Введение:
Как известно семья — это важнейшая ценность, играющая основную роль в жизни человека, общества и государства. Без нее невозможна жизнь. В Дагестане человек должен знать свои корни, историю своей семьи (своего тухума) до 7 колена, это очень важно. Основным объектом исследования стала история моего рода (тухума).
Актуальность:
Причастность к тухуму налагала на человека большую ответственность. Нахождение в составе тухума придавали горцу и его семье надежность и защищенность от любых посягательств со стороны.
Изучив историю своего рода мне представилась возможность подготовить проект и рассказать об истории своего рода (тухума), стремясь сохранить национальную самобытность и в дальнейшем не утратить связь с предками и потомками.
Цель работы:
Рассказать об истории рода «Шейхиер»
Ознакомиться с понятием «Генеалогия»
Проанализировать полученные сведения
Объект исследования: История рода «Шейхиер»
Гипотеза: Зная историю своего рода, своей семьи, бережно храня установленные в них традиции и адаты, почитая светлую память предков человек, формирует уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
Основная часть:
По мнению ученых, название моего рода «Шейхиер» (по-рутульски Шихийер) произошло от основателя рода, который был Шейхом (Шейх — это почетное звание видного исламского богослова). Мои предки являются основателями с. Хнюх в Рутульском районе Республики Дагестан. Хнюх - одно из самых древних рутульских сел, расположенное высоко в горах, среди альпийских лугов. Название села переводится, как ребенок, оно связанно с тем, что там лечили детей от различных болезней, которые приезжали в Хнюх со всех уголков Южного Дагестана.
Согласно нашему семейному преданию основателями рода «Шейхиер» являются братья: Нурмагомед, Алимагомед и Мазый, жившие в 16-17 вв. По одной из версий они пришли на рутульские земли из Арабских стран, а именно из Сирии с целью распространения религии Ислам, являясь последователями легендарного Салахадина (Султана Египта и Сирии).
По имеющимся данным потомством обладали, только двое из братьев: Нурмагомед и Алимагомед, а Мазый был не женат и детей у него не было. Мазый был известен, как Султан Мазый гаг, что в переводе с рутульского языка означает «Дядя Мазый». Мазый был почитаемый арабским Шейхом. Именно Мазый начал лечить детей, также помогал бездетным супругам обрести потомство. После его смерти люди продолжали приходить в село, подавая милостыню нуждающимся в надежде укрепить здоровье или обрести потомство.
Существует предание о том, как однажды Мазый гаг вместе с пастухами пасли овец на горе под названием Цайлахан, которая находится далеко от Хнюх. День или два пути. Неожиданно поздно вечером гонец принес весть из Хнюха о том, что мать Мазый гага тяжело заболела. Для скорейшего исцеления матери Мазый Гагу было необходимо закутать мать в свежеснятую шкуру барана. Так как все стадо села на тот момент паслось на горе Цайлахан, Мазый Гаг поспешил доставить барана в Хнюх. Каково было удивление пастухов, когда рано утром он вновь оказался на горе, преодолев расстояние туда и обратно. Люди очень уважали Мазый Гага.
У другого моего предка Нурмагомеда был сын Адам. У Адама был сын Шихай, который был очень известным шейхом, а также знахарем. Будучи пожилым человеком Шихай отправился погостить к своему другу в соседнее село Играх, где он скоропостижно умер. Похоронили его там же. Со временем его потомки возвели в родном селе в честь Шихая мавзолей (Гюмбез), который на сегодняшний день является самым старым сохранившемся сооружением в селе. Надписи на мавзолее позволили нам определить точные даты жизни моих предков. Также его использовали как место для жертвоприношения и раздачи милостыни.
Еще одним моим предком был Амрах. От славного имени, которого происходит наша фамилия – Амраховы. Амрах был человеком очень уважаемым, сильным и смелым. Предположительно он был женат на дочери старшины с. Шиназ, которого звали Серкер. Серкер был человеком очень влиятельным. В силу своей своенравности и непреклонности у Амраха было много недоброжелателей. Один из них подослал убийцу в село, который убил Амраха сзади со спины, во время совершения молитвы. Люди в мечети пытались предупредить Амраха. Люди в мечети пытались предупредить его о нападении, но он смиренно продолжил совершать молитву. Убийца бежал, но был найден и пойман братьями убитого - Мурсалом, Ильясом и Мацаем. Убийцу доставили в Хнюх, где он умер позорной смертью, а именно был задушен женской рукой с помощью платка. Так братья отомстили за смерть храброго Амраха.
