина настоятеля монастыря о.Иерона повергла всю братию в великую печаль.

Новый настоятель монастыря инок о. Леонтий, на которого пал жребий после покойного о.Иерона, был из числа братии этого же монастыря. Среди всей братии он пользовался любовью и уважением.

Инок о.Леонтий до избрания своего в настоятели много путешествовал по монастырям русским и несколько раз бывал в Иерусалиме и в других местах святой земли.

Приняв на себя великий сан настоятеля монастыря, о. Леонтий весь отдался на служение монастырю; особенно строго следил за исполнением монастырского устава и сам был примером для братии.

Но недолго пришлось править монастырем новому настоятелю о. Леонтию: над монастырем нависли грозные тучи. Врагу рода человеческого было противно, что здесь так истово славилось имя Божье. По повелению императора Николая первого монастырь был полностью разрушен, братия

разбежалась по лесам, некоторые были схвачены властями и заключены в темницы, где и пострадали за веру Христову, перенося тяжкие томления…

Но святое место не было забыто».

Спустя много лет питерская газета «Новое Время» дала свое описание ежегодного торжества на месте староверческой святыни. «Из Гуслиц: В разоренном старообрядческом скиту, на границе Гуслиц, близь селений Беливо, Мисцево и Понарино 23-24 июня происходило стечение богомольцев, являющихся из всех окрестностей на поклонение к гробнице старообрядческого угодника о. Леонтия. В нынешнем году(1890г.) число богомольцев простиралось до 15000. Вся обширная скитская лужайка запружена была народом. В пруде, расположенном под взгорьем, несмотря на холодную ключевую воду, массы купающихся обоих полов; полоскание детей, шум, крик. У колодца, ископанного когда –то о.Леонтием и вычерпанного за эти дни до дна, сидит толпа с кувшинами, по очереди дожидающаяся натека воды на дне источника. Другие нагребают из-под могилы песок в узлы, как запас домой целительного средства от различных болезней. В тележках навезли недужных и расслабленных, чающих движения воды. День и ночь идут беспрерывные молебствия, отправляемые старообрядческими книжниками из ближайших селений. Изредка молебствуют здесь и старообрядческие попы, но, конечно опасаются …»

Как видно, даже нестарообрядческие источники подчеркивали многолюдство паломничеств на место Беливского Леонтьева монастыря и что интересно, они вопреки своему обыкновению, не поливают грязью имя староверческого старца, а именуют его просто « о. Леонтием», как угодника православного.

На месте Леонтьева Монастыря ежегодно собираются на молитву. (Приложение 1)

Из местных жителей на подобных молебнах бывают в подавляющем большинстве представители старшего поколения.

К настоящему времени почитание места старинной старообрядческой обители очень слабое. Если в конце 19 столетия сюда стекалось до полутора десятков

тысяч паломников, то ныне на молебен на Преполовение их здесь всего по несколько десятков человек. Многие гусляки, особенно представители

молодых поколений, и понятия не имеют ни о месте Леонтьева, ни о его славном настоятеле.

Селение Беливо, с его приходом, располагавшимися в окрестных лесах монастырями и их духовной ролью в старообрядческих Гуслицах, ныне стали историей.

Но всю эту историю нам нужно помнить, чтить и уважать.

То далекое пошлое должно служить примером для молодого поколения Старая Вера – это традиционализм, перенесенный на русскую Землю. Староверы – соль русского народа. Они сохранили самые глубинные, сущностные черты. Без возрождения Старообрядчества, без взращивания, пусть иногда искусственного, тех ростков Старой Веры, что есть в России нельзя говорить о Руси Православной. Другими словами, Россия не возродится без Церкви, а Церковь не возродится без Старообрядчества.

5. Традиции старообрядчества моей семьи

Говоря, о традициях старообрядчества в нашей семье, я хотела бы рассказать о семье моей бабушки. Длинными зимними вечерами моя бабушка часто рассказывала о своей жизни, как в четырнадцать лет она пошла работать на фабрику в город Ликино-Дулево, о том, как в войну их посылали на торфоразработки. Молодым девушкам было очень тяжело, но они не унывали. Они часто ходили в церковь как прихожане и помогали вести службу в качестве псаломщиков. Когда в Россию пришла Великая Отечественная война дед бабушки ушел на фронт защищать Родину, но домой не вернулся. И только глубокая вера в Бога помогла нашей семье выстоять в это нелегкое время. Из поколения в поколение в семье хранятся и бережно передаются иконы старого письма, рукописные книги религиозного содержания со старинным гуслицким письмом. Таким образом, любовь и уважение к традициям старообрядчества воспитана во мне с раннего детства.

6. Заключение

В ходе поисковой работы мне удалось узнать много интересных фактов о

феномене старообрядчества, что отстаивание собственных религиозных убеждений, необходимость выживания в экстремальной среде обитания, природно - климатических условий и социальные факторы способствовали формированию особой системы нравственных ценностей, религиозных традиций старообрядцев, которые помогли им не только выжить, но и добиться высокого уровня жизни: в быту, искусстве и ремесле.

Эта работа увлекла меня и я уверена, что сбор материала будет продолжен.

Считаю, что работа не закончена, хотелось бы расширить работу и привлечь жителей деревни и соседних поселений к пополнению нашего материала, в помощь по поддержанию благоустройства памятника старины.

Наш край – край староверов, считаю нужным обратить внимание на религиозные традиции старообрядчества в обращении к образу Богородицы. Будем рады любой помощи и материалам о мастерах - иконописи нашего края.

Библиография:

1. «Старообрядцы» Нижний Новгород, 1909 г.

2. «Селение Беливо в Гуслицах», С.С. Михалков, Москва, Археодоксiя, 2009 г.

3. «Гуслицы», Историко-краеведческий альманах, Ильинский погос, 2010 г.

4. «Правила благочестиваго поведения в доме Божием», Донской и Кавказской епархии, 2008 г.

5. «Духовные стихи», Маргарить, Ржев, 2003 г.

6. «Вы зашли в храм», О.А. Хохлов, 2010 г.

7. «Русское старообрядчество», С.В. Зеньковский, М: Институт ДИ-ДИК,

2006 г.

Приложение1

Леонтьевский скит д.Беливо Орехово-Зуевский городской округ

Просмотров работы: 39