Султан единственный сын Амраха, родился в 1895 году. Застав Великую Отечественную войну ушел добровольцем на фронт в 47 лет. Принимал участие в битве за Кавказ с фашистскими захватчиками на территории современной Грузии. К сожалению, во время сражений Амрах пропал без вести. У него было четверо детей: Шахабудин (мой прадед), Мирзабек, Абдулкерим и дочь Майрам.
Шахабудин мой прадед (славное имя которого носит мой старший брат) родился в 1933 году. Он проходил службу в Венгрии, был участником Венгерских событий. По возвращению со службы он переехал жить в г. Дербент.
В 1975 году братья Таибовы из нашего рода (тухума) организовали переселение из Хнюха на равнину. Им были выделены земли возле Самурского леса недалеко от берега Каспийского моря в с. Бил-бил Казмаляр Магарамкентского района.
Моя семья, мой дедушка Шамиль, отец Амир, я и братья: Шахабудин и Вагаб также проживаем в г. Дербент, где когда-то обосновался мой прадед Шахабудин.
Практическая часть:
После того, как мой отец Амир построил дом в высокогорном Хнюхе, мы стали часто посещать родной край. Во время поездок мы узнавали все новые факты о жизни наших славных предков, мы решили составить генеалогическое древо и продолжить дальнейшее исследование в этом направлении.
Заключение:
Проведя эту работу, я узнал, что такое генеалогия. Представил информацию о своем славном роде (тухуме). Поставленные мною задачи и цели были достигнуты.
Выдвинутая мною гипотеза - если мы будем знать историю своего рода, своей семьи, бережно храня установленные в них традиции и адаты, почитая светлую память предков, мы тем самым сформируем уважительное отношение к родителям и старшему поколению, стремясь сохранить и приумножить семейные ценности и в будущем привить их своим детям.
В результате исследования я узнал, откуда взяла свое начало наша семья, как жили наши предки до нас. Я пришел к выводу, что мои предки — это достойные, трудолюбивые, отзывчивые люди, готовые прийти на помощь, добрые, защитники Родины. Я могу гордиться ими и брать с них пример, буду стараться воспитать в себе эти качества, принося пользу своей семье, обществу, своей Великой стране, Республике и всему родному краю. Я сохраню генеалогическое древо нашей семьи, чтобы передать его следующему поколению, ведь краса ветвей, зависит от корней.
Список использованной литературы:
Х.М. Джалилова Рутулы Махачкала 2004 год
Г. М-С Мусаев Рутулы Махачкала 1997 год
А.О. Булатов Подвижники ислама Москва, Издательство РАН, 2003
Р.А. Рамазанов А.Р. Рамазанов Историко-этнографические материалы народов Рутульского района. Махачкала 2012
Т.М. Сиверцева Дагестанское село: Вопросы идентичности (на примере рутульцев) сб. ст. Москва, Б.И. 2003
Н.И. Кузнецов В дебрях Дагестана. Императорское русское географическое общество. Петербург, 1913
Приложение:
Мавзолей-гюмбез Шихая в с. Хнюх
Дом Старшины Серкера (слева) в с. Шиназе, и полуразрушенный дом Амраха в Хнюхе. И там и там, в архитектуре присутствует тройная арка.
Родословная тухума
Представители моего тухума Шейхийер, перед родовым домом в с. Хнюх,
1970 г.
Султан Амрахов. Участник Великой Отечественной Войны
Шахабудин Амрахов. Первый представитель моего тухума в Дербенте.
Дом в Хнюхе, построенный моим отцом и дедом
Я изучаю Мемориальную плиту в с. Хнюх, посвященную не вернувшимся с войны
Изучаю родовые старинные постройки в родном селе